Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Шкала прямой и косвенной агрессии

(Источник: Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007)

 

 

Данная шкала была разработана К. Бьерквистом и его коллегами для измерения у младших школьников трех типов агрессии: физической, вербальной и косвенной.

Ребят просят указать, как ведет себя каждый из одноклассников, если он поссорился со школьным товарищем или просто сердится на него.

Методика используется для определения уровня того или иного типа агрессии у каждого ученика в классе. Оэтому в ней указываются имя и фамилия одноклассника, поведение которого оценивается.

 

Имя, фамилия одноклассника ____________________________________________________

Обведи кружком цифру, которая соответствует твоему мнению.

0 – никогда

1 – редко

2 – иногда

3 – довольно часто

4 – очень редко

 

Бьет одноклассников
Не принимает в свою компанию
Кричит на товарища или спорит с ним
Из мести заводит дружбу с другими детьми
Пинает (бьет ногой) другого человека
Не обращает на товарища внимание
Оскорбляет других
Сплетничает о том, на кого сердится
Ставит подножки
Наговаривает на других, рассказывает о них гадости
Говорит, что собирается кого-то обидеть
Замышляет потихоньку кому-то навредить
Пихается
Говорит плохо о товарище за его спиной
Обзывается
Предлагает другим: «Давайте не будем с ним дружить»
Отбирает что-нибудь у одноклассников
Выдает чужие секреты
Дразнится
Пишет оскорбительные записки
Валит других на пол
Ругает прическу или одежду товарищей
Дергает за волосы или одежду
Подговаривает одноклассников против того, на кого сердится

 



 

Ключ:

Физическая агрессия – пункты 1, 5, 9, 13. 17, 21, 23

Вербальная агрессия– пункты 3. 7, 11, 15, 19

Косвенная агрессия – пункты 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. 16, 18, 20, 22, 24

 

 

Графическая методика «Кактус»

(М. Памфилова)

 

(Источник:Памфилова М. Графическая методика«Кактус» // Обруч.

2000. №5. С. 12- 13)

 

ЦЕЛЬ: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка (старше 3-х лет),
выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

 

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

При проведении диагностики испытуемому выдают лист белой бумаги стандартного

размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей

восьми «люшеровских» цветов (фиолетовый, красный, серый, черный, коричневый, желтый, синий, зеленый), в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

 

ИНСТРУКЦИЯ:«На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. После завершения работы ребенку можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он измениться (что станет с иголками, размером, отростками)?

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того¸ учитываются показатели, специфические именно для этой методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

В рисунке могут проявляться следующие качества учащихся:

Ø Агрессивность– наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки отражают высокую степень агрессивности.

Ø Импульсивность– отрывистость линий, сильный нажим.

Ø Эгоцентризм, стремление к лидерству– крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Ø Неуверенность в себе, зависимость– маленький рисунок, расположенный в низу листа.

Ø Демонстративность, открытость– наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Ø Скрытность, осторожность– расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Ø Оптимизм– использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Ø Тревожность –использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Ø Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Ø Экстравертность –наличие на рисунке других кактусов и цветов.

Ø Интровертность –на рисунке изображен один кактус.

Ø Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Ø Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества– дикорастущие, пустынные кактусы.

Ниже приводятся примеры того, какие образы кактусов существуют:

 

   
Мальчик 7 лет. Агрессивно-тревожный кактус. Наличие агрессии, импульсивности, тревоги, интроверсии, стремления к лидерству и домашней защите. Мальчик 8 лет. Агрессивно-одинокий кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, интроверсии, чувства одиночества; Отсутствие стремления к домашней защите.  
     
Мальчик 7 лет. Агрессивно – испуганный кактус. Наличие агрессивности, импульсивности, неуверенности в себе, зависимости, скрытности, осторожности, тревожности, интроверсии, стремления к домашней защите.   Девочка 8 лет. Добрый экстравертированный кактус. Наличие женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите, чувства семейной общности; отсутствие агрессивности.
     
Мальчик 7 лет. Агрессивно-экстравертированный кактус. Наличие агрессивности, демонстративности, открытости, оптимизма, экстраверсии, стремления к лидерству и к домашней защите.   Девочка 9 лет. Добрый интровертированный кактус. Наличие чувства семейной общности, стремления к домашней защите, женственности, интроверсии; отсутствие агрессии.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.