IV этап (50-х гг. XX в. до настоящего времени) · Продолжение разработки осн. методологических принципов логопедии.
· С 50-х гг.20в. на первое место выдвигается педагогическое содержание логопедии.
· Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (Р.Е. Левина).
· Развитие сети дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в 2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым заиканием. Во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты.
· Развитие мультидисциплинарного подхода в исследовании речевых расстройств
· Дифференцированное изучение речевых нарушений с учетом различных принципов.
· Введение в логопедию новых методов исследования.
· Выделение новых проблем логопедии.
В работах Выготского, Боскис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалийдля школьной категории (60 – 70 гг.).
В 1960 г откр.деф. отд. на базе физ.-матем. фак.. Ермилова Клара Гаврил. (логопед сурдол. республ. диспансера) явилась организ-ом службы логопомощи на Бел.. 1961г – 1-ый набор на олиголого на дневн. отд. факул. нач. образ.. 1964 – сурдопед-ов. 24.04.1976 г. – день рожд. фак-та. 2 кафедры:психопатологии и логопедии (Шило Надежда Георгиевна), декан 1-го факультета-Турик Генн. Григ. 1995 г 5 кафедр : основ корр. пед. и псих.; логоп.; олигофр..; сурдо; тифло. В 1991 1-ый набор на спец Лого-я, ЗО после 2000года.Харитонова Ел. Алексан.-Разв-е фраз. речи у дет.с ОНР, Зайцева Людм. Афан. – проблемы заикания, Шергинашвили Юрий Конст. – форм. грамм. строя у детей с ИН, Баль Нат. Ник. – преодол аграмматизма у мл. шк. с ОНР, образоват среда; Науменко Окс. Анат.- формир. знаково-символ деят-ти у ст. дошк. с ОНР, Хабарова Светл. Петр. – формир. готовн. к овлад. чтением у дошк. сОНР, Дроздова Нина Викт.- формир. реч.й активности у ст. дошк. с ОНР., Кочарян А.А. – вопросы логоритмики, Зайцев Игорь Станисл.- проф-ка синдр. шк.. дезадаптации у ст.кл. с ТНР, Филиппович Инна Владим. – Конс. помощь родителям детей с фактором риска в реч. разв-и
.Понятийно-категориальный аппарат логопедии 29
Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийно-категориального аппарата.
Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
1. Они не соответствуют возрасту говорящего;
2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалективными и социокультурными факторами.
Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».
Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».
Недоразвитие речипредполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Общее недоразвитие речи-сложные речевые расстр-ва, при которых имеются нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и звуковой системе при нормальном слухе и интеллекте.
ЗРР-замедление темпа развития речи, при кот-м уровень Р развития не соответствует возрасту реб. Понятие условное, носи временный характер, легко устраняется при применении специально разработанной методики.
РаспадР-утрата имевшихся Р навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений мозга.
ФФНР – нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различной речевой патологией вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Включает: фонематический слух – тонкий слух, способный выполнять операции узнавания и различения фонем, составляющих звуковую оболочку слова; фонематическое восприятие – умственное действие по дифференциации фонем и установление звуковой структуры слова; фонематический анализ и синтез – умственной действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Нарушение речипредставляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.
Под механизмом нарушения речипонимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Патогенез нарушений речи — это патологический механизм,обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Под структурой речевого дефектапонимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия.
Логопедическое воздействиепредставляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Коррекция нарушений речи— это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
Компенсацияпредставляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Обучение— это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.
Воспитание— это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.
В процессе перевоспитанияосуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.
При локальных поражениях головного мозга в логопедической работе используется восстановительное обучение,которое направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы.
|