Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные предположения ординалистской теории полезности

Предположение о сравнимости.

Потребитель способен сравнивать любые два возможные набора товаров и в результате этого сравнения приходит к одному (и только одному) из следующих трех возможных заключений:

Набор А предпочтительнее, чем набор В

Набор А менее предпочтителен, чем набор В

Набор А столь же предпочтителен, как и набор В – потребитель безразличен в выборе между А и В.

При этом безразличие в выборе ни в коем случае не означает «не могу сравнить».

Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия.

Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С.

Предположение о ненасыщаемости.

Если набор А содержит не меньшее количество единиц каждого товара, чем набор В, то набор А предпочтительнее или безразличен набору В.

Если же набор А содержит большее количество единиц товара, чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В.

Допустим, что потребитель сталкивается только с двумя товарами Х и У. Тогда любая из возможных комбинаций товаров (например, комбинация В, содержащая х1 единиц товара Х и у1 единиц товара У) может быть представлена в виде точки на графике, где по оси абсцисс откладывается количество единиц товара Х, а по оси ординат – количество единиц товара У.

 
 

 


Основная идея графического представления системы предпочтений потребителя с помощью кривых безразличия впервые была применена английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881 г.

Идея эта проста: соединим все точки, характеризующие наборы товаров, имеющие некоторый определенный уровень полезности и назовем полученную линию равной полезности КРИВОЙ БЕЗРАЗЛИЧИЯ.



Кривые безразличиявоплощают в себе «субъективную» информацию о предпочтениях, отдаваемых потребителем.

Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую общую полезность благ Х и У при любой их комбинации, следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.

Например, благо Х – стакан чая, благо У – булочка. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 2 булочки, запив их одним стаканом чая, или съесть одну булочку, запив ее двумя стаканами чаю.

Кривая безразличия показывает все множество комбинаций чая и булочек, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ.

       
   

 


Кривые безразличия имеют вид нисходящих, так как между количествами А и В существует обратная связь.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия.

Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине общей полезности.

Зона замещения – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

 

 

 
 

 

 


Нормой замены товара У товаром Х называется то количество товара У, которое потребитель согласен уступить «в обмен» на увеличение количества товара Х на единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным

 
 
 

 


Количество блага Х, равное ОТ, представляет минимально необходимую величину потребления блага Х, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо У.

Аналогично ОМ есть минимально необходимая величина потребления блага У. Взаимная замена благ Х и У имеет смысл только в пределах отрезка RS. Вне его замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.

Предельная норма замещения МRS – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

 
 
 


Кривые безразличия не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по-новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ.

                       
     
 
   
Абсолютная жесткая взаимодополняемость (лыжи и крепления к ним) MRS = 0
 
Относительная взаимодоплняемость (фотоаппарат – фотобумага) Относительная взаимозаменяемость (чай –кофе)
 
Абсолютная взаимозаменяемость (красные и розовые гвоздики) MRS = const
 

 


Бюджетная линия потребителя показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

 
 

 

 


Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода, т.е. увеличение дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, уменьшение – влево.

К перемещению бюджетной линии также приводит изменение цен.

Определить равновесное положение потребителя можно путем совмещения линии потребительского бюджета и карты безразличия.

Комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия.

 


При помощи кривых безразличия и бюджетных линий можно построить кривую спроса на определенный продукт.

Кривая доход-потребление

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода.

При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая, названная Дж.Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

 


Уже в Х1Х в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости.

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель.

Он обнаружил, что прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами.

Отмечена также любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

 

 


Кривая «цена-потребление»

Допустим, что цена блага Х снижается, а доход остается постоянным.

 
 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.