Нормативные показатели мужских команд | Отлично
| Хорошо
| Посредственно
| Подача
|
|
|
| Прием
|
|
|
| Атака
|
|
|
| Блок
|
|
|
| Защита
|
|
|
| Передача
|
|
|
| Общая игра
|
|
|
|
Нормативные показатели женских команд
| Отлично
| Хорошо
| Посредственно
| Подача
|
|
|
| Прием
|
|
|
| Атака
|
|
|
| Блок
|
|
|
| Защита
|
|
|
| Передача
|
|
|
| Общая игра
|
|
|
|
Некоторые замечания
Что является защитой, а что — нет? Мы считаем защитным действием такое, если ему предшествовало действие соперника, целью которого было затруднение обработки мяча другой командой. Например, нападающий соперника обманывает, подавая мяч прямо в руки страхующему, которому ничего не остается делать, как хорошо довести его связующему. Данное действие считается защитой (страховкой) и оценивается наивысшей оценкой. С другой стороны, если игрок одной команды перебивает мяч снизу, стоя спиной к сетке, а игроки другой команды из-за неразберихи поднимают этот мяч в невероятном броске, но такое действие не оценивается никак. Только в том случае, если этот мяч не поднимается, то регистрируется «попытка» (либо «нет попытки»). Еще одно замечание относительно нападения и страховки. Код «О» в нападении в случае удара в блок записывается только в том случае, если мяч отскакивает так, что его невозможно поднять. Если же мяч летит по высокой траектории на заданную линию своей площадки, то в нападении регистрируется код «З», а в защите — либо «попытка», либо «нет попытки».
Контроль тренировочной деятельности
Контроль осуществляется по следующим основным разделам:
— контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
— контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер нагрузок).
Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещении занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения занимающихся на каждом занятии тренер вносит в журнал или дневник.
Контроль за объемом тренировочных нагрузок ведется по данным о длительности каждого занятия и времени, затрачиваемому на отдельные упражнения и разделы подготовки. Оценивается эта работа степенью соответствия количества тренировочных занятий и времени, затрачиваемого на тренировку, плановым заданиям.
Интенсивность контролируется (определяется) по количеству технике-тактических действий в единицу времени (например: 13-14 нападающих ударов в минуту — высокая интенсивность; 6-7 нападающих ударов — средняя; менее 6-7 нападающих ударов — малая); по количеству занятых в упражнении спортсменов, по баллам, по ЧСС (см. раз-
дел 5.2). Интенсивность выполненных в тренировке упражнений в сумме дает показатель интенсивности тренировки.
Внутренняя (физиологическая) нагрузка характеризуется реакцией организма на выполненную мышечную работу и выражаются в показателях ЧСС, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного долга и др., а тренирующий эффект упражнений определяется соотношением количественных значений компонентов физической нагрузки. При одном соотношении воздействие одного и того же упражнения может быть направлено на совершенствование выносливости, при другом — скоростно-силовых качеств (приложение 7).
Энергетическую направленность упражнений можно определить по пульсу после выполнения нагрузки. При пульсе 130-150 уд/мин — воздействие нагрузки аэробного характера, при 150-180 уд/мин — смешанное аэробно-анаэробное, а при пульсе выше 180 ударов — нагрузка анаэробного воздействия (см. приложение).
Техническую подготовленность проверяют с помощью контрольных упражнений на точность и систематических наблюдений за качеством выполнения движений. Критерий оценки — соответствие результатов, показанных в контрольных упражнениях, плановым индивидуальным заданиям.
Контроль за тактической подготовкой осуществляется с помощью периодических оценок, полученных игроками в упражнениях и играх в индивидуальных, групповых и командных заданиях. Критерием оценки служит степень эффективности выполнения игровых действий в защите и нападении с учетом функций игрока в команде.
Психологическую подготовленность контролируют, периодически оценивая проявленные игроками в тренировочных занятиях следующие качества: активность, целеустремленность, смелость, решительность в защите и в нападении, выдержку и самообладание, волю в борьбе с утомлением при больших тренировочных нагрузках, чувство товарищества. В этой оценке необходимо участие спортивного психолога. Критерий оценки — степень проявления этих качеств, определяемая в баллах.
Теоретическую подготовленность проверяют с помощью собеседования по заданным темам. Критерием оценки является степень знаний занимающихся.
Контроль состояния спортсмена
Контроль осуществляется по следующим разделам:
— состояние здоровья:
— функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки:
— контроль уровня развития физических качеств;
— степень переносимости больших тренировочных и соревновательных нагрузок.
Решение этих задач осуществляется углубленным медицинским обследованием (УМО) не менее двух раз в годичном цикле и батареей тестов по физической подготовке (см. 5.3.1).
Медико-биологический контроль служит для получения информации о состоянии здоровья, функциональных возможностях, индивидуальных особенностях каждого волейболиста'.
В процессе медико-биологического контроля измеряется артериальное давление, регистрируется электрокардиограмма, проводится анализ крови с исследованием гемоглобина, лактата, креатинфосфокиназы, неорганического фосфора, параметров кислотно-щелочного равновесия. Определяется время простой и сложной реакции, проводится ортостатическая проба, определяются скорость переработки информации, скорость переключения внимания и другие показатели.
Такое обследование проводится спортивными врачами, специалистами функциональной диагностики.
Тестирование физической подготовленности проводится на всех этапах годичного цикла с выявлением уровня развития физических качеств исходя, из задач физической подготовки для каждого этапа.
В соревновательном периоде необходимо получение экспресс-информации о функциональном состоянии организма волейболистовеженедельно с помощью простых функциональных тестов (проб) как то:
Гарвардского степ-теста, функциональной пробы по Квергу, степ-теста по Бургеру (см. 5.3.1).
В психологическом контроле регистрируются (выявляется) социально-психологический климат в команде, личностные характеристики спортсменов с помощью опросников Кетгела, Спилберга, Айзенка и других методик, мотивация спортивных достижений, психологическая совместимость. Этот вид контроля должны проводить спортивные психологи.
Самоконтроль волейболиста
Самоконтроль играет важную роль в процессе подготовки волейболиста. Систематическое наблюдение собственного самочувствия стимулирует интерес к тренировочному процессу, к повышению спортивного мастерства.
С первых дней начала тренировочных занятий и на протяжении всего тренировочно-соревновательного цикла волейболист должен вести дневник самоконтроля. Динамика показателей самоконтроля наглядно показывает изменения в состоянии работоспособности и степени восстановления, что немаловажно для корректирования текущего планирования. Все показатели самоконтроля необходимо перенести на график.
' Иорданская Ф.А. Оценка специальной работоспособности спортсменов разных видов спорта. М., 1993, с. 40.
Данные самоконтроля оцениваются по пятибалльной системе, кроме показателей пульса при функциональных пробах и частоты сердечных сокращений в состоянии покоя.
В дневнике фиксируются:
1. Самочувствие, настроение (перед и после тренировки).
2. Засыпание и сон (длительность и качество сна).
3. Аппетит.
4. Вес (перед началом и после тренировки).
5. Частота пульса лежа в постели сразу же после сна в пересчете на 1 мин.
6. Показатели простейших функциональных проб (утром). Например:
Индекс Рюффье — измерить пульс в положении сидя в течение 1 мин после 5-минутного покоя (Р1); 30 приседаний за 30 с; измерить пульс стоя (P2) в течение 1 мин; отдых 1 мин и измерить пульс (Р3) сидя. Расчет по фрмуле:
(Р1+ Р2+ Р3) - 200
И = ------------------------------
Классификация:
О—и меньше — отличный показатель
0—5 — хороший показатель
6—10 — посредственный показатель
11—15 — слабый показатель свыше
15 — неудовлетворительный.
Тест Корабова — 15-секундный бег максимальной быстроты с интенсивной работой рук (повторить через 3 мин).
Оценка: частота пульса после второй нагрузки должна быть аналогичной результату первого измерения (частота пульса определяется во время перерыва и после второй нагрузки). В противном случае тренированность недостаточная, ибо спортсмену не хватает перерыва для восстановления.
Одну из проб проводитьрегулярно и всегда в одних и тех же условиях.
Частота пульса — интегральный показатель функционального состояния организма. В состоянии утомления, недовосстановления, возбуждения, перетренировки, во время болезни частота пульса в утреннем измерении всегда выше нормы. В таком случае необходимо обратиться к врачу.
Важно записывать в дневник самоконтроля и результаты контрольных испытаний, которые показывают динамику развития отдельных физических качеств.
Тренер обязан просматривать дневник самоконтроля ежедневно и на основании анализа данных вносить изменения в содержание процесса тренировки.
Учет результатов контроля
Получать своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организованный учет. Учету подвергаются весь процесс подготовки, выполнение планов тренировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля.
Текущий учет предполагает регистрацию посещаемости, отношения спортсменов к тренировкам и соревнованиям; объем, интенсивность тренировочных нагрузок; качество усвоения пройденного материала;
результатов соревнований, основных данных врачебного контроля. Данные текущего учета тренер ежедневно заносит в журнал.
Этапный учет проводится для подведения итогов тренировочной работы за этап (месяц) или период подготовки. Он ведется по соответствующим разделам рабочих планов и дополняется данными педагогического контроля. Исходными данными для этапного учета являются данные текущего учета.
Итоговый учет подводит итоги тренировочной работы и соревновательной деятельности за год или несколько лет. По результатам итогового учета составляется план работы на следующий период. Исходными для этого учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запланированными данными годового и перспективного плана.
Документы учета: журнал, дневник тренера и дневник спортсмена.
Журнал предназначен для ведения текущего учета. По обобщению записей в журнале можно сделать ценные выводы для совершенствования методики тренировки волейболистов.
Дневник тренера — документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной работы. Основные разделы дневника тренера:
— списочный состав команды и краткая характеристика каждого игрока;
— анализ рабочих планов подготовки, замечания и выводы;
— анализ пройденного материала, замечания и выводы;
— анализ результатов контрольных заданий;
— анализ результатов участия в соревнованиях;
— корректирование выполнения рабочих планов.
Ведение спортсменом дневника позволяет ответственнее относиться к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неудачи. Дневник спортсмена содержит следующие разделы:
— личные данные;
— характеристики физической, технической, психологической и т.д. подготовленности;
— перспективный план подготовки;
— годовые задания по видам подготовки;
— контрольные задания по видам подготовки;
— контрольные задания и результаты их выполнения;
— результаты участия в соревнованиях;
— записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий, и запись данных самоконтроля;
— данные врачебного и психологического контроля.
—
|