Ответ к задаче 41. Семена или имели клейкую оболочку или шероховатую поверхность, что позволило им прикрепиться к лапкам птиц. Приспособления:
- колючки;
- крючочки и другие зацепки;
- растрескивающиеся плоды;
- птицы, которые поедают плоды, и другие животные;
- парашютики и другие летательные приспособления;
- крылатки;
- выстреливание семенами (бешеный огурец);
- на подошвах обуви (подорожник);
- на лапах животных и птиц.
Ответ к задаче 42. Потому что искусственные деревья не могут заменить настоящие. Только настоящие деревья порадуют шелестом листьев, создадут тень и прохладу, выделяют фитонциды, убивающие микроорганизмы, только под деревом воздух чистый и лечебный. Деревья защищают нас от пыли и вредных веществ, выделяют кислород. Листья, испаряя воду, создают прохладу в жаркий солнечный день. Искусственные деревья мертвы.
Ответ к задаче 43. Поджог сухой травы приносит вред природе, делать этого нельзя. Обгорают корни многолетних растений, сгорают семена однолетних, подгорают стволы деревьев. Животные, которые живут на земле, а также в почве на небольшой глубине, страдают и погибают от высокой температуры. От высокой температуры нарушается структура и состав почвы, сгорают органические вещества, которые в ней находились, следовательно, уменьшается плодородие почвы. Все вредные газы, углекислый газ, сажа загрязняют атмосферу. В воду попадают продукты горения, причем и в наземные воды и в подземные источники. От сухой травы часто загораются строения, дома, дачи, заборы, и это опасно для жизни человека.
Ответ к задаче 44. Да, мы согласны с мнением писателя, так как на солнечном свету в зеленых частях растения из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза образуются органические вещества, которые затем употребляют в пищу животные и человек. Но и почва принимает участие в приготовлении пищи для животных и человека, так как снабжает растения водой с растворенными в ней минеральными веществами.
Ответ к задаче 45. Таким образом, хорь защищается от врагов. Пока хищник оправляется от полученной дозы ядовитого вещества, у хорька появляется возможность убежать. Так защищаются некоторые животные, например, скунс, водные каракатицы, кальмары и другие головоногие моллюски.
Ответ к задаче 46. Это растения. Они усваивают энергию солнца, образуя органическое вещество, которое служит пищей другим обитателям планеты и человеку, выделяя при этом кислород, необходимый для дыхания живых организмов. В этом биосферная функция растений. В цепях питания циркулирует солнечная энергия.
Ответ к задаче 47. У совы подвижная шея, которая может поворачиваться на 270°, при этом положение тела не меняется. Еще у совы очень хороший слух, бесшумный полет, острые когти и клюв.
Ответ к задаче 48. О человеке, так как человек не всегда правильно ведет себя, нарушает законы экологии, целостность природных экосистем, загрязняет окружающую среду, изменяет условия обитания живых организмов, что приводит к различным нарушениям экологического равновесия и даже экологическим бедствиям и катастрофам. Человек должен научиться грамотно хозяйничать на Земле.
Ответы к расчетным задачам
1. 2 * 35 = 70 т; 700 : 70 = 10 га Ответ: 10 га лиственного леса.
2. 2 * 2,5 = 5 кг фитонцидов; 1000: 5 = 200 га Ответ: 200 га хвойного леса.
3. 0,8 * 0,2 = 4 , Ответ: Как минимум 4 дерева.
4. 4 * 200 = 800 деревьев, Ответ: 800 деревьев.
Из одного дерева получают 60 кг бумаги
15 000 кг: 60=2500 деревьев сохранится.
Из 1 тонны макулатуры получается 25000 тетрадей
Из 15 т*2500 = 375 000 тетрадей
1 т макулатуры экономит 200 м³ воды
200 м³*15 т = 3000 м³ воды
Т макулатуры экономит 1000 кВт/ч электроэнергии
1000 кВт/ч * 15 т = 15000 кВт/ч. Ответ: 2500 деревьев сохранится, 375 тыс. тетрадей можно изготовить, сэкономить 15000 кВт/ч электроэнергии и 3000 м 3 воды.
6. 120 г * 400 лет = 48000 г = 48 кг. Ответ: 48 кг сернистого газа.
7. 2 кг * 7 = 14 кг. Ответ: 14 кг кислорода выделяет вяз.
8. 5000: 200 = 250 га. Ответ: 250 га зелёных насаждений.
Биомасса: Лиса – 8 кг
Полёвки – 5475 * 30 = 164,25 кг
Трава – 5 475 * 23 кг = 125 925 кг Ответ: 8 кг - лиса, 164,25 кг – полёвки, 125925 кг – трава.
10. 2 сотки – 200 м2; 450 * 200= 90000 особей; 0,5 * 90000 =45000 г =45 кг. Ответ: 90000 особей дождевых червей, масса их 45 кг.
11. 150 * 1000 = 150000 особей, 0,5 * 150 = 75 г; 75 * 1000 = 75000 г = 75 кг. Ответ: 150000 особей дождевых червей можно получить за год, массой 75 кг.
12. Решение:
· 240 * 10 = 2400 кг углекислого газа поглощают 10 га леса.
· 200 * 10 = 2000 кг кислорода выделяют.
· 3 * 10 = 30 кг фитонцидов выделяют.
· 50 * 10 = 500 кг пыли улавливают за год.
· 2000: 0,6 = 3333 человека.
Ответ: За сутки лес площадью 10 га: Поглотит углекислого газа – 2400 кг (2,4 т) Выделит кислорода – 2000 кг (2т) Выделит фитонцидов – 30 кг Число людей, которым хватит выделенного кислорода – 3333 человека.
13. 200 * 92 = 18400 насекомых уничтожает 1 муравей за лето.
18400 * 500000 = 9200000000 насекомых уничтожают муравьи одного муравейника. Ответ: 18400 насекомых. 9200000000 насекомых
14. 5 г* 92 = 460 г съедает 1 королёк за лето. Ответ: 460 г насекомых.
15. Синица: 20 * 30 : 100 = 6 г насекомых съедает в сутки, а за лето – 6 * 92 = 552 г.
Овсянка: 30 * 30 : 100 = 9 г насекомых съедает в сутки, а за лето – 9 * 92 = 828 г насекомых. Ответ: 552 г съедает синица, 828 г съедает овсянка за лето.
16. 30 * 10 = 300 листьев ; 30 * 100 = 3000 листьев. Ответ: 300 листьев; 3000 листьев
17. 3 * 4 = 12; 3 * 25 = 75.Ответ: 12 деревьев, если в семье 4 человека; 75 деревьев, если в классе 25 учеников
Методические рекомендации
К учебному пособию «Экологические задачи»
Потребительское отношение человека к природе, бездумное вмешательство в её жизнь, существующую по своим законам, хищническое истребление природных богатств привело к серьёзным последствиям и заставило человечество задуматься над своим поведением, над тем, как сохранить окружающий мир безопасным и благоприятным. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Требованием времени сейчас стало экологическое воспитание подрастающего поколения, развитие у детей экологического мышления, формирование экологического сознания и экологической культуры. Существенным моментом в экологическом воспитании школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Каждый человек должен осознать самоценность природы, как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей.
Предлагаемый сборник «Экологические задачи» способствует решению задач экологического образования и воспитания детей и состоит из нескольких частей:
· творческие задачи;
· расчётные задачи;
· ответы на задачи.
Кроме того, в сборнике размещена богатая дополнительная информация для общего экологического развития обучающихся.
Творческие задачи предполагают развёрнутый ответ-рассуждение, размышление над той или иной проблемой. Чтобы дать правильный ответ, обучающимся необходимо знать основные экологические закономерности, вопросы охраны природы, взаимоотношений организмов друг с другом и окружающей средой. Отвечая на творческие вопросы, каждый ребенок может продемонстрировать свои знания по экологии и биологии, умение находить причинно-следственные связи явлений, умение публично выступать, культуру и грамотность речи. Задачи требуют творческого подхода к решению, при ответе каждому обучающемуся необходимо проявить личную индивидуальность, своё видение решения проблемы. Таким образом, развиваются креативные качества личности, умение находить нестандартные пути решения, аналитические способности мышления.
Некоторые задачи имеют сноску «Кстати», в которой можно прочитать дополнительную информацию по вопросу, рассматриваемому в задаче. Это, как правило, интересные факты, сведения, которые могут заинтересовать обучающихся, побудить их к более глубокому изучению экологии и биологии. В первой части сборника есть ещё одна сноска «Точка роста». В ней ребятам предлагается ответить на вопрос, на который учёными ещё не найден окончательный ответ. Специалисты в области экологии ведут споры по способам решения тех или иных экологических проблем. Над такими нерешёнными проблемами обучающиеся попробуют поразмышлять, найти свои пути решения. Думающим творческим ребятам это будет интересно.
Во второй части сборника представлены расчётные задачи по экологии. Эти задачи решаются математически и имеют конкретный ответ. Расчётные задачи содержат полезную экологическую информацию, выраженную в цифрах. Решая такие задачи, ребята могут узнать: сколько насекомых за день съедает синица или рыжий лесной муравей, какую площадь водной поверхности затянет нефть, пролившаяся из танкера, сколько угарного газа выбрасывает в атмосферу автомобиль и др. В ответах получаются интересные цифры, которые наглядно показывают степень воздействия человека на окружающую среду, экологическую роль зелёных растений, полезность птиц и других животных и т. д. Многие из этих данных уже известны обучающимся, но в расчётных задачах они выражены конкретными цифрами, которые иногда просто поражают своими величинами. Эти задачи достаточно просты и не требуют сложных математических вычислений, поэтому доступны практически каждому ребенку, знакомому с основами этой точной науки. Кроме того, решая экологические задачи, они будут развивать умения производить математические вычисления.
В последней части сборника «Экологические задачи» приведены ответы, с помощью которых можно проверить, верно или нет решена задача. Ответы помогут контролировать правильность выполнения задач обучающимися. Ответы на расчётные задачи - это конкретные цифры, на творческие вопросы дан полный развёрнутый ответ.
Сборник предназначен для обучающихся, занимающихся или интересующихся экологией и биологией, для учителей биологии и экологии общеобразовательных школ, для педагогов дополнительного образования эколого-биологической направленности, для организаторов досуга и внеклассных мероприятий. Экологические задачи можно использовать на занятиях при изучении вопросов экологии, на внеклассных мероприятиях эколого-биологического направления, при составлении вопросов олимпиад, викторин, проведении недели экологии в школе, организации конкурсных познавательных программ и т. д.
Систематически используя задачи из сборника, можно сформировать у обучающихся умение рассуждать, высказывать своё мнение, логически мыслить, находить оригинальные способы решения тех или иных экологических проблем, умение применять знания по экологии и биологии на практике. Решая задачи, обучающиеся узнают много нового и интересного, расширят свои познания в области экологии, попробуют себя в роли эколога, знающего и понимающего природные закономерности, ответственного за судьбу планеты. Выполнение экологических задач способствует самореализации и саморазвитию обучающихся, развитию экологического мышления, формированию экологической культуры.
Экологическое образование призвано развивать у обучающихся внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, т. к. сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей. В какой-то мере решение экологических задач будет этому способствовать.
Список использованной литературы
1. Зверев, А. Т., Зверева, Е. Г. Экология. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ [Текст] /А. Т. Зверев, Е. Г. Зверева. -, М.: Дом педагогики, 1999. – 336 с.
2. Ошмарин, А. П., Ошмарин, В. И. Школьный справочник по экологии [Текст] /А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарин. – Ярославль.: Академия развития, 1998. – 256 с.
3. Полищук, Ю. М. Экология. Биосфера и человек. [Текст] /Ю. М. Полищук. – М.: Современный Гуманитарный Университет, 2003. – 190 с.
4. Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды [Текст]: словарь-справочник /Н. Ф. Реймерс. – М.: Просвещение, 1992. – 350 с.
5. Чернова, Н. М. Лабораторный практикум по экологии [Текст]: учебное пособие для учащихся /Н. М. Чернова. – М.: Просвещение, 1986. – 130 с.
|