Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Федеральный уровень. Госкомэкологии России

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ

Задача курса: Системное изучение организационно-правовых и методических основ эколого-экспертной оценки в России в целях формирования комплекса соответствующих знаний и первичных навыков у экологов-экспертов.

Содержание курса: Курс состоит из трех частей:

  1. Организационно-правовые основы экологической экспертизы и ОВОС;
  2. Объекты экологической экспертизы;
  3. Примеры экологического проектирования.

Предмет курса: Экологическая экспертиза и ОВОС является одним из информационно-контрольных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды (экологического менеджмента), принадлежащего сфере общественных отношений экологического характера, являющихся одновременно способом изучения и прогноза изменений состояния окружающей среды и здоровья населения.

Основные дисциплины, на которых базируется курс:

Правовые основы природопользования;

Правоведение;

Социальная экология;

Экологический аудит;

Учение об атмосфере;

Учение о гидросфере;

Геоэкология, Инженерная геология, гидрогеология, геокриология;

Почвоведение, Экологическое почвоведение;

Биология;

Основы природопользования;

Охрана окружающей среды;

Экологический мониторинг.

Основные понятия:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА – Государственная экологическая экспертиза введена в России с 1988 г. – момента образования Государственного комитета СССР по охране природы. Понятие сформулировано в Законе Российской Федерации «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Экологическая экспертиза - обязательная мера охраны окружающей природной среды, которая проводится с целью выявления соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное действие на окружающую природную среду. Т.е. экологическая экспертиза – это проверка любых видов человеческой деятельности на соответствие требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды.



ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Понятие сформулировано в Положении «Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской федерации».

Оценка воздействия на окружающую среду - процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Понятия похожие, но это принципиально разные документы, которые составляются разными организациями и финансируются самостоятельно.

 

 

ОВОС ЭЭ
Процедура учета экологических требований, их выявление и обоснование при подготовке оптимального решения на стадии намерений или проектирования Установление соответствия требованиям уже готового проекта и определение допустимости принятия решений при его реализации
Процесс исследования воздействия проектируемой деятельности и прогноза его последствий для окружающей среды и здоровья человека Процесс предварительной контрольной проверки принимаемых хозяйственных решений на соответствие требованиям экологического законодательства
Цель ОВОС - выявление и принятие необходимых природоохранных мер, адекватных существующей и прогнозируемой экологической ситуации Цель ЭЭ – предупреждение (запрет, доработка проекта) неблагоприятных воздействий, несмотря на принятые профилактические меры.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ определено «Указаниями к экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации» - документ Госкомэкологии России.

Экологическое обоснование – совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной или иной деятельности для экосистем и человека или доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду. ЭО похоже на ОВОС, входит составной частью в ОВОС.

Соотношение понятий

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБОСНОВАНИЕ (стадия инвестиций) ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ТЭО, рабочие чертежи) ЭКСПЕРТИЗА
ОВОС Экологическое обоснование ЭЭ
ОВОС ЭЭ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ. Нормативно – правового закрепления в российском экологическом законодательстве не имеет. Определений много.

ЭА – систематическая, документированная, периодическая и объективная оценка регулируемых субъектами эксплуатации объектов и деятельности в соответствии с экологическими требованиями или эколого-экономическая экспертиза хозяйственного объекта.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – термин объединяет все перечисленные экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.

ЗАКОНЫ

Источниками экологического права являются:

  1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (приняты 12 декабря 1993 г.). Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.
  2. ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ» (1995 г.) - целевой закон.

Разделы:

  1. Вводит понятие об экологической экспертизе вообще, а не только о государственной экологической экспертизе;
  2. Закрепляет полномочия органов государственной власти и органов самоуправления в области экологической экспертизы (Президент, Федеральное собрание, Правительство РФ, субъекты РФ, местное самоуправление), распределяет их права и обязанности;
  3. Конкретизирует объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов федерации. Дает юридическое определение «специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы»;
  4. Формулирует общий порядок проведения экологической экспертизы;
  5. Определяет статус и обязанности экспертной комиссии;
  6. Фиксирует различие в юридической силе заключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы;
  7. Более подробно регламентирует общественную экологическую экспертизу и ее объекты;
  8. Закрепляет права заказчиков документации и порядок финансирования;
  9. Определяет виды ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе, включая уголовную, административную, материальную и гражданские ответственности;
  10. Закрепляет принцип верховности международного законодательства над российским национальным законодательством.

Организационный механизм охраны окружающей природной среды в РФ

Президент РФ
Комиссия по правам человека при Президенте РФ Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности
Федеральное собрание
Совет федерации Государственная дума
Правительство РФ
Специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды
Комплексные Отраслевые Функциональные
Минприроды Роскомзем Госкоматомнадзор
Госкомсанэпидемнадзор Роскомнедра Госгортехнадзор
Роскомгидромет Минсельхозпрод Государственный таможенный комитет
Министерство по чрезвычайным ситуациям Роскомвод МВД
  Рослесхоз  
  Роскомрыболовства  
       

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»

(2002 г, XVI разделов)

Разделы, касающиеся экологической экспертизы:

Гл. III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций. Формулирует понятие общественной экологической экспертизы, которая не регламентируется, но ставится в зависимость от государственной экспертизы;

Гл. V.Нормированиекачества окружающей среды;

Гл. VI.Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Включает:

А. Цели и принципы (принцип обязательности);

Б. Объекты;

В. Ответственность за невыполнение требований

Гл. VII.Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности;

Гл. IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

Гл. X. Государственный мониторинг окружающей среды;

Гл. XI.Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

Гл. XII.Научные исследования;

Гл. XIII. Основы формирования экологической культуры

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ (2001г.) – регламентирует охрану земель и защиту окружающей среды от возможного воздействия при использовании земель;

ВОДНЫЙ КОДЕКС РФ (1995г.) – регулирует правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов;

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»

(1999 г.) – установление предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

ЗАКОН РФ «О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» (1995г.) - сформулирован принцип приоритета здоровья человека и окружающей среды при практическом использовании ядерных и радиационных установок;

ЗАКОН О НЕДРАХ (1992г.) – устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Первостепенное значение определяет их загрязнение;

ОСНОВЫ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (1977г.) – закрепляет требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства;

ЗАКОН РФ «О ЖИВОТНОМ МИРЕ (1955г.)» - Сформулированы эколого-правовые нарушения: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных;

ЗАКОН РФ ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» (1998г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека;

ЗАКОН «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» (1999г.).

3. УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

ПРИМЕР: О концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1 апреля 1996 г).

Ключевые принципы устойчивого развития (Всемирная организация по проблемам окружающей среды и развитию):

  1. «Принцип предосторожности» - в ситуации неопределенности делать выбор в сторону сохранения окружающей среды, что должно обеспечить преграду против необратимых и разрушительных изменений;
  2. Предвидеть и предотвратить –это менее опасно и намного дешевле, чем реагировать на уже происходящие процессы и ликвидировать последствия;
  3. Не выходить за рамки ограничений, налагаемых ресурсами - использование ресурсов в пределах регенеративной способности, загрязнение/отходы в пределах ассимилирующей способности;
  4. Сохранить природный капитал на текущем уровне или близком к нему – не допускать совокупных/чистых потерь или истощения ресурсов и экологического разнообразия (требует компенсации воздействий и принципа недопущении совокупных потерь);
  5. Насколько возможно, избегать преобразования землепользования от менее интенсивного к более интенсивному (например: нетронутые земли> сельскохозяйственные>городская/промышленная застройка);
  6. Принцип «загрязнитель платит» - все затраты на возмещение экологического ущерба должны нести пользователи, например, промышленность и потребители.

4. ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы (1996);

Регламент проведения государственной экологической экспертизы (1996);

Документы включают:

О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства;

Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр;

О порядке разработки, согласования, государственной экологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.

 

5. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральный уровень. Госкомэкологии России

  1. Приказы: О комплексной системе оценки и нормировании качества окружающей среды; Об утверждении формы заключения ГЭЭ; Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ.
  2. Письма и разъяснения: О ГЭЭ предприятий с иностранными инвестициями.
  3. Другие документы: Об учете экологического факторов.

Документы других ведомств

Строительные ведомства (документы, связанные с государственной экспертизой при строительстве);

Документы Минздрава России (Санитарные правила для полигонов складирования неутилизируемых отходов и химических производств);

Документы Госкомгидромета (Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы);

Документы Госатомнадзора (Обеспечение ядерной и радиационной безопасности);

Документы Росгортехнадзора и иных ведомств (Положение о выдачи специальных разрешений на виды деятельности, связанной с повышенной опасностью промышленных производств, с обеспечением безопасности при пользовании недрами).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.