Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Номенклатура дел и формирование дел для текущего хранения кадровых документов.

 

Эффективность организации текущего хранения кадровых документов во многом определяется номенклатурой дел. Согласно пункту 75 ГОСТ Р 51141-98:

 

«Номенклатура дел: Систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке».

 

В соответствии с пунктом 71 ГОСТ Р 51141-98:

 

«Дело: Совокупность документов или документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности, помещенные в отдельную обложку».

 

Основными задачами составления номенклатуры дел являются:

 

- оптимальные группировка документов и формирование дел;

 

- определение сроков хранения документов;

 

- основа для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения;

 

- обеспечение быстрого и эффективного поиска документов в процессе работы с ними.

 

В соответствии с пунктом 3.4. «Основных правил работы архивов организаций», одобренных решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года можно выделить следующие разновидности номенклатуры дел:

- типовые номенклатуры дел;

- примерные номенклатуры дел;

- индивидуальная номенклатура дел конкретной организации;

- сводная номенклатура дел организации;

- номенклатура дел структурного подразделения.

О значении типовой, примерной и индивидуальной номенклатурах дел говорится в «Основных правилах работы архивов организаций», одобренных решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года:

«Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом.



Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер» (пункт 3.4.4.).

«Типовые и примерные номенклатуры дел используются для составления индивидуальной номенклатуры дел» (пункт 3.4.5.).

Сводная номенклатура дел организации составляется на основании номенклатур дел структурных подразделений, разработанных по аналогичной форме.

Номенклатура дел структурного подразделения составляется сотрудником подразделения, ответственным за делопроизводство, согласовывается с архивом или с экспертной комиссией организации, подписывается руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.

Согласно «Основным правилам работы архивов организаций», одобренным решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года, номенклатура дел составляется на основе изучения состава и содержания документов, образующихся в деятельности организации.

При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться учредительными документами, положениями о ее структурных подразделениях, штатным расписанием, номенклатурой дел организации за прошлый год, описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, регистрационными формами, ведомственными и типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения, типовыми и примерными номенклатурами дел.

 

Учитывая положения Приказа Минкультуры Российской Федерации от 8 ноября 2005 года №536 «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» графы номенклатур дел заполняются следующим образом.

 

В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру.

 

Каждое дело, включенное в номенклатуру, должно иметь индекс. Индекс дела состоит из индекса структурного подразделения и порядкового номера дела по номенклатуре в пределах подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами. Например: 12-05, где 12 - обозначение структурного подразделения, 05 - порядковый номер заголовка дела по номенклатуре. При наличии в деле нескольких томов (частей), индекс проставляется на каждом томе, с добавлением «т. 1», «т. 2» и так далее.

 

В номенклатуре дел рекомендуется сохранять одинаковые индексы для однородных дел в пределах разных структурных подразделений; для переходящих дел индекс сохраняется.

 

В графу 2 номенклатуры дел включаются заголовки дел (томов, частей).

 

Заголовок дела должен четко, в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.

 

В номенклатуру дел включаются заголовки дел, отражающие все документируемые участки работы структурного подразделения.

 

Рекомендуем для отдела кадров вести следующую номенклатуру дел:

 

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие работу отдела кадров.

 

2. Штатное расписание.

 

3. Положение об отделе кадров.

 

4. Документы по подготовке и переподготовке работников, повышению квалификации, планы, программы и так далее.

 

5. Переписка с другими организациями по вопросам повышения профессиональной квалификации, поиска кадров и так далее.

 

6. Приказы о приеме, увольнении работников.

 

7. Приказы о поощрениях, применении дисциплинарных взысканий.

 

8. Приказы о командировании.

 

9. Приказы о переводе на другую работу, повышении в должности.

 

10. График отпусков.

 

11. Должностные инструкции работников организации.

 

12. Трудовые договоры.

 

13. Договоры о полной материальной ответственности.

 

14. Табель учета рабочего времени.

 

15. Картотека личных дел работников.

 

16. Картотека трудовых книжек.

 

17. Картотека личных карточек работников (форма №Т-2, №Т-2ГС(МС)).

 

18. Картотека актов (к выделению на уничтожение документов, о приемке-передаче дел и другие).

 

19. Журнал учета приема, перевода, увольнения работников.

 

20. Журнал учета выдачи командировочных удостоверений.

 

21. Журнал учета военнообязанных.

 

22. Журнал учета приказов по личному составу (Можно рекомендовать выделить Журнал учета приказов о предоставлении отпусков и командировании работников, которые имеют сроки хранения 3 и 5 лет и Журнал учета других кадровых приказов).

 

23. Журнал учета личных дел, личных карточек, трудовых договоров.

 

24. Журнал учета выдачи трудовых книжек и вкладышей к ним.

 

25. Журнал учета личных заявлений работников.

 

26. Журнал учета выдачи справок о заработной плате, стаже, месте работы и так далее.

 

В номенклатуру дел не включаются периодические издания.

 

В графе 3 номенклатуры дел указывается количество дел (томов, частей). Она заполняется по окончании календарного года.

 

В графе 4 указываются срок хранения дела, номера статей по перечню (Перечень типовых управленческих документов), а при его отсутствии - по типовой или примерной номенклатуре дел.

 

В графе 5 «Примечание» указываются название перечней документов, использованных при определении сроков хранения дел, в течение всего срока действия номенклатуры проставляются отметки о заведении дел, о переходящих делах (например, переходящее с 2004 года), о выделении дел к уничтожению, о лицах, ответственных за формирование дел и другие.

 

По окончании делопроизводственного года в конце номенклатуры дел заменяется итоговая запись о количестве заведенных дел (томов), по разделам постоянного и временного хранения: свыше 10 лет и до 10 лет включительно.

 

Далее приведена примерная форма номенклатуры дел для сдачи документов на негосударственное хранение.

 

Наименование организации

 

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ УТВЕРЖДАЮ

 

_________№____ Наименование должности

 

руководителя организации

 

_________________________ Подпись Расшифровка

 

(место составления) подписи

 

на ____ год Дата

______________________________________________________________________

Название раздела

 

 

Наименование должности руководителя

службы делопроизводства организации Подпись Расшифровка подписи

Дата

Виза зав. ведомственным архивом

(лица, ответственного за архив)

ОДОБРЕНО

Протокол заседания

Экспертной комиссии организации

от «__» __________200_ года №___

 

Итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в ____ году в организации

 

 

Наименование должности руководителя

службы делопроизводства организации Подпись Расшифровка подписи

Дата

Итоговые сведения переданы в архив организации

Наименование должности

передавшего сведения Подпись Расшифровка подписи

Дата

Обратите внимание!

В том случае, если организация сдает документы на государственное хранение, требуется согласование номенклатуры дел с Экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) государственного архива.

Номенклатура дел организации оформляется на общем бланке.

Для удобства использования номенклатура дел, как правило, составляется в нескольких экземплярах, для каждого структурного подразделения и лица, ответственного за архив.

Согласно пункту 3.4.6 «Основных правил работы архивов организаций», одобренным решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года, номенклатура дел на предстоящий календарный год составляется в последнем квартале текущего года.

Номенклатура дел пересоставляется и согласовывается заново в случае коренных изменений функций и структуры организации, но не реже одного раза в пять лет. Ежегодно она уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего года.

 

Текущее хранение документов определяется не только понятием номенклатуры дел, но и формированием дел.

Документы, которые не находятся на руках у исполнителей, при их хранении группируются так, чтобы можно было быстро найти нужный документ и информацию. Эта процедура называется «формированием дела».

В соответствии с пунктом 72 ГОСТ Р 51141-98 формирование дел - группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела.

Формированием дел в структурных подразделениях занимаются лица, ответственные за документацию. Контроль за правильным формированием дел в организации и ее структурных подразделениях осуществляется службой документационного обеспечения или лицом, ответственным за документацию.

Основные требования к формированию и оформлению дел изложены в следующих документах:

- Приказ Главного архивного управления СССР от 25 мая 1988 года №33 «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения»;

- «Основные правила работы архивов организаций», одобренных решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года.

Согласно Государственной системе документационного обеспечения управления (далее – ГСДОУ) формирование дел должно осуществляться централизованно по месту регистрации документов или децентрализовано. Основой формирования дел является номенклатура дел организации или ее подразделений.

Формирование дел происходит следующим образом:

1. помещение документов (только исполненных документов) в дело, которые по своему содержанию соответствуют заголовку дела;

2. расположение документов внутри дела в определенной последовательности (хронологической или по алфавиту).

При формировании дел необходимо соблюдать следующие требования, закрепленные в «Основных правилах работы архивов организаций», одобренных решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года:

- Документы постоянного и временного хранения необходимо группировать в отдельные дела.

- Включать в дело по одному экземпляру каждого документа.

- Группировать в дело документы одного календарного года; исключение составляют: переходящие дела; судебные дела; в том числе личные дела, которые формируются в течение всего периода работы данного лица в организации и другие.

- Дело должно содержать не более 250 листов, при толщине не более 4 см.

- В дело помещают документы, которые по своему содержанию соответствуют заголовку дела, при этом запрещается группировать в дела черновые и дублетные экземпляры документов (за исключением особо ценных), а также документы, подлежащие возврату.

- Внутри дела документы должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы. При этом документы располагаются в хронологическом порядке (входящие - по датам поступления, исходящие - по датам отправления) или по алфавиту авторов и корреспондентов. Хронологическая последовательность расположения документов начинается от более ранних по датам документов и заканчивается более поздними датами.

- Приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся. Приложения объемом свыше 250 листов составляют отдельный том, о чем в документе делается отметка.

- Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу.

 

- Приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками их хранения. Целесообразно при больших объемах документов приказы по личному составу, касающиеся различных сторон деятельности организации (прием на работу, увольнение и перемещение, командировки и так далее), группировать в отдельные дела.

- Документы в личных делах располагаются в хронологическом порядке по мере их поступления.

- Лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группируются в отдельные дела и располагаются в них по алфавиту фамилий.

- Предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организации и все документы по их рассмотрению и исполнению группируются отдельно от заявлений граждан по личным вопросам.

- Переписка группируется, как правило, за календарный год и систематизируется в хронологической последовательности, документ-ответ помещается за документом-запросом. При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года.

Заголовок дела является важным элементом систематизации документов, их поиска и последующей работы с делами.

Согласно пункту 6.1.13. Приказа Минкультуры Российской Федерации от 8 ноября 2005 года №536 «О типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» заголовок дела должен состоять из элементов располагаемых в следующей последовательности:

· название вида дела (переписка, журнал и так далее) или разновидности документов (протоколы, приказы и так далее);

· название организации или структурного подразделения (автор документа);

· название организации, которой будут адресованы или от которой будут получены документы (адресат или корреспондент документа);

· краткое содержание документов дела;

· название местности (территории), с которой связано содержание документов дела;

· даты (период), к которым относятся документы дела.

Эти сведения, а также индекс дела должны быть отражены на обложке каждого дела. Индекс дела проставляется в соответствии с номенклатурой дел и является адресом хранения дела, его поисковым признаком.

Общие требования к заголовкам дел таковы:

- Заголовки дел формируются на основе определений документируемых участков работы. Заголовок дела должен четко и в обобщенной форме отражать основное содержание и состав документов дела.

- Не допускается употребление в заголовке дела неконкретных формулировок («разные материалы», «общая переписка», и так далее), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов.

- Заголовки дел по вопросам, не разрешенным в течение одного года, являются «переходящим» и вносятся в номенклатуру дел следующего года с тем же индексом.

Заголовки дел могут уточняться в процессе формирования оформления дел.

Кроме формирования дела существует также процедура его оформления, которая проводится по установленным правилам. Далее этот вопрос будет рассмотрен более подробно.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.