Структура контрольной работы Домашняя контрольная работа состоит из плана, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение отражает актуальность темы, т.е. почему возникла необходимость в изучении предложенной темы. Следует написать, какое значение имеет тема для развития современного общества, какие проблемные вопросы затрагивает в изучаемой дисциплине. Какое теоретическое и практическое значение имеет изучаемая тема.
(Объем введения 1 стр. печатного текста или 2 стр. рукописного текста).
Основная часть раскрывает содержание работы и подразделяется на отдельные пункты, которые оформляются в виде плана работы. Каждый пункт плана следует начинать писать с нового листа. Основная часть домашней контрольной работы должна отражать краткую историю проблемы. По возможности следует оценить степень изученности проблемы разными авторами, рассмотреть теоретические и практические решения по проблеме, освещенные в научной литературе. В процессе изучения различных литературных источников очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою точку зрения. В конце необходимо сделать выводы и отразить современные взгляды ученых на решение проблемных вопросов.
(Объем основной части составляет 10-12 стр. печатного текста или 15 стр. рукописного текста)
Заключение содержит основные выводы, к которым студент пришел в ходе работы. Можно изложить свое отношение к выполненной работе (что было трудно, что нового для себя открыл). Заключение должно начинаться со слов: «Таким образом,...».
(Объем заключения 1 стр. печатного текста или 2 стр. рукописного текста).
Список использованной литературы оформляется согласно требованиям в алфавитном порядке.
Список использованной литературы в контрольной работе должен содержать не менее пяти источников.
В приложениях помещают дополнительные материалы: таблицы, схемы, графики, фотографии и т.д. Каждое приложение должно оформляться на новом листе, при этом в правом верхнем углу листа пишут слово «Приложение», и если приложений более одного, указывают его номер (например: Приложение 1, Приложение 2). Рисунки, схемы, графики и таблицы должны быть подписаны. При этом рисунки, схемы и графики подписывают снизу по центру, а таблицы сверху по центру.
Ссылки на приложения в тексте обязательны, количество приложений не ограничено.
Общие требования к тексту контрольной работы.
Заголовки (названия пунктов плана) оформляются жирным шрифтом без подчеркивания и без точки в конце, по центру страницы и соответствуют названиям пунктов плана контрольной работы. Остальная работа не должна содержать текст, выделенный жирным шрифтом.
Текст работы должен быть логически выстроен и точно изложен, чтобы преподавателю был ясен весь ход рассуждения. Ответы на поставленные вопросы должны быть изложены научным языком, с применением терминологии, принятой в изучаемой дисциплине. Каждый пункт плана должен заканчиваться выводом и логическим переходом к следующему пункту, чтобы не терялся ход вашего рассуждения об исследуемой проблеме. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются.
Текст контрольной работы должен сопровождаться сносками, которые оформляются в виде библиографических ссылок. Ссылка на источник, откуда была взята информация для написания домашней контрольной работы, должна проставляться в тексте сразу после ее изложения в виде квадратных скобок, в которых содержится порядковый номер источника в списке использованной литературы и страница, с которой взята информация.
Однако сносками на источники информации не следует увлекаться, в контрольной работе должно содержаться не более 5-7 сносок.
В тексте контрольной работы допускается размещать таблицы, если они содержат цифровой материал, небольшие по объему, и носят справочный характер. Если в тексте несколько таблиц, то они должны иметь сквозную нумерацию. Ссылки на таблицы в тексте обязательны. Если в тексте только одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
При окончательном оформлении текста необходимо рассчитывать его объем и равномерно распределять текст на странице. Не допускается переносить одно слово, одно предложение или половину предложения на следующую страницу, если пункт плана закончен, и вы переходите к написанию следующего пункта плана, который необходимо начинать с новой страницы.
Требования к общему оформлению контрольной работы.
Контрольная работа может быть выполнена в ученической тетради, страницы которой необходимо нумеровать по центру сверху. Если тетрадь в клеточку, то писать следует через одну клетку, иначе затрудняется правка работы преподавателем. На каждой странице тетради для замечаний преподавателя следует оставлять поля шириной 2-3 см, а для рецензии преподавателя - 1 свободную от текста страницу в конце тетради.
Контрольная работа также может быть выполнена на листах бумаги формата А-4. Страницы необходимо нумеровать по центру сверху (титульный лист и план не нумеруются). Нумерация начинается с третьей страницы, т.е. с введения. На приложениях номера страниц не проставляются. Каждый пункт плана следует начинать писать с новой страницы.
При компьютерном наборе текста используется: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал - 1,5. Размеры полей должны быть следующие: верхнее - 20 мм; нижнее -20мм; левое - 30 мм; правое - 15 мм. Жирным шрифтом оформляются только заголовки. Текст работы пишется с одной стороны листа. Для рецензии преподавателя следует оставлять 1 свободную страницу в конце контрольной работы.
Титульный лист (обложка тетради) должны иметь следующие реквизиты: полное наименование учебного заведения, наименование дисциплины в соответствии с учебным планом, тема контрольной работы, фамилия, имя и отчество студента, обозначение группы и курса. При заполнении реквизитов сокращения слов не допускаются.
В конце работы приводится перечень использованной литературы в алфавитном порядке. Далее следуют приложения.
Контрольная работа должна быть представлена в учебное заведение в сроки, установленные графиком учебного процесса, выполнена строго по своему варианту и зарегистрирована в журнале учета контрольных работ.
Не допускается сдавать работу не скрепленной и в неопрятном виде.
7.5. Зачетные вопросы по дисциплине «Отечественная история».
1. История – как наука, основные принципы и методы ее изучения, функции.
2. Методологические подходы в изучении исторической науки.
3. Формирование Российской цивилизации. Место России в мировой системе цивилизаций.
4. Восточные славяне в древности. Первые упоминания о них.
5. Образование государства у восточных славян. «Норманизм и антинорманизм» в исторической литературе.
6. Принятие христианства на Руси и ее историческое значение в судьбе восточных славян.
7. Формирование феодальных отношений у восточных славян. «Русская Правда».
8. Начало феодальной раздробленности на Руси: причины, сущность, последствия.
9. Новгородская феодальная республика.
10. Северо-восточная Русь: Владимиро-Суздальское княжество (XII-XIII вв.).
11. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия.
12. Причины возвышения Москвы. Политика московских князей второй половины XIII – первой половины XV вв.
13. Иван III – «Государь Всея Руси». Социально-экономическое и политическое развитие Московского княжества.
14. Россия в XVIв. Реформы середины XVIв.
15. Опричнина и ее последствия для страны.
16. Причины, повод, суть и последствия Смуты.
17. Основные тенденции и особенности социально-экономического развития России в период правления первых Романовых.
18. Политическое развитие России в первой половине XVII в. Постепенный переход к абсолютизму.
19. Реформы Петра I: причины, ход, сущность и последствия.
20. Историческое значение петровских реформ.
21. Дворцовые перевороты в истории России 2-й четверти XVIII в: причины, сущность, последствия.
22. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: причины и противоречия.
23. Реформы Екатерины II последней четверти XVIII в. и их историческое значение.
24. Эпоха Павла I.
25. Александр I. Социально-экономическое положение России в начале XIXв.
26. Первые тайные общества в России первой четверти XIX в., их программы.
27. Развитие общественно-политической мысли в России во второй четверти XIX в.
28. Объективная необходимость модернизации России в XIX в. Крестьянская реформа.
29. Особенности пореформенного экономического и социально-политического развития России.
30. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора путей развития России во второй половине XIX в. Народничество в России.
31. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора путей развития России на рубеже XIX-XX вв. Социал-демократическое движение.
32. Возникновение социалистических и либеральных партий в России конца XIX- начала XX вв., их программные требования.
33. Первая русская революция 1905-1907гг.: причины начала, характер и особенности.
34. Первая русская революция 1905-1907гг.: основные этапы и важнейшие события.
35. Итоги, уроки и значение первой русской революции.
36. Образование третьеиюньской системы. Ее место в истории российского государства.
37. Объективная необходимость модернизации аграрного сектора России в нач. ХХ в. Реформы П.А. Столыпина.
38. Февральская революция и ее итоги.
39. Стратегия и тактика политических партий России на этапе от февраля по октябрь 1917г.
40. Октябрьский переворот 1917г. и приход к власти большевиков. Современные оценки альтернатив выбора исторического пути России в 1917г.
41. Формирование советской государственности в первые месяцы после прихода большевиков к власти. Первые декреты советской власти.
42. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России, ее причины.
43. «Военный коммунизм»: политика, идеология, практика.
44. Кризис системы большевистской власти в конце 1920 –начале 1921 года. Объективная необходимость отказа от политики «военного коммунизма» и смена стратегического курса НЭП.
45. Образование СССР.
46. Развитие страны на путях НЭПа.
47. Стратегия форсированного развития СССР. Причины перехода к ней, ее сущность и методы осуществления.
48. Итоги экономического и социально-политического развития СССР к концу 30-х годов. Утверждение «казарменного социализма».
49. Характер, цели, периодизация Второй мировой войны. СССР в условиях начавшейся войны.
50. Великая Отечественная война советского народа: характер, цели, основные этапы, события.
51. Конец Великой Отечественной и Второй мировой войны, итоги. Цена и значение побед.
52. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР после войны. Трудности и противоречия послевоенной действительности.
53. «Холодная война»: ее причина, сущность и последствия.
54. Критика Н.С.Хрущевым культа личности Сталина.
55. Социально-экономическое развитие СССР в период «хрущевского десятилетия» (1953-1964 гг.). Курс на построение коммунистического общества.
56. Развитие консервативных тенденций в 70-е первая 80-х годов. Основные противоречия экономического и политического развития СССР.
57. Перестройка в СССР: попытки реформирования коммунистической системы с сохранением «социалистического выбора» (1985-1991).
58. Августовские события 1991г., их влияние на политические, социальные и национальные процессы в стране.
59. Неудачи перестройки. Нарастание кризисных явлений в обществе. Распад СССР (1989-1991).
60. Вступление РФ в новый этап своей истории. Начало радикальных, либеральных преобразований, означавших смену модели общественного развития.
|