Федеральный уровень. Госкомэкологии России Лекция 1
ВВЕДЕНИЕ
Задача курса: Системное изучение организационно-правовых и методических основ эколого-экспертной оценки в России в целях формирования комплекса соответствующих знаний и первичных навыков у экологов-экспертов.
Содержание курса: Курс состоит из трех частей:
- Организационно-правовые основы экологической экспертизы и ОВОС;
- Объекты экологической экспертизы;
- Примеры экологического проектирования.
Предмет курса: Экологическая экспертиза и ОВОС является одним из информационно-контрольных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды (экологического менеджмента), принадлежащего сфере общественных отношений экологического характера, являющихся одновременно способом изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения.
Основные дисциплины, на которых базируется курс:
Правовые основы природопользования;
Правоведение;
Социальная экология;
Экологический аудит;
Учение об атмосфере;
Учение о гидросфере;
Геоэкология, Инженерная геология, гидрогеология, геокриология;
Почвоведение, Экологическое почвоведение;
Биология;
Основы природопользования;
Охрана окружающей среды;
Экологический мониторинг.
Основные понятия:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА – Государственная экологическая экспертиза введена в России с 1988 г. – момента образования Государственного комитета СССР по охране природы. Понятие сформулировано в Законе Российской Федерации «Об экологической экспертизе» (1995 г.).
Экологическая экспертиза - обязательная мера охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью выявления соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное действие на окружающую природную среду. Т.е. экологическая экспертиза – это проверка любых видов человеческой деятельности на соответствие требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды.
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Понятие сформулировано в Положении «Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской федерации».
Оценка воздействия на окружающую среду - процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.
Понятия похожие, но это принципиально разные документы, которые составляются разными организациями и финансируются самостоятельно.
ОВОС
| ЭЭ
| Процедура учета экологических требований, их выявление и обоснование при подготовке оптимального решения на стадии намерений или проектирования
| Установление соответствия требованиям уже готового проекта и определение допустимости принятия решений при его реализации
| Процесс исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека
| Процесс предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства
| Цель ОВОС - выявление и принятие необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации
| Цель ЭЭ – предупреждение (запрет, доработка проекта) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые профилактические меры.
|
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ определено «Указаниями к экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации» - документ Госкомэкологии России.
Экологическое обоснование – совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной или иной деятельности для экосистем и человека или доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. ЭО похоже на ОВОС, входит составной частью в ОВОС.
Соотношение понятий
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА
| ИССЛЕДОВАНИЕ
| ОБОСНОВАНИЕ (стадия инвестиций)
| ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ТЭО, рабочие чертежи)
| ЭКСПЕРТИЗА
| ОВОС
| Экологическое обоснование
| ЭЭ
| ОВОС
| ЭЭ
|
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ. Нормативно – правового закрепления в российском экологическом законодательстве не имеет. Определений много.
ЭА – систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями или эколого-экономическая экспертиза хозяйственного объекта.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – термин объединяет все перечисленные экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
ЗАКОНЫ
Источниками экологического права являются:
- КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (приняты 12 декабря 1993 г.). Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.
- ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ» (1995 г.) - целевой закон.
Разделы:
- Вводит понятие об экологической экспертизе вообще, а не только о государственной экологической экспертизе;
- Закрепляет полномочия органов государственной власти и органов самоуправления в области экологической экспертизы (Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ, субъекты РФ, местное самоуправление), распределяет их права и обязанности;
- Конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов федерации. Дает юридическое определение «специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы»;
- Формулирует общий порядок проведения экологической экспертизы;
- Определяет статус и обязанности экспертной комиссии;
- Фиксирует различие в юридической силе заключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы;
- Более подробно регламентирует общественную экологическую экспертизу и ее объекты;
- Закрепляет права заказчиков документации и порядок финансирования;
- Определяет виды ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе, включая уголовную, административную, материальную и гражданские ответственности;
- Закрепляет принцип верховности международного законодательства над российским национальным законодательством.
Организационный механизм охраны окружающей природной среды в РФ
Президент РФ
| Комиссия по правам человека при Президенте РФ
| Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности
| Федеральное собрание
| Совет федерации
| Государственная дума
| Правительство РФ
| Специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды
| Комплексные
| Отраслевые
| Функциональные
| Минприроды
| Роскомзем
| Госкоматомнадзор
| Госкомсанэпидемнадзор
| Роскомнедра
| Госгортехнадзор
| Роскомгидромет
| Минсельхозпрод
| Государственный таможенный комитет
| Министерство по чрезвычайным ситуациям
| Роскомвод
| МВД
|
| Рослесхоз
|
|
| Роскомрыболовства
|
| | | | |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
(2002 г, XVI разделов)
Разделы, касающиеся экологической экспертизы:
Гл. III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций. Формулирует понятие общественной экологической экспертизы, которая не регламентируется, но ставится в зависимость от государственной экспертизы;
Гл. V.Нормированиекачества окружающей среды;
Гл. VI.Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Включает:
А. Цели и принципы (принцип обязательности);
Б. Объекты;
В. Ответственность за невыполнение требований
Гл. VII.Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности;
Гл. IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;
Гл. X. Государственный мониторинг окружающей среды;
Гл. XI.Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
Гл. XII.Научные исследования;
Гл. XIII. Основы формирования экологической культуры
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ (2001г.) – регламентирует охрану земель и защиту окружающей среды от возможного воздействия при использовании земель;
ВОДНЫЙ КОДЕКС РФ (1995г.) – регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»
(1999 г.) – установление предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
ЗАКОН РФ «О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» (1995г.) - сформулирован принцип приоритета здоровья человека и окружающей среды при практическом использовании ядерных и радиационных установок;
ЗАКОН О НЕДРАХ (1992г.) – устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Первостепенное значение определяет их загрязнение;
ОСНОВЫ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (1977г.) – закрепляет требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства;
ЗАКОН РФ «О ЖИВОТНОМ МИРЕ (1955г.)» - Сформулированы эколого-правовые нарушения: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных;
ЗАКОН РФ ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» (1998г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека;
ЗАКОН «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» (1999г.).
3. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ
ПРИМЕР: О концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1 апреля 1996 г).
Ключевые принципы устойчивого развития (Всемирная организация по проблемам окружающей среды и развитию):
- «Принцип предосторожности» - в ситуации неопределенности делать выбор в сторону сохранения окружающей среды, что должно обеспечить преграду против необратимых и разрушительных изменений;
- Предвидеть и предотвратить –это менее опасно и намного дешевле, чем реагировать на уже происходящие процессы и ликвидировать последствия;
- Не выходить за рамки ограничений, налагаемых ресурсами - использование ресурсов в пределах регенеративной способности, загрязнение/отходы в пределах ассимилирующей способности;
- Сохранить природный капитал на текущем уровне или близком к нему – не допускать совокупных/чистых потерь или истощения ресурсов и экологического разнообразия (требует компенсации воздействий и принципа недопущении совокупных потерь);
- Насколько возможно, избегать преобразования землепользования от менее интенсивного к более интенсивному (например: нетронутые земли> сельскохозяйственные>городская/промышленная застройка);
- Принцип «загрязнитель платит» - все затраты на возмещение экологического ущерба должны нести пользователи, например, промышленность и потребители.
4. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы (1996);
Регламент проведения государственной экологической экспертизы (1996);
Документы включают:
О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства;
Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр;
О порядке разработки, согласования, государственной экологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.
5. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральный уровень. Госкомэкологии России
- Приказы: О комплексной системе оценки и нормировании качества окружающей среды; Об утверждении формы заключения ГЭЭ; Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ.
- Письма и разъяснения: О ГЭЭ предприятий с иностранными инвестициями.
- Другие документы: Об учете экологического факторов.
Документы других ведомств
Строительные ведомства (документы, связанные с государственной экспертизой при строительстве);
Документы Минздрава России (Санитарные правила для полигонов складирования неутилизируемых отходов и химических производств);
Документы Госкомгидромета (Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы);
Документы Госатомнадзора (Обеспечение ядерной и радиационной безопасности);
Документы Росгортехнадзора и иных ведомств (Положение о выдачи специальных разрешений на виды деятельности, связанной с повышенной опасностью промышленных производств, с обеспечением безопасности при пользовании недрами).
|