Маслоотделитель (Влагосборник) М о с к о в с к и й м е т р о п о л и т е н
У ч е б н о - п р о и з в о д с т в е н н ы й ц е н т р
Краткий курс лекций
По предмету
«Пневматическое оборудование вагонов метрополитена»
Для обучающихся в группах по специальности
«помощник машиниста электропоезда»
Авторы: Ковалев П.К., Латышев А.П.
Под редакцией Гаранина В.Н.
Москва 2006 г.
ОБЩАЯ СХЕМА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНА МЕТРОПОЛИТЕНА.
Пневматическое оборудование вагона метрополитена состоит из семи самостоятельных пневматик и магистралей, которые объединяют комплекс приборов в зависимости от назначения (рис. 1).
Магистраль – система трубопроводов и приборов имеющая свой фиксированный объем и определенное давление (не всегда постоянное).
Пневматика – совокупность приборов объединенных в принципиальную систему благодаря своему схожему назначению.
1. Напорная магистраль (НМ) – предназначена для очистки и создания сжатого воздуха, охлаждения, хранения и обеспечения сжатым воздухом всех пневматических устройств на вагоне.
Давление (Рнм) - 6,3-8,2 ат. объём (Vнм) 420 лит.
2. Тормозная магистраль (ТМ) – предназначена для обеспечения всех видов пневматического торможения и отпуска тормоза.
Давление(Ртм) – 5,0-5,2 ат. объём (Vтм) 29 лит. (вагоны 81-…) 38 лит. (вагон Е)
3. Дверная магистраль (ДМ) – предназначена для обеспечения сжатым воздухом работы автоматических раздвижных дверей.
Давление (Рдм) 3,4-3,6 ат. объём (Vдм) 8 лит.
4. Магистраль управления (МУ) – предназначена для обеспечения сжатым воздухом силовых электрических аппаратов.
Давление (Рму) 5,0-5,2 ат.
5. Магистраль тормозных цилиндров (МТЦ) – предназначена для обеспечения сжатым воздухом тормозных цилиндров.
Давление (Рмтц) 0-4,0 ат.
6. Автостопная пневматика (АП)– совокупность приборов предназначенных для произведения экстренного пневматического торможения при срабатывании срывного клапана.
Давление (Рап) 5,0-5,2 ат.
7. Пневматика вспомогательных и контрольных приборов (Пвк) –совокупность приборов предназначенных для контроля за давлением в ТЦ, ТМ, НМ. Обеспечивает сжатым воздухом Тайфун (звуковой сигнал) и стеклоочиститель.
Свойства пневматического тормоза.
- Автоматический – при разрыве ТМ, воздухораспределитель срабатывает на тормоз автоматически.
- Прямодействующий – при торможении тормозные цилиндры наполняются сжатым воздухом из НМ.
- Двухпроводный – в процессе торможения участвуют две магистрали – НМ и ТМ. ТМ управляет процессом торможения, а НМ заряжает тормозные цилиндры при торможении.
- Неистощимый – в случае утечки сжатого воздуха из тормозных цилиндров, воздухораспределитель обладает способностью пополнять эту утечку пока есть воздух в НМ.
- Свойство мягкости – при течке сжатого воздуха из ТМ темпом мягкости (0,3-0,5 ат/мин) воздухораспределитель на тормоз не срабатывает.
Напорная пневматика.
1. Фильтр мотора-компрессора (инерционно контактный воздухоочиститель)
Предназначен для очистки воздуха поступающего в МК для сжатия, от механических примесей. Установлен на компрессоре , крепится при помощи хомута. В поддоне 400 гр. машинного масла, в середине расположен сетчатый фильтр из промасленных капроновых нитей. Принцип работы – инерционно-контактный.
Змеевик
Предназначен для охлаждения воздуха сжатого мотором-компрессором, а так же для амортизации трубопровода НМ от вибрации возникающей при работе мотора-компрессора. Установлен под вагоном , крепится хомутами к кронштейнам на раме кузова вертикально, поперёк. Состоит из 5 отрезков труб, сваренных угольниками, на каждом отрезке имеются наваренные шайбы для лучшей теплоотдачи.
Маслоотделитель (Влагосборник)
Предназначен для очистки сжатого воздуха от влаги и маслянистых включений. На вагоне 2 штуки, установлены последовательно между змеевиком и обратным клапаном Э-155. Внутри расположен наполнитель, состоящий из 800 гр. латунных цилиндров. Крепятся к специальным кронштейнам при помощи болтов крепления. Слив конденсата производится в ТО-1 при помощи сливного краника.
- Обратный клапан.
Предназначен для пропуска воздуха в одном направлении. На вагонах 2 штуки. Э-155 установлен перед главным резервуаром и предназначен для исключения выхода воздуха из главного резервуара при отключенном моторе-компрессоре, а так же для облегчения повторного включения мотора-компрессора. Э-175 установлен перед запасным резервуаром и предназначен для исключения выхода сжатого воздуха их запасного резервуара при разрыве трубопровода НМ или главного резервуара. Э-155, размером в три раза больше чем Э-175. Так же на латунном стакане Э-155 имеется резиновое уплотнительное кольцо.
Состоит:
- Корпус (1)
- Латунный стакан с «лыской» глубиной 0,8 мм. (6)
- Резиновое уплотнение (5)
- Крышка (4)
Для правильной установки на корпусе обратного клапана имеется стрелка. Для проверки плотности посадки Э-155, при отключенном моторе-компрессоре необходимо открыть сливной краник на маслоотделителе.
- Воздушные резервуары.
Предназначены для хранения сжатого воздуха.
- Главный резервуар. Объем 300 лит. Предназначен для хранения сжатого воздуха и обеспечивает им все пневмоустройства на вагоне при отключенном моторе-компрессоре.
- Запасной резервуар. Объем 100 лит. (На вагонах Е 2 шт. объемом 55 лит.) Предназначен для хранения сжатого воздуха и обеспечивает им магистраль управления и магистраль тормозных цилиндров при разрыве главного резервуара или трубопровода НМ.
- Уравнительный резервуар. Объем 9,5 лит. (На вагонах с КМ №334). Предназначен для искусственного увеличения объема надпоршневой камеры КМ №334.
Все резервуары установлены под вагоном и крепятся к специальным кронштейнам на раме кузова при помощи хомутов и деревянных прокладок.
Состоит:
- Обечайка
- Сферические днища
- Сливной краник
- Штуцеры
- Паспортная табличка
- Мотор-компрессор (МК).
Предназначен для создания сжатого воздуха. Установлен под вагоном в районе второй тележки и крепится к кронштейнам на раме кузова с использованием резиновых амортизаторов. Прибор двухцилиндровый, низкого давления, малой производительности, одноступенчатого сжатия. Состоит из трех частей: 1. Электродвигатель 2. Редуктор (передаточное число 3,9) 3. Компрессор К блоку цилиндров крепится клапанная коробка в которой установлены 12 пластинчатых клапанов (по 6 штук на каждый цилиндр 3 всасывающих, 3 нагнетательных). В картер компрессора залито синтетическое компрессорное масло.
Производительность мотора-компрессора – количество сжатого воздуха, которое может создать МК за единицу времени. Расчетная – 700 лит./мин. Эффективная – 420 лит./мин.
- Предохранительный клапан.
Предназначен для контроля за давлением в НМ. Исключает превышение давления в НМ свыше 9,0-9,2 ат. При превышении давления в НМ до
9 – 9,2 ат. (происходит из-за неисправности регулятора давления, в тот момент когда МК работает без остановки), клапан срабатывает и сбрасывает избыточное давление в атмосферу. При давлении в НМ 5,0 – 5,2 ат. клапан закрывается. Установлен под вагоном на трубопроводе НМ за главным резервуаром.
Состоит:
- Корпус (1)
- Стакан с атмосферными отверстиями (7)
- Крышка-колпак (5)
- Тарельчатый клапан (2)
- Регулировочная пружина (3)
- Регулировочный винт (6)
При повышении давления в НМ увеличивается давление под тарельчатым клапаном. Усилием сжатого воздуха снизу, тарельчатый клапан перемещается вверх сжимая регулировочную пружину и открывается. НМ сообщается с атмосферой через атмосферные отверстия в стакане.
Признаки сработавшего предохранительного клапана: Дутье сжатого воздуха, постоянно работающие МК, давление в НМ постоянно держится на уровне 7 ат. Для посадки предохранительного клапана необходимо отключить тумблер МК и дождаться пока давление в НМ не понизится до 5,0 – 5,2 ат. После этого вновь включить тумблер МК.
- Регулятор давления АК-11Б (РД)
Предназначен для автоматического регулирования давления в НМ включая и выключая МК. Установлен под сиденьем первого длинного дивана рядом с 2-х ходовым разобщительным краном РД. Регулировка РД 6,3 – 8,2 ат.
Состоит:
- Корпус (1)
- Резиновая диафрагма (3)
- Поршень с упором (15)
- Регулировочная пружина (14)
-Фигурный рычаг (4)
- Регулировочный винт (12)
- Подвижный контакт (6)
- Неподвижный контакт (7)
- Контактная пружина (5)
- Шунт (10)
- Упорный винт (9)
- Крышка (11)
При замкнутых контактах работают МК, и давление в НМ увеличивается. Резиновая диафрагма постепенно прогибается вверх, перемещая вверх поршень с упором. При достижении «мертвой точки» контакты размыкаются и МК отключаются.
Момент размыкания контактов (8,2 ат.) регулируют регулировочным винтом. Момент замыкания контактов (6,3 ат.) регулируют упорным винтом. Для отключения РД, необходимо перекрыть 2-х ходовой разобщительный кран РД.
- Резинотканевые рукава.
Предназначены для гибкого соединения трубопроводов расположенных на раме кузова с трубопроводами расположенными на тележках и автосцепках.
- к пневмоклапанам автосцепки 4 шт.
- к тормозным цилиндрам 2 шт.
- к срывному клапану 1 шт. (только головные вагоны)
- к блок-тормозам 2 шт. (только вагоны 81-….)
- Разобщительные краны.
Бывают 2-х и 3-х ходовые. 3-х ходовой кран имеет атмосферное отверстие. При перекрытии 2-х ходового разобщительного крана одна часть трубопровода отсекается от другой части трубопровода. При перекрытии 3-х ходового крана, одна часть трубопровода запирается, а другая сообщается с атмосферой через атмосферное отверстие крана.
Так же в пневмоприводе автосцепки имеется 4-х ходовой разобщительный кран.
Пневмопривод предназначен для управления контактными пальцами ЭКК.
Состоит:
- 2-х ходовой кран.
- 4-х ходовой кран
- пневмоцилиндр
- резинотканевые шланги
Стоп-кран – 2-х ходовой разобщительный кран. Расположен в кабине машиниста слева и в салоне вагона за спинкой последнего правого трехместного дивана. В промежуточном вагоне за спинками первого левого и последнего правого трехместных диванов.
Концевой кран – 3-х ходовой разобщительный кран. Для того, чтобы высечь неисправный вагон, необходимо перекрыть концевые краны НМ и/или ТМ на смежных с неисправным вагонах.
- Пневмоклапан автосцепки.
Предназначен для автоматического соединения пневматических магистралей смежных вагонов при сцепе. На каждой автосцепке 2 шт. – НМ и ТМ.
Плотность соединения обеспечивается: 1. Пружиной 2. Резиновым кольцом 3. Кольцевой выточкой внутри резинового кольца.
|