Глава 9. Организации как субъекты административного права
§ 1. Понятие и содержание административно-правового статуса организаций
К коллективным субъектам административного права мы относим юридические лица всех категорий и разновидностей. Разобраться в статусах тех коллективных субъектов, которые не наделены властными полномочиями и являются потенциальными участниками управленческого процесса на стороне управляемых объектов, - задача непростая. В научной и учебной литературе по административному праву наиболее часто встречается перечисление коллективных субъектов административного права, не являющихся властными субъектами, в таком виде: "предприятия, учреждения, организации" *(133). При этом, как правило, даются научные определения административно-правовой природы указанных субъектов, поясняется разница в административном статусе, приводятся различные классификации и т.д.
Действительно, в советской административно-правовой науке и советском законодательстве, а вслед за ними и в нормативно-правовых актах обретшей государственную независимость Российской Федерации первое время (до вступления в силу Гражданского кодекса РФ) встречалась подобная идентификация коллективных субъектов права вообще и административного в частности. Однако со вступлением в силу кодифицированного акта гражданского законодательства подобная терминология потеряла актуальность и постепенно покинула нормативно-правовую лексику, в том числе и административных нормативно-правовых актов.
Юридическая техника, предполагающая четкость терминологии нормативно-правового акта, перестала идентифицировать "предприятия, учреждения, организации" с полным спектром юридических лиц российского права и вообще заставила усомниться в правомерности применения термина "предприятие" для обозначения юридического лица. Теперь, желая отразить в нормативно-правовом акте перечень адресатов его норм, законодатель и правоприменитель используют устоявшуюся и довольно удачную терминологию гражданского законодательства в качестве базового критерия. Если же речь идет о детализации определенного административно-правового режима, в рамках которого субъекты административного права действуют в конкретном административно-правовом статусе, то базовая гражданско-правовая категория уточняется параметрами статуса субъекта.
Существует специфическая категория коллективных субъектов административного права, которые не являются субъектами гражданского оборота и являются лишь субъектами административно-правовых отношений (это, прежде всего, общественные объединения, не прошедшие государственной регистрации).
Из этого обстоятельства мы делаем вывод о том, что говорить, например, о предприятиях как самостоятельных субъектах права в контексте действующих норм гражданского законодательства, устанавливающих статус предприятия как имущественного комплекса, совершенно некорректно (существует организационно-правовая форма юридических лиц "унитарное предприятие", но не "предприятие"). Следовательно, и всякая классификация предприятий на производящие продукцию, выполняющие работы и оказывающие услуги также бессмысленно, поскольку предприятие не субъект, а объект общественных отношений, складывающихся как гражданско-правовой, так и в административно-правовой сферах. Примерно такая ситуация складывается и относительно учреждений и организаций. "Учреждение" - это лишь одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации, в то время как "организация" - это в некотором роде синоним термина "юридическое лицо", поскольку все юридические лица в гражданском законодательстве подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Однако, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" *(134) выделяет общественные организации в качестве лишь одной из разновидностей общественных объединений, которые, кстати, могут и не иметь статуса юридического лица.
Итак, в качестве подвластных субъектов государственного управления и административного права могут выступать юридические лица и некоторые коллективные субъекты, не имеющие правового статуса юридического лица.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (т.е. государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в налоговом органе в порядке, определенном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" *(135). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях;
вследствие признания несостоятельным (банкротом) коммерческой организации, потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.
Юридическое лицо приобретает как гражданские, так административные права и обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие организации - в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Допускается также создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Коммерческие организации являются основными объектами управленческого процесса в экономической сфере государственного управления, поскольку именно ими производится большая часть валового внутреннего продукта страны. Именно на корректировку направлений и порядка деятельности коммерческих организаций направлено большинство административно-правовых режимов в сфере частного и государственного секторов экономики, поскольку индивидуальные участники экономического производства - предприниматели без образования юридического лица - составляют незначительную часть управляемых объектов в экономической сфере.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций, закрепленные гражданским законодательством, не имеют большого значения для административно-правового статуса этих субъектов. Исключение, пожалуй, составляет такая форма коммерческой организации, как государственные унитарные предприятия, которыми признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними государством (Российской Федерацией или ее субъектом) имущество. Управление государственными унитарными предприятиями осуществляется государством непосредственно. Они являются основой государственного сектора экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" *(136).
Некоммерческие организации, являясь наименее активными участниками хозяйственного оборота вследствие своих уставных задач, тем не менее, предстают наиболее значимыми субъектами административного права в социальной, культурной, образовательной, частично - политической сферах, выступая ключевым и наиболее активным сегментом гражданского общества, что предопределяет повышенное внимание государства именно к административно-правовому статусу этих субъектов. В связи с указанным обстоятельством административное законодательство, молчаливо принимающее гражданско-правовой статус коммерческих организаций (за исключением отдельных "управленчески" важных их категорий) как должное, значительное внимание уделяет административно-правовому статусу некоммерческих организаций.
Гражданское законодательство закрепляет возможность создания некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах, о которых было сказано выше. Уточнение перечня организационно-правовых форм и статуса указанных организаций осуществлено в специальном административно-правовом акте - Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Этот документ не распространяет свое действие лишь на одну организационно-правовую форму некоммерческих организаций - потребительские кооперативы, статус которых определен Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" *(137).
Итак, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Формами некоммерческих организаций являются общественные или религиозные организации (объединения), некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также в другие формы, предусмотренные федеральными законами.
Общеправовой статус некоммерческой организации сводится к тому, что некоммерческая организация:
считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации;
имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество;
отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом;
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
должна иметь самостоятельный баланс или смету;
создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации;
вправе открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;
имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, а также вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, эмблему;
имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности;
может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации.
Органы государственной власти создают государственные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ и осуществляют их полное или частичное финансирование. В пределах своей компетенции они могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
предоставление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Некоммерческая организация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязана вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность, а также предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
В целях организации государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций законом установлено, что размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.
Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).
Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации; определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления.
Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законами и учредительными документами некоммерческой организации.
§ 2. Отдельные виды организаций и особенности их административно-правового статуса
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Выделяются следующие основные положения правового статуса фонда:
имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;
учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;
использует имущество для целей, определенных уставом фонда;
вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан;
для осуществления предпринимательской деятельности вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них;
обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества;
формирует специфический орган - попечительский совет фонда, действующий на общественных началах, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" *(138) создана Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Правовой статус государственной корпорации базируется на следующих положениях:
имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является ее собственностью;
не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное; использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации;
может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям;
обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации;
особенности правового положения устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации;
для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, поскольку в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социально полезных целей. Основные положения правового статуса:
имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства;
члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов;
вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано;
члены некоммерческого партнерства вправе: участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства; получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке; по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства; получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность; получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность;
член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов с правом получения части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества;
члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Особое место в числе учреждений занимают субъекты, имеющие в соответствии с бюджетным законодательством статус бюджетных учреждений. Бюджетными учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом РФ признаются организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений - это одна из основных расходных статей государственных бюджетов в нашей стране (федерального и региональных). Деятельность бюджетного учреждения основывается на следующих основных принципах:
имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ, на основе норм которого определяются и права учреждения на закрепленное за ним имущество;
учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник;
особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Автономная некоммерческая организация основывает свою деятельность на следующих положениях:
имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации (учредители не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации);
учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей;
вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых автономная некоммерческая организация;
надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами;
учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) - это некоммерческая организация, созданная в целях представления и защиты общих имущественных интересов, а также координации предпринимательской деятельности коммерческими или некоммерческими организациями по договору между ним.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Статус объединений юридических лиц характеризуется следующими особенностями:
члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица;
ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами;
наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз";
члены ассоциации (союза) вправе: безвозмездно пользоваться ее услугами, по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года;
член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов;
с согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член; вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Особого внимания заслуживает правовой статус таких некоммерческих коллективных субъектов административного права, как общественные объединения. Дело в том, что согласно действующему законодательству общественное объединение может функционировать как в виде юридического лица, так и без образования такового. Федеральный закон о некоммерческих организациях называет данную организационно-правовую форму в качестве одной из форм некоммерческих организаций, наряду с религиозными объединениями. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" основывает статусные положения об общественных объединениях на конституционном праве граждан на объединение, которое включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения (физические и юридические лица) имеют равные права и несут равные обязанности. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности;
политическая партия.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" *(139) Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Вкратце охарактеризуем основные положения административно-правового статуса политической партии.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии;
руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ. Они действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, а также создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
|