Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Анализ сферы занятости конца 20 века

 

Устойчивый экономический рост в 2000 г. способствовал сохранению позитивных тенденций на рынке труда промышленно развитых стран (см. таблицу 1). Темпы создания дополнительных рабочих мест превысили уровень предыдущего года, составив 1,1%, причем, как и прежде, наблюдался значительный разброс между отдельными регионами. В динамично развивающейся американской экономике число новых рабочих мест возросло в 2000 г. на 1,8% по сравнению с 1,5% в предыдущем году. В европейских странах ОЭСР, в число которых входят три постсоциалистические страны Восточной Европы, также наблюдалась тенденция к увеличению численности занятостых. Последние два года продемонстрировали, что европейским странам в значительной степени удалось преодолеть стагнацию в сфере занятости, характерную для большой части 90-х годов, когда среднегодовые темпы создания новых рабочих мест составили всего 0,3 %. Численность работающих в этом регионе увеличилось в минувшем году на 0,9 %, а в среднем за 1999-2000 гг. - на 1,2 %.

За средними цифрами скрывается чрезвычайно пестрая картина, отражающая особенности экономического развития европейских стран. В 90-е годы ряд стран, осуществивших серьезные структурные реформы, сумели резко оздоровить ситуацию в сфере занятости. Наиболее впечатляющим является пример Ирландии, которая из страны с критическим положением на рынке труда (в 1994 г. не имели работы 15,6 % экономически активного населения) сумела в результате интенсивно проводимой структурной реформы экономики стать европейским лидером по темпам создания дополнительных рабочих мест. В 2000 г. занятость здесь увеличилась на 5,9 %, а в среднем за 1998-2000 г. - на 6,2 %. В минувшем году темпами выше средних росла занятость в Испании (4,5 %), Швеции (2,7 %) и Люксембурге (2,5 %). В группу стран, отстающих по темпам роста занятости от средне европейского показателя, вошли Норвегия (0,75 %), Греция и Австрия, где прирост занятости составил 0,4 %. Среди трех стран с переходной экономикой, принятых в ОЭСР, лишь Венгрии удалось ускорить темпы роста занятости до 1,5 %, в то время как Польше они упали до 0,3 % против 1,2 % в 1999 г., а в Чехии третий год подряд продолжалось абсолютное сокращение численности работающих (соответственно на 0,6; 1,5 и 1 %).



Среди промышленно развитых стран только в Японии и Южной Корее второй год подряд наблюдается абсолютное падение числа рабочих мест. Сокращение численности работающих в Японии (на 2,6 % за последние два года) отражает не только влияние циклического спада, но и кризис системы пожизненного найма. В Южной Корее после более чем 5 %-го сокращения численности работающих в 1999 г. в минувшем году удалось лишь замедлить этот процесс.

Структура занятости в странах с развитой рыночной экономикой определялось рядом факторов. Во-первых, продолжался характерный для 90-х годов процесс перераспределения рабочих мест между частным и государственными секторами экономики. Политика балансирования бюджетных расходов и снижение роли государства как поставщика социальных услуг привели к падению роли госсектора в качестве источника дополнительных рабочих мест. В большинстве стран занятость в госсекторе значительно отставала от соответствующего показателя для частных предприятий. В сфере госуправления продолжалось перераспределение рабочих мест от центральных к местным органам власти. В отдельных странах, прежде всего в США, Франции, Ирландии, важным источником рабочих мест в госсекторе стала сфера образования, главным образом начального и среднего. Во-вторых, как и на протяжении всего послевоенного периода, в 2000 г. основное число новых рабочих мест было создано в сфере услуг, что предопределило дальнейшее увеличение доли этой сферы в общей занятости. В отраслях материального производства лишь строительству (благодаря подъему в частном жилищном строительстве) удалось привлечь дополнительных работников. В добывающей и обрабатывающей промышленности как североамериканских, так и большинства западноевропейских стран число рабочих мест продолжало сокращаться. Увеличение занятости в отдельных отраслях, таких как автомобилестроение, а также мебельная деревообрабатывающая промышленность (последняя быстро реагирует на конъюнктуру в строительстве жилья), не могло изменить общую понижательную тенденцию в обрабатывающей отраслях. Наряду с сокращением в них рабочих мест меняется структура занятых - на фоне продолжающегося уменьшения числа мест для производственных рабочих, инженеров, экономистов увеличивается занятость в маркетинговых службах, юридических отделах, управлении персоналом.

В-третьих, последние два-три года отмечены изменением действующей на протяжении большей части 90-х годов тенденции к опережающим темпам роста мест с неполным рабочим днем. В отдельных странах Западной Европы увеличение работающих по сокращенному графику происходило даже на фоне сокращения мест с полным рабочим днем. В целом за минувшее десятилетие в промышленно развитых странах вклад частичной занятости в общее число работающих составил 50-52% всего прироста. Однако если в США, Греции, Великобритании и Испании доля частично занятых не превышала 20-35 %, то в Австралии, Японии, Германии и Ирландии она достигла 70-80 % всех вновь созданных рабочих мест. На места с сокращенным графиком в первую очередь претендуют женщины - число мест с неполным рабочим днем увеличилось для мужчин на 10%, для женщин - на 32 %.

Для предпринимателей использование новых форм занятости дает ощутимую экономию затрат на рабочую силу за счет более низко заработной платы и меньших социальных отчислений. Медианная почасовая оплата труда частично занятых составила в конце 90-х годов в среднем по странам ОЭСР 75,6 % соответствующего показателя для работающих полный день (от 87 – 90 % в Италии, Австралии и Португалии до 54 – 55 % в США и Канаде). Правда, эти данные не учитывают разницу в качестве рабочих мест и профессионально-квалификационных характеристиках. Однако если даже принять во внимание этот аспект, разница в оплате все равно остается существенной.

Частично занятые оказываются в неравноправном положении и в отношении получения дополнительных выплат. Несмотря на то, что в государствах ЕС в 90-е годы наметились тенденция к уравнению в правах частично занятых на законодательном уровне, на практике во многих странах дискриминация продолжается. Например, в Германии, Швеции и Ирландии, работающие меньше определенной нормы (менее 15-20 часов) не могут рассчитывать на получение пенсий или пособия по безработице.

Наибольший разрыв уровня обеспеченности дополнительными выплатами частично и полностью занятых - в североамериканских странах, Австралии и Японии. Специальное обследование показало, что 40 % американских фирм не предоставляли занятым неполный рабочий день ни одного из основных видов дополнительных выплат, то есть оплачиваемые отпуска, больничные, корпоративные пенсии, участие в прибылях, медицинское страхование.

Несмотря на несомненную выгоду для предпринимателей этой категории занятых, в последние несколько лет ее рост затормозился в целом за 90-е годы удельный вес частично занятых вырос незначительно - с 13,4 % общего числа работающих в 1990 г. до 14,3 % в 2000 г.

В конце 90-х годов в США на местах с неполным днем работало 13,4 % всех занятых, примерно столько же (14,4 %) в странах Западной Европы. По-прежнему низкой остается доля частично занятых в странах Южной Европы (8-10% в Испании и Португалии); в скандинавских странах, где этот показатель чрезвычайно высок (до 25 %), просматривается тенденция к его стабилизации, а для женщин - даже к сокращению.

Распределение частичной занятости стимулируется не столько спросом, сколько имеющимся предложением. Спрос на нетрадиционные виды занятости остается устойчивым, несмотря на связанную с ними меньшую социальную защищенность. Это объясняется тем, что частичная занятость позволяет сочетать карьеру с другими жизненными целями - воспитанием детей, получением либо продолжением образования и т.д. В тоже время зачастую выбор работы с неполным днем носит вынужденный характер и маскирует недостаток вакансий с полным рабочим днем, либо является формой скрытого увольнения, когда компания, испытывающие экономические трудности, переводит часть сотрудников на сокращенный график. Именно поэтому масштабы вынужденной частичной занятости служат одним из показателей состояния рынка труда.

На изменения конъюнктуры спрос на труд может отвечать как колебанием численности занятых, так и изменением рабочего времени. Особенность 90-х годов в отличие от предшествующих двух десятилетий- то, что в подавляющем большинстве промышленно развитых стран из-за резкого замедления роста производительности труда не было законодательного сокращения продолжительности рабочей недели и не увеличивались отпуска.

Исключением из общего правила стали Япония и Франция. В Японии сокращение с 1998 г. стандартной рабочей недели с 48 до 40 часов было произведено в рамках государственной программы повышения качества жизни. В определенной степени это смягчило безработицу в 1999-2000 гг. Франция - единственная страна, которая проводит широкомасштабный эксперимент по манипулированию рабочим временем в качестве средства сокращения безработицы. Там с 1 января 2001 г. продолжительность стандартной рабочей недели снижена с 39 до 35 часов.

Признавая тот факт, что предприниматели имеют возможность компенсировать это снижение сверх урочными работами, правительство предусмотрело ряд налоговых льгот при увеличении найма дополнительных работников. Так, если число занятых в компании увеличится, по крайней мере, на 6%, ее взносы в фонд социального страхования будут сокращены с 5 тыс. до 9 тыс. фр. В год на каждого вновь принятого. При более значительном увеличении численности занятых размер льгот еще выше.

 

  В среднем за 1986-1995гг. 1998г. 1999г. 2000г.
Всего ОЭСР 1,2 1,5 1,1
США 1,5 2,2 1,5 1,8
Канада 1,2 1,9 2,8 3,1
Япония 1,1 -0,6 -0,7
Мексика 5,2 13,3 4,9 2,6
ЕС 0,4 0,6 1,3 0,8
Германия 0,2 -1,3 0,3
Франция 0,3 0,4 1,4 1,6
Великобритания 0,7 1,6 1,4 1,3
Италия -0,1 0,4
Испания 0,9 2,9 3,4 4,5
Нидерланды 1,8 3,4 2,9 1,7
Швеция -0,8 -1,1 1,4 2,7
Чехия   -0,6 -1,5 -1,1
Зап. Европа 0,5 0,3 1,4 0,9

 

Динамика зарубежной безработицы

 

Создание дополнительных рабочих мест наряду со стабилизацией темпов прироста экономически активного населения (0,8 % в 1999 гг. и 2000гг.) привело к тому, что уровень безработицы в странах ОЭСР сократился на 0,3 процентного пункта, составив в среднем за год 6,8 % рабочей силы - самый низкий показатель за 90-е годы (см. таблицу 2). Снижение удельного веса лиц, не имеющих работы, в США (с 4,5% в 1999г. до 4,2% в 2000г.) и 15 государствах ЕС (соответственно с 9,9% до 9,2%) произошло на фоне существенного роста этого показателя в ряде азиатских стран. В частности, в Японии безработица увеличилась с 4,1 до 4,70 рабочей силы, в Южной Корее - с 6,8 до 7,60. Начиная с 1999г. впервые в японской послевоенной истории норма безработицы среди мужчин стала превышать соответствующий показатель для женщин.

Оздоровление ситуации на рынке труда стран ЕС в после кризисный период (пик безработицы - 11,8 % экономически активного населения - пришелся на 1995г.) объясняется в первую очередь влиянием уже достаточно длительного, хотя и неравномерного подъема. В то же время в сферу занятости преимущественно те, кто недавно потерял работу и, следовательно, не утратив трудовых навыков и обладает достаточной квалификацией. Аутсайдеры рынка труда - лица с низким профессионально-квалификационными характеристиками, среди которых много молодежи и людей старших возрастов.

Об этом говорит практически не меняющаяся доля длительно безработных (свыше 6 месяцев) на протяжении всей второй половины 90-х годов. В странах ЕС она составила в 2000 г. 65 %, причем не имели работы более года 48 % официально зарегистрированных безработных.

Показатель длительной безработицы среди мужчин выше, чем у женщин, и это, не смотря на то, что в 2000 году уровень безработицы среди женщин в странах ОЭСР в целом был почти на 1/5 выше, чем у мужского населения (соответственно 6,3 % и 7,3 %).

Женщины несколько чаще, чем мужчины, при невозможности найти работу перестают регистрироваться на бирже труда, отсюда и более низкий уровень их длительной безработицы.

Одной из острых структурных проблем рынка труда остается неравномерность уровня безработицы среди отдельных возрастных групп и, прежде всего массовая безработица среди молодежи. В минувшем году в странах ОЭСР не имели работы 13 % молодых людей до 24 лет. Продолжается падение удельного веса работающих молодых людей (с 53 % в начале 90-х годов до 45 % в минувшем году), что лишь отчасти можно объяснить увеличением числа учащихся.

Решению проблемы мешает высокая концентрация безработной молодежи в семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям хороших стартовых условий. Наряду с высоким отсевом из школ и недостатками в системе образования это становится одной из причин низкой конкурентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее образование еще не гарантирует получение работы. По данным межстранового обследования грамотности взрослого населения, примерно 25 % молодых людей покидают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об образовании или профессиональной подготовке.

Несмотря на нерешенность многих проблем болезненных структурных проблем безработицы, в минувшем году наметилась тенденция к сокращению расходов государства на политику занятости. Она включает профессиональную переподготовку безработных, субсидирование дополнительных рабочих мест в государственном и частном секторах, поддержку занятости среди групп, находящихся в особо невыгодном положении на рынке труда, в первую очередь молодежи и инвалидов. Доля этих расходов снизилась по сравнению с 1995 г. в Германии с 3,7 % до 3,5 % ВВП, Норвегии - с 2,4 до 1,4, в Швеции - с 5,55 до 3,9, в Испании – с З,2 до 2,3 %. США которые традиционно направляли гораздо меньше средств на проведение политики занятости (в том числе из-за более низкой безработицы), снизили соответствующие расходы за тот же период с 0,5 до 0,4 % ВВП.

Одновременно в арсенале средств государственного регулирования все большую роль начинают играть так называемые программы активизации. Их цель - интенсифицировать поиск безработным нового места работы. Это означает с одной стороны, давление на безработного с помощью экономических рычагов, с другой - экономическое поощрение тех, кто быстро находит новую работу. На это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности усиление страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.

В конце 90-х годов правящим кругом промышленно развитых стран пришлось пересмотреть свои отношения к такой важной составляющей политики занятости, как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась, в том числе либерализация трудового законодательства. Последней было отведено одно из центральных мест в документе «исследование рабочих мест», принятом странами ОЭСР в 1995 году в качестве программы действий на рынке труда.

Однако серьезная либерализация законодательства в одной сфере так и не была осуществлена. Более того, многие страны ужесточили его, например, в том, что касается массовых увольнений. Ныне в большинстве европейских стран действуют более длительные сроки извещений о предстоящем увольнении, обязательное согласование с профсоюзным, либо рабочим комитетом.

Единственный раздел законов о труде, в который внесены существенные поправки либерального толка, касается срочных контрактов и деятельности агентств по предоставлению временных работников.

По группе промышленно развитых государств в целом в конце 90-х годов по сравнению с предыдущим десятилетием в 12 странах общий уровень «строгости» трудового законодательства даже повысился лишь 9 странах оказался более либеральным. Строгий контроль за действиями работодателя в сфере найма и увольнений действует в странах Южной Европы, а самые либеральные нормы существуют в англо-говорящих государствах.

Гораздо более важно то, что там, где либерализация трудового законодательства была проведена, это не оказало сколько-нибудь существенного влияния на уровень безработицы. По расчетам экспертов ОЭСР, «строгое» законодательство оказывает незначительное воздействие на структуру безработицы, несколько уменьшая ее уровень, у мужчин основного трудоспособного возраста увеличивая у женщин и молодежи. Не нашло своего подтверждения широко распространенное мнение что «строгость» законодательство способствует увеличению численности самозанятых. В тоже время в тех странах, где существуют серьезные ограничение в правах работодателей набирать и увольнять рабочую силу, ниже оборот рабочих мест и соответственно меньше вероятность получения нового места безработным.

В последние два-три года в государственную молодежную политику внесены существенные коррективы. Приоритетным направлением стало улучшения среднего и начального профессионального образования. Эффективность системы ученичества как главного средства вовлечения молодых людей в трудовую карьеру, получившей наибольшее развитие в Германии, побудило ряд стран, в частности Австралию, Канаду и Испанию, использовать германский опыт. Реформа средней школы в Норвегии и Швеции соединяет профессиональное и академическое образование с тем, чтобы молодые люди могли либо получить работу по специальности, либо продолжить учебу в высших учебных заведениях.

Одновременно в большинстве стран продолжаются начатые во второй половине 90-х годов усилия по созданию единой системы национальных профессионально - квалификационных стандартов. К разработке перспективных программ спроса на различные профессии все шире привлекаются организации работодателей на местах

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.