Тема. Морфологические нормы имен прилагательных
Цель: расширить знания студента о морфологических нормах имен прилагательных.
Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).
Организационная форма занятия: развернутая беседа.
Вопросы для обсуждения:
1.Нормы употребления имён прилагательных.
2.Варианты употребления форм кратких прилагательных.
3.Степени сравнения имен прилагательных.
Методические рекомендации
При подготовке к занятию студент должен раскрыть нормы употребления имени прилагательного. Обратить внимание на полную и краткую формы имен прилагательных. Студент должен привести примеры.
Студент должен обратиться к следующей литературе: Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».
Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями
Задание 1.Найдите и исправьте ошибки в образовании сравнительной степени имени прилагательного.
1. В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной.
2. Это заседание прошло более организованнее, чем предыдущее.
3. Предприятие имеет в этом году более высокие показатели, чем в прошлом.
4. Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробно.
5. Наша цель - показать наиболее лучшие работы студентов.
Задание 2.Выполните анализ текста. Найдите прилагательные, стоящие в формах степеней сравнения. Определите, в каких именно формах они стоят.
(1) Детям уделялось всё, что было похуже и не могло использоваться взрослыми «господами». (2) Даже в богатых помещичьих домах под спальни детей отводились самые темные и невзрачные комнаты. (3) Форточек в комнатах не было. (4) Спертый воздух очищался только топкой печей. (5) Духота в детских стояла ужасная; всех маленьких детей старались поместить в одной-двух комнатках, и тут же, вместе с ними, на лежанках, сундуках или просто на полу, подостлав себе что попало из хлама, пристраивались на ночь мамки, няньки и горничные. (Е.Водовозова).
Задание 3.Найдите формы степеней сравнения и степеней качества у следующих прилагательных.
Превеликий, самый строгий, беловатый, красненький, чудеснее, всего дороже, здоровенный, наиболее выгодный, менее интересный, тоньше, расчудесный, полнёхонек.
Задание 4.Какие формы (полные, краткие) можно образовать от следующих прилагательных?
Ручной, горазд, видный, вороной, боевой, богатый, темный, ледяной (тон), готовый, строгий, рад, праздничный, белый, вековой, властный, послушный, длинный, младший, цветной (не белый), искренний, прозрачный, отсталый, правый, излишний, фальшивые (деньги), маленький,
фальшивые (слова), ханжеский, холостой (мужчина), острый.
Задание 5.Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени.
Звонче, слаже, красивее, менее интереснее, более лучший, прочней, хлеще, более уверенный, благороднее.
Задание 6.Найдите в предложениях ошибки в употреблении форм прилагательных и исправьте их.
Образец: Теперь это место знаменитое на весь мир. – Неправильно употреблена полная форма прилагательного, нужно заменить её краткой знаменито.
1. Сироп из шиповника очень полезный и приятный на вкус. 2. Каир – один из самых крупнейших городов на планете. 3. Чемодан трудно было сдвинуть с места, такой он был великий. 4. Эта книга очень нужная и полезна детям. 5. Я думаю, такое объяснение более правильнее. 6. Все школьные здания готовые к учебному году. 7. Текстильная промышленность развивается более быстрее. 8. Маша не стремится быть самой лучшей, оригинальнее. 9. Вся школа очень благодарная вам за помощь. 10. Наша речка тихая, а эта – быстра и шумна.
Задание 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Улица узкая – улица узка.
Мысль серьезная – мысль серьезна.
Малыш больной – малыш болен.
Потолок низкий – потолок низок.
Погода хорошая – погода хороша.
Задание 8. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного в приведенных ниже примерах.
Книга полезная. Книга полезна детям.
Эта задача трудная. Эта задача трудна для пятиклассника.
Озеро глубокое. Озеро глубоко для детей.
Девушка грустная. Девушка сегодня грустна.
5. Берег крутой. Этот берег крут для спуска.
Задание 9. В каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена краткой формой, в каких – нет? Объясните.
Белый снег – белый стих.
Глухой согласный – глухой человек.
Круглый шар – круглый сирота.
Короткие волны – короткие волосы.
Задание 10. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
Лектор (известен, известный) своими выступлениями.
Требования к ученикам (своевременны, своевременные).
Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам.
Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех.
Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный).
Место секретаря сейчас (свободно, свободное).
Задание 11. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.
Актер был (естествен, естественен) в своем поведений.
Старый лес (величествен, величественен).
Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика.
Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен).
Момент был для всех (торжествен, торжественен).
Задание 12. Исправьте предложения. Объясните ошибки.
Он был горяч, полный жизни.
Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.
Самый крупнейший город в мире – Мехико.
Разработка новой темы становится все более интенсивнее.
Более быстрее развивается машиностроение.
Один брат – шумный, другой – тих.
Эта книга плохее, чем та.
Задание 13. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных и употребите их в контексте.
Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий.
Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы
Основная литература:
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 539 с.
2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.
3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.
Дополнительная литература:
1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.
2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.
3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.
4. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.
Интернет ресурсы:
1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».
2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.
3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.
4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».
5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».
Практическое занятие 11.
|