Обратная связь
|
Глава VIII. Журналистика Российской Федерации • Вопреки всем трудностям • Возвращение на родину свершилось • "С душевной болью за Россию" • Вопросы для проверки
На рубеже тысячелетий роль средств массовой информации в построении гражданского общества несоизмеримо возросла. Отечественная журналистика в это время вступила в новый, постсоветский период своего развития. Принятый Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990), а затем Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991) с отменой цензуры закрепили право на их издание не только общественными, партийными, коммерческими организациями, но и отдельными гражданами, что обусловило небывалый рост численности газетно-журнальной периодики.
Вслед за Законом «О средствах массовой информации» в 1993 г. появились указы и постановления Президента Российской Федерации Б.И. Ельцина «О защите свободы массовой информации», «О государственной телерадиокомпании «Петербург – 5 канал», «О Российском информационном агентстве «Новости», «О мерах по защите свободы массовой информации в Российской Федерации». В них неизменно отмечалось, что российские средства массовой информации находятся под защитой закона и Президента Российской Федерации, который «как гарант прав и свобод личности обеспечивает во взаимодействии с органами законодательной, исполнительной и судебной власти защиту свободы средств массовой информации в строгом соответствии с Законом «О средствах массовой информации»1.
Принятые в1995 г. постановления «Об информации, информатизации и защите информации» и «О рекламе» вселили еще большую надежду на коренные изменения в отечественной журналистике. В 1996 г. у нас произошло беспрецедентное событие: главные редакторы региональных газет объединились в свой Клуб и приступили к изданию журнала «Четвертая власть». В редакционной статье первого номера «Слово к коллегам» сообщалось, что в члены Клуба вступили уже сто редакторов и выражалась уверенность, что его членами скоро будут редакторы всех регионов. «Нас должна объединять идея, – подчеркивалось в статье, – что газета только тогда будет по-настоящему свободна, когда свободен и уверен в завтрашнем дне ее главный редактор»2.
Сделать региональную прессу «богатой и подлинно свободной» – такую задачу поставил перед собой редакционный коллектив журнала, девизом которого стали слова Вольтера: «Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но я готов умереть за Ваше право это говорить».
Веря в то, что «Россия начинает пробиваться на поверхность мировой цивилизации» и, понимая, что между печатью административно-командной системы и четвертой властью – глубокая пропасть и сразу «прыжком из одного состояния печати в другое перебраться практически невозможно, «редакция признается, что все же осмелилась назвать журнал «Четвертая власть», хотя еще три – четыре года назад не решилась бы на это. В журнале с первых же номеров возникла дискуссия, в которой приняли участие видные историки и теоретики средств массовой информации. Хотя ее участники высказались, что нет оснований обольщаться в скором превращении журналистики в «четвертую власть», все же единодушно отметили: в ходе дискуссии стала «яснее видна необходимость этого».
1 Правовое поле журналиста. – М., 1997. с. 301.
2 Четвертая власть. 1996. № 1. С. 3.
Вопреки всем трудностям
В постсоветский период выяснилось, что свобода печати, прежде всего свобода от цензуры, еще «не означает возможность всегда свободно выражать свои мысли и идеи. Все более отчетливо выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент. В экономической же сфере выявились немалые трудности для развития свободы печати»3. И все-таки, вопреки всем трудностям, отечественные средства массовой информации постсоветского периода и количественно, и качественно изменились коренным образом: издания КПСС из официальных правительственных превратились в оппозиционные, официальными же стали президентские демократические газеты и журналы. К 1998 г. у федерального правительства из печатных СМИ имелись: «Российская газета», «Российские вести», «Россия», из электронных – телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс».
В постсоветский период в газетном мире России произошли значительные типологические изменения. Вместо однообразных партийных стали выходить качественные и массовые, дотируемые из казны и коммерческие, официальные издания, отражающие точку зрения правительства и властных структур, и издания, критикующие существующий режим. Как и в дооктябрьский период, постсоветская журналистика стала многопартийной. Уже в начале 1990-х годов появилось свыше тысячи газет и журналов разных политических направлений. В 1992 г. в стране действовало около 150 разных политических партий и движений, приступивших к изданию своих печатных органов. В числе первых появились газеты «Демократическая Россия», «Речь» (партия народной свободы), «Гражданин» (кадетская демократическая партия). Наиболее многочисленными были издания коммунистической и либерально-демократической партий. Из коммунистических можно выделить газеты «Народная правда», «Молния», «За Родину, за Сталина». С марта 1995 г. начала выходить газета компартии Российской Федерации «Правда России». Продолжали издаваться также «Правда», «Советская Россия». К середине 1990-х годов компартия объединяла в своих рядах более полумиллиона человек, имела около 120 газет, общий тираж которых составлял полтора миллиона экземпляров.
Значительную издательскую деятельность развернула и либерально-демократическая партия (ЛДПР). Кроме газет «Правда Жириновского» и «Сокол», имелись издания на местах: «Либерально-правовая газета» (Тамбов), «Елецкие вести» и др.
На ту или иную партию были ориентированы газеты «Новое время» (на «Демократический выбор России»), «Новая газета» (на «Яблоко»), одной из главных газет демократов стали «Известия».
Наибольшую популярность и наибольший тираж в постсоветский период имеют газеты, не выражающие открыто своей партийной приверженности, стремящиеся к объективности, независимости своих суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Общая газета», «Труд». Одна из старейших в России газета «Труд», имея полуторамиллионный тираж, распространяется не только в СНГ, но и странах Европы, Америки, Азии и даже Африки. Газета получает сотни тысяч писем в год, что свидетельствует о неизменном интересе читателей.
Как и в советский период значительным количеством изданий представлена аграрная, женская и молодежная пресса. Из аграрных, наряду с издававшейся ранее «Сельской жизнью», появились «Крестьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Нива России» и др. Новыми газетами «Сударушка», «Москвичка», «Натали» (Петербург), «Женские игры» (Волгоград), «Аннхен» (Калининград) пополнилась женская пресса. В мае 1997 г. в связи с выходом 300-го номера «Сударушки», редакция писала: «Это – праздник. И мы будем счастливы, если вы порадуетесь вместе с нами. Поверьте, для коллектива редакции «Сударушки» каждый номер – экзамен. В каждый номер мы вкладываем частичку сердца. Наша цель неизменна: чтобы каждый из нас нашел в газете что-то для себя»4.
Самые значительные перемены произошли в прессе для детей и подростков. Единственная, издававшаяся в СССР «Пионерская правда» выходит в окружении многих газет, из которых следует выделить «Детскую деловую газету» и «Школьную роман-газету». Последняя рекомендована учащимся 6–10 классов для внеклассного чтения. В первых же ее номерах появились «Овод» Этель Лилиан Войнич и «Наследник из Калькутты» Роберта Штильмарка. Нельзя не отметить газет, делающихся исключительно юнкорами: «Глагол» (Москва), «Контакт» (Калуга), «Честное слово» (Екатеринбург). «Сами» (Барнаул), «Юнкор Прибалтики» (Калининград).
Все больший размах в отечественной журналистике получают религиозные издания. Большой популярностью пользуются «Семейная православная газета» (для семейного чтения), «Благовест» (для военных), «Утоли моя печали» (для заключенных), «Татьянин день» (для студентов). Возобновили выход некоторые дореволюционные церковные журналы «Духовный христианин» (основан в 1905 г.) и «Христианин» (1906 г.).
Существенные изменения произошли и в отечественной журнальной периодике. Вместо центрального партийного журнала «Коммунист» издается «Свободная мысль», вместо «Комсомольской жизни» журнал «Пульс». Появились философской ориентации журналы «Логос», «Человек», религиозные – «Мир библии», «Пробуждение». По-прежнему большой популярностью пользуются «Огонек», «Крестьянка», «Работница», «Здоровье», достойное место занимают литературно-художественные журналы «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Аврора», «Звезда», «Москва». Один из старейших и самых читаемых ежемесячный иллюстрированный журнал «Крестьянка» выходит с бесплатным приложением «Хозяюшка», художественной вкладкой «Музеи мира» и ежемесячными подписными приложениями «Наша усадьба», «Мода в доме», «Пятнашки» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста), «Обыватель» (иллюстрированный журнал для мужчин). Кроме того, для подписчиков «Крестьянки» издается бесплатное приложение «Семейная библиотека». И все это выпускает издательский дом «Крестьянка».
Появление газетно-журнальных издательских домов – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ» (включает газету «КоммерсантЪ», еженедельники «КоммерсантЪ-Власть» и «КоммерсантЪ-Деньги», журналы «Домовой», «Автопилот», «Столица»); «Экономика и жизнь» (газеты «Экономика и жизнь», «Спортивная Москва», журналы «Журналист», «Чудеса и приключения» и более 50-ти центральных, региональных, отраслевых и специализированных изданий, общий тираж которых превышает 1 млн. 200 тыс. экземпляров). Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты». «Наша газета, – отмечала редакция в мае 2000 года, в статье «АиФ – империя читателей», – охватывает абсолютно все края и области России (недавно закрыта последняя «белая точка» – вышла в свет газета «АиФ-Магадан»). В «наши регионы» входят практически все страны СНГ, Западная и Восточная Европа, США, Канада, Израиль, Австралия. Каждый номер «Аргументов и фактов» читает около 10 млн. человек. Газету печатают более 60 типографий. При «АиФ» издается около 30 приложений, в том числе «Здоровье», «Молодой», «Дочки-матери», «На даче», «Разбор», «АиФ. Суббота-Воскресенье» и др. На базе «АиФ» в 1995 году создано информационное агентство «Аргументы и факты-Новости», материалы которого используют различные средства массовой информации5.
Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. В столицах автономных республик, в краевых, областных и районных центрах наряду с общественно-политическими издаются деловые, информационно-коммерческие, правозащитные, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и многие другие газеты и журналы. Разнообразием газетно-журнального мира отличаются не только центральные регионы, но и самые отдаленные области Сибири и Дальнего Востока. В Красноярском крае в 1994 г. функционировало 179 газет, 16 журналов, 56 телевизионных, 20 радиопрограмм и 2 информационных агентства. В Иркутской области соответственно – 155 газет, 9 журналов, 58 телевизионных и 30 радиопрограмм. Свыше 20 газет выходило в Ярославле: общественно-политические «Золотое кольцо», «Северный край», «Провинция», деловые «Биржевые ведомости» и «НЭП – Новая Эра Предпринимательства», уфологические «Неведомое», «Неопознанный мир», «Четвертое измерение». А еще газетный мир дополняли «Епархиальные ведомости» (религиозная), «Именем закона» (правозащитная), «Школяр» (детская), «Ярославский строитель», «Городские новости», «Ярославский студент», «Ярославский садовод и животновод», «Футбол-Хоккей», «Вечерний Ярославль», три межрегиональные и 25 районных газет6.
В газетном мире регионов появились многочисленные религиозные газеты: «Воскресный день» (Мурманск), «Православная Тверь», «Пензенские епархиальные ведомости», «Благовест» (Самара), «Православный голос Кубани» и др.
Важное значение для налаживания утерянных связей и экономического возрождения на местах имеют межрегиональные издания: «Центральная Россия», издающаяся одновременно в восьми регионах российского Черноземья, «Приазовский край» и «Кавказский край», способствующие единению проживающих здесь народов.
На рубеже тысячелетий все более мощными конкурентами газет и журналов становятся электронные средства массовой информации, в том числе Интернет.
После дезинтеграции СССР структура Гостелерадио была разделена по республикам, ставшим независимыми государствами. В ведение России перешло 75 телецентров и телестудий, на ее территории передачи стали вести две государственные компании – «Останкино» и «Россия». К началу 1993 г. число вещательных и продюсерских телеорганизаций достигло тысячи. С 1 января 1993 г. начались передачи телекомпании ТВ-6 «Москва», а с 10 октября того же года – канала НТВ, ставшего одним из лучших на отечественном телевидении. С 1 апреля 1995 г. первый канал «Останкино» перешел к новой структуре – акционерному обществу закрытого типа ОРТ (Общественное Российское ТВ). К 2000 г. сформировалась следующая система телевизионных СМИ: государственное ТВ, включающее каналы РТР, «Культура», региональные телекомпании; концерн медиа-мост В. Гусинского, куда вошли НТВ, «НТВ-плюс», «НТВ-кино», «ТНТ» (твое новое телевидение), в структурах Б. Березовского оказались каналы ОРТ, «ТВ-6»; в информационном холдинге мэра Москвы Ю. Лужкова – «ТВ-Центр», «РЕН-ТВ», кабельное ТВ «Столица».
ОРТ имеет более 70 корпунктов на территории России и за ее пределами, его программы доступны 99% населения страны, а через спутниковую систему «Москва-глобальная» – жителям всех континентов Земли за исключением Антарктиды. Практически всю территорию страны охватывает и Российское телевидение (РТР). Около 90 млн. человек могут смотреть программы НТВ.
В 1996 г. появился «Всемирный русский канал» для вещания на русскоязычную аудиторию всех континентов.
С увеличением числа телеканалов все больше проявляют себя специализированные новости, освещающие события под определенным углом зрения: «Хорошие новости» на РТР, «Дорожный патруль» на ТВ-6. Появились «Народные новости» для домашних хозяек и пенсионеров: «Времечко» (ТВЦ), «Сегоднячко» (НТВ), а также сатирические новости: «Намедни» Л. Парфенова, «Итого» и «Куклы» В. Шендеровича.
Новыми радиостанциями пополнилась система радиовещания. В январе 1992 г. начала вещание коммерческая российско-французская радиостанция «Радио России – «Ностальжи», в октябре того же года – радиостанция «Надежда». Только в Москве в 1993 г. действовало свыше 20 частных радиостанций. В декабре 1993 г. создана радиостанция «Голос России», которая стала вести передачи для миллионов зарубежных слушателей на 38 языках, и завоевала достойное место среди таких крупнейших мировых служб радиовещания, как Би-Би-Си, «Голос Америки», «Международное радио Китая», «Немецкая волна».
Значительными успехами отмечена и издательская деятельность постсоветского периода. В связи с 50-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 1995 г. завершилось издание Книг Памяти, в которых названы поименно все, не вернувшиеся с фронта. Всех книг – больше тысячи томов, а их общий тираж превышает 20 млн. экземпляров. По одному экземпляру Книг Памяти хранятся в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны. Следует отметить и посвященный нашей Победе, величию подвига защитников Родины трехтомник «Живая память. Великая Отечественная: правда о войне».
Безусловно, самым важным событием в истории отечественной журналистики постсоветского периода стало относительно стремительное развитие в России Интернета: если в начале 1997 г. только 0,15% россиян пользовалось Интернетом, то к 2000 г. их стало 6,3%, или 9 млн. человек. В середине 90-х годов в электронном исполнении появились газеты «Известия», «Аргументы и факты», «Экономика и жизнь», журнал «Огонек», представлявшие точную копию бумажного образца. В 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, а к 2000 г. практически все периодические издания, радиостанции и телевизионные каналы заимели в Интернете свои сайты. Возрастает и группа Интернет-медиа (т.е. СМИ, не имеющих печатных аналогов).
В числе последних, возникших в самом конце XX столетия Интернет-изданий, следует назвать общероссийский журнал «Ломоносов». Этот научный, научно-популярный и образовательный журнал появился 19 ноября 2000 года в день рождения основоположника Московского университета М.В. Ломоносова. Журнал, в состав совета которого входят известные ученые, ректоры университетов, представители РАН, РАМН, ВАК России, призван способствовать более широкому профессиональному общению ученых, оперативно публиковать их доклады, письма, научные размышления. Это издание позволит гораздо полнее освещать огромный научный и образовательный потенциал российской высшей школы. Основными на его страницах стали разделы: «Новости науки и образования», «Творчество ученых», «Книжная полка», «Занимательная наука», «Твои университеты». В последнем разделе читатели найдут исчерпывающую информацию о российских и зарубежных вузах, материалы для абитуриентов всей страны, варианты вступительных экзаменов во все вузы России, СНГ и Балтии.
Через Интернет стал возможным доступ не только к центральным, но и региональным, и даже многотиражным газетам, а также ко всевозможным библиотекам, картинным галереям и музеям мира.
Незаменимым средством обмена информацией стала электронная почта Интернета, позволяющая свободно общаться с собеседником из любого региона планеты. Открылась возможность мгновенной обратной связи, прямого участия каждого в информационном процессе.
3 Засурский Я. Десять лет свободы печати в России // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. 2001. № 1. С. 12.
4 Сударушка. 1997. 23 апреля – 4 мая.
5 Аргументы и факты. 2000. № 22.
6 См.: Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики. – М. 1999. С. 249.
|
|