Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Международно-правовые нормы о праве человека на благоприятную окружающую среду

Согласно Конституции РФ (ч.4 ст.15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Международное право содержит целый ряд положений, в той или иной степени касающихся прав человека на благоприятную окружающую среду. Текстуально формулировки документов, принятых в разные годы, звучат различно, но при этом все они объединены общим смыслом. Примечательно, что по мере осознания международным сообществом глубины экологического кризиса, а также зависимости здоровья и самой жизни человека от состояния окружающей среды, наступает все большая определенность в терминологии.

Так, важнейшие пакты о правах человека содержат еще довольно общие тезисы о праве человека "на жизнь" (ст.3 Всеобщей Декларации прав человека 1948г.), "на справедливые и благоприятные условия труда" (ст.7 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966г.), "на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья", "достаточный жизненный уровень" (ст. 11, 12 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г .), которые лишь весьма условно можно связать с правом на благоприятное состояние окружающей среды.

Более четко эта мысль прозвучала на Стокгольмской Конференции ООН по окружающей среде 1972 г ., провозгласившей в Декларации принципов основное право человека на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь.

Целый ряд положений о месте человека в природе, роли и принципах человеческой деятельности содержит Всемирная хартия природы, принятая в 1982 г . на 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Здесь провозглашено, в частности, что "...именно жизнь в гармоничном согласии с природой предоставляет человеку наилучшие возможности для развития его творческих начал, отдыха и организации досуга". Каждый человек в соответствии с законодательством своей страны должен иметь возможность участвовать индивидуально или коллективно в процессе разработки решений, непосредственно касающихся окружающей его природной среды, а в случае нанесения ей ущерба или ухудшения ее состояния должен иметь право использовать все средства для ее восстановления (п. 23 Хартии).



Право человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей природной среды было зафиксировано в одобренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 г . Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее".

Направленность международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды на обеспечение прав граждан в сфере экологии отмечалась в Итоговом документе Венской встречи ( 1989 г .) государств-участниц СБСЕ.

Новый этап в международно-правовом признании экологических прав человека связывается с принятием Конференцией ООН по окружающей среде и развитию ( 1992 г ., Бразилия) Декларации принципов.

Принцип 1 гласит: "В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой".

Существенное дополнение к этому содержится в Принципе 3: "Право на развитие должно быть реализовано таким образом, чтобы удовлетворять потребности в развитии и сохранении окружающей среды нынешнего и будущих поколений". Фактически, здесь провозглашается равное право будущих поколений на благоприятную среду.

Согласно Принципу 10 Декларации Рио, вопросы защиты окружающей среды решаются успешнее всего при участии в этом процессе всех заинтересованных граждан. На общенациональном уровне каждый гражданин должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды и которой располагают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и связанных с риском и опасностью работах в районе их проживания. Они должны также иметь возможность участвовать в процессе принятия решений. Государства должны информировать и способствовать большей информированности общественности, а также способствовать ее участию в решении этих вопросов, обеспечив широкий доступ к информации. Должен быть обеспечен эффективный доступ к юридическим и административным механизмам, включая возмещение ущерба и возможность судебной защиты.

В 1998 г . в Дании была принята и открыта для подписания на конференции министров "Окружающая среда для Европы" Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, предусматривающая ряд таких гарантий экологических прав, которые отсутствуют в нашем национальном законодательстве. На данный момент Россия Конвенцию пока не подписала.

Однако со вступлением в Совет Европы для граждан нашей страны появилась возможность использования международных механизмов защиты, вытекающих из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г . (известна также как Римская конвенция), а именно - передача споров о праве на благоприятную окружающую среду на рассмотрение Европейского Суда по правам человека.

В соответствии со ст. ст. 34, 35 Протокола N 11 к Конвенции (ратифицирован Россией в 1998г.), Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.

Европейский Суд принимает к рассмотрению жалобы на нарушение прав на благоприятную окружающую среду, руководствуясь, за отсутствием более подходящей по смыслу нормы, положениями статьи 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища..." Очевидно, что нарушение права на благоприятную окружающую среду по такой статье обосновывается не просто.

В регионе новых независимых государств действует Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (ратифицирована Федеральным Собранием РФ, вступила в силу для РФ 11 августа 1998 г .), однако она не содержит специальной нормы о правах человека на благоприятную окружающую среду. Впрочем, такое право в определенной мере может защищаться при помощи ст. 15 Конвенции, в соответствии с которой государства, подписавшие документ, обязуются предпринимать меры, направленные на: а) устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья; в) обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических и других заболеваний.

Заключение

Так как природные ресурсы, образующие общественное достояние, передаются для распоряжения ими государству, особую важность имеет вопрос о контроле за деятельностью государства со стороны общественности. Формы такого контроля должны быть достаточно подробно урегулированы в законодательстве. Уже в действующем законодательстве предусмотрены формы участия общественности, населения, отдельных граждан в процессе подготовки и принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений в рамках процедуры оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологической экспертизы. Распоряжение природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, осуществляется посредством лицензирования права пользования недрами, водами, лесными ресурсами, объектами животного мира. В целях общественного контроля такое лицензирование должно быть гласным. Заинтересованное население должно иметь право высказывать свои позиции относительно предоставления того или другого природного ресурса в пользование.

Изложенные суждения не вполне совпадают с состоянием законодательства в данной области. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются Конституцией России, Гражданским кодексом и природоресурсным законодательством.

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.М.,1993г.

2. Водный кодекс Российской Федерации 16 ноября 1995г. (в ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ. 30.08.04. №35. Ст.3607.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 января 2001 г. //СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.

6. Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 №138-ФЗ // СЗ РФ. 18.11.2002. N 46. Ст. 4532

7. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 (в ред. от 29.12.2004) // Российская газета. 30.12.2004. №290.

8. Лесной кодекс РФ от 29.01.97. (в ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ 27.12.2004. №52 (1 часть). Ст. 5276.

9. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 31 июля 1994г. // СЗ РФ. 1994. №13. Ст.1447.

10. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.02 ( в ред. от 21.12.2004) // СЗ РФ. 27.12.2004. №52 (часть 1). Ст.5276.

11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. (в ред. от 29.12.2004г.) // СЗ РФ. 14.01.02. №2. Ст.133.

12. Постановление Правительства РФ №442 «О трансграничном перемещении отходов» от 17 июня 2003г. // СЗ РФ 27.07.03. №26. Ст. 3012.

13. Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 2006г.

14. Петров В.В. Экологическое право России. М., 2006г.

15. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 2005г.

16. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000г.

17. Косаренко Н.Н. Экологическое право. Курс лекций. М., 2005.

18. Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Курс лекций. М., 2005.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.