Тема IV. Россия в период утверждения абсолютной монархии МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
и
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ
Ставрополь
Учебно - методическое пособие. 2-е изд., перераб. – Ставрополь: СГУ, 2015. – 40 с.
Содержание:
Пояснительная записка С. 6
Содержание дисциплины С. 7
Семинарские занятия С. 16
Контрольная работа по курсу С. 32
Примерные вопросы к экзамену С. 35
Контрольные вопросы С. 36
Литература по курсу С. 37
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ.
Семинарским занятиям отводится очень важная роль в изучении курса «Отечественная история». Их цель состоит в том, чтобы помочь студентам уяснить сложные вопросы, вызывающие трудности при индивидуальной работе, научить самостоятельно мыслить, критически подходить к фактическому материалу, программам различных политических движений и партий.
Семинары в учебном процессе, как правило, следуют за лекциями, на семинарских занятиях знания студентов должны углубляться. Такая цель достигается на семинарах, которые проводятся в форме развернутой беседы, выступлений студентов с рефератами – докладами (реферативная форма), по методу «малых групп», в форме «круглого стола» и т.д.
Подготовка к семинарскому занятию – сложный и трудоемкий процесс, требующий от студента не только времени и добросовестности, но и навыков самостоятельной работы. К началу семинара студент должен изучить обязательную литературу, по возможности ознакомиться с дополнительной литературой, чтобы на этой основе получить достаточно ясное представление об основных вопросах, указанных в плане занятий.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает:
- знакомство с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы;
- тщательное продумывание вопросов плана;
- просмотр списка рекомендованной литературы и ее подбор;
- работу над записями прослушанной лекции и соответствующего материала из других источников;
- изучение рекомендованной литературы, составление конспекта, записей и тезисов устного выступления.
Итогом подготовки студентов к семинарским занятиям должны быть их выступления, активное участие в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы.
Работа на семинаре имеет определяющее значение для полноценного овладения материалом. По тому, как студенты проявляют себя на семинарах, преподаватель судит о степени усвоения ими изучаемого материала.
Тема I. Образование Древнерусского государства и его место в мировой цивилизации (IX – XIII вв.).
План.
1.Восточые славяне: происхождение, традицииии и верования.
2.Образование государства у восточных славян: причины, особенности, теории образования.
3.Киевская Русь в X в. – первой трети XII в.
4.Русь в период феодальной раздробленности: Владимиро-Суздальское, Киевское, Галицко-Волынское, Новгородское княжество.
5.Культура русских земель в X в. – первой трети XII в. и период феодальной раздробленности.
Темы докладов и рефератов.
1. Происхождение древнейших русских городов.
2. Исторические портреты киевских князей IX-X вв. (Святослав,Владимир)
3. Княжение Ярослава Мудрого как период расцвета древнерусского государства.
Методические рекомендации.
Исходя из определения термина «государство» следует рассмотреть предпосылки формирования государственности у восточных славян на рубеже VIII - IX вв. Раскрыть сущность норманнской и антинорманнской теорий. Проследить процесс складывания Древнерусского государства, охарактеризовать его основные этапы. Уяснить главное во внутренней и внешней политике первых киевских князей, а также значение принятия христианства на Руси.
Рассмотреть развитие Киевской Руси в общеевропейском контексте; выяснить, какие действия предпринимались киевскими князьями Ярославом Мудрым и Владимиром Мономахом для укрепления государства.
Дать определение понятия «феодальная раздробленность», раскрыть причины этого процесса. Проследить динамику формирования княжеских столов, осветить деятельность князей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и др. Показать последствия древнерусской раздробленности для экономического и политического развития русских земель.
Тема II. Российская государственность в условиях внешней агрессии и объединение российских земель вокруг Москвы.
План.
1. Борьба Руси с внешней агрессией в XIII – XIV вв. Политические, социально-экономические и культурные последствия монгольского ига.
2. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в. – начале XVI в.
3. Российское государство в конце XV в. – нач. XVI в.
Темы докладов и рефератов.
1. Русь между Востоком и Западом.
2. Особенности и социально-экономические результаты формирования централизованного государства в Северо-Восточной Руси.
3. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы.
Политические портреты: А. Невский, Д. Донской, Иван III.
Методические рекомендации
При подготовке к семинару необходимо уяснить предпосылки монгольской экспансии и её основные этапы. Проанализировать, в какой форме существовало монгольское иго на Руси и как оно влияло на экономическое и политическое развитие русских земель. Изучить политику русских князей по отношению к ханам Золотой Орды, особое внимание уделить деятельности Александра Ярославича, его борьбе с немецкими рыцарями и шведскими захватчиками. Оценить значение деятельности Александра Невского для Руси.
Следует, далее, выявить исторические последствия монголо-татарского нашествия и западной экспансии для развития Российского государства.
В центре внимания изучающих начала российской истории должно быть выяснение причин образования единого государства на Руси, роли политического и духовного факторов, Москвы и московских князей в развитии этого процесса, а также характера изменения в политическом строе, значения централизации в его становлении.
Важно проанализировать взаимосвязь территориального расширения страны и совершенствования властных отношений на этапе завершения формирования единого государства в эпоху правления Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1533 гг.), важно проследить проявление самодержавных тенденций. Выявить факторы, повлиявшие на специфику русской государственности, раскрыть духовно-политические основы централизованного государства, значение теории "Москва – третий Рим" как отражения сущностных черт русской православной цивилизации. Оценить историческое значение образования Русского централизованного государства.
Тема III. Московское государство в XVI – 1-й пол. XVII вв.
Становление и развитие сословно-представительной монархии.
План.
1. Россия в XVI в. Формирование сословно-представительной монархии.
2. Внешняя политика России в XVI веке.
3. «Смутное время» в начале XVII века. Кризис российской государственности.
4. Преодоление последствий «Смутного времени». Особенности средневековой российской цивилизации.
Темы докладов и рефератов.
1. Внешняя политика России в XVI веке.
2. Смута – время альтернатив.
3. Сословное представительство в России в XVI – XVII вв.
3. Культура и быт Руси второй половины XIV-XVI вв.
Политические портреты: Иван Грозный, Борис Годунов.
Методические рекомендации
Изучение темы следует начать с оценки социально-экономических процессов, происходивших в XVI веке в Европе и России, выявления общего и особенного. Надо рассмотреть основные события царствования Ивана IV ("Избранная рада", реформы 40 – 50-х гг. и их роль в укреплении централизованного государства; изменения в Боярской думе; появление Земских соборов, “Судебник” (1550 г.)). Определить значение проведения внутренних реформ, понять причины поворота в политике Ивана IV, введения опричнины, её последствия; выявить различные оценки деятельности Ивана IV.
Выделить важнейшие внешнеполитические задачи Московского государства в XVI веке, определить причины движения России на Восток, оценить значение борьбы с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами. Необходимо также выявить цели западного направления во внешней политике, осветить ход ливонской войны 1558 – 1583 гг., ее итоги и последствия.
В процессе изучения рекомендованной литературы надо, далее, вскрыть предпосылки «смутного времени», его хронологические рамки и последствия, оценить действия основных участников Смуты и попытки русского общества преодолеть политический кризис. Выяснить, какое значение имел внешнеполитический фактор в общественном противостоянии, какое влияние оказали Смута, социо-культурный кризис на национальное самосознание.
Тема IV. Россия в период утверждения абсолютной монархии
(2-я пол. XVII – XVIII вв.).
План.
Становление абсолютизма в России. Пётр I и его реформы.
Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II.
Внешняя политика России в середине XVII – XVIII вв.
Темы докладов и рефератов.
1. Внешняя политика России в XVII – XVIII вв.
2. Мир и Россия к концу XVIII в.
3. Российские просветители XVIII в. и их идеи общественного развития.
4.Российские столицы, сходство и различие их культурного пространства.
Политические портреты: А.М. Романов, Петр I, Екатерина II, М.В. Ломоносов, А.П. Радищев.
Методические рекомендации.
Для усвоения главного в содержании темы необходимо выявить новые явления социально-экономической жизни России 2-ой пол. XVII в., тенденцию к укреплению основ государственного феодализма, усилению крепостнического гнёта. Выяснить, каковы были предпосылки и характер преобразований Петра I, содержание петровских реформ, роль государства в их осуществлении. Оценить историческое значение реформ Петра I.
Одновременно надо выяснить сущность понятий “век Просвещения”, “просвещенный абсолютизм”; проанализировать основные направления и своеобразие политики “просвещенного абсолютизма”, проводившейся Екатериной II; охарактеризовать экономику России второй половины XVIII в., основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскрыть истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта.
В заключении надо рассмотреть цели внешней политики России в середине XVII – XVIII вв., показать, как они достигались, какое значени5 для будущего России имело завоевание в конце XVIII в. Кавказа и Крыма.
|