Пиши Дома Нужные Работы


Требования по написанию и оформлению реферата

 

В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить реферативную работу по курсу «Культурология». Тема контрольной работы или реферата выбирается из предложенного списка. Самостоятельное формулирование темы реферата не допускается, тема должна быть согласована с преподавателем.

Рефераты, полностью взятые из Интернета или скопированные с дисков, не засчитываются. Интернетом пользоваться можно при условии указания сайта в сносках и списке литературы. Взятая информация должна быть творчески переработана. При написании работы нужно обязательно использовать не менее пяти источников.

Подготовка к написанию реферата или контрольной работы начинается с выбора темы и определения ее цели. Первый этап работы – это подбор литературы. Изучение проблематики контрольной работы следует начинать с прочтения соответствующего материала в учебниках по культурологии, указанных в Ресурсном обеспечении курса. Помощь в подборе литературы окажут данные методические указания, в которых содержится перечень литературы. Можно воспользоваться и другой литературой, отражающей содержание рассматриваемого вопроса.

Общеизвестно, что книги уже при подготовке их к печати морально устаревают на три года, поэтому важно привлечь журнальные и газетные статьи различных периодических изданий. В этом могут помочь электронный каталог в библиотеках города и Интернет, а также просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за прошедший год статей. Рекомендуется использовать журналы «Общественные науки и современность» (ОНС), «Социально-политический журнал», «Вопросы философии», «Вопросы культурологии», «Новая и новейшая история», «Социологические исследования», «Философские науки», «Вопросы истории», «История России» и др.

Собрав необходимый материал, необходимо тщательно продумать план написания реферативной работы. По своей структуре она должна состоять из введения, двух-трёх разделов, подразделённых на подразделы, заключения, библиографического списка.

Во Введении должны быть показаны актуальностьтемы, её роль и значение в жизни общества с учетом российской специфики. Необходимо также обосновать цель работы (в соответствии с темой), задачи (в соответствии с разделами работы), кратко проанализировать литературу, которая была использована, то есть сделать краткий библиографический обзор.

В первом разделе излагаются теоретические аспекты выбранной темы: краткий исторический экскурс, концепции, определения, первостепенные, доминирующие проблемы, дискуссионные вопросы. Во 2 и 3 разделе должны быть проанализировать выбранные вопросы темы. В заключении делаются общие выводы.

Второй этап – внимательное изучение, группировка и анализ материала. Следует начинать с чтения и изучения основных документов по теме. В период этой работы будут выявляться основные вопросы темы в их примерной связи и последовательности. Необходимо составить исходный первоначальный план разрешения изучаемой проблемы. Затем по этим вопросам плана нужно сгруппировать материал всей изученной литературы. При этом можно сначала отметить в рабочем варианте что и где по данному вопросу говорится (название, источник, его раздел, страницу), после этого следует, уточнив план, приступить к компоновке и составлению реферата.

Должное понимание материала, изложенного в монографиях и статьях, часто затрудняется встречающимися в них иностранными словами и терминами, незнакомыми именами. Потому при чтении нужно пользоваться справочниками, энциклопедиями по культурологии, словарями иностранных слов и т.д.

При написании реферата необходимо соблюдать следующие требования:

1 Реферат пишется соответственно плану, по каждому вопросу которого дается четкий развернутый ответ.

2 В процессе изложения материала нужно делать обобщения. Все вопросы излагаются раздельно, в конце освещения каждого вопроса делаются небольшой вывод и обобщение.

3 Не допускается написание реферата сплошным текстом, логические части необходимо выделать красной строкой.

4 Следует избегать механического переписывания материала и его конспектирования, вводных фраз, риторических вопросов, громоздких предложений и больших цитат.

5 Нельзя нарушать последовательность изложения материала, нужно стараться тщательно подбирать примеры, не вдаваясь в детали и конкретизацию.

6 Приводимые факты, цифры и цитаты необходимо сопровождать ссылками на источник (оформить сноску).

7 Работа должна быть написана научным стелем. Следует избегать экспрессивных оборотов и средств речевой выразительности, не характерных для научного стиля.

 

 

Сноски бывают подстрочные, кодированные и вконце работы.

Образец оформления подстрочной сноски: «... Каждая из великих культур, – утверждал О.Шпенглер, – обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, чья душа принадлежит к этой культуре»1.

1. Шпенглер О.Закат Европы. – Новосибирск, 1984. С.22.

 

Образец оформления кодированной сноски

«Высшие точки подъема культуры и цивилизации, – как утверждает Ф. Ницше, – не совпадают: не следует обманываться в вопросе об антагонизме между культурой и цивилизацией... Цивилизация желает чего-то другого, чем культура: быть может, чего-то противоположного» [3, 97],

где 3 – порядковый номер книги в библиографическом списке, 97 – номер страницы в книге.

Приводимые цитаты в тексте нумеруются по порядковому номеру, а в конце работы делается ссылка на источник и указываются страницы.

В конце реферата обязательно приводится список использованныхисточников в алфавитном порядке.

Рекомендуется использовать по данной проблеме не менее 5 работ, включая учебники.

Образец оформления списка использованных источников:

1 Арнольдов, А.И. Введение в культурологию : учеб.пособие / А.И. Арнольдов. – М. : Просвещение, 1993. – 195 c.

2 История и культурология // под ред. А.И. Шиловой. – М. : Лань, 2000. – 273 с.

3 Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры / И.В. Кондаков. – М. : Университет. Книжный дом, 1997. – 174 с.

4 Мамонтов, С.В. Основы культурологи / С.В. Мамонтов.– М. : Академический проект, 2009. – 372 с.

5 Энциклопедический словарь по культурологии / под ред. А.А. Радугина. – М. : Альфа-пресс, 2007. – 465 с.

 

Оформление реферата:

Объем реферативной работы должен составлять 10 – 12 листов компьютерного текста с одной стороны, шрифт 14, через полтора интервала, поля левое – 3см, верх, низ – 2 см, правое – 1,5 см. Листы должны быть пронумерованы.

Работа должна быть сброшюрована. Сокращение слов не допускается, кроме общепринятых (например, человек – чел.; тысяч – тыс. и т.д.).

Основные требования к оформлению текстовых студенческих работ изложены в РД 013-2012 «Текстовые студенческие работы. Правила оформления».С документом можно ознакомиться в Отделе стандартизацииили на сайте университета knastu.ru, раздел «Система менеджмента качества».

Темы рефератов

1 Религиозно-философские искания русских символистов: В.Иванов, Д.Мережковский, А.Белый и др.

2 «Новая» (авангардная) скульптура в творчестве Э.Неизвестного, М.Шемякина и др.

3 «Русские сезоны» в Париже. Роль и значение С. Дягилева.

4 «Рациовитализм» X. Ортеги-и-Гассета.

5 Авангардный кинематограф С. Параджанова и А. Сокурова.

6 Антропогенез и начало культуры.

7 Антропология как общая система наук о человеке.

8 Византийская культура и ее влияние на русскую культуру.

9 Гений в искусстве и науке.

10 Диалог культур в современном мире.

11 Духовные искания русской интеллигенции второй половины XIX в. Образ Иисуса Христа в литературе и живописи.

12 Мифологические мотивы и образы в русском искусстве XIX в.

13 Женщина в русской культуре XVIII в.

14 Зрелищность и ее формы в древней римской культуре.

15 Идейно-художественная ситуация в России первой половины XX в. Литературная борьба, общества, группировки, объединения.

16 Интеллектуальное искусство конца 70-80-х гг. XX в.

17 Искусство и религия.

18 История мировой культуры или круговорот «локальных цивили­заций»?

19 К. Леви-Строс о первобытном мышлении.

20 К.Г. Юнг об архетипах культуры.

21Ф. Кафка и сюрреализм.

22 Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги-и-Гассета.

23 Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского.

24 Концепция красоты в культуре Европы XVIII в.

25Концепция культуры З. Фрейда.

26 Концепция культуры Э.Б. Тайлора.

27 Концепция Н. Рериха «мир через культуру».

28 Красота и Эрос в культуре древней Индии.

29 Культура и цивилизация (могут быть рассмотрены концепции О. Шпенглера, А. Тойнби.).

30 Культура как текст.

31 «Культура стыда» и «культура вины» в древних цивилизациях.

32 Культурологические воззрения Н.Я. Данилевского.

33 Культурология как интегративное знание.

34 Литература раннего русского зарубежья.

35 Литературные, художественные салоны, кружки, общества в рус­ской культуре первой половины XIX века.

36 Мандала как символ в различных культурах.

37 Миф и система астральных символов в древних культурах.

38 Мифопоэтическое начало в русской народной сказке.

39 Мифы древности и их значение для современности.

40 Мифы и обряды в древних культурах.

41 Мифы и система солярных символов в древних культурах.

42 Мудрец и его функциональная роль в восточной (Китайской) и антич­ной культуре.

43 Народная карнавальная культура европейского Средневековья.

44 Нижегородская ярмарка и еероль в культурной жизни России.

45 Новый авангард и соц-арт в русской культуре 70-80-х гг. XX века.

46 Образ женщины в русском искусстве Советского периода.

47 Образ Космоса в древних культурах (восточный и античный ти­пы культур).

48 Особенности архаической культуры.

49 Особенности общественной и художественной ситуации в русской культуре первой половины XIX в.

50 Поп-арт в русской культуре второй половины XX в.

51 Постмодернизм как стиль культуры.

52 Природа и общество: единство процессов самоорганизации.

53 Проблема «Русского Эроса» в философских работах В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева и др.

54 Проблема абсурда, бездуховности в русской живописи и прозе 80-х гг. XX в.

55 Проблема русского характера, русской национальности, соборности в работах Н. Лосского, Н. Бердяева, С. Булгакова и др.

56 Проблема социокультурной динамики и синергетика.

57 Проблема элитарного кино. А. Тарковский.

58 Проблемное искусство 60-х гг. XX в.

59 Религиозное искусство в контексте мировых религий.

60 Религиозно-философские искания русских символистов В. Иванов, Д. Мережковского, А. Белого и др.

61 Рефлексия как импульс возникновения культуры (по П. Тейяру де Шардену).

62 Роль объединения и журнала «Мир Искусства» в художественной жизни России начала XX в.

63 Россия в системе Восток - Запад: противостояние или диалог культур.

64 Русские масонские ложи XVIII в. Их роль в жизни страны.

65 Светский человек в культуре Европы XVIII в. Новые формы общения, развлечений.

66 Символ в искусстве: знак и образ.

67 Символика цвета в различных культурах.

68 Символический язык сакральных текстов.

69 Смеховая и зрелищная культура русского средневековья.

70 Современный глобальный кризис и ответственность ученого за судьбу человечества.

71 Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре.

72 Социальные и теоретические предпосылки культурологического знания.

73 Специфика мусульманского искусства.

74 Специфика русской культуры XVIII в. Связь с ними судеб русских писателей, художников.

75 Сравнительный анализ культурологических воззрений Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.

76 Средневековая рыцарская культура. Сущностные особенности, атрибутика.

77 Тема нового мира и нового человека и особенности ее решения в культуре 20-40-х гг. XX в.

78 Тема революции и культуры, революции и интеллигенции в творчестве А.Блока, А.Белого, Н.Бердяева и др.

79 Тема смерти и бессмертия в русской культуре конца XIX– начала XX в.

80 Тема художника и искусства в русской романтической культуре.

81 Тема человеческой глупости в культуре северного Возрождения.

82 Теория мимезиса в античной культуре.

83 Теория мифа А.Ф. Лосева.

84 Теория осевого времени и осевые культуры в концепции К. Лсперса.

85 Теория социокультурной динамики П. Сорокина.

86 Типы любовных отношений в европейской и русской культурах XVIII-XIX вв. Символика и атрибутика.

87 Традиция и новация в культуре.

88 Феномен «массовой культуры».

89 Феномен отечественной рок-культуры.

90 Французская революция и ее отражение в русской культуре XVIII в.

91 Функциональные роли жреца в древних культурах.

92 Художник-творец и общество России первой половины XIX в.

93 Человек в культуре Ренессанса: облик, образование, занятия, раз­влечения, праздники, одежда, быт.

94 Человек в русской бытовой культуре первой половины XX века.

95 Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

96 Э.Б. Тайлор о первобытной культуре.

97 Элитарное и массовое искусство.

98 Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева.

5 Контрольные вопросы по курсу «Культурология»

1 Какие определения культуры вы знаете?

2 Как бы вы ответили на вопрос : в чем заключается феномен куль­туры?

3 Определите общие закономерности развития и функционирования культуры.

4 Охарактеризуйте основные функции культуры.

5 Как соотносятся между собой понятия «культура» и «цивилиза­ция)»?

6 Как соотносятся в культуре духовное и материальное начала?

7 Охарактеризуйте принципы элитарной культуры.

8 Охарактеризуйте принципы массовой культуры.

9 Какие типологии культуры вы знаете? Охарактеризуйте каждую из них.

10 Каковы характеристики «аполлонического» и «дионисийского» начал культуры в концепции Ф. Ницше? Охарактеризуйте каждое из них.

11 Каковы основные идеи культурологической концепции И. Бахофена? Какова роль «мужского» и «женского начал» в истории мировой культуры? Охарактеризуйте каждое из них.

12 В чем заключается орудийно-трудовая и эволюционная теории происхождения и развития культуры?

13 Что такое коллективное бессознательное и культурные архетипы К. Юнга?

14 Каковы основные идеи культурологической концепции Й. Хейзенга?

15 Каковы основные идеи культурологической концепции З. Фрейда?

16 Каковы основные идеи культурологической концепции К. Юнга?

17 Каковы основные идеи культурологической концепции Э. Кассирера?

18 Какое определение понятий «культура» и «цивилизация» в концепции О. Шпенглера?

19 Что лежит в основе концепции локальных цивилизаций А. Тойнби?

20 Какие основания для типологии культуры выделяются в концеп­ции Н.Я. Данилевского?

21 Какие типологические принципы социокультурной динамики вы­двигал П. Сорокин?

22 Охарактеризуйте типы мышления, присущие восточному и запад­ному типам культуры.

23 Какие периоды мировой истории выделяет К. Ясперс? Охаракте­ризуйте каждый из них.

24 Как и где зарождаются первые монотеистические системы веро­ваний?

25 Как и когда возникло христианство, и в чем его сущность как яв­ления культуры (философские, нравственные, эстетические основы)?

26 Как и когда возник ислам, и в чем его сущность как явления куль­туры (философские, нравственные, эстетические основы)?

27 Как и когда возник буддизм, и в чем его сущность как явления культуры (философские, нравственные, эстетические основы)?

28 Назовите основные черты русского менталитета и русской куль­туры.

29 Охарактеризуйте миф как символ.

30 В чем сущность языка? Дайте определение языка в широком смысле.

31 В чем специфика искусственных и естественных языков?

32 Каковы функции языка?

33 Что такое «ценности», и какую роль они играют в культурном развитии общества?

34 В чем заключается проблема понимания «своей» и иных культур?

35 Что такое модернизм, и чем он отличается от авангарда?

36 Определите сущностные характеристики модернизма.

37 Согласны ли вы с утверждением, что авангард есть «процесс вы­теснения культуры цивилизацией» (Н.А. Бердяев)? Какие авангардные те­чения вы знаете?

38 Докажите или опровергните тезис о том, что русский авангард развивался в русле религиозно-мистических исканий XX в.

39 В чем заключаются основные признаки массовой культуры, и как следует ее оценивать?

40 Объясните необычайное многообразие форм культурного процес­са в России на рубеже XIX-XX вв.

41 Почему Н.А. Бердяев назвал «Серебряный век» «духовным Ренес­сансом»?

42 Какие основные художественные тенденции определились в рус­ской культуре 20-30-х гг.?

43 Назовите и охарактеризуйте основные художественные группи­ровки в России 20-30-х гг.

44 Что такое «искусство для народа» и как осуществлялось оно в России 20-30-х гг.?

45 Чем объясняется многообразие неоавангардистских течений в западной культуре 70-80-х гг.?

46 Каковы сущность и значение андерграунда в советской культуре?

47 Какие изменения в художественной жизни произошли в 60-е гг.? Как они сказались на формировании ключевых явлений художествен­ной культуры?

48 Определите основные «вехи» в развитии русской художественной культуры 60-80-х гг. в XX в.

 

Ресурсное обеспечение курса






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.