Правовая охрана товарного знака и знака обслуживания. Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством.
Знак обслуживания – это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Товарные знаки и знаки обслуживания регулируются по единым правилам.
Субъектом исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Субъектом (правообладателем) считается лицо, на чье имя получено свидетельство на товарный знак.
В зависимости от содержания обозначения различают следующие виды товарных знаков: словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, иные.
В зависимости от числа субъектов, обладающих правом на товарный знак, выделяют индивидуальные и коллективные товарные знаки. Субъектом права на коллективный знак является объединение лиц. При этом коллективный знак должен обозначать товары, производимые или реализуемые лицами, входящими в объединение, и обладающие едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.
Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, которая действует бессрочно.
Требования к обозначению, регистрируемому в качестве товарного знака:
• различительная способность; • относительная новизна.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов:
• вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
• являющихся общепринятыми символами и терминами;
• характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
• представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:
1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;
3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в пунктах 1–3.
В целях обеспечения прав потребителей не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
• являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
• противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Право на товарный знак не должно нарушать права третьих лиц.
Правообладатель обязан использовать товарный знак, в противном случае правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно.
Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (принцип исчерпания права).
Срок действия исключительного права на товарный знак составляет десять лет со дня подачи заявки.
Может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права.
Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.
Исключительное право на товарный знак прекращается в следующих случаях:
• признание недействительным предоставления правовой охраны товарном знаку (в случае нарушения установленных требований);
• истечение срока действия исключительного права на товарный знак;
• на основании принятого решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками;
• на основании принятого решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием;
• на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица – правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя – правообладателя;
• в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;
• на основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
• на основании решения суда в случае перехода исключительного права на товарный знак без заключения договора с правообладателем, в результате которого потребители вводятся в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а именно Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – Роспатентом в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре, выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
71. Рационализаторские предложения. Понятие, признаки. Право на вознаграждение.
С помощью рационализаторских предложений вносятся в уже известные технические решения, осуществляется модернизация действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства, устраняется отдельные ошибки конструкторов и проектировщиков и т.д.
Рационализаторским предложением – признается техническое решение, являющаяся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, предусматривающее изменение конструкции изделия, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала. К признакам рационализаторского предложения относятся: а) тех решения
б) новизн
в)полезность Рационализаторское предложение должно быть техническим решением задачи, предложение должно содержать конкретное решение задачи, а не простую ее постановку. Рационализатор должен в своем предложении дать конкретные указания относительно того, что и как нужно сделать, чтобы получить желаемый результат.
К рацпредложениям предъявляются требованию местной новизны, то есть новизны в пределах тех предприятий, которым оно подается.
Рацпредложения считается полезным для предприятия, которому оно подано, если его использование на данном предприятии в условиях, которые существуют или должны быть созданы в соответствии с утвержденными планами, позволяют получить экономический, тех или иной положительный эффект. Полезность предложения определяется на основе сравнения результатов, который должен быть получен от применения предложенного решения, с результатом, создаваемым им решения той же задачи.
|