Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

На рисунке 1 показана диаграмма годовых данных валового сбора основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий Республики Беларусь.

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал БНТУ «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики БНТУ»

Кафедра «Экономика предприятия»

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Национальная экономика Беларуси»

Вариант №40

 

Исполнитель: слушатель гр. ЭК-158

Лавренко Е.В.

Руководитель: Рак А.В.

К. э. н., доцент

Минск, 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ.. 1

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Задание 1. Интеграция и экономические связи Беларуси со странами СНГ. 3

Задание 2. 7

Задание 3. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 11

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение национальной экономики позволяет целостно увидеть экономику Беларуси как национально-территориальное образование, совокупность производительных сил, потенциалов и экономических институтов, основные типы хозяйст­венных систем и моделей, методологические основы фор­мирования национальной экономики в условиях становления рыночных отно­шений и государственного суверенитета, основные черты белорус­ской модели социально ориентированной рыночной экономики, условия и факторы ее становления и функционирования, анализ особенностей формирования, структуру, ключевые проблемы и направления раз­вития хозяйственных комплексов национальной экономической системы, обо­снование предложения по ее структурной перестройке, укреплению экономиче­ской безопасности, основные пути интеграции национальной эко­номики в систему мирохозяйственных связей.

 

 

Задание 1. Интеграция и экономические связи Беларуси со странами СНГ.



Глобализация как высшая стадия развития интернациона­лизации обусловила усиление взаимозависимости стран и даль­нейшее углубление международного разделения труда, измене­ние места каждого государства в мировом воспроизводственном процессе, зависимость экономического развития каждого из них от способности интегрироваться в мировую экономику. При решении проблемы вхождения в глобализированную ми­ровую экономику необходимо учитывать, что интеграционные процессы развиваются на микро-, макро- и глобальном уровне.

Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан и Грузия.

На первом этапе своего существования (1991 —1994 гг.) в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны, что явилось одной из главных причин глубокого экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. По экспертным оценкам, разрыв хозяйственных связей между бывшими союзными республиками уменьшил выпуск конечной продукции на 35—40 % .

Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:

• межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

• таможенный союз;

• общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

• валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.

Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10, в Казахстане и Туркменистане — около 10 % . В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане вместе — почти 20 % . По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей1.

Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10 % мировой электроэнергии — четвертое место в мире по ее выработке).

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

Экономический потенциал отдельных стран СНГ различен. По экономическим параметрам среди стран СНГ резко выделяется Россия — свыше половины населения, 70,1 % совокупного ВВП и 51 % промышленной продукции Содружества.

На долю Республики Беларусь приходится 3,6 % численности населения, 3,2 ВВП и 5,4 % объема промышленного производства всех стран СНГ.

Большинство стран Содружества, став суверенными, активизировали свою внешнеэкономическую деятельность, о чем свидетельствует увеличение доли экспорта товаров и услуг по отношении к ВВП каждой страны. Беларусь имеет наиболее высокий удельный вес экспорта — 70 % ВВП, тогда как Российская Федерация — 35, Украина — 56, а Узбекистан, Кыргызстан, Армения и Грузия — менее 40 % . Почти все государства Содружества переориентировали внешнеэкономические связи на третьи страны.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

• различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

• разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

• неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

• несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

• применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

• большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Действие последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ.

Хотя доля взаимной торговли отдельных стран СНГ остается достаточно высокой, ее общий объем в рамках Содружества все больше уступает объему торговли со странами вне его. Для большинства стран СНГ их основным партнером по-прежнему остается Российская Федерация, что объясняется главным образом зависимостью от ее поставок энергоресурсов, отдельных видов сырьевых товаров и машинотехнической продукции.

В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения — Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89 — товарооборота, 78 — населения и 93 % территории всех государств—участников СНГ.

Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегрирующимися странами.

Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

Дальнейшее развитие интеграционных связей стран—участниц СНГ может быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, коммуникационного и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Под воздействием глобализации каждое го­сударство корректирует свою международную специализацию, определяет свое место в мировом воспроизводственном процес­се, отрабатывает наиболее перспективные направления вхож­дения в мировую экономику.

Междунарпдной стратегией развития Республики Бела­русь является активизация процессов интернационализации, транснационализации, миграции (экспорта и импорта) капита­ла, международной интеграции, глобализации. Интернациона­лизация внутрипроизводственной деятельности позволяет со­здать предпосылки для повышения инвестиционной активно­сти; транснационализация — для развития производственного кооперирования, расширения ассортимента торговли товарами и услугами, определения места отечественных предприятий в технологической цепочке ТИК и международном разделении труда; интеграция открывает возможности для вхождения в мировую рыночную систему вследствие развития принципов свободной торговли, создания рыночной инфраструктуры; гло­бализация способствует усилению взаимосвязи с другими госу­дарствами, географической диверсификации, выходу на миро­вые рынки товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, тех­нологий, знаний и информации, участию в международных финансово-кредитных и валютных операциях, международных экономических организациях.

В качестве основных направлений моди­фикации международной специализации Беларуси можно на­звать следующие:

- развитие экспортоориентированных, наукоемких отрас­лей и производств, обладающих конкурентными преимуще­ствами, а также отраслей, которые способны стать экспортно­ориентированными на базе высоких технологий; расширение на их основе экспорта товаров и услуг;

- увеличение экспортных мощностей в обрабатывающей промышленности;

- повышение степени переработки и облагораживания экс­портируемых видов сырья и материалов;

- изменение направлений экспорта с целью освоения новых рынков, в том числе диверсификация рынков сырья и энергии, рынков потребителей готовой продукции, а также постепенный уход с рынков, где страна не располагает конкурентными пре­имуществами;

- изменение структуры импорта товаров и услуг за счет раз­вития импортозамещающего производства товаров и услуг, ко­торые могут быть конкурентоспособными, а также перехода на импорт товаров, которые нецелесообразно производить в си­лу их низких сравнительных преимуществ;

- перепрофилирование производств, неконкурентоспособ­ных по отношению к импорту на внутреннем рынке;

- активизация процессов транснационализации, что позво­лит сформировать новую индустриальную систему в составе крупных объединений ФПГ, ТНК, стратегических альянсов, диверсифицировать производство, ускорить интеграцию нацио­нальной экономики в систему МРТ;

- формирование кластерных комплексов, способных стать «точками опоры» в международной специализации на началь­ном этане вхождения в мировую экономику;

- реализация экспортного потенциала конкурентоспособ­ных видов услуг, в том числе образовательных, медицинских, банковских, коммуникационных, а также услуг, связанных с эксплуатацией авиатехники, программным обеспечением;

- интеграция в сфере создания мировой инфраструктуры, включая формирование товаропроводящей сети, торговых до­мов, системы информационно-маркетинговой поддержки, (те­лекоммуникационные сети, электронная торговля и пр.), об­служивания международных транспортных связей и т.д.;

- развитие в рамках международной интеграции современ­ных форм производственной кооперации и научно-техническо­го сотрудничества.

 

Задание 2.

 

По данным таблицы проанализируйте динамику валового сбора сельскохозяйственных культур в Республике Беларусь. Дополните статистическими данными за последние годы. Сделайте выводы.

 

Таблица 1 - Валовой сбор сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий
Республики Беларусь, тыс. т

Сельскохозяйственные культуры 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Зерновые и зернобобовые
Картофель
Овощи
Льноволокно
Сахарная свекла

 

 

Решение.

 

Таблица 2 - Валовой сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий Республики Беларусь, тыс.тонн

 
Зерновые и зернобобовые
Картофель
Овощи
Льноволокно
Свекла сахарная

 

 

На рисунке 1 показана диаграмма годовых данных валового сбора основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий Республики Беларусь.

 

Рисунок 1 – Диаграмма годовых данных валового сбора основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий Республики Беларусь, тыс.тонн.

 

 

Вывод:

Так как сельское хозяйство является традиционной отраслью белорусской экономики и одной из важнейших сфер материального производства, которая занимается выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и разведением сельскохозяйственных животных (животноводство), которым отведена главная роль в снабжении населения продуктами питания и производстве сырья для пищевой и, частично, для лёгкой промышленности, выполнение гос.программ по сбору основных сельскохозяйственных культур связано со своевременной финансовой и материальной поддержкой со стороны государства, поэтому отмечается в целом рост валового сбора культур, кроме картофеля. Несмотря на снижение посевных площадей под основные сельскохозяйственные культуры в целом заметно повышение валового сбора культур, что указывает на повышение урожайности, которая связана с увеличением доз внесения минераль­ных и органических удобрений, улучшение агротехники возде­лывания культур, обновление материально-технической базы села, создание хорошей кормовой базы животноводства, повы­шение продуктивности животных путем целенаправленной се­лекционной работы.

О положительных тенденциях развития отрасли свидетельствуют также данные о повышении производства основных сель­скохозяйственных продуктов на душу населения.

По зерновые и зернобобовым культурам.

Наблюдается рост валового сбора зерновых и зернобобовых культур в промежутке с 1995-го по 2015-й годы. Посевные площади под зерновые и зернобобовые культуры в среднем остаются неизменными и составляют около 2600 тыс. гектаров. Поэтому колебания объёмов сбора в основном обосновываются изменением урожайности. Так, например, в 2012-м году урожайность была 37,6 центнера с одного гектара убранной площади. В предыдущие годы урожайность была гораздо ниже: в 2000 году - 22,9 ц/га, в 2001-м - 22,5 ц/га, в 2005-м - 31,5 ц/га, в 2006-м - 29,1 ц/га, в 2010-м - 29,8 ц/га, в 2011 году - 34,2 ц/га. Причем урожайность по каждой из культур в 2012-м году выше, чем в предыдущие: ржи - 30,6 ц/га, пшеницы - 40,2 ц/га, тритикале - 41,1 ц/га, ячменя - 38,8 ц/га, овса - 36,4 ц/га, зернобобовых - 31,9 ц/га. Наивысшую урожайность имеют сельскохозяйственные организации Гродненской области, где с одного гектара получают по 48,2 ц.

По картофелю.

Несмотря на повышение урожайности в связи с применением более прогрессивных, более стойких сортов к изменению погодных условий и к влиянию насекомых-вредителей, наблюдается снижение валового сбора картофеля в связи со значительным снижением посевных площадей под картофель. А именно, в 1995-м году посевные площади под картофель составляли 725,3 тыс. гектаров, в 2007-м году 415,5 тыс. гектаров, а в 2015-м году всего 313,8 тыс. гектаров, то есть в период с 1995-го по 2015-й годы снижение посевных площадей под картофель более чем в 2 раза. Но всё же урожайность картофеля в большинстве хозяйств остаётся относительно невысокой.

По овощам.

Колебания валового сбора обоснованы в основном прямой зависимостью от изменения посевных площадей под овощи. Так, например,
с 1995-го по 2007-й годы посевные площади увеличились с 76,8 тыс. гектаров до примерно 90 тыс.гектаров, а затем с 2008-го по 2015-й годы снизились до 66 тыс. гектаров.

По льноволокну.

В целом среднее значение валового сбора льноволокна сохраняется на протяжении 1995-2015-го годов в пределах 40-50 тыс. тонн в год. Наблюдаются небольшие двусторонние колебания валового сбора льноволокна относительно среднего значения сбора при значительном уменьшении посевных площадей под лён с 97,8 тыс. гектаров в 1995-м году до 45,3 тыс. гектаров в 2015-м году, то есть более чем в 2 раза снижение посевных площадей под лён. Это указывает на увеличение урожайности льна, совершенствование агрономии и его возделывания. Также оказывает влияние на качество обработки льна и то, что лён в Беларуси является исторически возделываемой культурой. Сдерживающими факторами повышения эффективности производства льнопродукции являются несовершенство ценовой политики на неё и механизма взаимодействия льносеющих хозяйств с предприятиями-партнёрами, относительно устаревшая технология возделывания льна-долгунца.

По свекле сахарной.

Наблюдается значительное повышение более чем в 3 раза валового сбора сахарной свеклы, во-первых, в связи с увеличением посевных площадей почти в 2 раза с 55,3 тыс. гектаров в 1995-м году до 102,7 тыс. гектаров в 2015-м году, во-вторых, с повышением урожайности свеклы и качества возделывания земли. Значительное увеличение посевных площадей связано с ростом спроса свеклы и сахара на внутреннем рынке и с ростом объёмов экспорта сахара зарубеж.

 

 

Задание 3.

Уровень безработицы в текущем году составил 7,5% , а фактический ВВП 820 млрд. руб. Естественный уровень безработицы равен 5%. Определить величину потенциального ВВП, если коэффициент Оукена равен 3.

 

Решение.

Закон Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы на 1%, то относительное отставание фактического объёма ВВП от потенциального объёма ВВП составляет 2-3%. Зависимость между уровнем безработицы и темпом роста ВНП (ВВП) определяется законом Оукена:

где y – фактический ВВП, y* - потенциальный ВВП,

- фактическая безработица, - естественная безработица,

- коэффициент Оукена

y* = 827,5 млрд.руб.

Величина потенциального ВВП составляет 827,5 млрд.руб.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.