Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Организация преддипломной практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по выполнению дипломных работ студентами специальности 080105 «Финансы и кредит»

 

 

Нижний Новгород, 2014

 

 


 

ББК 65.9 (2)26

 

 

Методические указания по выполнению дипломных работ студентами специальности 08.01.05 - "Финансы и кредит", специализация «Финансовый менеджмент».

Н. Новгород: ННГУ, 2014.

 

 

Составители:

д.э.н., проф. кафедры "Финансы" Кокин А.С.,

к.э.н., профессор кафедры «КИС ФР» Ясенев В.Н.

д.э.н., профессор кафедры "Финансы" Яшина Н.И.

к.ф.м.н., доцент кафедры "Финансы" Петров С.С.

к.э.н., доцент кафедры "Финансы" Макарова С.Д.

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» Большаков В.А.

 

 

Рецензент: к.э.н., профессор Ясенев В.Н.

 

Методические указания по выполнению дипломных работ содержат рекомендации по выполнению дипломной работы: постановка цели дипломной работы, выбор темы, организация работы, процедура защиты дипломной работы в государственной аттестационной комиссии (ГАК). Даны описание организации преддипломной практики для студентов дневной формы обучения, программа для подготовки к сдаче государственного экзамена по специальности 08.01.05. «Финансы и кредит».

 

 

Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского, 2014

 

Методические указания по выполнению дипломных работ

 

Цели и задачи дипломной работы

В соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 080105- «Финансы и кредит» и разработанным на его основе рабочим учебным планом для студентов всех форм обучения предусмотрено выполнения дипломной работы и защиты ее в государственной аттестационной комиссии наряду со сдачей государственного экзамена по специальности.



Дипломная работа, как завершающий этап обучения студента, имеет следующие цели:

-обобщение теоретических знаний, полученных в университете по одному из научно-практических направлений специальности «Финансы и кредит» с использованием отечественного и зарубежного опыта;

- развитие навыков анализа реальных финансовых процессов в народном хозяйстве, в том числе на предприятиях и в организациях различных форм собственности, банках, страховых компаниях, фондах и других инвестиционных институтах; развитие способностей студентов самостоятельно делать научно-обоснованные выводы и рекомендации по возникающим финансовым проблемам, прогнозировать финансовое состояние страны, регионов, отдельных хозяйствующих субъектов.

В процессе выполнения дипломной работы выпускник кафедры должен продемонстрировать:

-уровень подготовки по фундаментальным, обще- профессиональным и специальным финансовым дисциплинам;

-умение пользоваться отечественной и зарубежной литературой, в том числе на языке оригинала, системой Интернет;

-способность работать с плановой и отчетной документацией, нормативными актами, статистическими данными;

-практические навыки моделирования и прогнозирования финансовых процессов как в целом по стране (бюджеты всех уровней), так и отдельных хозяйствующих субъектов, а также государственного кредита.

Дипломная работа является научным исследованием студента, на основании которого ГАК решает вопрос о присвоении ее автору квалификации «Экономист» по специальности «Финансы и кредит» и соответствующей специализации.

В соответствии с целями, задачами дипломной работы являются:

-систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний;

-развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой решения разрабатываемых в дипломной работе задач, имеющих теоретическое или практическое значение, или то и другое;

-выяснение степени подготовленности студентов для самостоятельной практической работы по специальности.

Дипломная работа должна раскрыть способность автора применять практические и теоретические знания для изучения и решения задач, стоящих перед предприятием, кредитным и внебанковским финансовым учреждением; а также задач по совершенствованию деятельности на фондовом и страховом рынках, в сфере налогообложения, формирования и расходования бюджета. Студент должен ориентироваться на современные технологии выполнения финансовых операций, в основе которых лежат информационные и коммуникационные системы.

Организация преддипломной практики

Сроки и продолжительность преддипломной практики для студентов всех форм обучения определяются учебным планом по специальности 080105 «Финансы и кредит», ежегодно утверждаемым решением Ученого совета факультета. Предложение кафедры - 9 недель в период с 21. 02. по 05. 04.

Учитывая, что с 1992 года в вузах РФ нет государственной системы распределения выпускников (молодых специалистов), кафедры рекомендуют студентам самим выбирать базу практики. При выборе места для прохождения преддипломной практики необходимо учитывать, что ее лучше проходить студентам дневной формы обучения по месту своей будущей работы. При этом объектами профессиональной деятельности специалиста по «финансам и кредиту» с учетом специализации могут быть:

-департаменты финансов, комитеты, службы, центры, отделы финансового профиля государственных органов управления, областных, городских и районных администраций;

-финансовые учреждения, обслуживающие экономические процессы в регионе; банки; финансовые, страховые, трастовые компании и другие инвестиционные институты;

- подразделения финансового профиля МВД и других силовых ведомств;

-налоговые инспекции и таможенные службы;

-финансовые вузы и факультеты, научно-исследовательские организации;

-финансовые отделы организаций и учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма);

-коммерческие фирмы, формирующие и поддерживающие региональный рынок различных товаров и услуг, в т. ч. корпорации реального сектора экономики народного хозяйства;

-совместные предприятия и иностранные представительства в регионе.

С целью изучения передового опыта практика может быть пройдена и на ведущих фирмах (организациях) как г. Н. Новгорода, так и других городов РФ.

Для того чтобы студент был принят на преддипломную практику, ему необходимо подготовить письмо на имя руководителя предприятия (организации) по уставленной форме (образцы см. на соответствующей кафедре). В случае положительного решения по письму, т. е. согласия руководителя организации принять студента для прохождения практики, студенту выдается «Предписание» на организационном собрании, которое кафедра проводит за 1-2 дня до ее начала. «Предписание для прохождения преддипломной практики» выдается студентам, не имеющим академической задолженности за 9 семестр. Официальным началом преддипломной практики считается день соответствующей отметки на предприятии (организации).

Для организации преддипломной практики студентов кафедра назначает ее руководителя. Он за 10 дней до начала практики должен закончить подготовку «предписаний» студентам, сбор от них информации о базовых организациях (предприятиях) практики, а также предложений по названию тем дипломных работ.

По решению администрации предприятия (организации) студенту на время практики назначается консультант. Он может быть также консультантом по дипломной работе.

Основной задачей, стоящей перед студентом в период преддипломной практики, является выбор темы дипломной работы, сбор и предварительная обработка необходимого практического материала для выполнения исследований по выбранной теме.

Во время преддипломной практики студент знакомится с актуальными проблемами, стоящими перед предприятием (организацией), изучает возможные пути их решения, работает с плановой и отчетной финансовой документацией, осваивает технологию финансовых расчетов, приобретает навыки в подготовке аналитических записок и отчетов. Студент может работать во время практики по совместительству. Он регулярно отчитывается на кафедре перед своим руководителем в согласованные сроки. Заканчивается преддипломная практика представлением на кафедру «Предписания», а также письменного отчета на 30-35 страницах с обоснованием выбора темы дипломной работы и с необходимыми в нем отметками руководителя базы практики. В отчете также должен быть отражен перечень практических вопросов, которые были рассмотрены студентом во время практики. Кроме этого студенту в отчете необходимо указать конкретно финансовую информационную базу (плановые, отчетные данные; схемы, таблицы, диаграммы), которая будет использоваться в дипломной работе, доказать необходимость данного исследования.

 

 

Выбор темы дипломной работы

За две недели до окончания преддипломной практики студент в письменной форме на имя заведующего кафедрой подает заявление с указанием темы дипломной работы и предложением по кандидатуре научного руководителя (в том случае, если есть об этом предварительная договоренность с одним из преподавателей кафедры «Финансы»), а также консультанта от предприятия.

Тему дипломной работы студент выбирает самостоятельно, учитывая следующее:

-научные направления, рекомендуемые кафедрой, с учетом ее специализаций и актуальности финансовых задач, возникающих на данном этапе;

-научный задел студента, образовавшийся в ходе выполнения курсовых работ или иных самостоятельных НИР;

-потребности фирм (организаций), на которой предстоит работать выпускнику после окончания университета, что должно подтверждаться соответствующим письмом-заявкой.

Примерная тематика дипломных работ выполняемых на кафедре «Финансы» приведена в приложении 1.

Заведующий кафедрой вместе с заместителем по учебной работе на основании поданных заявлений и с учетом плановой учебной нагрузки преподавателей на учебный год распределяет студентов-дипломников по научным руководителям, по возможности учитывая интересы дипломников. Тема дипломной работы должна соответствовать специальности «Финансы и кредит» и желательно специализации, по которой студент слушал спецкурсы.

Тематика дипломных работ рассматривается на заседании кафедры с последующим обсуждением и утверждением на заседании Ученого совета факультета. Одновременно с утверждением тем дипломных работ утверждаются научные руководители и консультанты студентов-дипломников.

Научными руководителями студентов, выполняющих дипломные работы по кафедрам «Финансы» могут быть как преподаватели данной кафедры, так и ведущие специалисты-финансисты различных отраслей народного хозяйства, департаментов финансов, банков и других инвестиционных институтов, предприятий, органов представительной и исполнительной власти.

Если дипломная работа выполняется вне кафедры, студенту кроме руководителя дипломной работы назначается консультант из числа преподавателей кафедры.

Руководитель и консультант призваны оказать научно-методическую помощь студенту при самостоятельном решении им научных и практических вопросов, критическом анализе различных точек зрения.

За принятые в работе решения, правильность использования служебного материала, всех вычислений и разработок полностью отвечает студент. Руководитель дипломной работы осуществляет важнейшие функции:

-контроль за правильностью составления задания на работу;

-оказание помощи студенту при разработке плана работы; -установление календарных сроков выполнения отдельных частей работы;

-научно - методическое руководство работой студента;

-систематический контроль за ходом работы;

-оказание помощи в выборе литературы;

-подготовка студента к защите в ГАК.

Перед началом работы над дипломом студент получает от руководителя задание, в котором устанавливается план- график работы над темой.

В качестве схемы выполнения дипломной работы может быть рекомендована следующая последовательность*:

 

Этапы работы Сроки выполнения
1. Выбор темы и объекта исследования 25 февраля
2. Утверждение темы, задания и руководителя дипломной работы 1 марта
3. Сбор, анализ и обработка материала с представлением его руководителю по 1 главе по 2 главе по 3 главе 20 марта 10 апреля 1 мая
4. Оформление работы и представление ее на кафедру 20 мая
5. Получение отзыва и рецензии, подготовка к защите 1 июня

*График составлен для студентов дневного отделения.

 

Структура дипломной работы

Студент должен самостоятельно разработать предварительный

план работы, окончательный вариант плана составляется после тщательного изучения содержания основных вопросов темы.

Дипломная работа должна включать: титульный лист (приложение 2), реферат, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.

Реферат должен содержать: сведения об объеме работы, количестве таблиц, приложений, использованной литературе. Кроме справочных данных в его содержании должно найти отражение: объект, цель, задачи и методы исследования; полученные результаты и их новизна; степень внедрения сделанных предложений, их эффективность; рекомендации по внедрению результатов работы; возможные области применения результатов работы. Объем реферата - 1 страница.

Оглавление должно включать все разделы, имеющиеся в работе.

Введение - важная часть дипломной работы. Его назначение -охарактеризовать современное состояние проблемы, которой посвящена работа; сформулировать цель исследования, обосновать ее необходимость и показать место исследования в кругу аналогичных проблем.

Основная часть включает, как правило, две-четыре главы.

Первая глава дипломной работы является вводной в тему, аналитическим обзором по теме исследования. Результатом анализа должна быть четкая оценка состояния проблемы с указанием положительных и отрицательных моментов в существующих методах ее решения. В этой главе вводятся основные понятия темы, характеризуется законодательная и нормативная база.

Вторая глава может носить аналитический или прогнозный характер, она связана с разработкой моделей, методов и подходов к решению поставленных проблем.

В третьей главе приводятся основные самостоятельные результаты, полученные при решении задач дипломной работы, и рекомендации по практическому их использованию.

В заключении дипломной работы дается авторская оценка проведенного исследования с точки зрения соответствия полученных результатов поставленной цели.

Дипломная работа должна сопровождаться грамотно составленной библиографией. В работе должны быть приведены: список использованной литературы, библиографические ссылки и подстрочные примечания.

В основной части текста делаются ссылки на номер или страницу приложения в соответствии с оглавлением. Объем дипломной работы -50-70 машинописных страниц.

Дипломная работа сшивается в твердый переплет.

В текстовом материале необходимо оставлять на странице поля:

-слева не менее 25 мм, справа не менее 10 мм, сверху и снизу по

20 мм, красная строка начинается с отступом от левого поля на пять знаков.

Подчеркивание наименования глав и параграфов не допускается. Расстояние между заголовком глав, параграфов и последующим текстом должно быть на 5 мм больше расстояния между строками текста.

Все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. На титульном листе, который является первой страницей, в задании на работу и содержании нумерация страниц не проставляется. Формулы, обозначения, символы пишутся от руки или на персональной ЭВМ.

Значение символов и числовых коэффициентов должны быть приведены непосредственно под формулой с новой строки в той же последовательности, в какой они приведены в формуле. Если в тексте имеются ссылки на формулы, то они заключаются в круглые скобки.

Порядковая нумерация формул проставляется также в круглых скобках, причем первая цифра обозначает номер главы, последующая -номер формулы.

В дипломной работе могут быть различные графические работы, которые представляются в виде графиков, схем, диаграмм, рисунков, таблиц. К выполнению графических работ также предъявляются определенные требования. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, таблицы) должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал и отражать тему дипломной работы. Поэтому выпускнику необходимо хорошо продумать, какой материал следует проиллюстрировать. Иллюстрациям присваивается последовательная нумерация в пределах каждой части дипломной работы, например, рис.1.1, 1.2. и т.д.

Все рисунки должны иметь подрисуночную подпись. Например, "Рис.1.3. Схема организационной структуры управления коммерческим банком".

Таблицы также последовательно нумеруются в пределах всего материала. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера в пределах каждой части дипломной работы, например, "Таблица 1.2". На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово "таблица" в тексте пишется полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно - если имеет номер. Например, "... в табл. 1.3".В повторных ссылках на таблицу следует указывать сокращенно слово "смотри", например, "см. табл. 2.5".

Использованные в процессе работы над дипломной работой специальные литературные источники указываются в конце работы перед приложением. При этом библиография составляется в следующем порядке: указы Президента РФ; законы РФ; постановления Правительства РФ; нормативные документы и акты; специальная литература, в том числе малотиражные документы и отчеты (в алфавитном порядке).

Каждый литературный источник отражается в списке в следующем порядке для многотиражной литературы: порядковый номер в списке; фамилия и инициалы автора; название книги (для статьи ее заглавие, название сборника, журнала, его номер); издательство; место и год выпуска; для малотиражных материалов: название документа и его обозначение; наименование организации; место и год выпуска.

При ссылке на литературный источник в тексте приводится порядковый номер использованной литературы, заключенный в квадратные скобки.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.