Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Существует международная классификация болезней . В н. в. В РБ используется МКБ 10.

Понятие о болезни.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезней и патологических состояний.

Наиболее полно отражающим сущность болезни является определение: болезнь — это патологический процесс, протекающий в организме человека в результате воздействия болезнетворных факторов (биологических, социальных, физических, иммунологических, химических и др.) Болезнь характеризуется: повреждением организма (нарушение анатомической целостности или функционального состояния ткани, органа, части тела, отсутствие фермента) и реакцией организма на повреждение. Болезнь нельзя рассматривать только как биологичес­кое явление, т.к. она вызывает не только физические, но и психические страдания.

Всеклассификации отражают разные подходы к группированию заболеваний:

по этиологии — инфекционные, неинфекционные;

по анатомотопографическим признакам основной лока­лизации болезни — болезни сердца, почек, легких, пе­чени, крови и др.;

по признакам пола и возраста — женские, детские, бо­лезни старшего возраста.

Различают также: острые (имеют определенный период времени) и хронические (продолжаются всю жизнь, хотя возможно и выздоровление) заболевания.

В развитии болезни различают четыре стадии, или пе­риода:

1. Латентный (инкубационный) — период от первого воздействия причины болезни до ее первых клинических проявлений;

2. Продромальный — период появления неспецифичес­ких признаков болезни (до развертывания полной клинической картины). Диагностика в этот период имеет большое значение, так как раннее лечение обусловливает благоприятный исход болезни.



3. Период развития болезни — появление специфических признаков болезни, полного развертывания клиничес­кой картины болезни. Возможны стертые формы, которые не сопровождаются выраженными признаками.

4. Период выздоровления (реконвалесценции) — исчез­новения признаков болезни, полное восстановление тру­доспособности. Полное выздоровление не всегда является окончательным. Возможно развитие осложнений, т. е. изменений в органах и системах, ранее не вовлеченных в патологический процесс.

Течение болезни может быть острым, подострым и хроническим.

Острое течение болезни ограничено во времени (одна, две недели), имеет острое начало и быстрое развитие симптомов (грипп, острый бронхит). Для подострого течения характерно более медленное, длительное развитие болезни, но оно также ограничено во времени. Хроническая болезнь не излечивается, она течет всю жизнь.

На протяжении течения хронического заболевания вы­деляется фаза обострения, когда имеются все признаки заболевания, а также фаза ремиссии, когда все признаки хронического заболева­ния минимальны или отсутствуют и больной считает себя практически здоровым. Рецидивом называется обострение хронического заболевания спустя 12 месяцев и более после предшествующего. Полное выздоровление при хроническом те­чении болезни возможно значительно реже, чем при ост­ром течении.

Исходы болезни:

- выздоровление;

- летальный (смертельный) исход, которому предшествует терминальное состояние;

- ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность.

Прогноз болезни — это предсказание исхода заболева­ния. Прогноз зависит от вида болезни, тяжести его тече­ния, наличия осложнений, ее влияния на деятельность жизненно важных органов и систем человека. Он может быть благоприятным (предполагается выздоровление), сомнительным (неуверенность в благоприятном исходе) и неблагоприятным (предположение о летальном исходе). Так, например, при легком течении очаговой пневмонии прогноз благоприятный, при осложненном течении крупозной пневмо­нии — сомнительный, а в IV стадии рака — неблагопри­ятный.

Этиология— учение о причинах болезни. Среди причин выделяют не­сколько основных групп:

Биологические причины — это возбудители болезней (бактерии, вирусы, грибки, простейшие), черви (гельмин­ты), кровососущие насекомые (мухи, комары, клещи), пе­реносчики возбудителей болезни от больных людей к здо­ровым.

Механические причины — травмы, переломы, ушибы, сотрясения, ранения.

Физические причины — воздействие температуры (ожо­ги, отморожения, тепловые удары), воздействия влаги, элек­трического тока, ионизирующей радиации, света и т. д.

Химические причины — твердые или жидкие, пылевые, ядовитые газообразные вещества (острые или хронические отравления). Это промышленные вредности.

Алиментарные причины - переедание, злоупотребление острой, горячей, жирной пищей, употребление недоброка­чественной пищи, отравление грибами.

Психические причины: воздействия на центральную нервную систему, психику в виде острых и хронических стрессовых травм. Неправильное поведение, слово у посте­ли больного может вызвать ятрогенное заболевание (ятрогения).

Социальные причины: неудовлетворительные условия жизни, труда, снижающие сопротивляемость организма к вредным различным воздействиям.

Генетические причины (наследственные): генетическая предрасположенность или наличие нарушений в хромосом­ных системах. Генетически обусловленные болезни: гемо­филия, сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца и др. На наследственную предрасположенность можно влиять профилактическими мероприятиями. Люди с генетической предрасположенностью не обречены на болезнь. Просто при равных с другими обстоятельствами возможность заболеть у них более высокая.

Факторы риска – это воздействие на организм различных болезнетворных причин, которое в значительной степени повышает вероятность возникновения или развития болезни.

Патогенез — учение о механизмах развития, течения и исходах заболевания. Различают фазы патогенеза:

1. Воздействие этиологического начала;

2. Пути распространения его в организме;

3. Характер патологических изменений в тканях и систе­мах организма;

4. Исход болезни, последствия — изменения в органах (ру­бец, атрофия и т. д.).

Изучение патогенеза имеет большое практическое зна­чение. Зная патогенез болезни, можно успешно вмешивать­ся в ее развитие, ломая те или иные звенья процесса при помощи химиотерапевтических средств, антибиотиков, оперативных вмешательств и др. Современная терапия яв­ляется в основном патогенетической, преследующей зада­чу — пресечь развитие процесса или изменить в благопри­ятную сторону его течение.

Выделяют частный и общий патогенез.

Частный патогенез включает анализ механизмов раз­вития частных нозологических форм (пневмонии, артериальной гипер­тензии и др.). Существуют и общие механиз­мы развития, характерные для разных заболеваний. При общем патогенезе анализируются общие закономерности развития и течения заболевания.

Каждая болезнь проявляется соответствую­щими признаками, которые делятся на симптомы и син­дромы.

Симптом— признак болезни. Например, кашель — симптом бронхита; жажда — один из симптомов сахарного диабета; боль в сердце — стенокардии; одышка — сердечной недостаточ­ности.

Различают симптомы: субъективные и объективные.

Субъективные симптомы представляют собой ощущения пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме. Например, боль разной локализации, головокружение, тошнота и др.

Объективные симптомы выявляются при исследовании больного: осмотре, паль­пации, перкуссии и аускультации. Например, отеки, уве­личение печени, селезенки, шумы в сердце, хрипы в лег­ких и др.

Синдром — совокупность тесно связанных между собою симптомов, отражающих те или иные патологические из­менения в системах и тканях, и объединенных общим механизмом возникновения. Примеры: отечный синдром (отеки, асцит, анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускуль­тации); синдром шока (слабость, влажность кожи, ните­видный пульс, низкое АД).

Диагностика — это наука распознавания болезней. Термин «диагностика» включает в себя обследование пациента и определение диагноза.

Диагноз — это краткое заключение о сущ­ности заболевания.

Диагностика включает в себя следующие этапы:

- Во-первых, кро­ме учета жалоб, изучение истории заболевания и жизни па­циента (анамнез).

- Во-вторых, изучается морфологический статус пациента: индивидуальные особенности строения тела пациента, морфологии его органов (величина, форма, положение), выявление патологии внутренних органов. Достигается это методами клинического обследования па­циента.

- В-третьих, изучаются функциональные особеннос­ти пациента по системам (система кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. - физиология конкретного чело­века). Достигается это функциональными пробами, дополни­тельными методами исследования.

Исходя из обнаруженного симптома или син­дрома, проводится более детальное обследование для уточ­нения места поражения, выясняются причины, сущность патологического процесса, имея в виду диагностику болез­ни как нозологической единицы. Помогают решить задачу диагностики клинико-лабораторные и инструментальные методы обследования.

Диагноз всегда динамичен, он не является законченной, застывшей формулой, а изменяется вместе с развитием бо­лезни. Немаловажное условие успеха диагностики — со­ответствующая обстановка, правильная организация ис­следования и особенно — доверие пациента к медицинскому работнику.

Важнейшим правилом диагностики является наблюде­ние за симптомами болезни в динамике, во времени, в из­менении и развитии с учетом направления патологическо­го процесса. Различают:

· предварительный диагноз, кото­рый ставится обычно только при наличии части информа­ции, полученной при обследовании пациента (его жалобы, анамнез, объективное обследование, частично-инструмен­тальное) и преимущественно на предварительных этапах обследования в поликлинике, приемном отделении.

· Клинический диагноз состоит из диагноза основного заболевания, осложнения основного заболевания и сопутствующих диагнозов. Окон­чательный (клинический) диагноз выставляют, когда име­ются все данные о пациенте, в том числе и лабораторно-инструментальные исследования и в результате диффе­ренциального диагноза.

· Дифференциальный диагноз — это исключение всех предположенных диагнозов, имеющих не­которое сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам. Обычно исходным пунктом дифференциального диагноза служит выбор наиболее показательного, ведущего или достоверного симптома. Затем сравнивают последова­тельно наблюдающуюся картину заболевания с описанием тех болезней, с которыми она имеет сходство в этом симптоме; ищут различия между ними и данным случаем. На основании обнаруженных различий или противоречий исключают все заболевания, о которых можно было думать в данном конкретном случае. Заключают, что у данного больного именно то заболевание, которое предположили. Помогают в дифференциальной диагностике дополнительные методы обследования.

В своей деятельности медицинский работник должен стараться из­бегать ошибок, недостатков, которые чреваты неправиль­ным диагнозом, источником ятрогении.

1) 30% ошибок в диагностике бывает из-за кратко собранного анамнеза;

2) переоценка дополни­тельных методов обследования пациента и недооценка объективных — причина неверного диагноза;

3) абсолютизация лекарственной терапии и полипрогмазия могут стать источником ошибки;

4) избыточная информа­ция пациента о возможной патологии органов при допол­нительном обследовании («жалуюсь на ишемию..., на пло­хую ЭКГ» и др.) может вызвать недоверие к медицинскому работнику, ко­торый утверждает, что пациент здоров.

Виды диагноза:

По методу построения: прямой или по аналогии; дифференциальный диагноз и, как часть его, диагноз путем исключения; синтетический диагноз или полный; диагноз путем наблюдения; диагноз по лечебному эффекту;

По времени выявления заболевания: ранний; поздний; ретроспективный; посмертный.

По степени обоснованности: предварительный (гипотетический); окончательный или обоснованный (уточненный); под вопросом - при отсутствии уверенности в правильности диагностики.

Существует международная классификация болезней . В н. в. В РБ используется МКБ 10.

Лечение заболеваний.

После выставления диагноза пациенту назначается ле­чение. Оно обычно бывает комплексным, т. е. включающим кро­ме медикаментозных средств еще рекомендации по режи­му, диете, физиотерапии и другим нетрадиционным мето­дам лечения. Лечение, которое проводится в поликлини­ке, называется амбулаторно-поликлиническим, в стаци­онаре — стационарным, в санатории — санаторным.

Виды лечения. Диетотерапия — лечение диетой. Су­ществует 15 лечебных диет (столов). При заболеваниях сердца назначают диету №10, при заболеваниях печени —: № 5, почек — № 7, при сахарном диабете — № 9, болезнях желудка — № 1, 2 и т. д.

Лечение минеральной водой. Минеральная вода бывает кислая и щелочная. Назначается в соответствии с кислотностью желудочной секреции. Некоторые обладают мочегонным эффектом.

Лечение режимом. Назначается постельный, строгий по­стельный, палатный, свободный режим в зависимости от стадии заболевания и общего состояния пациента.

Медикаментозное лечение.

При проведении лекарствен­ной терапии в первую очередь назначаются средства, воз­действующие на причину болезни (этиологическое лечение). Примеры этиологического лечения: антибиотики и сульфа­ниламидные препараты — при бактериальных инфекциях; пиперазин — при аскаридозе; изониазид — при туберкулезе и т. д.

Затем назначается патогенетическое лечение — воз­действие на функции органов, нарушенные в процессе за­болевания. Например, бронхолитики при бронхиальном спазме.

Симптоматическое лечение предполагает воздействие на отдельные симптомы заболевания. Например, отхарки­вающая микстура — при кашле, анальгин — при головной боли, диуретики — при отеках и т. д.

Физиотерапевтическое лечение. По определенным по­казаниям назначаются физиотерапевтические средства ле­чения. Это массаж, диатермия, УВЧ, ультрафиолетовое облучение, ультразвук, водолечение и др.

Психогенное лечение. Важно вызвать у пациента дове­рие к назначенному лечению. Для этого его нужно убедить в необходимости проведения данного лечения. Иногда прибегают к лечению гипнозом, аутотренингом. Медицинский работник всегда должен помнить, что его сло­во может стать причиной ятрогении.

Нетрадиционные методы лечения: фитотерапия — лечение травами; сокотерапия; лечение продуктами пчеловодства; рефлексотерапия, уринотерапия и др.

Назначая медикаментозное лечение, надо избегать полипрогмазии — ув­лечения назначением большого количества лекарств, так как это может привести к развитию аллергических реакций. Медицинский работник должен знать, какие средства назначать натощак, а какие после еды, дол­жен знать дозировку основных лекарственных средств, справляться со справочной литературой при назначении лекарств детям и пожилым людям.

Профилактика(греч. Prophylactics-предохранение, предупреждение) — это сфера деятельности медицинских работников, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их ослаблению или устранению.

Различают об­щественную и личную (индивидуальную) профилактику. Общественная про­филактика — мероприятия, проводимые государством. Это строительство диспансеров, организация иммунопрофилактики, флюорографического обследования населения, улучшение материального благосостояния людей, пропаганда здоровья через радио, телевидение, журналы, улучшение условий труда, быта, охрана окружающей среды. Важным методом профилактики является дис­пансеризация терапевтических больных, которая проводит­ся поликлиниками по месту жительства пациентов. Под­лежат диспансеризации пациенты с хроническими заболе­ваниями: хронический бронхит, бронхиальная астма, ту­беркулез, ИБС, пороки сердца, гипертоническая болезнь, пиелонефрит и т. д. Пациенты наблюдаются врачом 1-2 раза в год с назначением обследования и профилактического лече­ния (противорецидивного), направляются на санаторно-курортное лечение.

Личная профилактика — меры профилактики, завися­щие от каждого человека. Это санитарная культура, лич­ная гигиена, одежда по сезону, бережное отношение к эко­логии

В зависимости от характера объекта приложения профилактических мер профилактика делится на первичную (меры направлены на устранение непосредственной причины заболевания – проведение ЗОЖ), вторичную (ранняя диагностика, излечение острых заболеваний, полная ремиссия хронических это достигается путем проведения диспансеризации) и третичную (реабилитация пациентов).

Диспансеризация— активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, включающее комплекс профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Первоначально принципы и методы Д. использовались для борьбы с социально опасными болезнями — туберкулезом, сифилисом, трахомой и др. В последующем диспансерный метод нашел применение для наблюдения за беременными, детьми, трудящимися ведущих отраслей промышленности и с.-х. производства, больными, страдающими хроническими заболеваниями.

Целью Д. является формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, достижение активного долголетия. Д. входит в качестве составной части в широкую систему мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом, здравоохранением. Диспансеризация включает: ежегодный медицинский осмотр с проведением лабораторно-инструментальных исследований для выявления заболеваний в ранних стадиях, а также обследование лиц, имеющих факторы риска развития заболеваний; дообследование нуждающихся с использованием современных методов диагностики; определение состояния здоровья каждого человека; осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий больным и лицам с факторами риска и последующее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья. (Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 октября 2007 г. N 92 "Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь" и от 3 февраля 2009 г. N 11)

Реабилитация— это система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий среди больных тяжелыми заболеваниями, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду.

Виды реабилитации: медицинская, профессиональная, социальная.

Основой реабилитации является медицинская реабилитация, предусматривающая использование немедикаментозных, фармакологических и медико-социальных мероприятий, направленных на предупреждение утраты трудоспособности, скорейшее восстановление нарушенных функций, профилактику обострений заболеваний.. Профессиональная предусматривает рекомендации по переобучению, трудоустройству. Социальная помогает больному или инвалиду адаптироваться в обществе.

Первичная медико-санитарная помощь – это первый уровень контакта человека, семьи, общества с системой здравоохранения. Один из важнейших ее принципов заключается в ее доступности. Сегодня одна из ведущих ролей в реализации данного принципа отводится системой здравоохранения средним медицинским работникам. ПМП осуществляется амбулаторно.

Виды ЛПУ:

К ЛПУ амбулаторного типа относятся: - амбулатория, поликлиника, здравпункт, диспансер, станция скорой помощи, ФАП.

К ЛПУ стационарного типа: больница, клиника, госпиталь, медицинская санитарная часть.

Амбулатория- лечебное учреждение, персоналом которого оказывается первая помощь в амбулатории и на дому. В ней работают только основные специалисты, объем диагностических исследований меньше, чем в поликлинике. Амбулатории подчиняются поликлинике, контролируют работу ФАПов.

ФАП- амбулаторно-поликлиническое учреждение в сельском поселковом пункте, находится в ведении амбулатории или участковой больницы.

Задачи ФАПа:

· оказание первой доврачебной медицинской помощи;

· профилактика и снижение общей заболеваемости;

· снижение смертности;

· повышение санитарно-гигиенической помощи населению; проведение подворных обходов; участие в текущем санитарном надзоре в детских садах, школах, в коммунальных, пищевых, промышленных учреждениях, за водоснабжением и очистными сооружениями;

· продажа готовых лекарственных форм.

Фельдшерпроводит анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, занимается вопросами оздоровления окружающей среды, пропагандирует гигиенические знания, организует общественный актив.

Фельдшер ведет диспансерное наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями. Имеет право определять временную нетрудоспособность в пределах своей компетенции.

Поликлиника - главное звено в организации лечебно-профилактической помощи населению. Соблюдается принцип участковости. Работают различные специалисты. Имеется ряд лабораторий и диагностических кабинетов, процедурные кабинеты.

Диспансер занимается лечением и профилактикой одного или группы родственных заболеваний. Некоторые диспансеры имеют стационарное отделение.

Станции скорой медицинской помощи - задача оказания неотложной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях в полном объеме и в кротчайшие сроки, доставка пациентов в стационар, для оказания квалифицированной помощи.

Основной функциональной единицей СМП является выездная бригада врачебная, фельдшерская, интенсивной терапии, специализированная узкопрофилдьная.

Больница- лечебное учреждение стационарного типа для пациентов, нуждающихся в постоянном лечении и уходе с пребыванием на больничной койке.

Госпиталь - больница, где получают помощь военные.

Клиника- больничное учреждение, где осуществляется стационарное лечение пациентов; там проводится обучение студентов и научно-исследовательская работа.

Санаторий - стационарное учреждение, в котором пациенты проводят долечивание.

Для формирования единых подходов к лечению и соблюдения преемственности в обследовании и лечении на разных этапах в РБ приняты стандарты или протоколы лечения и обследования по всем нозологическим формам.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.