Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 4. Пути решения демографической проблемы.

 

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.



Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции – 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья – два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей.

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.

Можно выделить следующие основ­ные проблемы демографического раз­вития в Республике Беларусь: потеря демографического потенциала; поста­рение населения и деформация его по­ловозрастной структуры; снижение рождаемости до уровня, не обеспечива­ющего простого воспроизводства; рост заболеваемости и смертности; деграда­ция института семьи; нерациональность внутренних миграционных пото­ков между городом и селом; нарастание объемов нелегальной миграции.

В сложившейся ситуации необхо­димо государственное вмешательство. В ходе проведения в жизнь в 1998— 2000-е годы Концепции государствен­ной демографической политики и первоочередных мероприятий по ее реализации удалось несколько замед­лить негативные тенденции. Однако процессы, происходящие в этой об­ласти, достаточно инерционны, и пе­релома демографической ситуации в перспективе не ожидается.

Для решения демографических проблем в республике разработаны и реализуются: Основные направления государственной семейной политики; Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»; Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000гг.; Программа действий по интеграции государственной демографической политики и стратегии устойчивого развития; Государственная миграционная программа; в феврале 1991г. был принят закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», где были определены права и льготы переселенцев и тех, кто продолжал проживать на зараженной территории. Закон стал основным правовым актом, регулирующим миграционные процессы. В настоящее время разработаны проекты Закона и Концепции «О де­мографической безопасности Респуб­лики Беларусь». Реализация заложен­ных в них мер социальной политики, улучшающих качество жизни, а также разработка и реализация Националь­ной программы демографической без­опасности должны способствовать предотвращению исходящих с этой стороны угроз устойчивому развитию страны. Проблема эта комплексная, а потому необходимо скоординировать усилия всех органов государственного управления и направить финансовые ресурсы на решение приоритетных проблем в области народонаселения.

Основные задачи государственной демографической политики — рост рождаемости и снижение смертности населения, оптимизация миграцион­ных процессов. Важны также меры, призванные улучшить здоровье и по­высить продолжительность жизни. Од­на из главных забот государства — охрана материнства и детства, укреп­ление нравственных и материальных основ семьи, особенно молодой.

Программой социально-экономи­ческого развития Республики Бела­русь на 2001—2005 годы определено приоритетное формирование эффек­тивной системы здравоохранения. Среди первоочередных мер предпола­гается ввести льготное налогообложе­ние финансовых средств предприя­тий, направляемых целевым назначе­нием на оздоровление работников. Необходимо расширить просвети­тельскую и образовательную деятель­ность по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, бороться с алкоголизмом, наркома­нией и курением.

Важные задачи — сохранение реп­родуктивного здоровья населения на основе совершенствования профилак­тической и лечебно-диагностической помощи, доступность качественных медицинских услуг, реорганизация системы оказания первичной меди­цинской помощи, обеспечение лекар­ственными препаратами и изделиями медицинской техники. Безусловно, эффективность государственной по­литики во многом будет зависеть от развития здравоохранения и посте­пенного перехода к страховой меди­цине. Необходимо также разработать комплекс мер по стимулированию производства экологически чистых и высококачественных продуктов пита­ния, в первую очередь для детей.

Не менее важное направление по­литики в области народонаселе­ния — создание благоприятных усло­вий для развития семьи. В этих целях нужно усовершенствовать систему назначения пособий на детей, усилить адресность дотации, приблизив ее раз­мер к бюджету прожиточного мини­мума. Но нельзя заботу о семье цели­ком перекладывать на государство, которое должно оказывать социаль­ную поддержку прежде всего мало­обеспеченным гражданам. Следует разработать эффективные меры по стимулированию семей на активный поиск дополнительных источников дохода. В частности, целесообразно ввести налоговые льготы предприяти­ям, трудоустраивающим женщин-ма­терей, длительно не работающих в связи с уходом за ребенком и безрабо­тицей. Для поддержки ячейки общес­тва необходимо стимулировать раз­личные формы добровольного страхо­вания, особенно детей и молодежи, а также развитие семейного бизнеса.

Одним из путей решения пробле­мы представляется долгосрочное по­требительское кредитование вступив­ших в брачный союз молодых людей, предоставление им жилищных и обра­зовательных субсидий.

С целью регулирования процессов внутренней миграции предполагается разработать систему мер, направлен­ных на уменьшение оттока сельского населения. Думается, этого возможно достичь на основе создания дополни­тельных рабочих мест и развития предпринимательской инициативы в аграрных районах, контрактной фор­мы обучения и последующего трудо­устройства выпускников учебных за­ведений, введения системы надбавок и доплат к заработной плате молодым специалистам в сельской местности и льготного кредитования для строи­тельства и приобретения жилья.

Применительно к внешней мигра­ции, которая может стать важным фактором стабилизации численности населения, необходимо обеспечить го­сударственную поддержку иммигран­тов, разработать действенные меха­низмы стимулирования притока тру­доспособных граждан в нашу страну, в частности путем предоставления им права двойного гражданства. Вместе с тем требуется усовершенствовать нор­мативно-правовую базу иммиграцион­ного контроля и предупреждения не­легальной миграции. Очевидно, было бы целесообразно создать финансовые фонды депортации нелегалов с при­влечением средств международных организаций.

Обеспечению положительного для экономики Беларуси баланса трудовой миграции будет способствовать разра­ботка общей системы учета перемеще­ния рабочей силы на основе единой информационной базы данных, а так­же заключение межправительствен­ных соглашений в этой сфере, расши­рение международного сотрудничес­тва с белорусскоязычными общинами и землячествами в целях трудоустрой­ства наших соотечественников за ру­бежом.

Итак, можно сказать, что для улучшения человеческого потенциала и демографической ситуации в Беларуси необходимо:

В области стимулирования рождаемости:

-формирование предпосылок, способствующих повышению репродуктивных установок женщин;

-воспитание у родителей ответственности за рождение здоровых детей путем обязательного медико-генетического консультирования вступающих в брак и выполнения родителями всех медицинских назначений;

-усиление государственной помощи женщинам и семьям, имеющим детей, в первую очередь малообеспеченным;

-повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания женщин репродуктивного возраста;

-обеспечение охраны труда женщин, защита их жизни и здоровья с учетом материнских функций;

-льготное кредитование и субсидирование семей с детьми, осуществляющих строительство и приобретение жилья в собственность.

В области снижения уровня смертности:

-внедрение современных стандартов качества медицинской помощи для населения независимо от места проживания, экономических возможностей семьи;

-перестройка системы медицинской помощи с учетом причин смерти граждан и возрастной структуры населения;

-укрепление материальной базы здравоохранения, своевременное обеспечение потребностей в квалифицированных кадрах;

-просветительская и образовательная деятельность по распространению знаний о профилактике заболеваний и укреплению здоровья, предупреждению и искоренению вредных для здоровья привычек, ориентированная как на все население, так и на отдельные его категории, в особенности на группы повышенного риска;

-обеспечение безопасных условий труда на производстве, предупреждение несчастных случаев, отравлений и травм;

-проведение государственных природоохранных мероприятий, направленных на защиту и улучшение окружающей среды.

В области миграции:

-регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономических условий и демографической структуры регионов страны;

-содействие трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей и защита внутреннего рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;

-защита прав и интересов мигрантов;

-рационализация миграционных потоков с учетом интересов социально-экономического развития страны и регионов.

Практическая реализация выше­названных мер будет благоприятство­вать решению большинства сегод­няшних демографических проблем и в конечном счете способствовать обеспечению национальной безопас­ности.

 


Заключение.

 

В заключении хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по областям страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсивности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и мало-детной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.

Тенденции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здраво-охранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная тенденция к снижению продолжительности жизни за счет возможного дальнейшего увеличения младенческой смертности, смертности от различных болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на производстве у лиц средних возрастов.

В перспективе будет расти и территориальная подвижность населения, особенно в восточные районы страны. В то же время в районах с низким уровнем рождаемости интенсивность перемещения населения по направлению село-город может снизиться, тем более что потенциальные резервы мигрантов в этих районах незначительны.

Что касается демографической политики государства, то, исходя из приведённых в работе данных, она должна строиться на следующих базовых принципах и целях.

Во-первых, необходимо избавить семью от унизительной зависимости от государственных щедрот, помочь избавиться всем нормальным семьям от пока еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать само-обеспечение, а не иждивенчество. Для этого нужно создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей (это предполагает совершенствование системы оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.).

Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.).

Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг.

Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п.

Наконец, в стремлении к новой социально-экономической системе в стране государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию демографической политики в областях с тенденцией к депопуляции.

Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демографического развития страны.

 


Список литературы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.