Организационно-методический раздел. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
федерального компонента
цикла ГСЭ
по специальности:
080507, Менеджмент организации (ОКСО, 2005 год)
СОГЛАСОВАНО
Декан факультета ____________________________________________
______________________________ ___________________________
(подпись) И.О.Фамилия
«_____» _______________ 20__ г.
|
ОДОБРЕНО Советом факультета _________________________________
____________________ Председатель _________________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
«____» _____________ 20_ г.
|
Набережные Челны
2010 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая программа по Отечественной истории
СОСТАВЛЕНА в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста ГОС ВПО специальности
-080507, Менеджмент организации (ОКСО, 2005 год)
СОСТАВИТЕЛИ:
Зав.кафедрой ИиСЭД, доктор философских наук,
профессор Каюмов Айдар Талгатовичи
доцент кафедры ИиСЭД, кандидат исторических наук
Сафиуллина Насима Зиннуровна
______________________________________________________________
(подпись)
«______» ____________________ 20___ г.
|
Факультет
| МО
| МО
| Форма обучения
| Очная
| Заочная
| Курс
|
|
| Семестр
|
|
| Лекции (час)
|
|
| Практический занятия (час)
|
|
| Всего аудиторных занятий (час)
|
|
| Самостоятельная (внеаудиторная) работа (час)
|
|
| Общая трудоемкость (час)
|
|
| Контрольная работа (семестр)
| | Контрольная работа
| Зачет (семестр)
| 2 семестр
| 2 семестр
|
Оглавление
1. Обязательный минимум содержания по ГОС ВПО;……………………….4-5
2. Пояснительная записка;……………………………………………………...5-6
3. Организационно-методический раздел:…………………………………….6-8
3.1. Цель дисциплины:…………………………………………………………6
3.2. Учебные задачи дисциплины:…………………………………………….6
3.3. Место курса среди других дисциплин учебного плана;………………..7
3.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:…………….7
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен владеть навыками:
3.5. Объем дисциплины по видам учебной работы, форма контроля;……..8
4. Содержание учебной дисциплины:…………………………………………9-28
4.1. Распределение часов курса по разделам, темам и видам занятий (учебно-методическая карта дисциплины);………………………………………..9-11
4.2. Содержание разделов дисциплины:…………………………………..11-28
4.3. Теоретический раздел………………………………………………….12-22
4.4. Практические занятия;…………………………………………………22-28
4.5. Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов;………………………………………………………………………….28-43
4.5.1.Виды и структура самостоятельной работы студентов…………...28-31
4.5.2.Задания для самостоятельной работы студентов………………….31-38
4.6. Методические указания к написанию рефератов……………………38-43
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:…………………………...44-46
5.1. Рекомендуемая литература:……………………………………………44-46
5.2. Основная литература;……………………………………………………..44
5.3. Дополнительная литература;…………………………………………..44-46
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины;………………………..46
7. Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля:………..46-63
7.1. Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы;…..46-47
7.2. Задания в тестовой форме для итогового контроля качества усвоения дисциплины;……………………………………………………………….48-54
7.3. Тематика контрольных работ для ОЗО по дисциплине «Отечественная история»;…………………………………………………………………..54-56
7.4. Методические указания к выполнению письменных контрольных работ для студентов ОЗО……………………………………………………….56-61
7.4.1.Цель и значение контрольной работы в образовательном процессе.56-57
7.4.2.Контрольная работа как способ оценки знаний студентов-заочников……………………………………………………………………57-58
7.4.3.Основные методические рекомендации к написанию контрольных работ…………………………………………………………………………..58-61
7.5. Зачетные вопросы по дисциплине «Отечественная история»;………………………………………………………………………..61-63
Обязательный минимум содержания по ГОС ВПО (2005г.)
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Пояснительная записка
Данная учебная дисциплина посвящена истории России, связавшей в единое целое десятки наций, народов, культур, языков, религий; включающей территории с разными ландшафтами и климатическими поясами; ставшей местом между Европой и Азией, впитавшей в себе самые разнообразные культурные ценности в удивившей мир своими достижениями.
Изучение истории России востребовано современным российским обществом в связи с поиском новой идентичности народов, входящих в федеративное государство.
Актуальность нового осмысления отечественной истории обусловлена происходящими в обществе и науке переоценкой ценностей, отказом от ряда традиционных концепций. Трудный путь создания демократического государства с рыночной экономикой заставляет по новому оценить исторические знания, пересмотреть их интерпретацию. Отсутствие государственной идеологии, доступности архивов и источников позволяет более объективно подойти к анализу исторической информации.
Учебная программа подразделена на части, в каждой из которых события истории России анализируются сквозь призму определенных проблем. При составлении учебно-методического комплекса учитывалось следующее: во-первых, чтобы они соответствовали требованиям государственного образовательного стандарта; во-вторых, для молодежи, в том числе студентов, переживающих сегодня переломный период в развитии государства, как никогда ранее, важно и необходимо хорошо знать историю своей Родины, понимать ее национальные особенности и интересы. Ведь именно на плечи молодого поколения скоро ляжет основной груз по возрождению России. В-третьих, когда сегодня идет речь о конкретных возможных путях этого возрождения, возникает немало вопросов: как органически совместить общемировой опыт с особенностями развития страны? Должна ли будет Россия продолжать путь, пройденный до 1991 года, или использовать проверенные временем западноевропейские модели? Чтобы помочь студентам разобраться в этих вопросах, рабочая программа и преподавание курса отечественной истории и ориентирована на то, чтобы показать историю Отечества во всем ее многообразии, противоречиях, способствовать подготовке всесторонне развитых, творчески и критически мыслящих специалистов, личностей, обладающих высоким чувством патриотизма, уважительно относящихся к историческому прошлому своего народа и народов других стран, способных к целостному видению и анализу путей развития общества, умеющих обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию в студенческие годы и в годы последующей трудовой деятельности.
Дисциплина основывается на принципе историзма, включает анализ причинно-следственных связей событий с учетом их прошлого и последующего состояний. Выстраивание материала вокруг отдельных проблем дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее неоднозначных фактах и их интерпретациях.
Настоящая программа составлена с учетом основной проблематики дисциплины, установленных государственных стандартов преподавания истории Отечества, сетки часов, отводимых на ее изучение, сочетания общероссийских характеристик социально-экономической, политической и духовной истории общества, доступности рекомендуемой учебной литературы в вузах страны.
Организационно-методический раздел.
3.1. Цель дисциплины:
- осветить российскую историю как закономерный процесс, в котором субъективная воля людей отражала объективные отношения во всех сферах жизни общества;
- проанализировать уникальность развития российской цивилизации, выработать адекватные ответы на внутренние и внешние вызовы;
- углубление понимания прошлого России и систематизация пёстрого содержания курса;
- осмысление глубинного хода Российской истории: особенностей русской действительности, её реформы, менталитета народа.
3.2. Учебные задачи дисциплины
- представить сжатый анализ основных событий и концепций;
- отразить основные тенденции, закономерности в развитии форм государственности, хозяйства, общества;
- обобщить опыт отечественных и зарубежных исследователей в анализе некоторых дискуссионных проблем отечественной истории;
- используя проблемно-аналитический подход более подробно осветить ключевые вопросы, не затрагивая или лишь бегло касаясь тем, посвященных внешней политике, общественным движениям, культуре.
3.3. Место курса среди других дисциплин учебного плана
Учебный курс «История Отечества» согласно государственному образовательному стандарту является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин.
История Отечества занимает центральное место в системе гуманитарных и общественных наук. Она имеет ключевое значение для междисциплинарных исследований и образовательных курсов. В условиях перехода ведущих мировых стран к информационному обществу роль и значение усвоения исторического опыта человечества в целом и своего народа и государства в особенности заметно возрастают.
В социально-гуманитарной подготовке специалиста с высшим образованием, «История Отечества» способствует его профессиональному становлению и гражданскому воспитанию. Она позволяет будущему специалисту составить представление об основных этапах развития российского общества, его культуре, науке и технике, а также его месте в мировом сообществе. Изучение истории страны имеет особое значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.
История Отечества обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными и социальными науками (философией, социологией, психологией, экономикой, политологией, правоведением, культурологией и другими), а также позволяет решить задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с дисциплинами естественно-научного профиля. Государственный образовательный стандарт, концепция преподавания отечественной истории призваны дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого, раскрыть основные этапы и содержание «Истории Отечества» с древнейших времен до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.
3.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе изучения курса «Отечественной истории»
- студент должен знать общие положения и закономерности исторического процесса, исходя из требований объективности, историзма, научной истины;
- студент должен уметь систематизировать сложный исторический материал; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
- студент должен уметь владеть навыками научного познания истории, социального опыта, передающегося от поколения к поколению.
3.5. Объем дисциплины по видам учебной работы, форма контроля
Виды учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| Факультет
| ФИиМ
|
| Общая трудоемкость (по ГОС ВПО)
|
|
| Аудиторные занятия
|
|
| Лекции
|
|
| Практические занятия (семинары)
|
|
| Лабораторная работа
|
|
| Самостоятельная работа (в часах)
|
|
| Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты
| Рефераты, доклады
|
| Вид итогового контроля
| зачет
|
| 4. Содержание учебной дисциплины
4.1. Распределение часов курса по разделам, темам и видам занятий
№ п/п
| Наименование разделов, тем
| Очная (заочная) форма обучения
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
(формы, часы)
| Формы текущего контроля
| | Лекции
| Практические
(Семинарские)
занятия
| Лабораторные работы
| Всего
| |
| Тема 1. Введение в изучение курса «История Отечества»
Лекция 1. Теория и методология исторической науки.
|
|
|
|
|
| Доклад
| |
| Тема 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в 13-15вв.
Лекция 2. Образование Древнерусского государства.
Лекция 3. Политическая дезинтеграция Древнерусского государства.
|
|
|
|
|
| Реферат, собеседование
| |
| Тема 3. Россия в XVI в.
Лекция 4.Московское государство во второй половине 15-го и 16 веков.
|
|
|
|
|
| собеседование
| |
| Тема 4. Россия в XVII в.
Лекция 5. «Смутное время» и возрождение российской государственности.
Лекция 6. «Новый период» русской истории.
|
|
|
|
|
| собеседование
| |
| Тема 5. Россия XVIII - первой половине XIX в.
Лекция 7. Российская империя в 18веке: исторический вызов Европы и альтернативы исторического развития России.
Лекция 8. Российская империя в первой половине 19века.
|
|
|
|
|
| реферат, собеседование
| |
| Тема 6. Российская империя во второй половине 19века.
Лекция 9. «Великие реформы» Александра 2 и контрреформы Александра 3.
Лекция 10. Общественное движение в России в пореформенной период.
|
|
|
|
|
| доклад, собеседование
| |
| Тема 7. Россия в эпоху трёх русских революций.
Лекция 11. Россия в период первой буржуазно-демократической революции и консервативная модернизация 1907-1914гг.
Лекция 12. Революция 1917г. в России.
|
|
|
|
|
| собеседование
| |
| Тема 8. СССР в 20-х – середине 80-х гг. ХХ в.
Лекция 13. Социалистическая модернизация в СССР.
Лекция 14. СССР во 2-ой мировой и Великой Отечественной войнах.
Лекция 15. Основные тенденции развития СССР в 50-х – 80-х гг. 20века.
|
|
|
|
|
| реферат, собеседование
| |
| Тема 9. Становление новой российской государственности.
Лекция 16. Перестройка в СССР: смена модели политического и экономического развития России.
|
|
|
|
|
| реферат, собеседование
| |
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | 4.2. Содержание разделов дисциплины:
Содержание данного учебного курса посвящено проблемам выявления особенностей российского варианта путей развития человеческой цивилизации. История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. На крутых поворотах, которыми так богат оказался XX век для России, история помогала заново осознать, что представляет собой общество, понять, кто мы такие и куда идем. И тем самым понять и приспособиться к происходящим событиям. Отечественный историк М.А.Барг писал, что общество, как и любая система, нуждается в непрерывном потоке информации. Однако специфика общественной системы состоит в том, что она нуждается не только в текущей, функциональной информации, но и в информации долговременной, относящейся к генезису сущего. Таким образом, в исторической информации совмещены все три временные проекции общества: его родовое прошлое (генезис), видовое настоящее (современная фаза его эволюции) и прозреваемое будущее. Именно в такой последовательности освещаются события в «Отечественной истории».
История может диктовать правила игры текущей политики, одновременно предопределяя и будущее, точнее – ограничивает число возможных альтернатив развития, поскольку современное состояние общества и традиции делают невозможным некоторые варианты развития событий, а историческая инерционность препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России наглядно демонстрируют, как трудно вырваться из объятий прошлого. Таким образом, одним из основных задач нашего курса является не столько дать ответы на вопросы что (конкретно происходило), сколько разобраться в том: как и почему (это происходило), когда «объективные законы и закономерности исторического процесса уступают место субъективным механизмам происходящего».
Теоретический раздел.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Введение в изучение курса «Отечественная история»
Лекция 1. Теория и методология исторической науки.
Основное содержание:
Сущность, форма, функции исторического познания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторических источников. Историография истории. Проблема подходов к изучению истории. Цивилизационный подход.
Основная литература:
1. Дворниченко А.Ю. История России. Учебное пособие – М.: «Проспект». 2008.
2. Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времён до наших дней. 6-е изд., стер. – СПб., «Лань». 2005.
3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: «Норма». 2006.
4. Отечественная история. Под ред. профессора Р.В. Дегтярёвой и профессора С.Н. Полторака. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2005.
5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до начала 21века. – М.: «Аст.Астрель, Хранитель». 2007.
Дополнительная литература:
1. История России с древнейших времён до конца 20века. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Дрофа». 2000.
2. Отечественная история. Под ред. профессора И.М. Узнародова и профессора Я.А.Терехова. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2002.
3. История России. Под ред. профессора В.А. Бердинских. – М.: Академ. Проект. 2005.
4. Расторгуев С.В. История России. Учебное пособие. 2-е изд. Рекомендовано для студентов вузов. – М.: «ОМЕГА». 2007.
|