Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Территория и территориальное управление Египта.

ЧАСТЬ 1: ПРАВОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

РАЗДЕЛ 1: ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Глава 3: Древний Египет.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ТЕМЕ

Египтяне по языку принадлежат к так наз. «хамитам» – потомкам библейского Хама (реликт древних египтян проживает и по сей день в Египте – копты), составляют с семитами одну языковую семью: семито-хамитскую. Египтяне называли свою страну «Кемет» – «черная». Название «Египет» придумали греки от искаженного «Хетха-Птах» или «Хикупта» (от древнеегипетского «крепость души бога Пта») [Гребенюк.1994: 15]. Египтяне рано начали классифицировать окружающие их народы. Так, они очень хорошо знали аборигенов Африки – негров («Нахазу» или «Нехес» по-египетски). Ливийцы вообще получили свой этноним от египтян – «Либу». Семитов за Суэцем египтяне называли «Анну». Дальше на север, в Сирии, жили «амии» – сирийцы-амореи, т.е. «желтые пастухи рогатого скота». Северные страны египтяне называли «Хауи-Небу». Не подлежат сомнению широкие связи египтян с древними шумерами. Существует версия, что с металлургией египтян могли познакомить именно они.

В древнеегипетской цивилизации хорошо прослеживаются многочисленные пережитки архаичного общества. Так, на долгое господство эндогамии у египтян указывает этимология египетского слова «род» и «первенец». «Первенец» означал буквально «открывающий чрево матери»; а род – дословно означал «живот, чрево матери». Пережитки матриархата очень сильно повлияли на наследственное и брачно-семейное право египтян. Зримый след они оставили в сфере государственного права. Так, почти хрестоматийным стал пример женитьбы фараонов на собственных сестрах и дочерях, причем обычай этот продержался вплоть до захвата римлянами Египта (до 28 г. до Р.Х.). Цари из рода Птолемеев (Лагады) делали тоже самое, отдавая должное древнему обычаю своей новой родины.



Территория и территориальное управление Египта.

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ЕГИПЕТ

Исторически Египет сложился из нескольких территорий. В додинастическую эпоху произошло объединение различных племенных территорий в два больших государственных образования: Верхний и Нижний Египет. Верхний включал в себя все течение Нила к югу от Мемфиса, Нижний – к северу от него к Дельте. Надо заметить, что верховья, истоки Нила египтянам не были известны; их исследовали вездесущие англичане только в XIX веке по Р.Х. Этим незнанием часто пользовались вожди эфиопов, грозя фараонам перегородить реку и пустить Нил по другому руслу.

Помимо территории, непосредственно примыкающей к долине реки, под властью Египта находились некоторые оазисы в Ливийской пустыне, а в разные эпохи имперской доминанты граница Египта простиралась на севере до Евфрата (при Тутмосе III, XV ст. до Р.Х.). В эпоху Древнего царства египтяне овладели почти всем Синайским полуостровом, где находились богатые залежи медной руды, кроме того, Египет распространил свою власть на африканское побережье Красного моря. Страбон говорит, что в эпоху Птолемеев под властью Египта находился Кипр. (География, XVII, I).

Традиция считает, что фараон Менес – родоначальник I династии – первым объединил страну. Более культурный юг покорил более отсталый север (Дельту). То, что Верхний и Нижний Египет представляли из себя огосударствленные территории, подтверждается видом короны для двух частей страны. Южная корона представляла из себя высокую белую шапку, которую известный русский историк-востоковед М.М.Хвостов назвал «кеглей». Северные правители носили усеченную шапку красного цвета. При Менесе эти два головных убора совместили, с тех пор корона фараонов приобрела «современный», если так можно выразиться, вид.

НОМ

В Египте издавна существовало административно-территориальное деление. Страбон говорит: «Страна делилась сначала на номы: Фиваида на 10, область Дельты на 10 и область между ними на 16 (но, по словам некоторых писателей, всех номов было столько, сколько зал в Лабиринте; число же их меньше 36); номы, в свою очередь распадались на другие деления, ибо большинство их было разделено на топархии, а эти последние – на другие деления; самыми мелкими частями были аруры» (География, XVII, I). Административные границы часто менялись вследствие разрушительных разливов Нила, поэтому египтяне довольно быстро познакомились с началами геометрии.

Новейшие исследования говорят, что на самом деле номов было 42. 20 в Нижнем и 22 в Верхнем Египте. Египетское название нома было «теш», «сеп» или «хесеп» («хеспу»). Слово «ном» – от греческого «nomos» – букв. «страна», «область». Первоначально, как впрочем, и в последующем, ном обозначал основную податную единицу. В номе была его столица – главное поселение, где, как правило, жил номарх. Ном имел своего бога-покровителя, свой герб (тотем). Зачастую он назывался по своему гербу, например: «Ном белого сокола» и т.д.

 

НОМАРХ

Ном возглавлялся губернатором-номархом. Номарх носил титул «первого после царя» и являлся, как правило, представителем самого знатного местного рода. Должность свою, по крайней мере до конца владычества гиксосов, т. е. до воцарения XVIII династии, он наследовал. Наследование было когнатским: как правило, внук по линии дочери. Это нам известно из примера ликопольского номарха Хети II, который получил престол нома после смерти своего деда. Мать его при нем стала регентшей. До падения могущества номархов (XVIII дин.) фараон формально утверждал своим указом совершившийся факт передачи должности. Однако после изгнания гиксосов, наступления Нового царства, владычеству номархов приходит конец. Именно от эпохи Нового царства до нас дошел любопытный документ, свидетельствующий об усилении центральной власти. В нем номарх Элефантины Мерион жалуется на чрезмерное налогообложение:

«Пагауэмднамон, писец “дома жреца Амона” прибыл. Он достиг города Абу, чтобы взыскать зерно, которое установлено для “дома жреца Амона”, и он сказал, “пусть дадут 100 хар ячменя”; так он мне сказал, хотя вовсе нет полей под ним. И он сказал мне: “Взыщу с тебя за всякое поле хата-земель...» (Источники. 1961. 2:211).

Именно в эпоху Нового царства от былой феодальной независимости номархов не остается и следа. Теперь для них характерны только такие проявления служебного рвения:

«Я, сер, усердный для своего владыки, полностью поставляющий зерновые подати и полностью поставляющий подати шакт. Величина моего превышения зерновых податей и податей шакт десятикратна по сравнению с моим обложением зерновыми податями и податями шакт...» (Там же: 210)

НОМОВЫЙ ФЕОДАЛИЗМ

Номы всегда были похожи на наследственные уделы. Особенно ярко это проявилось в эпоху Среднего царства: XI и XII династии. Таким образом, Древнее царство можно рассматривать как эпоху складывания раннефеодальной монархии, впоследствии поменявшей свою основу с удельной (т.е. признавшей формальный суверенитет главного центра над уделами, но сохранившей право на дальнейшее беспрепятственное владение уделами-номами) на бенефициарную, пожалованную.

Кроме того, в эпоху Древнего царства складываются основы феодального иммунитета. Цели и способы такого исключения (priva lex) совпадают с аналогичными институтами феодализма, известными нам по Средневековой Европе. До нас дошли некоторые письменные свидетельства на этот счет. Например, известный декрет фараона Неферкера (Декрет А) гласит:

«[Что касается] начальников пророков бога Мина города Копта в номе “двух Соколов”, помощников начальников пророков, начальников ремесленников храма Мина, служащих, спутника и охранительницы Мина, людей рабочего дома, работников по постройке в этом храме, – мое величество не дозволяет, чтобы они были зачислены в царские ремесленники, [назначены] пасти крупный рогатый скот, ослов и мелкий скот пастушеского дома, [назначены] на какие-нибудь службы или повинности, которым ведется учет в царском доме, - на вечные времена» (Хвостов. 1927: 110).

В эпоху Среднего царства в Египте продолжают сохраняться колоны – «yahty», буквально: «принадлежащие полю», т.е. связанные с ним крепостью. Крестьяне в Египте в это время обезземеливаются и целыми общинами вынуждены крепиться к земле местного феодала и работать на него. Однако рабами они не становятся, так как сохраняют частичную право и дееспособность.

Номарх превращается в настоящего царька (hatya). У него свой двор и дворец. Он организует свою администрацию по образцу фараоновой. Суд в местности принадлежит ему. Более того, номархи создают собственные вооруженные силы. Естественно, все это приводит к тому, что гиксосы, не встретив в Египте единых вооруженных сил, легко разбивают разрозненные силы местных феодалов. Только усилившиеся в последние годы господства гиксосов номархи Фив, изгнав завоевателей, уничтожают своих «собратьев по классу» и учреждают около 1580 г. до Р.Х. новую национальную династию, так наз. XVIII фиванскую династию. В эпоху Нового царства (XVIII – XXVI династии) номархи превращаются в целиком зависимый от центра разряд служилой бюрократии.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НОМОМ

Центральную власть в номе представлял такой коллегиальный орган, как «кенбет». По-египетски «кенбет» означает «угол», в смысле «средоточие». Ср. известную евангельскую притчу: «камень, что отвергли строители, сделался главою угла» (Мтф. 22: 42-44).

Считается, что в Египте существовала разветвленная система кенбетов, которая была централизована. Полагают, что кенбеты округов (номов) и городов, подчинялись главному кенбету страны, который возглавлял визирь. В кенбет нома входили местные феодалы и представители центрального чиновничества на паритетных началах. На эту мысль наводит количество членов кенбетов – оно всегда четное, следовательно, голоса делились поровну, что было выгодно обеим сторонам ввиду хрупкого социального равновесия в феодальной стране.

Следующей инстанцией местного управления был храм нома и мелкие храмы в его районах. В основном храмы были единицами экономического управления. Сами они владели обширными участками земли, которая находилась в их исключительной собственности. На это особо указывают авторы древности, например, Диодор Сицилийский, который подчеркивал, что фараон не имеет никаких вещных прав на храмовые земли. Помимо того, что храмы занимались административно-хозяйственным управлением своей территории, они являлись среди населения чрезвычайно популярными судебными инстанциями. Именно они судили, как правило, основную массу гражданских исков.

Древний Египет знал и такой загадочный орган местного управления, как «джаджат». Употреблялся этот термин, как говорит известный отечественный египтолог И.С. Лурье, только в сакральном языке. Однако есть данные, позволяющие нам сделать предположение, что орган, который он обозначал функционировал еще в эпоху Древнего царства. Этимологически слово это означает «круг» – древнейший детерминатив народного собрания у всех народов земли, у которрых оно, разумеется, было. Полагают, что первоначально джаджат означал собрание всего племени, впоследствии в связи с централизацией страны – номархов всей страны. С укреплением власти фараона джаджат сохраняется только на уровне сельской общины. Ее органы управления, несомненно, имели под собой родовую основу и сохранились в Египте вплоть до Птолемеев, которые назначали своей властью старост в деревнях.

Население.

ЮРИДИЧЕСКИ СВОБОДНЫЕ: КРЕСТЬЯНЕ

Самым многочисленным слоем населения в Египте были свободные крестьяне-общинники. Их тяжелым трудом держалось грандиозное здание государства. Относительно структуры древнеегипетской общины нам практически ничего не известно. Большинство достоверных сведений дошло до нас от эпохи Птолемеев. Однако картина поддается восстановлению.

Очень рано, ввиду зависимого от реки типа хозяйствования, крестьяне превратились в государственных барщинников («Staatsfroner», как называл их М.Вебер). На поддержание в порядке оросительной системы и постройку циклопических сооружений уходила большая масса рабочего времени крестьян. Следствием этого и легкости в обработке земли, и чрезвычайного плодородия, общественная литургия заняла важное место в Египте от Древнего до Нового царства. Литургия стала оселком социальной структуры Египта.

Принцип литургии, государственной повинности, распространился очень рано на все население Египта. Появление сословий в Египте исследователи связывают с институционализацией повинностей, т.е. литургии. Иными словами, вслед за дифференциацией литургий по профессиям произошла дифференциация населения по сословиям; сами профессии только в эпоху Нового царства были объявлены наследственными.

Помимо разных видов литургий, крестьянство несет основное налоговое бремя. Земельный участок, на котором работает общинник, подлежит обложению. Все время существования Египта обложение выражалось в натуральных повинностях.

Среднее царство приносит определенные новшества в экономическую жизнь Египта. Появился эквивалент денег – deben – кусок медной проволоки определенного веса (90 гр.). Показательно, что наряду с крестьянами появляется из их же среды такой разряд, как «малые». В большинстве своем это ремесленники, которые занимают в социальной структуре Египта положение среднего класса. Особенно сильным стимулом к их появлению, как это ни покажется парадоксальным, послужила феодальная децентрализация страны, когда отдельный номарх хотел своим блеском своего вора затмить соседа.

Рабочие и крестьяне в результате первого крупного разделения труда на основе исполнения литургий получают возможность определенную часть года работать на самих себя. Государственная литургия, как известно, не занимала весь год. Еще Геродот отметил, что Хеопс заставлял народ Египта работать над постройкой своей пирамиды только 3 месяца в году. Поэтому появившийся излишек шел в оборот, хотя даже простых восточных базаров в Египте долго не было. Они появились только в середине Нового царства.

ПИСЦЫ

В Египте проводились ежегодные смотры рабочей силы по всей стране. Во время смотра осуществлялся ее учет. Выписывались умершие, на их должности вписывались новые, как правило, сыновья умерших. Отсюда мы можем сделать вывод, что вторую после крестьян и рабочих группу населения Египта составляют писцы – бюрократия. Время их появления совпадает с первым разделением труда на основе исполнения литургий.

Ratio бюрократизма изложено очень хорошо в школьных наставлениях, которые писцы делают грядущему поколению (их должности наследственны):

«Мне говорят, что ты оставляешь книгу и предаешься удовольствиям, помышляешь о работе на поле и забрасываешь иерографическую письменность. Не припомнишь ли ты положение земледельца во время учета урожая? Половину зерна похищает червь, другую пожирает бегемот. Мышей на поле множество, спустилась саранча, едят звери и воруют воробьи. Горе земледельцу! Остаток, что был на гумне, приканчивают воры. Взятый в аренду скот пал, упряжка [быков] околела во время молотьбы урожая. К пристани причалил писец. Он ведет учет урожая. Привратники вооружены палками, а негры пальмовыми прутьями. Они [говорят]: “подавай зерно”. [Зерна] нет, и они бьют [земледельца]... Он связан и брошен в колодец, причем погружен он вниз головой. Его жена связана в его присутствии, и дети его в узах. Его соседи покидают их, бегут, и их зерно расхищается. Но писец – это он наблюдает за работой всех, и ему работа зачитывается письмом. На нем не лежит [никакой] подати. Заметь себе это» (Струве.1966.1: 33 - 34).

Последнее замечание очень верно, но следует сказать, что оно требует небольшого дополнения. На писце лежала все-таки ответственность за сбор подати сполна. Если он не мог ее взыскать, или обнаруживалась недостача, то убыток взыскивали с него. Величина подати, заметим, устанавливалась заново каждый год и зависела от высоты разлива Нила.

Прохождение службы писцами было твердо регламентировано. Во всяком случае они могли рассчитывать дослужиться в конце концов до высших чинов в государстве. За злоупотребления писцов жестоко наказывали. В Египте существовало даже некое подобие административного суда – кенбет столицы, возглавлявшийся визирем. В эпоху Нового царства, когда складывается окончательно идеология бюрократии, образчик которой процитирован выше, устанавливается и система оплаты ее труда. Писцы получают в виде жалованья оплату натурой и земельные угодья. От этой эпохи до нас дошло много актов о покупке писцами земельных участков в собственность.

Следующими сословиями Египта, время образования которых падает на Среднее царство, являются жречество и военные.

ВОИНЫ

Еще с зарождением самостоятельности феодалов возникла потребность в военной поддержке. Армия была профессиональной и подразделялась на три основные группы: 1) непосредственно армия фараона; 2) номархов; 3) милиция храмов. Способ испомещения таких воинов был двояким: либо давалось жалование, исчисленное в натуральных продуктах; либо давался участок земли, который воины должны были обрабатывать сами, чаще, однако, это делали yahty (крепостные) данного земельного участка, либо рабы. Так, начальник царских гребцов Нового царства Яхмос сообщает:

«Далее мне было дано царем Верхнего и Нижнего Египта... 60 сетсат [земли] в Хедза» (Струве.1936.1: 23)

Изгнание гиксосов дало новый толчок развитию профессиональной армии. Египет в начале эпохи Нового царства (XVIII - XIX династии) превращается в громадную военно-бюрократическую империю. Одновременно в эту же эпоху в Египте появляются ростки новой организации армии, которые в конце концов ее губят – наемники.

Писцы Нового царства не жаловали военных, согласно ratio их сословия, профессия воина также не могла быть образцом для подражания. Так, в III папирусе Анастаси (лист V) читаем:

«Вот судьба пехотного офицера... Его приводят ребенком в казарму; на пояснице и на голове его образуются гноящиеся язвы. Его бьют... Он идет в Сирию или делает экспедицию в страны отдаленные; хлеб его и вода его на плече его, как ноша на осле, спина его сломана. Он пьет тухлую воду и возвращается, чтобы стать на стражу. Ожидает ли он неприятеля, он уподобляется дрожащему гусю... возвращаетя ли он в Египет, он подобен палке, изъеденной червями. Болен ли он, слег ли он, его увозят на осле, одежду его похищают воры, слуги его убегают. Это пехотинец и всаднику немного чем лучше... Когда ты получишь это письмо, трудись, чтобы сделаться писцом. Ты будешь выше всех...» (Бругш.1880: 530).

ЖРЕЦЫ

Жречество является последним сословием, которое образовалось в Египте по профессиональному принципу только в эпоху Среднего царства. Вопреки ходячему мнению, наибольшего своего могущества жрецы достигли лишь в эпоху Нового царства. В предшествующих эпохах функции жрецов наиболее главных культов, по-видимому, лежали на фараоне и номархах. О том, что это было так еще в эпоху Среднего царства, говорит личная переписка между фараоном Сенусертом III (XII династия) и другом его детства, вельможей Ихернофретом. Фараон послал своего друга с ревизией в Абидосский храм Озириса. Вельможа нашел храм в полном запустении, жрецов – не знающих, как отправлять культ; в результате ему пришлось заняться следующими делами:

«Я сделал для бога носилки, поднимающие красоту Хентиементу, из золота и серебра, ляпис-лазури и дорогих деревьев. Я устроил идолы богов, его спутников, и постановил заново их наосы. Я установил, чтобы часовые жрецы [жрецы, исполняющие обязанности поочередно, – о них мы говорили выше – М.И.] исполняли свои обязанности, научил их обрядам каждого дня и праздников начал времен года. Я заведовал работами по сооружению барки Немнет и устроил на ней каюту. Я украсил образ владыки Абидоса ляпис-лазурью и малахитом, и электроном, и всякими драгоценными камнями, как украшением членов божества. Я облачил бога его нарядом» (Тураев.1911.1: 232 - 233).

Иммунные грамоты конца Древнего царства и начал Среднего, как известно, устанавливают налоговые льготы для целых комплексов храмовых имуществ. Позволим себе предположить, что иммунитеты эти давались потому, что главным жрецом данного храма и номархом нома, где этот храм находился, по всей вероятности, было одно лицо. Во всяком случае, в титулах высших должностных лиц государства (номархов), когда последние составляли еще значительную силу, практически всегда содержится упоминание, что данное должностное лицо, помимо всего прочего, является еще и пророком какого-либо бога или жрецом какого-нибудь храма.

В эпоху Нового царства жреческое сословие приобретает самое привилегированное положение. Должности главного жреца храма и номарха становятся раздельными. Но, по-видимому, общей нормой изъятие храмового имущества от государственной повинности так и не становится. До нас дошел любопытный документ времен Сети I (XIX династия) о судебной тяжбе по поводу храмовых податей: хотя дело и решилось в пользу храма, но сам факт его возбуждения говорит как раз о том, что иммунитет для храмовой собственности по-прежнему не является общим правилом:

«Сказано судом: “Что касается этих податей богини, которые рассматривались во времена Менхеперра, да живет он, здравствует и благоденствует, - было сделано [их] освобождение [от номарха], равно как от начальника юга для богини, их госпожи. Пусть не тягаются с ними согласно закону. Прав [начальник] сокровищницы Себекхотпу, не прав офицер Мери”» (Лурье.1960: 156)

Однако в этих актах ни слова не сказано об освобождении от государственных податей. Общая формула, которая часто встречается в иммунных грамотах Нового царства гласит:

«чтобы не причинялся ущерб какому-либо имуществу этого Дома, находящемуся на всей земле» (Там же: 144).

Власть предпочитает давать, судя по всему, не финансовые, а административные льготы, которые выглядят, как традиционное покровительство (mundium):

К этой же эпохе относится возникновение иерархических структур жреческого сословия. Наиболее достоверные сведения дошли до нас о существовании Центрального Совета Жрецов (наподобие Синедриона иудеев). Кроме того, активная религиозная политика храмов (несколько династий происходят от жрецов) в изучаемую эпоху (Новое царство) позволяет нам сделать вывод о существовании иерархии внутри жреческой касты. По всей видимости, в Египте всегда существовали тайные жреческие организации, игравшие роль высших научных и учебных учреждений.

Храмы и их имущество в Египте всегда рассматривались как государственный резерв на случай неурожая, мора и пр. стихийных бедствий.

ЮРИДИЧЕСКИ НЕСВОБОДНЫЕ: РАБЫ

Несвободное население Египта состояло из рабов как частновладельческих, так и государственных (фараонов и храмов). Основным источником рабства в Египте всегда был плен.

Пленных захватывали во время многочисленных войн. Например, упоминавшийся нами вельможа Нового царства Яхмос, так говорит о своих приобретениях рабов:

«И овладели Аварисом. И я захватил там добычу: 1 мужчину и 3 женщин, всего 4 головы. И его величество отдал их мне в рабы» (Струве.1936.1: 21).

Однако рабы в экономике играли чрезвычайно малую роль. Такие виды эндогенного порабощения, как продажа за долги и обращение в рабство в виде наказания развиты были очень слабо. Наличие первого вида порабощения вообще вызывает серьезные сомнения ввиду неразвитости в Египте товарно-денежных отношений. Поэтому существование в Египте ростовщических операций следует взять под сомнение. Договор займа (mutuum) был известен египтянам, но проценты по нему не устанавливались, поэтому договор займа более походил на ссуду (сommodatum). В случае неисполнения обязательства применялась, как правило, двойная пеня, которая падала на имущество должника. Если его не хватало, то должника просто избивали палками по приговору суда. Впрочем, в VIII в. до Р.Х. процент допустили, но в очень ограниченном размере. Вместе с тем было практически невозможно получить заем без залога, стоимость которого не превышала бы стоимость займа с пеней. Сообщение же Библии и других источников о продаже египтянами детей в рабство следует отнести к чрезвычайным обстоятельствам, непреодолимой силе. В случае жестокого голода, например, продажа ребенка в рабство могла почитаться актом гуманности, т.к. рабовладелец все же должен был кормить своих рабов.

Купля рабов существовала в Египте издавна. До нас дошло несколько таких контрактов. Однако рабы всегда стоили безумно дорого, что служит косвенным подтверждением их малочисленности. Рабов можно было давать в наем. Плату за них получал их господин.

В Египте был очень развит институт пекулия. Причем статус его был защищеннее по сравнению с римским институтом. Пекулий раба в Египте мог включать как движимость, так и недвижимость. Раб обладал всеми правомочиями собственника на вещи, включенные в пекулий, а равно и правом рапоряжения судьбой пекулированного имущества. По всей видимости, господин имел только право преимущественной покупки:

«Заявление сандальщика Пенсуна. Сказал он: “Что касается меня, горожанка Шедасет – моя рабыня, пришла ко мне, говоря: “Побеспокойся обо мне, пока я жива, и да найдешь ты землю мою. Не допусти, чтобы я дала ее другому человеку, постороннему”. И она дала мне 1/4 хат земли. Перечень того, что было дано ей...». Или:

«Пришли для изъятия золота. [Носильщик] Пашед, мой раб, он сказал мне: “Дай мое золото и да снабдишь ты себя 17 небу моего песка” [shj – «песок» – так называется участок земли, который продает носильщик – М.И.]. Я поставил его перед богом и он сказал: “Дай золото”». Или:

«Заявление горожанки Таат. Сказала она: “Что касается меня, Табея - моя рабыня - пришла ко мне, говоря, “Я бедствую, дай мне что-либо и да возьмешь ты для себя землю мою, которая у меня. Не допусти, чтобы я дала ее другому» (Стучевский.1960.1: 3 - 4).

То, что раб так свободно оперирует своей собственностью, может говорить и о том, что он ее приобрел независимо от своего господина. Рабы допускались к свидетельствованию на процессе. Весьма распространен был в Египте отпуск рабов на волю. Положение таких вольноотпущенников было совершенно нестеснительным (XIX династия):

«Себастет, царский брадобрей, появился перед палатой царского дворца, говоря: “Принадлежащий мне исчисленный раб по имени Амениу, которого я захватил собственной рукой, когда я сопровождал царя... Его не будут бить, [его] не будут задерживать на какую-либо службу царя. Даю я ему в жены дочь моей сестры Небетты - Такамент [имя ее] и я [разделю] ее наравне с [моей] женой и сестрой. И выйдет он из бедности... Если он захочет от нее уйти, не будет ему дурного от какого-либо человека вовек» (Лурье.1960:165) Однако, если вольноотпущенник не может быть взят на службу царя, очевидно, какая-то правовая связь между ним и бывшим хозяином продолжает существовать. Вполне вероятно, что здесь применимы отношения патрона и клиента, известные нам из римского быта. Полных “гражданских” прав вольноотпущенник в Египте не имел, приходится это признать.

Очень часто детей от наложниц-рабынь усыновляли.

Положение государственных рабов регулировалось законами Египта. Болонский папирус № 1086 дает нам повод даже предположить существование специального «ведомства по надзору» за государственными рабами.

Государственная власть.

ФАРАОН

Ф.Шампольон расшифровал древнеегипетскую письменность во многом благодаря именам фараонов, которые по древней традиции писались в своеобразном овале (картуше). Название титула царя Египта происходит от «Пер-ао», что означает «высокий дом (храм)». Другой титул фараона – «Неб-Нутер», т.е. «господин», «бог». При появлении фараона подданные падали ниц («на живот свой»). Большой честью было право целовать колени фараона. В обыденной речи имя фараона запрещалось поминать всуе, чтобы не сглазить. Вместо имени фараона произносилось неопределенно-личное местоимение 3-ого лица «Оне» (старая орфография удачнее всего передает подразумеваемый смысловой оттенок). Г.Бругш, например, употребляет немецкое «man» для этой цели. Титул фараона звучал примерно следующим образом (коронационный указ Тутмоса I, XVIII династия):

«Установлена моя титулатура: “Гор”, могучий Телец, возлюбленный Маат. “Обе владычицы”. Воссиявший в диадеме Несерт, великий силой. “Золотой Гор”: прекрасный годами, оживляющий сердца. Царь Верхнего и Нижнего Египта. Дхеперсара. “Сын Ра”: Тутмес, да живет он вовек» (Лурье.1960: 132).

За таким трескучим титулом скрывается обозначение некоторых функций царской власти в Египте. Понятно из титула, что фараон – в основном владыка духовный. Однако он не лишен некоторых светских функций. Царь является сувереном обеих частей страны. Он – символ ее единства. Это очень важно, т.к. сепаратизм в Египте так до конца и не был изжит. По содержанию клятвы Эхнатона (ХV в. до Р.Х.) – известного фараона-реформатора – создается впечатление, что фараон несет какие-то функции гаранта сохранности своими подданными благосостояния. Однако данные эти очень туманны. Известно, что главным гарантом сохранения египтянами благосостояния был все-таки Нил, который также обожествлялся, а не фараон. Нил был выше фараона.

Фараон считался верховным судьей страны и главнокомандующим армии и флота. Однако в этих функциях он был ограничен властью визиря. Не ошибемся, если скажем, что в Египте, как и в других монархических государствах, многое зависело от личности монарха.

Фараон ex officio обладал высшими контрольными функциями. До нас дошел ряд надписей, повествующих о путешествиях фараона по Нилу, во время которых он исправлял ошибки и наказывал нерадивых чиновников своей администрации. Но эти сообщения отнюдь не следует понимать как описание общего правила. Все, повторим, зависело от умственных качеств фараона, наличия у него воли. Если все это у него было – правил он; нет – система.

Итак, фараон являлся верховным судьей Египта. Как правило, он разбирал апелляции и судил дела, которые касались лично его. Требовалась санкция фараона на приведение в исполнение некоторых видов наказаний, например, отрезание уха.

Фараон был окружен пышным двором и гаремом. Престол наследовался, как мы отмечали выше, по материнской линии. Отсюда практика инцеста в династиях. Двор фараона, как и во всех монархиях, выполнял сложную функцию высшего административного органа, одновременно совмещая ее с храмовой (фараон был богом) и с функцией управления личным хозяйством царя.

ВИЗИРЬ

Второй могущественной фигурой после фараона был его визирь (zatj), произносится как «джати» или «чати». Могущество этой фигуры обусловлено прежде всего ее близостью к фараону. Сохранились сведения, что должность эта возникла при IV династии, то есть в эпоху Древнего царства. Первоначально ее занимали царевичи – будущие наследники. В эпоху V династии совершился переход этой должности к лицам не царского происхождения. VI династия ознаменовалась установлением принципа наследования должности визиря. Как правило, ее наследовали воспреемники какого-либо из усилившихся номархов Верхнего Египта. Положение визиря в Среднем царстве упрочилось настолько, что визирь последнего фараона XI династии сверг своего правителя и основал следующую XII династию. Изгнание гиксосов и укрепление центральной власти ознаменовалось учреждением при фараонах XVIII династии двух постов визиря одновременно: для юга и для севера страны. Отныне власть вторых лиц после фараона взаимно уравновешивалась.

Титулы визиря были весьма разнообразны. Официально он считался «одним единственным другом царя», «тем, чьим голосом придворные получали повеление говорить в царском доме». Помимо таких экзотических титулатур визирь-джати был «вождем вельмож Юга и Севера, заступник народа».

Для осуществления порученных ему задач визирь имел большой штат специальных чиновников, которые служили курьерами, приставами, разумеется, было много писцов и прочего вспомогательного персонала.

Весьма впечатляюще согласно инструкции выглядит список вопросов, за решение которых отвечал визирь. Для облегчения восприятия мы сгруппировали их по отраслям:

А. Судебная отрасль.

- Визирь является высшим судьей. Он рассматривает апелляционные жалобы перед тем, как передать их фараону.

- Визирь рассматривает пограничные споры между номами и полевые межи между общинами. Вообще на нем лежит главная забота по проведению административных границ в государстве.

- Визирь следит за законностью процесса в судах.

- Визирь назначает серов (sr) – судей кенбетов страны.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.