Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Степени сравнения прилагательных

Фонетика бретонского языка

Гласные

 

Графическое изображение Описание Пример
a В некоторых диалектах это звук переднего ряда, в некоторых - заднего ряда. Выбор произношения зависит от выбранного Вами диалекта. tad 'отец'
e Открытый [e ] penn 'голова'
e Закрытый [e] me 'я'
eu oe открытое seurt 'такой'
eu oe закрытое treut 'худой'
o о открытое lost 'хвост'
o о закрытое pod 'горшок'
ou [u] как в русском шум dour 'вода'
u [у], произносится как французское u (губы вытянуты и округлены) lur 'фунт'
i [i] как во французском, произносится более напряженно, чем русское и ti 'дом'

Полугласные

 

j [j] как русское й yen 'холодный'
y [y] коротко произнесенное французское [y] mui 'больше' (в отрицании)
w [w] как в английском gwaz 'муж'

Согласные

 

  губные альвеолярные палатальные велярные щелевые
взрывные глухие [p] penn [t] tad   [k] kazh  
взрывные звонкие [b] blev [d] drouk   [g] glin  
фрикативные глухие [f] fur [s] sklaer [ch] (рус. ч) chug [x] marc’h [h] hir
фрикативные звонкие [v] vi [z] louzoù [zh] (рус. жь) Jakez [g'] (укр. г) marc’h-du  
носовые [m] mamm [n] nann [n'] (рус. нь) pignat [ng] (англ. ng) strrinkañ  
латеральные   [l] lenn [l'] dilhad    
вибранты   [r] redek   [R] redek  

Правила чтения

1. Почти все читается так же, как и пишется (исключения см. ниже)

2. Ударение в бретонском языке (кроме ваннского диалекта) практически всегда падает на предпоследний слог (есть исключения, которые следует заучивать отдельно) [1]

3. Согласные в бретонском языке делятся на долгие (глухие) и краткие (звонкие). Долгие (их называют также сильными) произносятся с большим мускульным усилием, нежели звонкие (слабые).



4. В конце слова любой согласный, как и в русском, оглушается. Однако если следующее слово начинается с гласного звука и между словами нет паузы, конечный согласный предыдущего слова остается звонким

5. Под ударением бретонский гласный может приобретать долготу, если за ним стоит звонкий согласный. Если же за гласным следует глухой согласный или группа согласных, гласный краткий. Например: la:gad (долгий гласный), pakad (краткий гласный).

NB! В большей части диалектов ударение ко всему прочему является музыкальным и, приобретая долготу, гласный произносится на тон выше.

6. В бретонском языке имеются также носовые гласные. На письме они обозначаются сочетанием буквы, обозначающей гласный звук с буквой ñ. Например: hañv, puñs, priñs.

7. Буквосочетание c’h обозначает звук, близкий русскому [х].

 

Ar c’hentañ (kentel gentañ) 
ПЕРВЫЙ УРОК

 

Грамматика

В бретонском языке при определенных условиях первый согласный слова изменяется по особым правилам. Этих правил много, пока что запомним одно: У существительных женского рода после артикля начальный согласный изменяется следующим образом:

b > v d > z g > c’ s > z[2]

p > b t > d k > g (c’h);

То есть сильные согласные становятся слабыми (более близкий русскому человеку вариант: глухие озвончаются). Пример: слово taol 'стол' женского рода. an (артикль)+ taol(стол)=an daol.Именно по типу мутации после артикля определяется род существительного (женский или мужской), так точно такая же мутация как в мужском роде возникает после артикля во множественном числе. В единственном числе только звук kпереходит в c’h. Например: kemener 'портной' > ar c’hemener.

В бретонском существует определенный артикль an (ar, al) и неопределенный un (ur, ul). Неопределенный артикль употребляется только в единственном числе.

 

Словарь

 

taol, an daol стол
bank, ar bank скамейка
kador, ar gador стул
armel, an armel шкаф
dor, an nor [3] дверь
prenestr, ar prenestr окно
paper, ar paper бумага
pluenn, ar bluenn перьевая ручка
doug-pluenn, an doug-pluenn пенал
kreion, ar c’hreion карандаш (шариковая ручка)
kaier, ar c’haier тетрадь
levr, al levr книга
al levr brezhoneg бретонская книга
al levr gallek французская книга
alc’houez, an alc’houez ключ
tach, an tach гвоздь
liv, al liv цвет, чернила
pod-liv, ar pod-liv чернильница (букв. 'горшок для чернил')
ha (перед согласным), hag (перед гласным) и

Задание

Определите род существительных.

 

An eil gentel 
ВТОРОЙ УРОК

 

Goulenn (вопрос)

Petra eo se? Что это такое?

Respont (ответ)

An daol eo (se). (ar paper, an nor.....) Это стол (бумага, дверь...)

Goulenn

Diskouezit din ... an nor, al levr... Покажите мне дверь, книгу

Respont

Aze emañ ... an nor, al levr Здесь находится дверь, книга...

Goulenn

Kemerit ... Возьмите ...

Respont

Kemer a ran Я беру ...

Goulenn

Digorit Откройте

Respont

Digeriñ a ran ... Я открываю...

Goulenn

Serrit ... Закройте...

Respont

Serriñ a ran ... Я закрываю ...

Примечание:

Amañ – здесь, рядом (в пределах видимости и досягаемости говорящего).

Aze – здесь, не очень далеко (но вне досягаемости говорящего).

Ahont – там (далеко).

По той же схеме образуется ряд наречий, таких как:

du-mañ – у меня (у нас)

du-se – у тебя (у вас)

du-hont – у него (у нее, у них).

Также эти элементы могут присоединяться к любому существительному, например: an den-mañ, an den-se, an den-hont.

Lenadenn 
Чтение

Diskouezit din ar prenestr. Aze emañ ar prenestr. Kemerit al levr brezhonek. Kemer a ran an doug-pluenn. Digorit an nor. Digeriñ a ran ar c’haier. Aze emañ ar paper hag ar c’hreion. Kemerit an alc’houez. Digorit an armel. Diskouezit din an tach. Aze emañ ar bank hag aze emañ an daol. Digorit ar pod-liv. Serrit al levr gallek.

Примечание. Обратите внимание, что в бретонском языке ударение не падает на некоторые служебные слова, например, артикль, глагольную частицу, некоторые предлоги и т.д.

Troit 
Переведите

1. Откройте бретонскую книгу.

2. Возьмите ключ и откройте дверь.

3. Что это такое? – Это окно.

4. Я открываю тетрадь и беру карандаш.

5. Закройте окно и дверь.

Словарь

 

tok, an tok шляпа
mantell, ar vantell пальто
maneg, ar vaneg перчатка
lamp, al lamp лампа
kartenn, ar gartenn карта, открытка
moger, ar voger стена
skeudenn, ar skeudenn картина
folenn, ar folenn лист (бумаги)
sigaretenn, ar sigaretenn сигарета
butun, ar butun табак
war на (предлог)
a-us da над
ouzh напротив (чего-либо)
me я
c’hwi вы
ivez тоже
skrivañ писать
butuniñ курить
lakaat, класть
kompren понимать
lenn читать

 

An trede kentel 
ТРЕТИЙ УРОК

Goulennoù ha respontoù

 

1. Pelec’h emañ an tog? – Emañ war an daol. (War an daol emañ) [4] (Где шляпа? – Шляпа на столе)

2. Lakait ar skeudenn war ar bank. (Положите картинку на скамейку)

3. Skrivit war ar gartenn. (Пишите на открытке)

4. Petra a rit? (Что вы делаете?)

5. Skrivañ a ran. (Я пишу)

6. Kompren a rit? (Вы понимаете?)

7. Ya / Nann. (Да – Нет) [5]

8. Ha c’hwi? (А вы?)

9. Me ivez. (Я тоже)

Lenadenn

Diskouezit din al lamp. Emañ al lamp war an daol. Emañ ar gartenn hag ar skeudenn ouzh ar voger. Pelec’h emañ al levr brezhoneg? Emañ war an daol. Emañ ar c’haier war an daol ivez. Lakait an doug-pluenn war ar c’haier. Kompren a rit? Lenn a ran al lenadenn. Skrivañ a ran war ar c’haier. Emañ ar vaneg war ar bank. Ar vantell ivez. Lakait ar vantell war ar gador, an tog war ar vantell hag ar vaneg war an tog. Lenn ha skrivañ a ran. Kemerit an alc’houez ha digorit an armel. Butuniñ a rit? Ya. Kemerit ar sigaretenn.

Troit e brezhoneg

 

1. Что вы делаете? – Я читаю бретонскую книгу.

2. Положите шляпу на шкаф и закройте шкаф. Вы понимаете? – Да я понимаю. Я закрываю шкаф.

3. Пишите в тетради: “На стене висит картина”.

4. Вы курите? – Да, я курю. – А Вы? – Я тоже. – Возьмите сигарету и курите.

5. Я беру ключ и открываю дверь.

6. Где пальто? – Оно на скамейке. – А где перчатка? Покажите мне перчатку. – Перчатка на французской книге.

7. Я показываю чернильницу: она на столе. Карандаш, ручка и пенал тоже на столе.

8. Я беру гвоздь и прикладываю (lakaat) гвоздь к стене.

 

Словарь

 

amañ (-mañ) здесь (близко)
aze (-se) здесь (не очень близко)
ahont (-hont) [6] там (далеко)
Aotroù господин
Itron (Intron) госпожа
Dimezell барышня
brav красивый, красивая
bremañ сейчас
demat (deiz mat, devezh mat) здравствуй (те)
den, an den человек
evit для
gant с
heol солнце
kelenner, ar c’helenner учитель
kelennerez, ar gelennerez учительница
mestr-skol, ar mestr-skol учитель младших классов
mestrez-skol, ar vestrez-skol учительница младших классов
mor море
oabl небо
paotr мальчик, мужчина
pe какой, который (вопросит. местоимение)
piv кто
skol школа
setu вот
eta, ‘ta так, итак
ti, an ti дом
tomm теплый, теплая

Примечание.Прилагательные в бретонском языке не имеют форм рода и числа.

Названияцветов

 

du черный
glas синий, голубой, зеленый (для растительной зелени)
gwenn белый
gwer зеленый (для искусственных материалов)
louet серый
melen желтый
ruz красный

 

Какого цвета...? – Голубого, красного, желтого...

Pe liv eo...? – Glas eo, ruz eo, melen eo...

 

Ar pevare kentel 
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК

Diviz 
Диалог

 

Lan Setu un den ha setu un ti. Piv eo an den?

Anna An Aotrou Kere eo an den. An den-se a zo mestr-skol.

Lan Ha petra eo an ti?

Anna Ur skol eo an ti.

Lan Setu ‘ta ur mestr-skol hag ur skol.

Anna Ha bremaс, setu ur paotr. Piv eo ar paotr?

Lan Yannig eo.

YannigDemat, aotrou!

An Ao. Kere Demat, Yannig!

Yannig Brav eo an amzer, aotrou.

An Ao. KereYa, Yannig, brav eo. Tomm eo an heol ha glas eo ar mor.

Yannig An oabl ivez a zo glas... Ya, brav eo an amzer

Lan Ul levr a zo gant Yannig.

An Ao. KerePetra eo al levr-se, Yannig?

Yannig Ul levr brezhoneg eo.

An Ao. Kere N’eo ket ul levr gallek?

Yannig Nann, n’eo ket. Ul levr brezhoneg eo. Hag evit piv eo?

An Ao. Kere Evit Mona eo.

 

Некоторые бретонские имена:

Yann, Yannig Иоанн

Alan, Lan, Alanig Алан

Mona Мона

Katell, Katellig Катерина

Anna, Annaig, Nana Анна

Mari Мария

Per, Perig Петр

Paol, Paolig Павел

Грамматика

Глагол bezañ 'быть'

Пока мы знакомы только с 3 лицом единственного числа этого глагола. Однако мы уже знаем, что в зависимости от смысловых тонкостей в третьем лице единственного числа мы можем употреблять формы eo и emañ. Мы помним также, что emañ употребляется тогда, когда нам надо сказать о местонахождении, а не о сути предмета, не о каком-то его качестве. По значению оно практически совпадает с английским оборотом there is / there are.

В остальных случаях употребляется уже знакомая нам форма ео и форма a zo (‘zo). Смысловой разницы между ними нет. Выбор той или иной формы зависит только от порядка слов. Сравните фразы:

 

Ar mor a zo glas Море (есть) синее

Glas eo ar mor Синее (есть) море

 

An amzer a zo brav Погода (есть) хорошая

Brav eo an amzer Хорошая (есть) погода

 

Видно, что существительное с артиклем стоит всегда перед a zo или после ео. Схематически это можно представить так:

Подлежащее + a zo + второстепенный член предложения.

Второстепенный член предложения + ео + подлежащее.

То же относится к вопросительным предложениям:

Petra a zo amañ? Кто (есть) здесь?

Piv a zo mestr-skol? Кто (есть) учитель?

В данном случае вопрос ставится к подлежащему и употребляется a zo.

В предложениях: Petra eo al levr-mañ? 'Что это за книга?', Piv eo Yannig? 'Кто такой Янник?' вопрос ставится не к подлежащему, а к второстепенному члену предложения. Например: Кто такой Янник? Янник (есть) мальчик. – Ur paotr eo Yannig.

Конечно, не бретонцу трудно понять, какая разница между предложениями: An aotrou Kere a zo mestr-skol и Mestr-skol eo an aotrou Kere.

Оба они переводятся как 'Господин Кере – учитель'. Однако в русском языке, в отличие от французского и английского, тоже свободный порядок слов, и мы тоже можем сказать 'Он учитель' и 'Учитель он (а не водитель, не дворник, не продавец)'. По-русски, правда, вторая фраза будет, возможно, звучать более эмоционально (слово 'учитель подчеркивается), но по-бретонски оба предложения звучат нейтрально.

Упражнения

 

1. Поставьте вместо точек нужную форму глагола bezañ (eo, a zo, emañ):

Mona ...brav Brav ... Mona

Glas ... ar mor At mor ... glas

Melen ... an heol An heol ... melen

Piv ... Yanig? Ur paotr ... Yannik

Petra ... se? Al levr ... se.

Pe liv ... an daol? Du ... an daol. An daol ... du.

Petra ... an ti-mañ? Ur skol ... an ti-mañ.

Pelec’h ... ar skeudenn? Ouzh ar voger ... ar skeudenn.

Piv ... aze? An Aotrou Kere ... aze.

 

2. Составьте вопросы с помощью таблицы и ответьте на них:

 

Petra Piv a zo eo amañ an den-mañ war an daol mestr-skol ruz ouzh ar voger ar paotr an ti-se

 

 

3. Составьте фразы с помощью таблицы, употребив правильную форму глагола.

 

ruz ar mor an amzer ar paotr ar skol melen an daol a zo eo glas brav melen al levr tomm an ti-mañ aze

Отрицательная форма

Отрицательная форма глагола образуется при помощи двойного отрицания ne (n’)… ket: ne + глагол + ket. Например:

N’eo ket tomm an amzer.

N’eo ketdu ar vantell.

N’emañ ket ae skedenn ouzh ar voger.

N’emañ ket ar vantell war an daol.

Чаще всего глагол в отрицательной форме стоит в начале предложения.

Упражнения

 

1. Поставьте в отрицательную форму и переведите:

Tomm eo ar mor. Louet eo an armel. Emañ ar vaneg war an armel. Kelenner eo Alan. Brav eo ar paotr-se. Gwenn eo ar folenn. Emañ an tog war an daol.

2. Переведите:

Тетрадь не белая. Сигарета не на столе. Этот человек не учитель. Этот мальчик не Янник. Это не французская книга. Ручка не на пенале. Школа не красивая.

Оборот A zo gant

Оборот а zo gant (буквально 'есть со мной') соответствует русскому 'у меня есть'. Он обозначает не длительное обладание (например, домом, фермой, машиной, капиталом и т.д.), а наличие какого-либо предмета у человека в данный момент. Таким образом Ul levr a zo gant Yannnig означает, что книга у мальчика с собой (в руках, в сумке и т.п.).

Упражнение

 

Переведите:

1. У мальчика пальто, перчатки и шляпа.

2. У учителя книга и тетрадь.

3. У этого человека сигареты.

4. У Моны ручка и бумага

 

Ar pempvet kentel 
ПЯТЫЙ УРОК

Упражнения

 

1. Преобразуйте фразы, так чтобы подлежащее и прямое дополнение поменялись местами:

Glas eo ar mor ha glas eo an oabl ivez.

An ti a zo gwenn.

Yannig a zo ur paotr brav.

Brav eo an amzer.

An daol a zo louet.

Ruz eo al levr.

 

2. Поставьте в отрицательную форму:

Ar vantell a zo du.

Ar prenest eo?

Amañ emañ an nor.

Melen eo an heol.

An aotro u-se a zo mestr-skol.

Kelennerez eo an itron-hont.

Ha brav eo an amzer?

Словарь

 

aval яблоко
avel ветер
bihan маленький
kalz много
kenavo до свидания
da [7] твой
dal возьми
dre через (что-либо), посредством (чего-либо)
chañs удача
dre chañs к счастью
e, er, en, el в
kêr город, дом, ферма
er gêr дома
ebet никакой
glav дождь
Iwerzhon Ирландия
labour работа
labouradeg завод
ma! Хорошо!
mab сын
mamm мать
mat хорошо
merc’h, ar verc’h дочь
micher ремесло, профессия
micherour ремесленник, кустарь, рабочий
micherourez, ar vicherourez работница
pell далеко
pesk рыба
pesketour рыбак
porzh двор, порт
siwazh увы, к сожалению
tad отец
tamm, кусок (сущ.), немного (нар.)
tammig, un tammig немножко
trugarez спасибо

 

Diviz

 

Lan Setu Mona. Merc’h ar mestr-skol eo. Ur verc’h vrav [8] eo Mona.

Anna E porzh ar skol emañ: ur skol vihan eo skol an aotrou Kere.

LanYannig ivez a zo e porzh ar skol. Ur paotr brav eo Yannig. Mab ur pesketour eo.

Anna Ya, pesketour eo tad Yannig. Ha micherourez eo mamm Yannig.

MonaPelec’h emaс da dad, Yannig?

Yannig Er mor emañ.

Mona E pelec’h, er mor?

Yannig E mor Iwerzhon.

Mona E mor Iwerzhon? Pell eo! Dre chañs eo brav an amzer.

Yannig Ya, dre chañs eo brav. N’eus ket avel.

Mona O, un tammig avel a zo.

Yannig Ma, n’eus ket kalz. Ha n’eus ket glav.

Mona Ha da vamm, pelec’h emañ?

Yannig El labouradeg emañ. Kalz labour a zo. Ya: el labouradeg emañ mammig, n’emañ ket er gêr, siwazh!

Lan Un aval ruz a zo gant Mona. N’eus aval ebet gant Yannig.

Anna Hag ur verc’hig vat eo Mona.

Mona Dal, setu un aval.

Yannig O, trugarez.

Mona Kenavo, Yannig!

 

Грамматика

 

Мы уже знаем три формы 3-го лица единственного числа глагола bezañ: emañ, eo, a zo. Теперь мы познакомимся еще с одной формой этого глагола: eus.

Мы помним, что в отрицательном предложении форма a zo не употребляется. Для того, чтобы ответить отрицательно на вопрос, в котором содержится форма a zo между отрицательными частицами ne ... ket ставиться a zo, например:

Ul levr galleg a zo? Французская книга здесь есть?

N’eus ket. Нет.

Примечание: в данной фразе a zo по смыслу не тождественно ео, оно приближается к emañ. Сравните:

Ul levr gallek eo? Это (есть) французская книга.

Nann, n’eo ket. Нет (не есть).

“Родительный падеж”

 

То, что в русском языке выражается родительным падежом, в бретонском выражается конструкцией: существительное + артикль + существительное[9]. Например:

merc’h ar mestr-skol дочь учителя

porzh ar skol двор школы

mab ur pesketour сын рыбака

tad Yannig отец Янника

Упражнения

1. Составьте вопросы с помощью таблицы и ответьте на них:

 

pelec’h piv petra emañ a zo eo Yannig amañ aze gant Mona er gêr ar paotrig tad Yannig mamm Mona e porzh ar skol

 

 

2. Переведите:

 

1. Кто такой г-н Кере? – Он учитель.

2. Мать Моны дома? – Нет, ее нет дома.

3. Мальчик не маленький? – Нет, не маленький.

4. Пальто синее? – Нет.

5. У мальчика бретонская книга, а у учителя – сигарета.

6. Перчатка не красная? – Нет, она не красная, она белая.

7. Где отец мальчика? – Он во дворе школы.

8. У дочери учителя маленькое яблоко.

9. Где находится школа?

10. Школа красивая.

11. Дверь находится здесь? – Здесь нет двери, это картина.

12. Погода хороша, нет ветра, нет дождя, есть солнце, море синее, и небо тоже синее

13. У мамы много работы? – Да, она учительница, у нее много работы.

14. У Моны нет никакой книги.

 

Ar c’hwec’hvet kentel 
ШЕСТОЙ УРОК

Устные упражнения

 

Переведите каждую фразу двумя или более способами:

1. Море синее.

2. Бумага и тетрадь белые [10].

3. Мона – красивая девочка.

4. Погода теплая.

5. Книга мальчика на столе

6. Чернила черные.

7. Рыбак в море.

8. Книга желтая

9. Эта барышня – учительница.

10. Школьный двор маленький.

 

Ответьте отрицательно на вопросы:

1. Melen eo ar mor?

2. Al levr a zo gant an Itron?

3. Evit ar pesketour eo al levr-mañ?

4. Micherour eo tad Yannig?

5. Er gêr emañ mamm ar paotr?

6. Ur pesk a zo gant Mona?

7. Mab ar mestr-skol eo Yannig?

8. E porzh ar skol emañ mamm Mona?

9. Un aval melen a zo gant Yannig?

10. Evit Yannig eo al levr?

 

Вместо точек поставьте нужную форму глагола bezañ (eo, azo, emañ, eus).

1. Levr Yannig .... ruz.

2. Ul levr galleg ...

3. Pelec’h ... mamm Yannig?

4. N’... ket ul levr brezhoneg.

5. El labouradeg ... tad ar paotr.

6. ... ar c’helenner e porzh ar skol.

7. Pe liv ... an heol?

8. N’ ... ket an tok war ar gador.

9. Pell ... an ti.

10. Dor an ti ... glas.

11. N’ .... kaier ebet gant ar paotr.

12. Ur vantell louet ... se.

13. Maneg an dimezell ... amañ.

14. Piv ... an den-se?

15. Bihan ... porzh ar skol.

Текст 
Ar podig pri

(Dastumet gant Yann Fañch Kemener)

- Me ‘m eus ur podig.

- Peseurt podig?

- Ur podig pri.

- Peseurt pri?

- Pri melen.

- Peseurt melen?

- Melen u.

- Peseurt u?

- U ar yarig.

- Peseurt yarig?

- Ur yarig wenn

An doupennig war lein he fenn

Kement ha tour Rostren.

 

Новые слова и выражения:

me (a)m eus у меня есть (в отличие от известной нам конструкции a zo gant означает постоянное владение чем-либо)

pri грязь, глина

peseurt (pe + seurt) какой

u, ui, vi яйцо

yar курица

toupenn хохол

lein верх, макушка

he fenn на ее голове

kement ha... такой же, как

tour башня

Rostren название города в Нижней Бретани.

 

Вопросы к тексту:

1. Pe liv eo ar podig?

2. Piv a zo gwenn?

3. Petra a zo melen vi (u)?

4. Gant piv emañ un doupennig?

Словарь

 

aes легко
all другой
anat ясно, понятно
berr короткий
bras большой
buhez, ar vuhez жизнь
kentel, ar gentel урок
da для (в значении дательного падежа)
dec’h вчера
deiz день
deskiñ учить
eus из
evel как
fall плохой
goude после
gwir правда (сущ.), правильный (прил.)
hepken только
hir длинный
hiziv сегодня
c’hoazh еще
marteze может быть
met но
neuze тогда, итак, и вот
pe или
pegoulz когда
selaou послушай!
sur точно
-tre очень (усилительная частица)
unan один
warc’hoazh a-benn (w)arc’hoazh завтра назавтра

 

Ar seizhvet kentel 
СЕДЬМОЙ УРОК

Упражнение

Вместо точек поставьте нужную форму глагола bezañ (eo, azo, emañ, eus).

1. Pe liv ... ar yar?

2. Aval Yannig .... melen.

3. Ul levr brezhoneg ...

4. Un tog du ... gant mamm ar paotr.

5. Pelec’h ... Yannig ha Mona?

6. N’... ket un dimezell, un itron ...

7. An ti ... gwenn, ha prenestr an ti ... bras.

8. N’... ket ar c’helenner e porzh ar skol.

9. Aze ... ar paotr, e porzh ar skol ...

10. Piv ... an den-mañ? An den-mañ ... micherour.

11. N’ ... ket ar vaneg war ar gador.

12. Mat ... an aval? N’... ket mat.

13. Melen ... an heol, glas ... ar mor. An oabl ... glas ivez.

14. Mamm Yannig ... er gêr hiziv.

15. Dor an ti ... glas. N’... ket du dor an ti.

16. N’ .... kaier ebet gant ar paotr. Ur pod-liv hag ur c’hreion ... gant ar paotr.

17. Ur vantell louet hag un tog du ... gant an aotrou.

18. Piv ... aze? Me .. aze. Piv ...? Me ...

19. Pelec’h ... tad ha mamm Katell?

20. Bihan ... porzh ar skol. N’ ... ket bras.

Грамматика

Глагол bezañ

(3 л. ед. ч. настоящего, будущего и прошедшего времени)

Da dad a zoer gêr hiziv Твой отец сегодня (есть) дома

Da dad a oa er gêr dec’h Твой отец вчера был дома

Da dad a vo er gêr warc’hoazh Твой отец завтра будет дома.

Глагольные частицы а, е

Частица а следует за подлежащим. Частица е – за любым другим членом предложения. (сравните с употреблением уже знакомых нам a zo и ео) Обе частицы предваряют глагол точно также, как артикль предваряет существительное. Например:

Tad Mona a zo er gêr.

Tad Yannig a oa er mor.

Brav eo an amzer.

Dec’h e oa brav an amzer.

Warc’hoaz e vo brav an amzer.

В отрицательной форме глагольные частицы отсутствуют:

Ne oa ket

Ne vo ket.

Форма а zo никогда не ставится после отрицания.

Лица глагола

Мы уже видели, что при наличии известных нам форм глагола (есть и другие, при наличии которых это правило не действует) глагол не согласуется с подлежащим в числе. Также он не согласуется с ним и в лице, например:

Me a vo pesketour

Te a vo pesketour

Yannig a vo pesketour

Pesketour e vo Yannig.

Запомните также, что если в роли подлежащего выступает личное местоимение (я, ты, он, она и т. п.), оно всегда стоит в начале фразы.

Diviz

Mona Ohe, Yannig!

Yannig Petra ‘zo?

Mona Mat [11] e oa an aval?

Yannig Mat e oa, mat-tre. Unan all a zo c’hoazh?

Mona Nann, siwazh, n’eus ket: met warc’hoazh e vo.

Yannig Warc’hoazh, warc’hoazh... Hag ur gentel a zo ivez [12] da zeskiс a-benn arc’hoaz?

Mona Ya, ur gentel verr.

Yannig Ur gentel verr. Unan hir eo, me ‘zo sur.

Mona Nann, n’eo ket: ur gentel verr eo, hag unan aes. Selaou, Yannig: er gкr emaс da dad hiziv?

Yannig Hiziv? Nann, N’emaс ket, anat eo: e mor Iwerzhon e oa dec’h!

Mona Pegoulz e vo er gкr neuze?

Yannig Warc’hoazh e vo, marteze, pe an deiz goude warc’hoazh.

Mona O, an deiz goude warc’hoazh hepken!

Yannig Ya. Da dad, Mona, a oa er gкr dec’h, a zo er gкr hiziv, hag a vo er gкr warc’hoazh.

Mona N’eo ket gwir: dec’h e oa tadig er skol ha warc’hoazh e vo er skol ivez: hiziv hepken emaс er gкr.

Yannig Hag amzer fall a oa dec’h da vont eus ar skol d’ar gêr?

Mona Nann, ne oa ket.

Yannig Hag avel vras a vo warc’hoazh da vont eus skol d’ar gêr?

Mona Nann ne vo ket.

Yannig Neuze...

Mona Ya, n’eo ket aes buhez ar pesketour. Met, selaou ‘ta: te ivez a vo pesketour, evel da dad?

Yannig Ya, me ivez a vo pesketour.

Домашнее задание

Переведите:

1. Сегодня хорошая погода, и вчера была хорошая погода. А завтра будет плохая погода.

2. Завтра будет урок бретонского (букв. бретонский урок)

3. Вчера у меня (при мне) была французская книга. Сегодня у меня нет никакой книги.

4. Какого цвета будет дом? – Дом будет белый.

5. Я стану учителем, а ты станешь рабочим.

6. Вчера был дождь? Вчера было солнце и ветер, а дождя не было.

7. Завтра я буду дома, а послезавтра я буду в школе.

8. Вчера был короткий и трудный урок, а сегодня урок длинный и легкий.

9. Сегодня у мальчика красное яблоко, я вчера у него было зеленое яблоко.

10. Какого цвета было вчера небо? – Небо было синее.

 

Напишите сочинение.

У вас уже богатый словарный запас. Вы знаете много способов построения фразы и уже три времени. Самое время написать сочинение на самую нейтральную тему: о погоде. Напишите, какая погода была вчера, какая будет сегодня, и какая ожидается назавтра.

Слова, которые могут вам понадобиться:

glav, avel, erc’h (снег), yen (холодный, холодно), tomm, fall, mat, brav, heol, koumoul (облака).

Можно также указать, какого цвета было солнце, какого – небо, и т. п. Для красоты стиля можете сказать и о том, чего не было (например, снег был, а дождя не было). И помните: порядочный бретонский писатель не станет все предложения начинать с одного и того же (только с подлежащего или обстоятельства времени).

 

An eizhvet kentel 
ВОСЬМОЙ УРОК

Упражнения

Замените hiziv на dec’h или warc’hoazh, изменив соответственно форму глагола:

1. Hiziv eo yen an amzer.

2. Berr eo ar gentel hiziv.

3. Hiziv emañ Yannik er skol.

4. Glas eo an oabl hiziv.

Вместо точек вставьте нужную форму глагола:

1. E porzh ar skol ... Yannig ha Mona warc’hoazh.

2. Ur gentel ... hiziv.

3. Dec’h ... ar pesketour e mor Iwerzhon

4. N’... ket an tad er gêr hiziv. Dec’h ... er gêr

5. Glas ... an ti bremañ, met warc’hoazh ... melen.

6. Dec’h ... brav an amzer.

7. Tomm ... an amzer warc’hoazh.

8. An amzer ... fall hiziv.

9. Pelec’h ... ar paotr warc’hoazh? Er skol ...

10. Ne .... den ebet en ti.

11. Ne ... levr ebet ganin warc’hoazh.

12. .... mamm ar paotr el labouradeg hiziv.

 

Закончите фразы:

 

Pe liv .... N’emañ ket...
Emañ ... Ne vo ket...
N’eus ket ... Prenestr an ti...
Dec’h ... E porzh ar skol…
El labouradeg... Warc’hoazh...
Er gêr... Ne oa ket...
Petra ... Ul levr galleg...
Gwenn... Ur gador hag un daol ...

Грамматика

Для того, чтобы не запутаться в многочисленных формах глагола "быть" (3 лицо единственного числа), их можно свести в таблицу, естественно, далеко не полную, ведь мы знаем только малую часть того, что может выразить бретонский глагол.

 

  Прошедшее Настоящее Будущее
В начале предложения *** [13] emañ ***
После подлежащего a oa a zo a vo
После второстепенного члена предложения e oa еmañ, eo e vo
В отрицательной форме ne oa ket n’ eus ket n’emañ ket n’eo ket ne vo ket

 

Текст

Yann-Fañch Kemener

Al logodenn

- Pet eur eo?

- Kreisteiz

- Piv (a) lar se?

- Al logodenn.

- Pelec’h emaс.

- ‘Ba’r Chapel Nevez.

- Oc’h ober petra?

- Oc’h ober dantelezh.

 

Новые слова и выражения:

eur час

kreisteiz (kreiz середина + deiz) полдень

lar, lavar говорит

logodenn (f) мышь

Chapel Nevez название города

chapel часовня

nevez новый

oc’h ober делая что-либо

dantelez кружево

Словарь

 

a из
a-dreсv за, сзади
aet причастие от глагола 'идти'
anv имя
a-raok впереди, перед
bugel, ur bugel ребенок
karr повозка, машина
karr-boutin автобус
boutin обычный, общественный, общий
Kemper Кемпер (главный город Корнуайской области)
deus приди
deuit придите
deut причастие от глагола dont 'прийти'
dija уже
e его
e-kichen возле
erru причастие от глагола erruout “прийти”
ezhomm надобность
Faсch Франсуа
fur умный, послушный
giz привычка, обычай
gortoz ждать
gwelout смотреть
hegarat радушный, приятный (о человеке)
yaouank молодой
lec’h место
mont идти
mous юнга
mui больше (отрицательная частица)
paour бедный
plasenn, ar blasenn площадь
pourmen гулять
plijet довольный
re слишком
respont ответить
skuizh уставший
sot глупый, сумасшедший
trouz шум
na! Восклицательная частица

Домашнее задание

Переведите:

1. Пишите в тетради

2. Придите в Кемпер.

3. Читайте бретонскую книгу.

4. Приди в дом.

5. Положи тетрадь на стул.

6. Откройте дверь дома.

7. Курите сигарету.

Вместо точек вставьте указанное прилагательное, не забывая про мутацию:

1. Amzer [14] ... a zo hiziv (brav)

2. Ur vamm ... eo mamm Yannig (mat)

3. Ur skol ... eo ar skol-mañ (bihan)

4. Ur blasenn ... eo ar blasenn-mañ (bras)

5. Ur bugel ... eo Yannig (brav)

6. Ur gentel ... eo (berr)

An navet kentel 
ДЕВЯТЫЙ УРОК

Упражнения

Закончите фразу:

1. Digorit....

2. Du...

3. Emañ ...

4. Dec’h...

5. E porzh an ti...

6. N’eus...

7. Diskouez din..

8. Aze...

9. Ar prenest hag an nor

10. Kemer a ran

Переведите на бретонский язык:

1. Мышь серая и маленькая. (2 способа)

2. Ребенок с отцом (находится) в Кемпере.

3. Бедный мальчик устал. (2 способа)

4. Вчера у учителя было много работы.

5. Урок короткий. (2 способа)

6. Завтра мать мальчика будет дома.

7. Где курица? Курица во дворе.

8. Господин Кере молодой. (2 способа)

9. Погода хорошая? Нет, холодно и дождь идет.

Грамматика

Мы уже знаем, что в случае, когда подлежащее (выраженное существительным, местоимением или иной частью речи) стоит в начале фразы, глагол стоит в форме 3 лица единственного числа, не согласуясь с подлежащим ни в числе, ни в лице. Такой аналитический способ построения фразы мы будем условно называть "спряжение глагола с подлежащим". Для удобства можно представить это спряжение в виде таблицы:

 

число лицо настоящее прошедшее будущее
ед. me a zo me a oa me a vo
ед. te a zo te a oa te a vo
ед. eñ, hi a zo eñ, hi a oa eñ, hi a vo
мн. ni a zo ni a oa ni a vo
мн c’hwi a zo c’hwi a oa c’hwi a vo
мн int a zo int a oa int a vo

 

Однако существует иной, синтетический, способ построения фразы, когда в самой форме глагола содержится информация о лице и числе (как в русском, например: стою, стоишь, стоит, стоим и т. п.): При этом личное местоимение или существительное оказывается ненужным, и можно обойтись без подлежащего. Обычно этот вид спряжения употребляется тогда, когда фраза начинается с косвенного члена предложения.

Синтетическое спряжение глагола bezañ в настоящем времени

  ед. число мн. число
on omp
out oc’h
eo int

Безличная форма – eur

Вы уже узнали знакомую форму ео. Если вы запомнили, как употребляется ео, то с употреблением остальных форм проблем не будет: у них точно такое же место в предложении. Что же касается emañ, его спряжение выглядит так:

 

  ед. число мн. число
emaon emaomp
emaout emaoc’h
emañ emaint

 

Безличная форма – emeur

Отрицательная форма глагола образуется уже известным нам способом:

 

N’eo ket tomm an amzer

N’on ket fur

N’out ket hegarat

 

N’emañ ket aze

N’emaint ket ahont

N’emeur ket amañ

В бретонском языке также есть






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.