Перечень вопросов для самопроверки 1. Мировоззрение: сущность, структура, характерные черты, типы.
2. Философия как форма общественного сознания. Философия и мировоззрение.
3. Основной вопрос философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
4. Предпосылки возникновения философии и особенности философского понимания бытия мира.
5. Материализм и идеализм. Их сущность, виды, пределы противопоставления.
6. Отрасли философского знания: онтология, гносеология (методология), философская антропология, социальная философия, этика, философия науки и техники. Объект и предмет философии.
7. Функции философии, их связь и соотношение.
8. Особенности философии Античного периода. Космоцентризм античной философии. Ее место в истории философии, культуре.
9. Сократ как родоначальник диалектики.
10. Философские взгляды Платона.
11. Философия Аристотеля, ее основные идеи и концепции.
12. Особенности философии Средневековья. Реализм и номинализм в западноевропейской средневековой философии. Концепция двойственной истины.
13. Философия Фомы Аквинского. Соотношение веры и знания, науки и религии. Рациональное доказательство им бытия Бога.
14. Антропоцентризм, гуманизм и натурфилософия - характерные черты эпохи Возрождения.
15. И.Кант - родоначальник немецкой классической философии.
16. Философские концепции Г. Гегеля. Система и метод.
17. Людвиг Фейербах и его антропологический материализм.
18. Возникновение марксистской философии, ее место и роль в мировой философии.
19. Становление и основные черты русской философии. Спор славянофилов и западников. Русские писатели и философия.
20. Идеи и концепции космизма в русской философии.
21. Экзистенциализм - философия существования.
22. Позитивизм и его исторические формы. Сциентизм и антисциентизм.
23. Психоаналитическая философия (психоанализ).
24. Концепция бытия – фундамент философской картины мира.
25. Проблемы материи, движения, пространства и времени, материального единства мира в современной философской картине мира.
26. Понятие закона. Классификация законов. Закон единства и борьбы противоположностей – основной закон диалектики.
27. Основные категории философии, их особенности и роль в процессе познания бытия мира.
28. Происхождение и сущность сознания, его основные функции. Понятие идеального.
29 .Философская антропология и анализ сущности человека.
30. Общественное и индивидуальное сознание. Их взаимосвязь. Формы общественного сознания.
31. Философское понятие природы. Проблемы взаимодействия человека с природой. Экологический кризис: сущность, причины, проблемы и пути разрешения.
32. Сущность и смысл познания. Чувственное, эмпирическое и рациональное познание. Субъект и объект познания.
33. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины.
34. Наука, её структура и функции. Особенности научного познания.
35. Методы эмпирического и рационального познания.
36. Два метода философского познания: диалектика и метафизика. Требования диалектической логики.
37. Социальная философия и общество. Диалектико-материалистическое понимание истории: сущность, современная оценка.
38. Социально-историческая практика и специфика её познания.
39. Социально-философские законы, их особенности, классификация и механизм действия.
40. Развитие общества как естественно–исторический процесс. Формационный подход к анализу исторического процесса.
41. Цивилизационный и культурологический подходы к анализу исторического процесса.
42. Философское понимание культуры. Структура и социальные функции культуры. Культура и цивилизация, их связь и соотношение.
43. Происхождение, сущность, структура и социальные функции религии.
44. Происхождение и сущность буддизма.
45. Христианство: история и современность.
46. Ислам: возникновение, и социальная роль в современном мире.
47. Социальная структура общества. Происхождение и сущность классов.
48. Происхождение и сущность нации. Нации и национальные отношения.
49. Личность как субъект истории. Роль народных масс и личности в истории.
50. Правосознание: возникновение, структура и функции. Правосознание и право.
Критерии оценки знаний:
Для получения высокой оценки на экзамене по дисциплине необходимо:
- посещение или отработка всех пропущенных занятий
- наличие отработанного конспекта
- выполнение домашней или контрольной работы
Критерием при оценке работы является не только полнота ответа на поставленные вопросы и самостоятельность их изложения, но и умение сопоставлять и анализировать материал, обобщать его и делать выводы.
Интерактивные формы занятий
№
п/п
| Темы дисциплины
| Форма проведения занятия
| Трудоемкость (час.)
|
| Философия, её предмет и место в культуре.
| Экспресс-опрос во время лекции
| 0,5
|
| Философия Древнего мира. Античная культура.
| Сообщения студентов во время семинарских занятий
|
|
| Философия средних веков.
| Тестирование
|
|
| Западноевропейская философия эпохи Возрождения и Нового времени.
| Выступление с докладами во время семинара. Мини информации по персоналиям
|
|
| Философская мысль Западной Европы середины и второй половины XIX века.
| Мини-доклады студентов во время лекций
|
|
| Западная философия ХХ века.
| Тестирование
|
|
| Отечественная философия XVI-XX века.
| Мини-сообщения во время лекции по персоналиям
|
|
| Современная философия и естественнонаучные представления о мире и сознании.
| Экспресс-опрос
|
|
| Проблема диалектического развития. Законы и категории диалектики.
| Тестирование
|
|
| Философские проблемы познания и практики.
| Мини-сообщения во время лекции
| 0.5
|
| Социальная философия как наука
| Тестирование
| 0.5
|
| Материальная и духовная жизнь общества.
| Сообщения студентов во время семинарских занятий
| 0.5
|
| Социальная структура общества.
| Экспресс- опрос на занятии
| 0.5
|
| Научно-техническая революция: сущность, проблемы, перспективы.
| Сообщения студентов во время семинарских занятий
|
|
| Проблема человека в философии.
| Сообщения студентов во время семинарских занятий
|
|
| Философские проблемы политики и права.
| Экспресс-опрос на занятии
| 0.5
|
| Актуальные проблемы современного общественного развития.
| Раскрытие основных проблем в ходе всех занятий через решение создаваемых для студентов проблемных ситуаций
|
|
Аннотация
Цель изучения дисциплины
| Подготовка специалиста, способного осуществлять и совершенствовать управление в соответствии с современными тенденциями социального развития.
| Содержание дисциплины
| Основные блоки дисциплины:
1. Философия, её предмет и место в культуре.
2. Философия Древнего мира. Античная культура.
3. Философия средних веков.
4. Западноевропейская философия эпохи Возрождения и Нового времени.
5. Философская мысль Западной Европы середины и второй половины XIX века.
6. Западная философия ХХ века.
7. Отечественная философия XVI-XX века.
8. Современная философия и естественнонаучные представления о мире и сознании.
9. Проблема диалектического развития. Законы и категории диалектики.
10. Философские проблемы познания и практики.
11. Социальная философия как наука.
12. Материальная и духовная жизнь общества.
13. Социальная структура общества.
14. Научно-техническая революция: сущность, проблемы, перспективы.
15. Проблема человека в философии.
16. Философские проблемы политики и права.
17. Актуальные проблемы современного общественного развития.
| Формируемые компетенции
| ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11.
| Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины
| Обществоведение, история.
| Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины
| В результате изучения дисциплины студенты должны
знать:
- понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
- исторические особенности становления и развития системы философского знания;
- его специфику, роль и место в человеческой культуре;
- предмет, проблематику, классификацию и содержание основных философских учений прошлого и настоящего;
- сущность важнейших философских категорий;
- основные философско-научные методы познания мира и человека.
уметь:
- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- систематизировать, закреплять и углублять полученные теоретические знания;
- анализировать с точки зрения научно-философского подхода факты и события, происходящие в окружающей действительности, особенно в сфере управления общественными процессами;
- применять теоретические знания на практике.
владеть:
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;
- научной методологией исследования;
- научным анализом явлений и процессов социальной действительности;
- методами выявления и прогнозирования противоречий и конфликтов в развитии социальных процессов.
| Используемые инструментальные и программные средства
| Компьютерные обучающие программы по философии.
Электронные лекции, тесты.
| Формы промежуточного контроля знаний
| Тестирование, опрос
| Форма итогового контроля знаний
| экзамен
|
|