Правые” и “левые” в политике Одна из методологических проблем – деление политических сил на правых и левых. Оно имеет давнюю историю и относится по времени к периоду Великой французской буржуазной революции 1789 г. В избранном французским народом парламенте – Национальном собрании – совершенно случайно места в зале заседаний (справа и слева от председателя) распределились в соответствии с политической направленностью депутатов. Справа от стола председателя расположились депутаты, выступающие за неизменность и сохранение некоторых прошлых порядков феодального общества. Слева от председателя обосновались депутаты, боровшиеся за решительное, скорое, бесповоротное устранение всех и всяких [c.817] атрибутов свергнутого строя, за радикальное введение новых буржуазных порядков.
С тех пор в Европе, а затем и во всем мире политические силы в самом общем плане стали разделяться на правых – отсталых, консервативных и даже реакционных, цепляющихся за прошлое и препятствующих прогрессу–илевых – решительных, радикальных, даже революционных, стремящихся к новому, к прогрессу. Сразу оговоримся, что это деление во многом условно и сильно зависит от конкретной политической ситуации.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ПО ИХ ОТНОШЕНИЮ К ЧЕМУ–ЛИБО
Второй методологической основой процесса оценки расстановки политических сил выступает весьма простой постулат: они не делятся только на “красных” и “белых”, [c.818] только на наших и не наших, только на тех, кто категорически “за” и тех, кто категорически “против”. Хотя здесь тоже можно привести примеры из политической практики, когда субъекты политики делили участников политических событий по единственному принципу – “кто не с нами – тот против нас”. Однако политическая деятельность давно доказала исключительную непродуктивность этого принципа, принципа двухполюсности, принципа абсолютного неприятиях тех, кто против или нейтрален.
Приведенная таблица распределения участников политических событий по их отношению к какому–то политическому действию, поступку, решению показывает давно утвердившийся в политологии весьма широкий спектр как поддерживающих, так и сопротивляющихся. Примечательно здесь то, что, во–первых, за разнообразием оценок стоит действительно не безликое единение, а живое многоцветно различных политических сил общества. И, во–вторых, разнообразие и разнохарактерность отношений стоящих “за” и “против” дает возможность субъекту политики так или иначе воздействовать на те или иные политические силы с целью изменения их отношения к конкретному политическому событию в благоприятном для политического субъекта направлении.
Такие подходы к оценке расстановки политических сил в обществе расширяют основания для превращения политики из деятельности, опирающейся преимущественно на насилие (против тех, кто не с нами) в подлинное искусство совместного проживания людей и их общностей, имеющих неодинаковые взгляды, ценности, интересы.
Рассмотрим конкретные методики оценки расстановки политических сил.
Прежде чем приступить к изложению конкретных методик оценки расстановки политических сил в обществе, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
Первое. В разделе будут проанализированы лишь некоторые, наиболее характерные, методики в их принципиальном базисном построении, без отвлечения на множественные возможные варианты их применения и построения.
Второе. В качестве примеров при выстраивании методик будут использованы элементы политической жизни [c.819] современной России и не потому, что методики неприменимы для других стран или регионов, а потому, что нашему читателю более близки и понятны примеры из политической реальности нашего сегодняшнего общества.
Третье. Приводимые примеры в описании методик чаще всего будут отражать точку зрения коллектива кафедры политологии Московского государственного социального университета, имеющего более чем пятилетний опыт использования этих методик в учебном процессе. Это никоим образом не означает закрытости нашей точки зрения для критики.
Четвертое. Наша точка зрения отражена и в названиях каждой из методик. Названия методик в большей части связаны не с содержанием, а с внешней графической формой данной методики. Исключение составляют методики, которые и по форме и по содержанию соответствуют взглядам профессора В.Б.Тихомирова, изложенным в его спецкурсе по политическому менеджменту, читаемому в ИППК при МГУ им. М.В.Ломоносова. [c.820]
2. Методика “линейная”
Данная методика названа “линейной”, но по внешней схожести могла бы называться и “температурной” и “градусной”. Как и любой термометр, шкала линейной методики имеет некую среднюю точку, которая соответствует позиции политического субъекта: это может быть лидер, политическая партия, правящая элита; это может быть также какое–либо политическое действие – поступок, событие, решение и т.д.
Справа и слева от данной средней точки полиниирасполагаются точки, обозначающие позиции других участников политических событий. Базисное отношение к исходной позиции определяется как раз расположением участника политических событий – справа или слева от исходной. Степень расхождения позиций зависит от удаленности той или иной позиции от исходной – здесь условно можно линию проградуировать от 0 до +100, и от 0 до –100.
В качестве примера предлагаем рассмотреть принципиальную расстановку наиболее политизированной прессы (газет) накануне выборов в Государственную Думу в декабре 1995 г.[c.820]
Линейная методика хотя и характеризуется сравнительной простотой, однако обладает высокой степенью наглядности, а также возможностью довольно точно спрогнозировать реакцию той или иной газеты на любой шаг правящего политического центра. Вполне понятно, что каждая газета выражает и защищает интересы какой–либо политической силы, социального слоя, партии, движения и т.д. Но приходится учитывать, что эти интересы выражены не прямо, а опосредованно – через позиции главного редактора, состава редколлегии, журналистского коллектива. Необходимо иметь в виду и источник финансирования печатного органа. Здесь действует принцип – “кто платит, тот и заказывает музыку”.
Кроме того, линейная методика излишне статична, в ней трудно показать возможные перемещения (или тенденции таких перемещений) анализируемых субъектов относительно центра – как по полюсному признаку, так и по степени расхождения субъекта с центром.[c.821]
3. Методика “табличная”
По форме построения она наиболее разнообразна: это могут быть графики, диаграммы, таблицы, секторные круги и многое другое. Но основное правило табличной методики должно быть таковым: в ней четко указываются участники политических событий, позиции которых анализируются, политическое действие (субъект политики), отношение к которому определяется и возможные варианты такого отношения. В исследование участников политических событий [c.821] лучше всего включать тех, кто обладает наивысшей степенью влияния на политическую жизнь страны. Например, академик Т.И.Заславская, анализируя позиции различных групп населения к перестройке дала следующую таблицу (см.: Иного не дано. М., 1989. – С. 39).
Эта методика, безусловно, дает хорошую возможность выявить позиции основных слоев общества относительно какого–либо политического события или действия [c.822] политического субъекта. В то же время, она имеет и свои слабости.
Прежде всего, это недостаточная научная строгость как в подборе социальных слоев и групп для анализа, так и в определении критериев для показа их отношения к политическому событию. Например, едва ли оправдано включение в разряд влиятельных политических сил “мелких предпринимателей”, “ответственных работников торговли и обслуживания”, “представителей организованной преступности”. Кроме того, вряд ли оправдано отнесение одной и той же социальной группы к трем, четырем и даже к пяти различным позициям по их отношению к политическому событию. Так, в приведенной таблице, “социально–гуманитарная интеллигенция” занимает одновременно позицию “инициаторы”, т.е. абсолютно “за”, и позицию “реакционеры” – т.е. абсолютно “против”.
Было бы вернее вычленить из рассматриваемой социальной группы некие подгруппы, которые по отношению к событию четко бы занимали позиции “за” или “против”. Явно неравномерно расположены категории сторонников и противников события К категории “за” отнесены пять позиций, к категории “против” – только две, тогда как научный подход предполагает определенную симметричность позиций как сторонников, так и противников анализируемого события (также как и более четкую смысловую нагрузку этих позиций).
К недостаткам табличной методики следует отнести и ее статичность: позиции сторон зафиксированы в определенном времени и в таблице нет возможности показать те изменения в позициях социальных групп, которые могут произойти под влиянием самых различных факторов.[c.823]
4. Методика “динамичная”
Более сложная по своему построению динамичная методика в какой–то степени устраняет основной недостаток предыдущих методик в статичности, позволяет отследить изменения в позициях участников политических событий по отношению к одному и тому же политическому событию.
Методика основывается на традиционном делении всех политических сил, поддерживающих и противодействующих событию. В нашем примере это отношение к [c.823] реформам. Кроме того, в построение таблицы введен еще один показатель – уровень влияния политической силы на ход событий. Этот уровень определяется по специальной технологии.
УРОВЕНЬ ВЛИЯНИЯ НА СОБЫТИЯ
Обратим внимание на то, что наиболее активно в оппозиции к реформам правительства выступают пенсионеры, которые составляют четверть населения Российской Федерации, или около трети электората. К ним вплотную примыкают сельские жители, рабочие, интеллигенция, не занятая на производстве (см. “Россия–95: накануне выборов” – монография, подготовленная под [c.824] руководством академика Г.В. Осипова учеными ИСПИ РАН. М.., Изд. “Академия”).
Характерна динамика изменения позиций некоторых участников политических событий. Так, пенсионеры, сельские жители, рабочие начинали с весьма скромного желания поддержать или были нейтральны, а сейчас стали активно сопротивляться реформам. Предприниматели вначале позитивно высказывались за них, сегодня же готовы действовать с резким повышением своего уровня влияния на политические события. Организованная преступность, вначале настороженная и готовая помешать реформам, оказалась сейчас активно действующей в поддержку реформ (с уровнем влияния на политические события – выше среднего).
Интересны и позиции, стабильно сохраняемые такими участниками политических событий, как управленцы, студенты, инженерно–технические работники. Высшие управленцы, извлекая для себя максимальную выгоду из проводимых реформ, абсолютно их не поддерживают постоянно и сохраняют высокий уровень влияния на происходящие события. Служащие и инженерно–технические работники составляют некую “центристскую” группу, в которой наряду с критикой часто встречаются осторожные, лояльные оценки действий правительства. Студенты в силу своего низкого уровня влияния на политические события ограничиваются желанием поддержать проводимые реформы.
В целом рассмотренная методика весьма эффективна для выявления и прогнозирования отношения различных групп населения к политическим решениям, позициям, событиям, программам.[c.825]
5. Методика “блочная”
В основе данной методики лежит возможность различных политических сил, не только близких по коренным интересам, но и находящихся на противоположных политических флангах, объединиться, блокироваться по отдельным частным вопросам. Особенно часто эта методика применима при избрании и практической деятельности представительных органов власти, создаваемых в условиях многопартийной политической системы. [c.825]
В качестве примера приведена расстановка политических сил в российском парламенте после выборов в Федеральное Собрание 12 декабря 1993 г., когда в него вошли восемь политических партий, из 14 участвовавших в предвыборной гонке (см. схему 1).
Схема 1
“БОЛОТО”
Подобная схема расстановки политических сил в любом представительном органе является оптимальной. Такая расстановка может обеспечить, во–первых, стабильность этого органа вследствие равновесия сил правого и левого флангов и, во–вторых, дает возможность каждой политической силе гибко маневрировать при реализации своих интересов: будет проходить решение, которое отвечает интересам не только данной фракции, но и других –близких ей по интересам И, наконец, данная расстановка создает надежные гарантии против стремления центра к всевластию в парламенте в этих целях возможны компромиссы практически между всеми фракциями представительного органа.
МАТРИЦА ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ Данная методика в лекциях профессора В.Б. Тихомирова на курсах ИППК при МГУ им. М.В. Ломоносова носит еще название “политическая решетка” и основывается на четко обозначенном отношении, участников политических событий к конкретным формам экономического и политического устройства общества. В зависимости от этого отношения политические силы занимают свое определенное место в матрице – на пересечении их позиций в экономической и политической сферах.
В качестве примера расстановки политических сил использованы позиции основных политических партий [c.826] Российской Федерации накануне выборов в Государственную Думу в декабре 1995 г. Заметим, что возможности этой методики значительно шире приведенного примера (см. схему 2).
Схема 2
[c.827]
Рассмотренные здесь методики оценки расстановки политических сил в обществе далеко не исчерпывают всего арсенала методик, которыми должен владеть действующий политолог. Но основные принципы оценки расстановки политических сил здесь представлены и могут быть использованы при проведении занятий по курсу “прикладная политология”.[c.828]
Глава L.
Литература:
1. Политический спектр России. / На пути к выборам–95. Технология успеха. М., 1995. 2. Тимошенко В.И. Левые. Правые. Центр. Расстановка политических сил, претендующих на места в новом парламенте. // Российская Федерация. 1995. № 20. 3 Социология межнациональных отношений. Уч. пособие Под ред В.Н.Иванова. М., 1996. 4. Саенко Г.В. ...оппозиция ...оппозиция? Да здравствует оппозиция! (Политическая оппозиция как социальное явление). М., 1995. 5. Социальная инженерия. Сборник. МГСУ, 1996.
ГЛАВА LI. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Современная политическая наука в своем развитии все больше обращается к прикладным политическим технологиям, позволяющим накопить и обработать значительный эмпирический материал, служащий основой и подтверждением (или не подтверждением) тех или иных теоретических концепций.
Весьма широко при изучении политических процессов применяются технологии, которые находятся на стыке социологии и прикладной политологии – мониторинг и контент-анализ.
Политический мониторинг – наблюдение, оценка, прогноз состояния и развития какого-либо политического явления. Очень часто слово мониторинг заменяется термином – отслеживание, что в сущности одно и то же. Мониторинг предполагает не разовое исследование, а некоторую последовательность отслеживания, позволяющую изучать объект анализа в развитии.
Зачастую бывает так, что политические деятели рассчитывают на неинформированность людей, к которым обращаются со своими предложениями, программами. Чаще всего этот расчет себя оправдывает. У людей короткая политическая память, и основная масса граждан становится жертвой так называемого сиюминутного политического анализа, когда оцениваются только политические действия и события последнего времени. В самом деле, попробуйте спрогнозировать действия какого-нибудь политического лидера, исходя из его заявлений. Вряд ли удастся получить продуктивный результат, скорее всего Вы ошибетесь в своих прогнозах и будете вновь и вновь рассуждать о “политическом коварстве” лидеров. Однако, если выстроить подобные заявления в некоторой хронологической последовательности, соотнести их с развитием общей политической ситуации, то можно обнаружить тенденции в действиях того или иного политика. Это и есть самый простой пример политического мониторинга. Для того чтобы провести такой первичный анализ, вовсе не надо быть политологом. Ведь необходимые сведения доступны. Нужен лишь определенный уровень политической культуры общества, побуждающий граждан не [c.829] равнодушно, со знанием дела относиться к тому, какие политические силы будут осуществлять властные функции в обществе, осознать собственную причастность к этому процессу.
Объектом политического исследования могут быть политические партии, движения и их лидеры, политические события (политические конфликты, избирательные кампании и др.). Политический мониторинг подразумевает использование самых разных методик. Например, для отслеживания рейтинга политической партии целесообразно применять опросы, анкетирование, экспертные оценки изучение материалов прессы, контент-анализ базовых политических документов этой партии, выступлений ее лидеров, изучение политических биографий и др. Наилучший результат дает комплексный подход в организации мониторинга. Значительно расширяются возможности исследования при использовании компьютерных технологий, особенно в части систематизации, обработки информации и создания баз данных.
Этапы проведения мониторинга вытекают из логики развития самого исследуемого явления. На первом этапе выбирается объект исследования, уточняются цели, определяются хронологические рамки отслеживания. Очень важно правильно обозначить гипотезу исследования – предполагаемые результаты. Гипотеза с самого начала дает политологу материал для сравнительного анализа и отсекает массу второстепенной, опосредованной информации. Далее необходимо определить и классифицировать источники получения информации, методы ее систематизации и обработки. Большое значение имеет так же выбор оптимального варианта формы, содержания и периодичности итоговых материалов.
Более детально изложенное выше можно рассмотреть на примере политического мониторинга избирательной кампании по материалам средств массовой информации. Мониторинг СМИ – это только часть политической и социологической поддержки избирательного объединения и его кандидатов (или независимых кандидатов). Направление и детализация определяются стратегией и тактикой избирательной кампании в целом, а также общим планом деятельности избирательной команды. Вместе с тем, это казалось бы достаточно узкое направление исследования [c.830] политической ситуации, использующее только материалы СМИ (печатных и электронных), позволяет, при условии правильной организации, непрерывности, комплексной и технологической упорядоченности, получить значительный массив полезной, актуальной информации, без которой немыслима как текущая работа избирательного объединения, так и прогнозирование результатов избирательной кампании.
Мониторинг СМИ можно разделить на два основных направления:
• накопление информации, ее первичная обработка, оперативное информирование команды и кандидатов о существенных эпизодах средств массовой информации. Итоговую информацию по этому направлению целесообразно выдавать один раз в 3–4 дня, но можно и ежедневно;
• основное направление – аналитическая обработка массива информации. Цель – отслеживание предвыборной ситуации в динамике, определение возможных направлений развития, прогнозирование, подготовка рекомендаций. Итоговая информация выдается каждую неделю (опыт показывает, что при увеличении срока подготовки итогового аналитического документа свыше 2-х недель резко снижается его полезность и эффективность)
Работа по мониторингу СМИ ведется, как правило, не одним человеком, поэтому она должна координироваться по срокам и единообразию конечного продукта.
Важнейший момент мониторинга средств массовой информации – формирование основных усредненных рубрик отслеживания (рубрикатора). Применительно к избирательной кампании они должны охватывать максимально возможное число направлений деятельности избирательного объединения и команды (а также потенциальных противников и союзников); обеспечивать “ точки опоры” для формирования эффективного прогноза, получение оперативной прямой и косвенной информации о качестве деятельности команды в центре и на местах (что дает возможность объективного контроля, быстрого реагирования и корректирования деятельности).
Названия рубрик мониторинга СМИ в целом совпадают с основными направлениями общего информационного обеспечения избирательной кампании, – отслеживается количество публикаций о избирательном [c.831] объединении и его лидерах в общем массиве информации, общая характеристика информации за установленный период (негативная, позитивная, нейтральная, полутона), социально-экономический фон (в центре, регионе, округе) избирательной кампании в изложении СМИ. Материалы СМИ позволяют исследовать политическую ситуацию (уровень доверия к местной и центральной администрации, действия политических и общественных организаций, эффективность хозяйственного управления, применения нормативных актов и др.), определять целостную структуру общественного сознания, отраженную в СМИ.
Мониторинг прессы открывает широкие возможности повышения эффективности работы избирательной команды, оперативного изменения тактики ее деятельности. С этой целью публикации СМИ анализируются по следующим основным направлениям:
• отслеживание политического поведения кандидатов и команд, анализ выбранной ими стратегии и средств ее реализации;
• определение ареала “союзников”, “нейтралов” и отслеживание их эволюции (возможные союзники, с кем целенаправленно надо работать, на кого не тратить время, эта работа проводится также и в отношении СМИ;
• определение уровня информированности ведущих и региональных СМИ о деятельности избирательного объединения и кандидатов (таким способом определяется качество информационно – пропагандистской работы команды, слабые места и др.);
• определение основных, а также формирующихся линий критики кандидата или избирательного объединения (для организации информационного прессинга и принятия превентивных мер);
• отслеживание процесса формирования и эволюции имиджа избирательного объединения и его лидеров в СМИ (цель – стимулирование появления в СМИ информационных и аналитических материалов дополняющих и корректирующих имидж, а так же создающих информационное поле для работы с электоратом). В качестве примера итоговой информации такого типа можно привести диаграмму № 1; [c.832]
Сопоставление партий по числу сообщений
На представленной ниже диаграмме сравнивается распределение суммарного внимания каналов ТВ к отдельным партиям в ноябре 1995г. по неделям.
Сообщений (ОРТ + РТР + НТВ)
1 – НДР 2 – БИР
| 3 – ДВР 4 – Яблоко
| 5 – КРО 6 – АПР
| 7 – КПРФ 8 – ЛДПР
|
• определение перспективных, с точки зрения формирования общественного мнения, направлений деятельности кандидатов и объединения (формирование событийного ряда);
• систематизация мнений политических организаций, групп и объединений о кандидатах;
• выявление круга проблем волнующих избирателей. Политическая сфера общества рождает громадное количество разноплановых документов. Это и предвыборные программы кандидатов в депутаты и выступления представителей различных партий и объединений на съездах, митингах, материалы средств массовой информации и др. Все это – бесценная для политолога информация, отражающая в себе сложные процессы борьбы за власть и ход политической деятельности вообще. Поэтому метод контент-анализа – специфический, формализованный [c.833]анализ содержания того или иного текста, становится одним из важнейших вспомогательных методов подготовки и реализации политических решений и прогноза.
Контент-анализ очень широко используется в политической практике последних лет Это определяется целым рядом его преимуществ – здесь и возможность сокращения общего объема исследуемого материала, относительная дешевизна подобных исследований, ограничение субъективных влияний при работе с большими объемами информации, доступность материалов для контент-анализа (газеты, журналы, библиотеки, базовые документы партий и движений, радио, ТВ и др.)
Однако главным преимуществом, на наш взгляд, является то, что контент-анализ документов при высокой ценности конечного результата в то же время не оказывает какого-либо влияния на сам объект исследования (политическую партию, политического лидера), все контакты здесь опосредованные
Как уже говорилось выше, контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой информации Это по сути поиск в исследуемом тексте определенных смысловых понятий и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа Такие смысловые понятия называются обычно единицами анализа.
Техника проведения контент-анализа состоит из нескольких этапов
– прежде всего необходимо определить основную цель исследования, перечень и последовательность решаемых в его ходе задач;
– определение эмпирического материала исследования Круг привлекаемых материалов может быть очень широк – официальные документы, периодическая пресса, художественная литература и др. Может быть выбран один или несколько источников информации Например, если выявляются закономерности использования эфирного времени в рамках избирательной кампании, выбирается конкретный источник информации (какой-либо телеканал, см табл. 1.);
Позиции каналов в отношении того или иного лидера могут быть охарактеризованы распределением внимания (долей в общем числе сообщений о партиях), [c.834] “пристрастностью” (долей оценок в общем числе сообщений о данной партии) и балансом оценок (разницей между числом одобрительных и критических сообщений).
Таблица 1
Сопоставление позиций каналов ТВ в отношении лидеров партий за три недели ноября 1995 г.
| Каналы ТВ
| Доля в общем числе сообщений о лидерах, %
| Доля оценок в сообщениях о лидере, %
| Баланс оценок
| Недели
| 1-я нояб.
| 2-я нояб.
| 3-я нояб.
| 1-я нояб.
| 2-я нояб.
| 3-я нояб.
| 1-я нояб.
| 2-я нояб.
| 3-я нояб.
| В. Черномырдин
| ОРТ
|
|
|
|
|
|
| –
| –
| +1
| РТР
|
|
|
|
|
|
|
| –1
| –2
| НТВ
|
|
|
|
|
|
| –
| –1
| +2
| И. Рыбкин
| ОРТ
|
|
|
|
|
|
| –
| +1
| +1
| РТР
|
|
|
|
|
|
| –
| –
| –
| НТВ
|
|
|
|
|
|
| –
| –1
| +1
| Е. Гайдар
| ОРТ
|
|
|
|
|
| –
| +3
| –
| –
| РТР
|
|
|
|
|
|
| –1
| –
| –1
| НТВ
|
|
|
|
|
|
| –
| +1
| –
| Б. Федоров
| ОРТ
|
|
|
|
|
|
| –
| –
| –3
| РТР
|
|
|
|
|
|
| –1
| –
| –1
| НТВ
|
|
|
|
|
|
| –
| –
| –1
| Г. Явлинский
| ОРТ
|
|
|
|
|
|
| –1
| –1
| –
| РТР
|
|
|
|
|
|
| +2
| –
| –
| НТВ
|
|
|
|
|
|
| +2
| –
| –
| Ю. Скоков
| ОРТ
|
|
|
|
|
| –
| –2
| –1
| –
| РТР
|
|
|
|
| –
| –
| –
| –
| –
| НТВ
|
|
|
|
|
| –
| –2
| –
| –
| А. Лебедь
| ОРТ
|
|
|
|
|
| –
| +1
| –
| –
| РТР
|
|
|
|
| –
| –
| –1
| –
| –
| НТВ
|
|
|
|
|
| –
| –
|
| –
| Г. Зюганов
| ОРТ
|
|
|
|
|
|
| –3
| –
| –
| РТР
|
|
|
| –
|
|
| –
| –
| –
| НТВ
|
|
|
|
|
|
| –
| –
| –1
| В. Жириновский
| ОРТ
|
|
|
|
|
|
| –1
| –1
| –1
| РТР
|
|
|
|
|
|
| –1
| –
| –1
| НТВ
|
|
|
| –
|
|
| –
| –
| –1
| – на следующем этапе необходимо определить какие именно материалы, содержащиеся в подобранных [c.835]источниках, будут анализироваться, все без исключения или по каким-то отдельным направлениям;
– определение хронологических рамок исследования. Диапазон здесь очень широк, от одного дня до недель, месяцев, лет;
– этап, от которого, на наш взгляд, во многом зависит успех исследования – выбор единиц анализа. Это может быть ключевое слово, термин, какой-то цельный материал, политическое событие, информационное сообщение и др. Однако непременным условием, определяющим “ качество “ единицы анализа, является отсутствие в ней каких-либо оценочных элементов (ограничение влияния субъективного фактора), а также нейтрализация личной предрасположенности исследователя;
– создание категориальной схемы контент-анализа. Категории служат для классификации единиц анализа. Например, при исследовании публичного выступления политического лидера, единицы анализа (ключевые слова) разносятся по основным категориям – экономика, политика, социальная защита, борьба с преступностью, военная политика и др.;
– один из самых сложных этапов – трансформация содержания документа в категориальную схему – кодировка текста. Эта работа требует достаточно высокого уровня подготовки исполнителя. Единицы анализа разносятся по определенным ранее категориям;
- после того как основные данные закодированы, наступает кульминация – этап анализа полученных данных (измерение, сравнение, индексация и др.) и интерпретации результатов анализа. Резко повышает эффективность анализа и его качество использование ЭВМ.
Итогом проведения контент-анализа как и любого другого исследования, является обычно аналитическая записка, содержащая в себе, выводы и рекомендации.
Безусловно, приведенная выше схема – один из возможных вариантов организации исследования политических документов. Существуют и иные разработанные и апробованные методы и технологии контент-анализа, которые успешно применяются в современной политической практике.
Трудно представить себе современный политический процесс, его политологическое обеспечение без [c.836]мониторинга и контент-анализа. Являясь по сути вспомогательными, прикладными политологическими технологиями, они в то же время помогают сделать процессы, протекающие в политической сфере общества, более предсказуемыми и управляемыми.[c.837]
Глава LI.
Литература:
1. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика. / Социология. Т. 4. 2. Задорин И. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг. // Вопросы социологии. 1994. № 5. 3. Политические технологии. / Россия: партии, выборы. Под ред. Краснова В.Н. М., 1996. 4. Информационный бюллетень “Соц.-эконом. перемены. Мониторинг общественного мнения”. 1995. № 4.[c.837]
|