Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структура системы подготовки

 

Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элемен­тов, образующих целостное единство и ориентированных на достиже­ние определенной цели. С этих позиций подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую сис­тему, все составные части которой согласованы между собой и направ­лены на успешное решение основных задач.

Подготовка волейболистов включает в себя всю совокупность ме­роприятий по обеспечению достижения волейболистами наивысших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систе­матическими занятиями как можно большего числа детей и взрослых — с другой. Нельзя подготовку волейболистов отождествлять с трениров­кой волейболистов, которая входит составной частью в подготовку на­ряду с другими.

Подготовка волейболистов — процесс многолетний и сложный, в нем выделяют составные части взаимосвязанные между собой. Выделя­ют три составные части в подготовке волейболистов: подготовку волей­болистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подго­товку в массовых формах физкультурно-спортивной и оздоровитель­ной работы.

Подготовка волейболистов высшего разряда являет собой высший уровень достижений по всем параметрам волейбола, оказывает опреде­ляющее влияние на подготовку резервов и массовый волейбол в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эф­фективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации волейбола, вовлечения в занятия широких масс населения.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ори­ентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным показателям, отвечающим модельным характеристикам волейболистов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов, ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные волейболисты на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специ­альными учебными заведениями и другими организациями, осуществ­ляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.



Массовые занятия волейболом с охватом широких слоев населения

 

 

Рис. 38. Модель системы подготовки квалифицированных волейболистов

 

осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образова­тельных учреждениях; при прохождении службы в рядах Вооруженных Сил; в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных хозрасчетных условиях.

Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются под­системы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной струк­туре. Принципиальный подход к построению модели системы подготов­ки волейболистов показан на рис. 38.

Модель включает в себя подсистему целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь пери­од подготовки как важнейший системообразующий фактор, цементи­рующий в единое целое составные части подсистемы и системы; подси­стему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квали­фикации, материально-техническая оснащенность компонентов под­готовки, формы организации и управления многолетней подготовкой;

подсистема непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактике-восстановительные мероп­риятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных ча­стей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечи­ваются наличием системы упражнения.

Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки волейболистов высших разрядов, например национальных сборных ко­манд, и для подготовки спортивных резервов. В массовом волейболе набор элементов будет зависеть от целей и возможностей конкретного колиектива.

 

Цели системы подготовки, прогнозирование,

Моделирование и нормативы

Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.

Цель подготовки волейболистов высших резервов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и ин­дивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью, обеспечивающей наивыс­шие достижения на международной арене.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интеграль­ной, психологической, теоретической подготовленности отвечали тре-

 

 

бованиям на уровне команд высших разрядов и обладали потенциаль­ными возможностями для достижения в перспективе целей системы подготовки волейболистов высших разрядов.

Цель массовых форм занятий волейболом — максимально содей­ствовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слои населения нашей стра­ны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.

Прогнозирование. Цель системы подготовки связана с конечным ре­зультатом в отдаленном (для сборных команд страны — это олим­пийское четырехлетие; для спортивных резервов — это включение в состав команд высших разрядов) будущем. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда осо­бенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего про­цесса подготовки спортсменов. Под прогнозированием понимают дея­тельность по разработке прогнозов, под прогнозом — вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определен­ный момент в будущем, о тенденциях его развития.

При прогнозировании учитываются история, современное состоя­ние и тенденции развития волейбола, данные обобщения опыта подго­товки сильнейших волейболистов, динамики их основных показателей в возрастном аспекте — от начала занятий волейболом и до высших спортивных достижений. Основные тенденции в развитии волейбола сводятся, во-первых, к атлетической подготовке, создающей необхо­димые условия для успешного решения специальных (игровых) задач;

во-вторых, к овладению широким технико-тактическим арсеналом уни­версальности в подготовке и высокому уровню мастерства примени­тельно к избранной игровой функции; в-третьих, к увеличению скоро­сти выполнения игровых действий, умению быстро переключаться в действиях, гибко используя технико-тактический арсенал.

Прогнозирование охватывает по существу, все компоненты систе­мы подготовки волейболистов. В практике физической культуры и спорта применяются методы прогнозирования экспертных оценок, логичес­кого анализа, экстраполяции, статистические.

Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценки квалифицированных специалистов волейбола — экс­пертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосредственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться ана­лизу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфийский метод).

При логических методах тщательно анализируется опыт прошлого и по аналогии с возможными ситуациями формируется прогноз на буду­щее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, в про-

 

 

 

цессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.

Метод экстраполяции применяется для предсказания результатов, имеющих количественное выражение (показатели соревновательной, тренировочной деятельности). При этом динамика изменения показа­телей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на оп­ределенный отрезок времени в будущем (показатели прыгучести, эф­фективности нападения и т.п.).

Статистический метод предполагает использование и анализ статис­тических материалов в области волейбола: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревновательной деятельности волейболистов, документы планирования, отчеты команд высших раз­рядов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистичес­кими материалами используются данные литературы, научных иссле­дований. Необходимо использовать соответствующие данные из других видов спорта.

Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с управлен­ческой, что находит отражение в разработке целевых комплексных про­грамм, например, подготовки сборных команд страны к олимпийским играм, комплексной целевой программы развития волейбола и т.д.

Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включает показатели тренировочной (морально-волевая, технико-тактическая, физическая, функциональная, психологическая) и соревновательной (в атаке и защите) деятельности, свойства высшей нервной деятельно­сти, черты характера.

Прогнозирование в отношении команды включает показатели пси­хологической совместимости игроков, преемственности состава, спло­ченности коллектива, отношения игроков к тренеру, социометрического статуса команды; тактико-технического мастерства команды (сыг­ранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите и наличие новых их видов); комплектования команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юно­шеские, команды; материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских кадров, качественного тренировочно­го процесса.

Моделирование. Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния отдельных волейболистов и команды в целом. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель со­ревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разраба­тываются на основе изучения специфики волейбола, выделения факто­ров, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.

Разрабатываются модельные характеристики требований к идеаль-

 

 

ному спортсмену-волейболисту (команде) — показатели соревнователь­ной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной); модели­рование соревновательной деятельности — по степени адекватности глав­ным соревнованиям; моделирование при помощи программирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («за­данных») качеств и овладения структурой («заданной») приемов игры, совершенствования тактического мышления волейболистов; моделиро­вание структурных компонентов тренировочного процесса (типы мик­роциклов, средних циклов и т.п.).

Другой тип моделей — абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя была получить, использую предыдущие типы. В спорте к ним относятся кор­реляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели струк­туры физической подготовленности, структуры технико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовленности волейболистов и эф­фективности соревновательной деятельности, взаимосвязи сторон под­готовленности.

Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсме­нов и команды высокой квалификации (В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, 1975; Ю.Д.Железняк, 1978, 1981; Ю.Н.Клешев, 1985; В.И. Баландин и др., 1986). При этом выделяют три условия: первое — показатели сорев­новательной деятельности (по основным компонентам); второе — по­казатели уровня подготовленности (по основным компонентам); тре­тье — показатели функциональной и психологической подготовленно­сти, морфофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий волейболом.

Четкие модельные показатели в количественно-качественном вы­ражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достиже­ния прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой волейболистов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполне­ния которых характеризуют состояние подготовленности на определен­ном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.

Модельные характеристики сильнейших волейболистов мира слу­жат исходной информацией для разработки моделей игроков и команд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные требования ко­манд высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококва­лифицированных волейболистов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).

Целевые нормативы. Модельные характеристики отражают «конеч­ный результат» процесса подготовки волейболистов: для сборных стра-

 

 

 

ны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, кубок мира), для команд национальных лиг — сроки первенства России, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каж­дого годичного цикла.

На основании модельных характеристик разрабатываются норматив­ные требования по основным параметрам подготовленности. Норма­тивные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уров­нями, т.е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модельными требованиями.

Поскольку эти требования органически связаны с модельными ха­рактеристиками и целями системы подготовки волейболистов, норма­тивы называются целевыми. В их содержание входит следующее:

— тактическая подготовленность: объем (состав тактических дей­ствий — индивидуальных, групповых и командных в нападении и за­щите; качество освоения; применяемость в игре; результативность так­тических действий в игре;

— техническая подготовленность: объем (состав) приемов игры; ка­чество освоения; применимость в игре; эффективность технических приемов в игре;

— физическая подготовленность: уровень развития физических спо­собностей, имеющих преимущественное значение для овладения на­выками игры в волейбол и эффективности игровой соревновательной деятельности волейболистов;

— морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотива­ция занятий волейболом, типологические особенности нервной систе­мы, психомоторные качества;

— теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень спе­циальных знаний (влияние занятий волейболом на организм человека, знания в области построения тренировки, самоконтроля и т.д.);

— интегральная подготовленность: объем (состав) технико-такти­ческих действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффек­тивность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);

— морфологические признаки: длина тела, рук и ног, стопы, кис­ти, масса тела, состав тела;

— функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечно­го аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы);

— возрастная градация волейболистов: возраст высших достижений (мужчины, женщины), возраст на отдельных этапах системы много­летней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий волейболом.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.