Обратная связь
|
Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Финансовый анализ»
Цикла ОПД по специальности 080111
Маркетинг
Составитель к.э.н., проф. Герасименко Г.П.
Ростов-на-Дону
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Рабочая программа дисциплины «Финансовый анализ»
|
|
|
| 2. Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций)
|
|
|
| 3. Методические указания в целом
|
|
|
| 4. Методические указания (рекомендации):
|
|
|
| 5. Контроль знаний (тесты, вопросы для экзамена)
|
|
|
| 6. Сведения о ППС
|
|
|
| 7. Деловые игры и хозяйственные ситуации, используемые при проведении практических занятий
|
|
|
| 8. Использование инновационных методов
|
|
|
| 9. Дополнительный материал (глоссарий)
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:
ДИСЦИПЛИНЫ
Проректор Н.П.Маслова
___________________________
ФТД.4 Финансовый анализ
(индекс) (наименование)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
080111 Маркетинг
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
|
| Учетно-экономический
| КАФЕДРА
|
| Анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования
| (код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
Работы студента в час.
| ГОС
| уч. план
| Очная форма
|
|
| 5 лет
| Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
|
| - лекций,
по семестрам
|
|
| - лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
|
|
| - практические занятия,
по семестрам
|
|
| Индивидуальная работа, час
|
| Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
|
| - контрольные работы по семестрам
|
| - курсовые работы по семестрам
|
| - курсовые проекты по семестрам
|
| - др. виды работы по семестрам
|
| Зачеты, по семестрам, час
| 9 сем.
| Экзамены, по семестрам, час
|
| * Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ
Учебный план по специальности 080111 «Маркетинг» одобрен Ученым Советом ВУЗа 25.02.10г. протокол №7____________________________________________________________
Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.,)
АВТОРЫ; к.э.н., профессор
|
| Герасименко Г.П.
|
| (ученая степень, звание, должность)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования
|
|
Усенко Л.Н.
|
| (наименование)
| (подпись)
| (Ф.И.О.)
| (дата)
|
Учебно-методическим советом специальности
|
| Костоглодов Д.Д.
|
| Учебно-методическим управлением
|
| Иванова Е.А.
|
| 1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Основное содержание программы образуют методические подходы и прикладные методы анализа деятельности предприятия в области формирования его финансовых ресурсов, в оценке финансово-экономической эффективности хозяйственных операций в экспертизе его финансового положения на базе факторов, оказывающих существенное влияние на экономическую жизнеспособность предприятия.
Рабочая программа призвана обеспечить единый методический подход в анализе финансовой деятельности коммерческого предприятия.
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать сущность методов и методические основы анализа, обязательные условия уместного и эффективного их использования в прикладных работах, основные компоненты аналитических расчетов;
| Студент должен уметь экономически правильно формулировать постановку задач, обладать навыками самостоятельного анализа бухгалтерской отчетности предприятия, доказательно строить обобщения и выводы на основе выполненных аналитических процедур;
| Студент должен иметь представление о месте и роли аналитической информации в процессе управления хозяйствующим субъектом, контроля и прогнозирования его деятельности.
|
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Экономика. Бухгалтерский учет и аудит. Социально-экономическая статистика. Основы маркетинга. Коммерческая деятельность. Ценообразование. Информационные системы
|
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Лекции
Неделя
| Кол. Час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| 1.
|
| 1. Теоретические основы курса.
Значение и роль финансового анализа в управлении коммерческим предприятием. Предмет и содержание анализа финансовой деятельности, его цели и задачи.
Метод анализа финансовой деятельности и его характерные особенности. Технические приемы анализа.
Организация и информационное обеспечение финансового анализа деятельности коммерческого предприятия.
|
М
|
5, 7
7, 9
|
| 2. Анализ финансового состояния коммерческого предприятия.
2.1. Характеристика бухгалтерского баланса. Анализ изменений в составе и структуре активов баланса на конкретную дату в динамике. Определение величины чистых активов. Анализ изменений в составе и структуре пассивов баланса на конкретную дату и в динамике.
2.2.Анализ финансовой устойчивости предприятия. Анализ соотношений структуры актива и пассива баланса. Определение величины собственного оборотного капитала и анализ причин ее изменения. Система абсолютных и относительных показателей оценки финансовой устойчивости, методы их определения и анализ достигнутого уровня.
2.3. Понятие платежеспособности предприятия и ликвидности баланса- важнейших индикаторов финансового состояния и ведения дел. Аналитическая группировка статей баланса: актива- по степени их ликвидности, пассива- по сроку образования обязательств. Коэффициенты ликвидности. Оценка их соответствия оптимальным значениям.
2.4. Показатели деловой активности и методика их анализа: основные критерии; анализ оборачиваемости вложенного капитала (ресурсоотдача), анализ эффективности использования основных фондов (фондоотдача); анализ эффективности использования оборотных средств (оборачиваемость оборотных активов).
|
М,П
М, П
М, П
М, П
|
13, 15
15, 17
Итого часов:
|
| 3. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческого предприятия.
3.1. Формирование прибыли коммерческой организации. Оценка динамики финансового результата в целом (прибыли до налогообложения) и по отдельным его слагаемым. Факторный анализ прибыли от продаж.
Анализ финансовых результатов от прочей деятельности.
3.2. Система показателей рентабельности и их взаимосвязь. Детализация анализа обобщающих показателей рентабельности товаров, активов, капитала. Схема Дюпона и ее использование в анализе.
| М, П
М, П
М, П
|
Практические занятия
Неделя
| Кол. Час
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Анализ финансового состояния предприятия.
|
|
|
| Источники информации. Анализ динамики состава и структуры имущества предприятия (актив баланса) и оценка ее влияния на финансовое состояние предприятия.
Анализ динамики состава и структуры источников финансовых ресурсов и (пассив баланса) оценка ее влияния на финансовое состояние предприятия.
|
Д, Э
|
|
| Сущность финансовой устойчивости. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости: определение величины собственного оборотного капитала и оценка обеспеченности запасов источниками средств для их формирования.
|
Д, Э
|
|
| Показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости.
| Д, Э
|
|
| Понятие платежеспособности предприятия и ликвидности баланса. Анализ абсолютных и относительных показателей платежеспособности и ликвидности.
| Д, Э
|
|
| Методика выявления предприятий с ненадлежащей структурой баланса (кандидатов на банкротство).
|
|
|
| Анализ деловой активности предприятия. Основные критерии. Показатели эффективности использования основных фондов и оборотных средств.
| Д, Э
|
|
| Анализ финансовых результатов.
|
|
|
| Формирование финансовых результатов. Содержание формы 3 2 «Отчет о прибылях и убытках». Общая оценка динамики прибыли до налогообложения.
| Д, Э
|
|
| Факторный анализ динамики прибыли от продаж и его способы.
| Д,Э
|
|
| Система показателей рентабельности продукции, активов, капитала и методика их расчета. Анализ уровня и динамики рентабельности продаж, активов, собственного каптала и факторов, на нее влияющих.
| Д, Э
|
|
| |
| 2.2 Индивидуальная работа преподавателя со студентом
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др.
| Методы
|
6,12,16
|
1,5
| Дневное обучение
Контрольные работы в аудитории по темам:
1.Анализ финансовой устойчивости,
2.Анализ платежеспособности предприятия,
3.Анализ финансовых результатов.
|
Д
| 4,8,10,14
|
| Промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины
| Д
| 1,2
|
| Индивидуальная подготовка по теме: «Теоретические основы анализа».
| И
| 6 семестр
|
| Заочное обучение
Контрольная работа по заданию кафедры.
Индивидуальные и текущие консультации студентов
|
Э
Д
|
2.3.Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. Час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Методы
| 9 сем.
|
| Вопросы для подготовки к сдаче зачета (экзамена) по дисциплине
«Финансовый анализ»
1. Цели, задачи и содержание финансового анализа.
2.Информационная база финансового анализа
3. Содержание и структура бухгалтерского баланса
4.Общая оценка состава и структуры имущества организации по данным баланса.
5. Общая оценка состава и структуры источников средств организации по данным баланса.
6.Анализ наличия и достаточности собственных оборотных средств. Трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости.
7.Анализ относительных показателей финансовой устойчивости ( финансовых коэффициентов).
8. Общая оценка платежеспособности организации; определение объема и динамики чистых активов по данным баланса.
9. Анализ абсолютных показателей ликвидности баланса.
10. Анализ относительных показателей платежеспособности (ликвидности).
11. Анализ состояния и динамики расчетов с дебиторами и кредиторами.
12. Анализ движения денежных средств организации.
13. Методика выявления предприятий с ненадлежащей структурой баланса; оценка вероятности банкротства.
14.Общая оценка деловой активности организации.
15. Показатели оборачиваемости: методика их определения и анализа..
16. Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения.
17. Факторный анализ прибыли (убытка) от продаж.
18. Анализ состава и динамики прочих доходов и расходов.
19. Анализ точки безубыточности производства по данным о величине маржинального дохода и условнопостоянных расходов.
20. Анализ показателей рентабельности продукции и продаж.
21. Анализ общей рентабельности производства.
22. Анализ рентабельности активов и капитала организации.
23. Общая оценка финансового состояния организации
|
|
Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Использование бухгалтерской отчетности коммерческих предприятий с целью анализа и сравнительной оценки их финансового положения.
| 2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Электронный учебник. Авторы: Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной
деятельности. Рекомендован УМО МОиН РФ. Подробные тренировочные тесты, контрольные тесты, словарь терминов. М.: ИТД «КНОРУС», 2009
| 3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
|
| 4.
| Применение предпринимательских идей в содержании курса
|
| 5.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
|
| 6.
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
|
| 7.
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
| Использование бухгалтерской отчетности коммерческих предприятий с целью анализа и сравнительной оценки их финансового положения.
| 8.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
|
| 9.
| Другие
|
|
Средства обучения
3.1.Информационно-методические
№
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
|
| Основная литература
|
| Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: «Финансы и статистика», 2000.
|
| Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ.- М.: КРОКУС, 2007.
|
| Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ. хозяйственной деятельности.- 2-е изд., Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
|
| Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.:ИНФРА-М, 2007.
|
| Шеремет А.Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. М.: Инфра-М, 2008.
|
| Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Шумилин Е.П. Управленческий, финансовый, инвестиционный анализ (Практикум). 20е изд., М.: ИД «МАРТ», 2008.
|
| Дополнительная литература
|
| Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: «Финансы и статистика», 2004.
|
| Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием.- Киев: «Эльга» Ника-Центр, 2006.
|
| Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – 6-е изд.. М.: ИКИ Дело и Сервис, 2008
|
| Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2002.
|
| Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций. – М. : Бухгалтерский учет, 2005.
|
| Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: «Финансы и статистика», 2001.
|
| Крылов Э.И., Власова В.М. и др. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. – М.6 Финансы и статистика, 2003.
|
| Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
|
| Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Издательство «Перспектива», 2000.
|
| Щербаков М.В., Ендовицкий Д.А. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организаций. М.: Экономистъ, 2007
|
|
|