Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема: Политико-административное деление белорусских земель в составе РП.

1. Административная реформа в середине 16 в. в ВКЛ и её причины.

2. Оформление двучленной структуры административного деления (воеводство – уезд).

3. Государственные и частновладельческие земли на территории Беларуси.

 

1Первоначальная форма административно-территориального деления, организация управления и власти на белорусских землях во второй половине 13–14 вв. полностью соответствовала созданной еще в период феодальной раздробленности. Основными крупнейшими административными образованиями являлись княжества. В частности, в летописях упоминаются Полоцкое, Витебское, Минское, Друцкое, Городенское и другие княжества. Нередко в летописях княжества называются землями. Данные двух терминов княжества и земли являются идентичными. Их обусловленность связана с тем, что первоначально княжества формировались на территории (земли) древнего расселения того или иного племенного союза. В большинстве случаев под термином княжество выступает государственно-политическая единица, а земля территориально-географическая. Среди территориально-административных единиц 13– 14 вв. упоминаются и волости. Они связаны с сельскими общинами, на территории которых осуществлялась управление ряда сельских поселений. Верховная власть ВКЛ на протяжении 2 половины 13–14 вв. осуществляла управление белорусскими землями через князей –вассалов, а также представителей великокняжеской династии, которым давались крупные уделы. Их отличие заключалось в том, что удельные князья были настоящими хозяевами в своей вотчине. Они осуществляли судебные, военные, хозяйственные функции, передавали свои владения в наследство и др. Что же касается представителей великокняжеской династии, то они были ограничены в вопросах наследственной передачи земли и ее пожалований в адрес церкви и др. При этом они должны были осуществлять службу в отношении великого князя и платить ему дань. Для укрепления великокняжеской власти в 90 г. 14 в. удельные княжества были ликвидированы, и вместо них были введены наместничества. Наместник обладал теми же функциями, что и удельные князья (военачальник, судья, хозяйственный и финансовый распорядитель). Отличие заключалось в том, что наместник назначался великим князем и полностью был перед ним ответственен. Однако при этом существовали и мелкие удельные княжества (Пинское, Клецкое), где правили представители великокняжеской династии. Они подчинялись наместнику только в военных вопросах, а сами были самостоятельными в проведении налоговой политики, наделении вассалов землёй и др. Следует отметить, что Полоцкая и Витебская земли сохраняли особое положение в ВКЛ. Наместник назначался из числа жителей данных городов и был ограничен в выполнении судебных функций. При этом из жителей этих городов назначались помощники наместника: ключник, городничий и др.



Можно выделить следующие причины административной реформы 1565 – 1566 гг.:

1) ликвидация административно-территориального деления, которое в большей степени соответствовала периоду феодальной раздробленности;

2) меры на дальнейшее укрепление централизации государства;

3) намерение Сигизмунда II Августа, который был решительно настроен на объединение ВКЛ и королевства Польского и проводил политику, направленную на адаптацию польских форм государственного устройства в княжестве.

 

2.При новом административно-территориальном делении удельные княжества были ликвидированы, и вместо них были образованы воеводства. В 1503 г. Витебская земля была преобразована в Витебское воеводство, в 1504 г. стала воеводством Полоцкая земля, а в 1508 г. – Смоленская. В 1507 г. было образовано Новогрудское воеводство. Унификация административно-территориального деления государства была продолжена реформой 1565-1566 гг. Согласно ей были созданы новые воеводства: Брестское, Минское, Мстиславское, а вся территория ВКЛ была разделена на 30 уездов, которые входили в состав 13 воеводств. 8 из них целиком или в большинстве состояли из белорусских уездов: Полоцкое (Полоцкий); Брестское (Брестский, Пинский); Витебское (Витебский, Оршанский); Минское (Минский, Речицкий, а с 1569 г. – Мозырский); Мстиславское (Мстиславский); Новогрудское (Новогрудский); Волковысское (Волковысский, Слонимский); Виленское (Ошмянский, Лидский, Браславский, а остальные уезды находились на территории современной Литвы); Трокское (Гродненский, а остальные уезды находились на территории современной Литвы). Установленные реформой границы воеводств и уездов сохранились без существенных изменений на территории Беларуси до конца существования Речи Посполитой. Однако после Люблинской унии количество воеводств уменьшилось до 9, а уездов – до 22, при этом 16 из них находились на белорусских землях. Реформа 1565 – 1566 гг. не смогла полностью преодолеть настоящий хаос в административно-территориальном делении ВКЛ. В территории воеводств и уездов вклинивались королевские экономии, войтовства, графства, ординарии и др.

Главной фигурой в воеводстве был воевода, который возглавлял административные, хозяйственные, военные и судебные органы. Он назначался великим князем и Радой пожизненно из числа знатных феодалов, уроженцев ВКЛ. Что же касается Полоцкого и Витебского воеводств, то великий князь и Рада заручались поддержкой местных феодалов на пост кандидата в воеводы. Однако и после его назначения местные феодалы могли потребовать его отставки.

Основные обязанности воеводы сводились к поддержке правопорядка на своей территории, осуществления правосудия, организации вооружённых сил и др. Ближайшими помощниками воеводы были каштелян – помощник по военным вопросам; ключник, осуществлявший сбор дани и чинша; городничий, являвшийся комендантом замка. Руководителем администрации в уезде был староста. Он назначался великим князем и Радой из числа крупных феодалов. Староста должен был следить за порядком на подведомственной территории, управлением государственных имений и поступлением доходов в государственную казну. Помимо этого, он должен был заботиться о военной готовности замков, собирать ополчение в случае войны, рассматривать криминальные дела и др. Его помощниками являлись лесничий, ключник, городничий, хорунжий. Например, лесничий наблюдал за лесными угодиями; ключник осуществлял накопление продовольствия на случай войны; городничий осуществлял строительство военных объектов.

 

3.В 15 – 16 вв. в Беларуси продолжалось развитие феодальной собственности – экономической основы политического господства феодалов, а также формирование привилегированных сословий этого класса. Существенным фактором развития данных процессов являлось государство. Оно в лице великого князя литовского было не только верховным собственником территории государства, но и непосредственным владельцем многочисленных так называемых господарских владений, или волостей.

Фонд государственных владений формировался различными путями. В период активной территориальной экспансии литовского государства в руки великого князя перешли владения тех местных князей Рюриковичей и их вассалов, которые не подчинились его власти или по различным причинам исчезли с политической арены. В дальнейшем, данный фонд увеличивался за счет конфискованных, подаренных, выморочных имений. Так, в 1542 г. собственностью Сигизмунда I стали имения вымершего рода панов Гаштольдов, в том числе в Беларуси: Быхов (Оршанский уезд), Воложин (Ошмянский уезд), Глуск (Новогрудский уезд), Радошковичи (Минский уезд). Приблизительно до середины 16 в. точного раздела господарских владений на личные великокняжеские и государственные не было. Они выполняли функцию государственной собственности: доходы шли как на потребности монарха и его двора, так и на покрытие государственных расходов. Однако необходимость материального обеспечения возможных наследников, которые не могли быть избраны на великокняжеский престол, вынудил последних представителей династии Ягеллонов энергично взяться за создание собственного домена. Так, например, образовался значительный фонд земельной собственности последнего Ягеллона Сигизмунда Августа. В его составе только в Беларуси оказались в Ошмянском уезде – имения Геранены, Трабы, в Волковысском – Лысково, Межерич и др., в Гродненском – Гродно, Дубно, Ожа и Перстунь, в Минском – Радошковичи. Большинство из этих имений досталось Сигизмунду Августу от матери Бонны. За год до собственной смерти в 1571 г. Сигизмунд Август, который не имел собственных детей, завещал свои владения тем своим сестрам, а после их смерти – Речи Посполитой. Окончательное выделение из состава государственных владений, так называемых столовых, доходы из которых шли на нужды престола, произошло на коронационном сейме 1588 г. в Кракове. Столовыми владениями стали Брестское и Гродненское староства и ряд других владений.

Также в ВКЛ развивалась и земельная собственность духовных феодалов: православных епископов, церквей и монастырей, а также соответствующих учреждений католической церкви и её иерархов.

Учреждения православной церкви сохранили свои владения, что обычно возникали ещё в период Киевской Руси. В 16 в. они продолжали увеличиваться за счёт пожалований как великого князя литовского, так и дарений православных феодалов. Церковные имения православной церкви размещались в тех уездах ВКЛ, где преобладало православное население. Так, например, одним из крупнейших духовных феодалов Беларуси был Печерский монастырь. Ему принадлежали сёла Барсуки, Печерск, Хомичи и Цвирково в Оршанском уезде; Оравичи и Гдень – в Киевском; Демидово – в Мозырском; Вольница, Даколь, Дуброво и Хоромцы – в Новогрудском уезде; Мотоль и Ополь – в Пинском и др.

С конца 14 в. в результате государственной политики насаждения католицизма, что активно проводилась великим князем литовским, в Беларуси, как и в других частях ВКЛ, возникла и быстро расширялась земельная собственность многочисленных учреждений католической церкви: бискупств, костелов и др. Она расширялась, в основном, благодаря пожалованиям. Основная масса учреждений католической церкви находилась в северо-западной части Беларуси и щедро обеспечивалась землей с крестьянами, а также десятинами с панских имений. В результате к середине 16 в. католическая церковь являлась одним из крупнейших феодалов в ВКЛ. Крупнейшим землевладельцем было Виленское бискупство. Большинство его владений находилось в Беларуси. Например, Бакшты и Першай – в Ошмянском уезде, Беродичи – в Берестейском, Виды – в Браславском, Гервяты – в Виленском и др.

Собственниками земли были и католические ордена. Приглашённый в ВКЛ иезуитский орден благодаря поддержке великого князя литовского и литовской католической знати стал быстро превращаться в крупного земельного собственника. В процессе первоначального формирования латифундий иезуитского ордена в Беларуси наиболее крупными актами стало основание иезуитской коллегии в Полоцке и пожалование ей Стефаном Баторием в 1582 г. всех имений полоцких церквей и монастырей, кроме владыческих, «русской» и «греческой» веры. Для борьбы с иноверцами иезуитскую коллегию в Несвиже в 1584 г. основал и материально обеспечивал известный государственный деятель ВКЛ магнат Н. Радзивилл Сиротка. В частности, он подарил ей большую Липскую волость в Новогрудском уезде.

Шляхетское сословие делилось на группы согласно своему экономическому могуществу и политической роли. Наиболее крупными были магнаты, которые владели более тысячи крестьянскими «дымами». Среди шляхты они составляли 0,7 % землевладельцев, но при этом владели более чем 42 % крестьянских хозяйств. К ним примыкала группа панов, которые имели владения не менее чем 500 «дымов». Эти две группы феодалов составляли 1,1 % от всех феодалов Беларуси и владели 48,4 % крестьянских хозяйств. Магнаты носили титулы «князь» и «пан». Панами назывались представители шляхты, которые занимали высокие посты в государственных органах власти в управлении суда. Большинство магнатов являлись представителями литовской католической знати. Различными путями, особенно в результате великокняжеских пожалований, они сконцентрировали в своих руках значительную часть фонда шляхетской земельной собственности. Их родовые владения размещались на этнической литовской территории. Что же касается Беларуси, то владения магнатов находились в западной и центральной её части. Самой многочисленной группой была мелкая шляхта (3000 чел), доля которой в господствующем классе составляла более 70 %, но в её руках было только 28 % крестьянских хозяйств. Средний пласт шляхты составляли 650 феодалов, которые владели от 21 до 500 крестьянских «дымов» и составляли 16 % господствующего класса. Низшим пластом (142 чел.) была так называемая «пешая» шляхта, которая составляла 3,6 % господствующего класса и совсем не имела крестьянских хозяйств.

Шляхетское землевладение формировалось следующими путями: 1) за счёт пожалований земли великим князем своим вассалам за военную или государственную службу; 2) пожалований земли со стороны крупных феодалов своим вассалам. Наделение земли не всегда означало передачу её в полную собственность и распоряжение. Существовали следующие формы наделения землёй вассалов: 1) «до воли» – воли великого князя или крупного феодала. В данном случае земля предоставлялась вассалу только во время его службы; 2) «до живота» – до смерти того, кому выделялась земля; 3) «на вечность» – с правом наследственного владения.

Основными территориями пожалований земли со стороны великого князя являлись центральная и западная части Беларуси. Дело в том, что на данных территориях обычно не происходили активные военные действия, и в этом заключался интерес феодалов. Что же касается восточных территорий, то они зачастую входили в зону военных действий и там не предоставлялись земельные владения в шляхте.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.