РАЗДЕЛ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» РАЗДЕЛ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Часть А
Новообразования в личностном развитии подростка
А) новый уровень самосознания
Б) потребность и способность познать себя как личность
В) формирование произвольности и дисциплины
2. Кризис 30 лет выражается:
А) изменение представлений о своей жизни
утрата интереса того, что раньше было главным
Б) разрушение прежнего образа жизни
В)стремление к совершенству личности при внешней благополучности
3. В общении со взрослым в младенчестве характерно:
А) эмоционально –окрашенное самоощущение
Б) Образное мышление
В) формирование системы «Я»
4. Для интеллектуального развития в раннем возрасте свойственно:
А) наглядно-действенное мышление
Б) сензетивный период для устной речи
В) формируется план условных действий
5. В дошкольном возрасте общение со взрослым и сверстником характеризуется:
А) желанный партнер по игре сверстник
Б) специальная задача на речевое общение к сверстнику не выполнима
В) игровое сотрудничество группы детей с «умелым» взрослым, как носителем определенных знаний
6. Для психологической готовности к школьному обучению характерно:
А) в игре создаются условия для принятия учебной задачи
Б) кооперативность во взаимоотношениях со сверстником
В) формируется принудительная скромность
7.Центральными возрастными новообразованиями в молодости можно считать:
А) семейные отношения , профессиональную компетентность
Б) уяснения смысла своей жизни
В) становление самооценки
8. Корректировка жизненного замысла и связанные с ним изменения «Я-концепции» свойственно возрасту:
А) 50 лет
Б) 40 лет
В) 35 лет
9. Зрелость и психологический возраст:
А) аспект самосознания, связанный с представлением о времени
Б) возрастная идентификация ,разной степени осознанности
В) включение будущего и прошлого , реального и идеального плана жизни, в план данного момента
10. Основные жизненные линии молодости:
А) Создание семьи, освоение выбранной профессии, определение в общественной жизни и своей роли в ней
Б) самоопределение, позволяющее начать утверждать себя
В) раскрытие индивидуальных особенностей
Главные стороны жизни в молодости
А) выбор спутника жизни и создания семьи
Б) профессиональная деятельность
В) поиск индивидуальных качеств и интеграция их в социуме
12. Интеллектуальное развитие в дошкольном возрасте характеризуется следующими особенностями:
А) наглядно-образное мышление
Б) символическая функция
В) пик эгоцентрической речи – в 3 года , к 6годам снижается, в 7 исчезает.
13. Для взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте характерно:
А) сверстники обеспечивают процесс автономизация от взрослого
Б) взрослые являются экспертами в деятельности
В) взрослый является доминантой в общении
14. Интеллектуальное развитие в юношеском возрасте характеризуется:
А) мышление наглядно – образное, перспективный план действий отсутствует
Б) становление мировоззрения, высших форм мышления
В) доминирует наглядно-образное мышление
15. Новообразования в личностном развитии юношеского возраста:
А) выработка мировоззрения
Б) мотивационная сфера интегрируется с действиями
В) способность действовать с сознательно поставленной целью
16. Интеллектуальному развитию в младшем школьном возрасте свойственно:
А) формирование наглядно- действенного мышления
Б) большие возможности памяти и восприятия
В) сенситивный период для вербального восприятия указаний
17. Личностное развитие в младшем школьном возрасте характеризуется :
А) появлением иерархии мотивов
Б) ведущей формой сотрудничества
В) формированием способности учить себя с помощью взрослого
18. Общение со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте характеризуется:
А) учебное сотрудничество группы детей с идеальным взрослым , как носителем культурных норм, формирование рефлексии отношений со сверстником
Б) игровое сотрудничество со взрослым , игра рядом со сверстником
В) рефлексивное отношение со сверстниками , сотрудничество со взрослыми исчезает
19. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в юношеском возрасте:
А) обособление , приватизация и включенность в группу
Б) общение со взрослыми на «равных» позволяют опробовать взрослый спектр социальных ролей
В) группа –ориентирована на лидера
20. Новообразования в личностном развитии подростка:
А) новый уровень самосознания
Б) потребность и способность познать себя как личность
В) формирование произвольности и дисциплины
Часть Б
Соотнесите ведущий вид деятельности и возраст.
1) дошкольный а) предметно-манипулятивная деятельность
2) младенчество б) игровая деятельность
3) раннее детство в) эмоциональное общение с близкими людьми
Соотнесите ведущий вид деятельности и возраст
1) младший школьный а) интимно- личностное общение
2) подростковый б) учебная деятельность
3) юношеский в) учебно- профессиональная деятельность
Соотнеси характеристику фаз зрелости
1) первая фаза
| а) прогрессивное развитие общих свойств функций
| 2) вторая фаза
| б) развитие специальных психологических функций, в процессе профессиональной деятельности
|
Соотнесите стадии психосексуального развития по З. Фрейду и возраст
1) младший школьный возраст а) психосексуальное развитие завершено
2) подростковый возраст б) начало полового созревания
3) юношеский возраст в) латентный период
Соотнесите стадии психосоциального развития по Э. Эриксону и возраст
1) младший школьный возраст а) диффузная идентичность
2) подростковый возраст б) обретение взрослой идентичности
3 юношеский возраст в) «производственная стадия»
6.Соотнесите возраст и годы жизни:
1) 30 лет а) зрелый возраст
2) 60-70 лет б) молодость
3) 30-60 лет в) поздняя зрелость
Соотнесите стадии психосексуального развития по З. Фрейду и возраст
1) младенчество а) фаллическая
2) дошкольный возраст б) анальная
3) раннее детство в)оральная
Соотнесите психосоциальное развитие по Э. Эриксону и возраст
1) младенчество
| а) автономия
| 2) раннее детство
| б) возраст игр
| 3) дошкольный возраст
| в) основополагающая вера - основополагающая безнадежность
|
Соотнеси когнитивные ступени по Ж. Пиаже и возраст
1) младший школьный возраст
| а) стадии конкретный операций
| 2) дошкольный возраст
| б) стадия формальных операций
| 3) раннее детство
| в) дооперациональная стадия
|
Соотнесите когнитивные ступени по Ж. Пиаже и возраст .
1)младенчество а) сенсомоторный интеллект
2) раннее детство б) дооперациональная стадия
3) дошкольный возраст в) сенсорный интеллект
РАЗДЕЛ «ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Часть А
1.Целостная управляемая система, предполагающая взаимодействие социально-психологических и педагогических факторов развития, воспитания ребенка на основе ценностно-личностного подход, это определение понятия:
а) детство
б) возраст
в) молодость
г) правильного ответа нет
2. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте:
а) манипулятивные действия
б) игра
в) учебная деятельность
г) правильного ответа нет
3. Наиболее активная и наиболее эффективная форма общения родителей с детьми дошкольного возраста:
а) игры
б) совместный труд и совместный отдых
в) просмотр мультфильмов
г) совместные обеды
Верно ли утверждение, что дошкольник должен знать и переживать те огорчения, которые возникают сначала в его ближайшем окружении (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры), а затем и в среде сверстников.
а) да б) нет
5. Для детей младшего школьного возраста, характерна доминирующая роль:
а) семьи и школы
б) соседей
в) друзей
г) средств массовой информации
6. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками:
а) формирование кругозора детей
б) организация содержательного досуга
в) создание ситуации успеха в учебной деятельности
г) правильного ответа нет
7. Решающим условием в формировании начальных детских убеждений является:
а) индивидуальный подход
б) личностный подход
в) изучение и учет особенностей личности
г) изучение и учет гендерных особенностей
8. Совместное планирование деятельности детей, оценивание выполнения поручений, комментирование ответов и обсуждение отметок, поступков и проступков детей создают условия для формирования:
а) авторитарности учителя
б) самостоятельности учеников
в) авторитета учителя
г) творческого отношения учеников к учебе
9. Девочки и мальчики реагируют на успех:
а) одинаково
б) по-разному
в) мальчики не реагируют
г) правильного ответа нет
10. С педагогической точки зрения выделяют три вида успеха младших школьников в учебной деятельности:
а) предвосхищаемый, констатируемый, обобщающий
б) предсказуемый, сиюминутный, констатируемый
в) непредсказуемый, обобщающий, постоянный
г) правильного ответа нет
11. Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей, решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей, возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, характерны для возраста:
а) младшего школьного
б) подросткового
в) старшего школьного
г) правильного ответа нет
12. Понятие «самовоспитание» в старшем школьном возрасте обозначает:
а) самостоятельное поведение, саморегулирование своей деятельности
б) целенаправленную деятельность по изменению самого себя
в) целенаправленная деятельность по развитию человеком собственных положительных и искоренению отрицательных качеств
г) все ответы правильные
13. Пути осуществления педагогической помощи старшеклассникам в самовоспитании:
а) содействие в организации самопрогнозирования, использование соответствующих ситуаций для показа необходимости самовоспитания
б) принятие самообязательств и организация самоконтроля, т. е. своего рода программы поведения на ближайшее и отдаленное будущее и использование соответствующих ситуаций для показа необходимости самовоспитания
в) содействие в организации самопрогнозирования; принятие самообязательств и организация самоконтроля;использование соответствующих ситуаций для показа необходимости самовоспитания;
г) нет правильного ответа
14. Педагогические приемы «Третейский суд», «Позиция», «Проповедь» и «Педагогическое внушение» направлены на формирование:
а) профессиональных склонностей
б) гражданского сознания и поведения
в) научного мировоззрения
г)взаимоотношений со сверстниками
Часть Б
15. Установите соответствие возраста и его характеристики:
1. Дошкольный возраст
| а) Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей при минимальных возможностях самозащиты от неблагоприятных влияний среды
| 2. Младшее школьное детство
| б) Сохраняется роль семьи в удовлетворении материально-биологических, эмоциональных потребностей ребенка, но социально-познавательные удовлетворяются преимущественно школой. Несколько возрастает способность ребенка противостоять отрицательным влияниям среды, но все еще остается незначительной. Главные защитные функции остаются за семьей и школой
| 3. Подростковое детство
| в) сохраняется роль семьи в удовлетворении материальных, эмоциональных потребностей ребенка, максимально увеличивается роль школы, ближайшего окружения сверстников. Возникает юридическая ответственность. Одновременно формируется при неблагоприятных условиях повышенная восприимчивость к отрицательным влияниям в сфере свободного общения.
| 4. Старшее детство
| г) Сохранными остаются материальная, эмоциональная функции семьи. В удовлетворении познавательных, социальных потребностей школьника главную роль играют учителя в сочетании с самообразованием, самовоспитанием учащегося. Максимальная способность противостоять отрицательным влияниям среды. Защитная роль взрослых заменяется функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.
| 16. Педагогическая запущенность в младшем школьном возрасте бывает нескольких видов. Установите соответствие:
1.нравственно-педагогическая
| а) искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, несформированность навыков нравственного поведения
| 2.интеллектуально-педагогическая
| б) отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень знаний о гигиене быта, поведении, возникновении отрицательных привычек, патологических влечений
| 3.медико-педагогическая
| в) слабость развития познавательных процессов, нежелание, неумение учиться.
| 4.нравственно-трудовая
| г) искажение представлений о труде, о его роли в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями общества.
| 17. Радость успеха детьми переживается по-разному, установите соответствие:
1. младший школьник
| а) не столько осознает, сколько переживает успех
| 2. подросток
| б) и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников
| 3. старший школьник
| в) подходит к своему успеху или неудаче аналитически: ищет их причины, пытается (чаще всего стихийно) спроецировать на будущее
|
| г) радуется и не о чем не задумывается
| 18. Установите соответствие возраста и ведущих педагогических идей:
1) дошкольный
| а) физически, психологически, педагогически подготовить к школьному обучению
| 2) школьный
| б) формирование первоначальных детских убеждений, построенных на общечеловеческих ценностях, создание ситуации успеха в учебной деятельности
| 3) подростковый
| в)помощь в социально значимом определении на будущее; создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями, помощь в профессиональном самоопределении
| 4) старший школьный
| г) создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.
|
РАЗДЕЛ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Часть А
1. Современные люди, родившиеся примерно в одно и то же время, а также отрезок времени от рождения родителей до рождения детей:
а) родство
б) поколение
в) жизненный цикл семьи
г) границы семьи
2. Система родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейных установок и системы власти и авторитета, система семейных ролей:
а) преемственность между поколениями
б) структура семьи
в) быт семьи
г) семейная система
3. Признаки поколения:
а) место проживания
б) место рождения
в) возраст
г) место рождения и место проживания
Часть Б
4. Типы родства:
1) по происхождению
| а) детско-родительские отношения
| 2) приобретенное по закону
| б) детско-родительские в связи с усыновлением ребенка
|
| в) супружеские
|
| г) братско-сестринские
| 5. Семейный уклад, правила и традиции:
а) семейный уклад
б) семейные правила
в) семейные традиции
| 1) повторяющиеся действия, имеющие символический смысл, в которых участвует вся семья
2) интегральное понятие, включающее в себя установившееся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, ценностные ориентации, стиль отношений и уровень психолого-педагогической культуры родителей
3) основания, на которых строится жизнь семьи и определяются нормы поведения всех ее членов
|
РАЗДЕЛ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Часть А
|