Тема IX. Россия в Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.)
План.
Причины и характер Первой мировой войны. Мотивы участия стран и место России в Антанте.
Основные этапы и события Первой мировой войны. Роль Российской армии в войне.
Отношение к войне различных классов и политических партий в России.
Влияние войны на положение страны, назревание общенационального кризиса.
Темы докладов и рефератов.
Западный фронт в Первой мировой войне. Отношение России с союзниками.
Либералы и царизм в годы Первой мировой войны.
Итоги Первой мировой войны. Складывание Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречивость.
Политические портреты: М.В. Алексеев, А.А. Брусилов.
Методические рекомендации.
Прежде всего, следует выяснить главные причины Первой мировой войны, связать их с особенностями развития капитализма на империалистической стадии. Выделить мотивы участия России в войне вообще, в составе Антанты в частности; определить характер войны, ее особенности и масштабы, цели и планы враждующих сторон по ведению боевых действий.
Изучая этапы и главные события войны, надо выяснить, как менялась роль фронтов (Западного и Восточного) по мере углубления военного конфликта, проследить развитие взаимоотношений России и ее союзников по Антанте. Особенно важно выяснить глубинные причины поражения Российской армии в войне, влияние на него совокупности социально-экономических и политических факторов, в т.ч. позиции правящих кругов Англии и Франции.
Необходимо, далее, раскрыть отношение различных классов и социальных слоев российского общества к войне, позиции политических партий (черносотенных, буржуазных и социалистических), сущность их лозунгов. Оценить отношение к войне РСДРП, выяснить мотивы выдвижения большевиками «пораженщических лозунгов».
Опираясь на фактический материал, показать тяжёлые последствия войны, её влияние на обстановку в России: обострение социальных противоречий, упадок хозяйства, усиление политического кризиса самодержавия, назревание системного кризиса; подчеркнуть невозможность дальнейшей реализации реформаторской альтернативы общественного развития.
Тема X. Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
План.
Свержение самодержавия и установление Двоевластия в стране.
Нарастание революционного кризиса в стране с февраля к Октябрю 1917 г. Три кризиса Временного правительства.
Октябрь 1917 г. Победа вооруженного восстания в Петрограде. II съезд Советов и его Декреты.
Место Октябрьской революции в отечественной и мировой истории.
Темы докладов и рефератов.
1. Системный кризис самодержавия в России.
2. Октябрьская революция и политические партии.
3. Крестьянство в революциях 1917 г.
4. Большевики и армия в 1917 г.
Политические портреты: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий. А.Ф. Керенский.
Методические рекомендации.
В этой теме необходимо выяснить предпосылки второй революции в России, её сходство с революцией 1905 – 1907 гг. и отличие, а также характер и задачи Февральской революции.
Рассмотреть ход революции, значение свержения самодержавия; уяснить, почему революция завершилась установлением двоевластия, какой была его классовая сущность. Показать борьбу политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков) за реализацию своих стратегических установок в условиях двоевластия и после июльских событий 1917 г. Проследить эволюцию самих партий в рассматриваемый период: почему партии кадетов не удалось реализовать свою программу, и она потерпела политическое поражение; чем был вызван раскол в социалистических партиях; когда и почему произошел резкий поворот в массах к большевикам.
Надо также вникнуть в суть кризиса, который переживала Россия осенью 1917 г., проанализировать расстановку классовых сил и позиции политических партий, причины усиления позиций радикальных партий. Рассмотреть октябрьские события 1917 г., выявить роль партии большевиков и ее лидера в подготовке и победе Октябрьского вооружённого восстания, установление диктатуры пролетариата в форме Советов, а также значение Декретов II съездов Советов и поддержки из большей частью населения обеих столиц и основных регионов страны,
Определить место Октябрьской революции в отечественной и мировой истории. Показать, как оценивалось это событие в советской исторической и зарубежной литературе – лидерами партии большевиков, меньшевиков, русскими эмигрантами, в т.ч. лидерами кадетов, зарубежными историками, политическими деятелями; что нового в оценках Октябрьской революции 1917 г., социалистического выбора появилось в последние годы.
Тема XI. Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918 – 1921 гг.). Классы и партии в войне.
План.
1. Истоки и движущие силы Гражданской войны. Позиции политических партий.
2. Иностранная военная интервенция и её влияние на ужесточение противоборства и тяжёлые издержки войны.
3. Основные этапы и события гражданской войны. Красный и белый террор.
4. Гражданская война на Северном Кавказе. Трагедия казачества.
5. Причины победы Советской власти над силами внутренней и внешней контрреволюции. Итоги, последствия и уроки Гражданской войны.
Темы докладов и рефератов.
Современная историография об истории Гражданской войны в России.
Интервенция стран Антанты в России, как фактор ужесточения Гражданской войны.
Гражданская война на Северном Кавказе.
Политические портреты: М.Ф. Фрунзе, С.М. Буденный, В.И. Чапаев, М.Н. Тухачевский, А.И. Деникин, О.И. Городовиков, И.А. Кочубей, Л.Ф. Балахонов.
Методические рекомендации.
В истории Гражданской войны необходимо прежде всего выяснить ее истоки, разобраться в причинах раскола общества, показать цели, средства их достижения различными классами и партиями в войне. Должны быть осмыслены факторы, повлиявшие на особую ожесточенность Гражданской войны, в т.ч. влияние иностранной военной интервенции, ее оценки в современной литературе.
Важно также разобраться с особенностями и дать обоснование различий в периодизации основных событий Гражданской войны, особое внимание уделить военным событиям на Северном Кавказе, противоборству Добровольческой армии и XI Северо-Кавказской Красной армии, роли в этих событиях казачества, его положению в условиях Гражданской войны.
Разобраться в политике противоборствующих лагерей, их социальной базе, целях и средствах. Дать оценку террора как деструктивного фактора в войне.
В заключение уяснить итоги, последствия и уроки Гражданской войны, осмыслить современные воззрения и оценки.
Тема XII. Советская Россия на путях НЭПа (1921 – 1929 гг.).
План.
Советская Россия в условиях экономического, политического и социального кризиса в начале 20-х годов. Необходимость отказа от продразвёрстки и замены её новой политикой.
НЭП: цели, сущность, опыт, противоречия, уроки.
Поиск путей национально-государственного строительства, реализация права наций на самоопределение. Образование СССР.
Альтернативы развития советского общества во второй половине 20-х годов и борьба за их реализацию.
Темы докладов и рефератов.
Эволюция экономических взглядов лидеров большевистской партии в 20 гг. Ленинская концепция строительства социалистического общества.
Советская национальная политика в 20-е годы. Оценка образования СССР в свете современного опыта.
Внешняя политика Советского государства в 20 гг.
Политические портреты: Н. Бухарин, Л. Каменев, Г. Зиновьев, А. Рыков.
Методические рекомендации.
Для понимания того, почему Советская власть должна была перейти после окончания Гражданской войны к НЭПу, необходимо изучить международное и внутреннее положение Советской республики, к началу 20-х гг., разобраться в причинах экономического, социально-политического и внутрипартийного кризиса, преодолеть который было невозможно без отказа от политики военного коммунизма. Ознакомиться с сущностью, целями, путями реализации НЭПа, понять причины противоречивости экономических мероприятий, приведших НЭП к кризису. Изучить основные результаты НЭПа к середине 20-х годов, принципы, которые предполагалось реализовать в ходе дальнейшего развития страны. Оценить роль НЭПа в истории страны, значение опыта её разработки и осуществления.
Следует также показать причины и характер внутрипартийной борьбы в стране, уяснить ее основные этапы, истинные мотивы и роль личности И.В. Сталина.
Рассматривая процесс образования СССР, надо выяснить то, какие для этого имелись объективные предпосылки и условия, разобраться в сущности проектов «автономизации» и федерализма, уяснить сущность и значение новых принципов национально-государственного строительства, которые реализовались в рамках образования СССР, оценить в свете исторического опыта роль многонационального Советского государства как уникальной формы консолидации многих народов на пространствах крупнейшей страны мира.
|