Расчет влияющего тока при вынужденном режиме В основе расчета лежит ряд довольно серьезных предположений, позволяющих рассчитать возможные токи наиболее неблагоприятного случая. Предположения эти таковы.
1. Максимально возможный ток определяется из максимально допустимой потери напряжения ΔUкс-макс вдоль тяговой сети в предположении консольного питания межподстанционной зоны, когда еще возможно обеспечить пропуск поездов.
2. Количество поездов m считается заданным, эти поезда распределены равномерно вдоль межподстанционной зоны и все поезда потребляют одинаковый по величине и фазе ток I1 (то есть малыми фазовыми сдвигами между разными токами пренебрегают).
3. Неравномерный (ступенчатый) ток контактной сети заменяется на эквивалентный влияющий ток Iэкв, такой ток, который одинаков на всей длине сближения и индуктирует в проводе такое же напряжение, как и исходный ступенчатый ток.
Определимся вначале с током в контактной сети на основании первых двух предположений, а затем перейдем к эквивалентному току.
На рис. 25 показана расчетная схема, удовлетворяющая предположению 2, а также распределение тока по контактной сети. Падение напряжения в контактной сети равно
,
- сопротивление тяговой сети между соседними поездами. При отсчете фазы от напряжения на токоприемнике - ток плеча подстанции. Отсюда
.
Рис. 25
Как это видно из векторной диаграммы рис. 25, потеря напряжения на тяговой сети до последнего электровоза определяется с некоторым приближением (при небольшом отличии напряжений на шинах подстанции и на последнем электровозе) вещественной частью падения напряжения
,
откуда результирующий ток при максимальной потере напряжения определится выражением (25)
. (25)
Эквивалентный влияющий ток определим, исходя из некоторой похожести распределения тока по рис. 25 на треугольник. Наводимое напряжение магнитного влияния определяется площадью под этим ступенчатым треугольником, которая равна площади под пунктирной линией 1 (это равенство немного нарушается, если начало и конец смежного провода располагаются не по серединам ступеней или не по их концам). Пунктирная линия 2 спущена относительно линии 1 на величину I1 и составляет с осями координат треугольник, в котором можно определить токи I' и I" на краях трапеции, площадь которой (с корректировкой на I1) будет определять наводимое напряжение при длине сближения меньшей, чем длина межподстанционной зоны. Iэкв в таком случае будет средним между I' и I", увеличенным на I1:
.
Токи I' и I" определяются по рис. 25 из подобных треугольников:
и формула для подсчета эквивалентного влияющего тока выглядит так:
или
,
где Km - коэффициент, характеризующий уменьшение эквивалентного тока по сравнению с результирующим в зависимости от количества поездов m, одновременно находящихся в пределах расчетного плеча питания при вынужденном режиме.
Максимальная потеря напряжения в тяговой сети между подстанцией и наиболее удаленным от нее электровозом принимается равной 8500 В при длине межподстанционной зоны lт более 30 км (19 кВ на токоприемнике наиболее удаленного электровоза) и 5500 В при lт от 15 до 30 км включительно (при этом потребляемая от подстанции мощность настолько велика, что подстанция просто не сможет обеспечить большее значение и потеря напряжения не может быть больше по этой причине); при lт менее 15 км принимают m=1, Iрез=300 А. Коэффициент мощности электровоза при расчетах принимают равным 0.8.
Формула для расчета напряжения магнитного влияния при вынужденном режиме несколько отличается от формулы (17) в связи с несинусоидальностью тока контактной сети и необходимостью как-то учесть эту несинусоидальность:
В формуле (27) Kф - коэффициент, характеризующий увеличение наведенного напряжения вследствие несинусоидальности тока тяговой сети, обусловленной работой выпрямительных устройств электровозов. Для проводов воздушных линий принимают Kф=1.15.
РЕЗЮМЕ
Опасные напряжения магнитного влияния на смежных линиях создаются при двух режимах тяговой сети переменного тока: при коротком замыкании и при вынужденном режиме при одностороннем питании межподстанционной зоны.
Расчетный ток короткого замыкания определяется как ток двухфазного короткого замыкания и исходя из возможности наибольшего магнитного влияния.
Расчетный ток вынужденного режима определяется по максимально допустимой потере напряжения в тяговой сети при заданном числе поездов в зоне. Для упрощения расчетов ступенчатый ток контактной сети заменяется одинаковым по всей длине сближения эквивалентным током.
|