Обратная связь
|
Тема 1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 080200.68 «Менеджмент»
Пояснительная записка
1.1.Цели и задачи дисциплины
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Кросскультурный менеджмент» составлен в соответствии с учебными планами программы специализированной подготовки магистров «Международный бизнес» направления 080200.68 «Менеджмент» и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по профессиональному циклу государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Цель рабочей программы дисциплины – сформировать у студентов базовые, профессиональные знания и навыки в области кросскультурного менеджмента.
Задачи изучения дисциплины:
· дать представление о различных деловых культурах, об основных методах и подходах к их изучению;
· показать и обосновать влияние, которое национальная деловая культура оказывает на корпоративную культуру и реализацию функций управления организацией;
· научить капитализировать на национальных особенностях деловой культуры и системы менеджмента и конвертировать их в конкурентные преимущества организации;
· содействовать формированию и развитию навыков эффективных межкультурных коммуникаций с представителями иных культур.
· стремиться к выработке у менеджеров кросс-культурной компетенции и толерантного отношения к представителям других культур;
- развивать потребности самостоятельного изучения современной учебной и научной литературы и проведения учебно-исследовательской работы.
Менеджмент современной эпохи – это менеджмент, обладающий транснациональной и кросс-культурной компетенцией, формирующей всесторонний контур для приспособления к культурным изменениям и разнообразию. Неудивительно, что критическим качеством в управлении людьми и процессами в других странах становится культурная чувствительность и осведомленность, то есть доскональное знание культурных переменных, воздействующих на функции управления и управленческие решения.
1. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Кросс-культурный менеджмент» входит в вариативную часть (дисциплины по выбору) блока «Профессиональный цикл» и является логическим продолжением основных положений теории менеджмента, тесно связана с другими дисциплинами.
Для освоения данной синтетической дисциплины необходимы знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения на уровне бакалавриата следующих предметов: мировая экономика, общий менеджмент, маркетинг, теория организации и организационное поведение, деловые коммуникации.
Знания, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы при освоении таких курсов как международный менеджмент, международный маркетинг, теория и практика международного делового общения, лидерство и профессиональные навыки менеджера и др., а также при выполнении магистерских исследований.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций магистра:
В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать:
следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК- 1);
- способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;
- способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;
- свободным владением иностранным языком как средством профессионального общения;
- обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций (ОК-6);
следующими профессиональными компетенциями (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
- способностью управлять мультикультурными организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, международными проектами и сетями (ПК-1);
- способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;
аналитическая деятельность:
- владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
- владением методами стратегического анализа
научно-исследовательская деятельность:
- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;
- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;
- способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада;
педагогическая деятельность:
- способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знать особенности национальных моделей управления, деловой культуры и организационного поведения, иметь представление о структуре национальной культуры и об основных факторах, влияющих на ее формирование, отличительных особенностях (параметрах) ведущих бизнес-культур, о многообразии и специфике реализации функций управления в деловых культурах различных стран и их влиянии на конкурентоспособность; теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентоспособности в различных социально-культурных средах;
-уметьвыявлять, систематизировать и интерпретировать кросскультурные сходные черты и различия в управленческих процессах и бизнес-окружении в различных странах; исследовать региональную и страновую специфику реализации функций управления; практически применять параметры исследования деловой культуры и вырабатывать конкретные рекомендации по повышению конкурентоспособности бизнес-модели; анализировать коммуникационные процессы и разрабатывать предложения по повышению их эффективности в международном контексте; грамотно и профессионально «капитализировать» на специфических особенностях национального и регионального управления, выбирать эффективные формы, методы и технологии управления с учетом национальной деловой культуры и ситуации в конкретной стране;
- владеть методологическими и методическими навыками систематического анализа деловой культуры и ее влияния на реализацию функций управления в пострановом разрезе, а также сопоставления национальных моделей деловых культур и менеджмента в различных странах и регионах, организации эффективного кросс-культурного взаимодействия и совместного с представителями других культур ведения бизнеса, основанных на признании и уважении культурных различий и выстраивании совместно разделяемой системы ценностей.
КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ
Код компетенциииикомпетенции
| Формулировка компетенции*
| Результаты обучения в целом**
| Результаты обучения по уровням освоения материала
| Виды занятий (лекции, практические, семинарские, лабораторные)
| Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)
| минимальный
| базовый
| повышенный
| ОК-1
| способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования
| Знает:
теоретические основы кросс-культурного менеджмента
| концепции деловой культуры в кросс-культурном менеджменте;
главные атрибуты культур;
модели корпоративных культур
| основные подходы к классификации культур;
параметры национальной деловой культуры и критериальная база м/н сопоставлений
| типы корпоративных культур;
кросс-культурные коммуникации в современном бизнесе;
| Лекции, семинары
| Ответы на семинаре, контрольная работа, блиц-опрос, тест.
| Умеет:
определять тип культуры, составлять деловой профиль страны и рекомендации по выбору деловой культуры
| определять тип культуры;
ориентироваться в подходах к изучению деловых культур;
| составлять деловой профиль страны;
выбирать канал коммуникации
| составлять рекомендации по выбору деловой культуры в международной компании
| Лекции, семинары
| Ответы на семинаре, контрольные работы, эссе, доклады, презентации
| Владеет:
навыками определения и оценки делового профиля страны
| навыками определения культурного профиля страны
| способностью оценивать деловой профиль страны, исключая «призму» кросс-культурного шока
| средствами повышения эффективности коммуникации
| Семинары
| Ответы на семинаре, контрольные работы, кейс-метод, выполнение проекта
| ОК-6
| обладает навыками публичных, деловых и научных коммуникаций
| Знает:
теоретического основы кросс-культурного менеджмента, основные классификации и исследования
| концепции деловой культуры;
параметры деловой культуры и критериальную базу международных сопоставлений;
кросс-культурные коммуникации в международном бизнесе;
модели корпоративных культур в кросс-культурном менеджменте
| уровни деловых культур;
влияние национальной принадлежности на исследование деловых культур;
барьеры эффективной кросс-культурной коммуникации;
основные типы корпоративных культур
| классификации Клакхона и Стродтбека, критерии Лэйна и Дистефано ;
исследования
Г. Хофстеда;
виды коммуникаций;
критерии определения корпоративной культуры
| Лекции, семинары
| Ответы на семинаре; подготовка докладов, сообщений презентаций;
написание эссе; решение кейс-задач; выполнение проекта.
| Умеет:
классифицировать культуры, применяя различные системы и подходы
| ориентироваться в подходах к изучению деловых культур;
применять параметры национальной деловой культуры при проведении исследований;
различать основные типы корпоративных культур
| составлять профиль станы по системе Харрисона и Морана;
определять источники кросс-культурных шумов;
определять тип корпоративной культуры
| классифицировать потребности международных компаний к адаптации чужеродной бизнес среде;
рассматривать страну по критериям Г. Хофстеда;
различать высоко и низкоконтекстуальные культуры
| Лекции, семинары
| Ответы на семинаре; подготовка докладов, сообщений презентаций;
написание эссе; решение кейс-задач; выполнение проекта
| Владеет:
навыками классификации страны, методологией анализа культурной и деловой среды
| критериями оценки профиля страны согласно различным классификациям.
| методологией анализа культурной и деловой среды, а также практическое применение данных результатов относительно условий и правил ведения бизнеса.
| навыками составления докладов, проведения презентаций, защиты проектов по профилю станы.
| Семинары
| Ответы на семинаре; подготовка докладов, сообщений презентаций;
написание эссе; решение кейс-задач; выполнение проекта.
| ПК-1
| обладает способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями
| Знает:
теоретические основы кросс-культурного менеджмента, национальные особенности, командообразование и принципы управления конфликтами в кросс-культурной среде
| содержание современных теорий кросс-культурного менеджмента;
особенности национальных стилей управления в компаниях в условиях глобализации.
| основные Подходы к исследованию национальной культуры: Исследования Ч. Хемпден-Тернера и Ф. Тромпенаарса; классификационные параметры, сформулированные Клуконом и Стродтбеком , голландским ученым Гертом Хофстедом, американским ученым Эдвардом Холлом.
Модель А. Негандхи и Б. Естефана; модель Х. Перлмуттера;
| особенности мотивации и стимулирования персонала в различных деловых культурах;
командообразование в кросс-культурной среде;
принципы управления конфликтами в многонациональных коллективах;
понятие межкультурной адаптация и культурного шока.
| Лекции, семинары
| подготовка презентаций; решение тестов, кейс-задач; коллоквиум.
| Умеет:
классифицировать группу или страну на основе различных подходов, применять на практике полученные знания в области кросс-культурного менеджмента
| применять теории кросс-культурного менеджмента для анализа ситуаций, возникающих в многонациональных коллективах;
учитывать кросс-культурный аспект при осуществлении делового сотрудничества с иностранными бизнес-партнерами
| классифицировать группу на основе подхода Клукона-Стродбека;
описывать культуру по показателю «индивидуализм – коллективизм», «дистанция власти» «избежание неопределенности»;
соотношение мужественности и женственности
| разбираться в особенностях национальных стилей управления и факторах, их определяющих, а также применять полученные знания в практической деятельности
| Лекции, семинары
| подготовка презентаций; решение тестов, кейс-задач; коллоквиум
| Владеет:
понятийным аппаратом, навыками командообразования, методами разрешения конфликтов в кросс-культурной среде
| терминологией и основными понятиями курса «Кросс-культурный менеджмент»
| навыками командообразования, формирования и поддержания благоприятного психологического климата в многонациональных коллективах;
методами преодоления кросс-культурных барьеров в бизнес-среде
| · методами разрешения конфликтов, ведения переговоров в условиях международного взаимодействия.
-навыками межкультурной коммуникации, представлением о различных национальных культурах и присущих им особенностях организационного поведения, управленческих подходов
| Семинары
| подготовка презентаций; решение тестов, кейс-задач;
коллоквиум; контрольная работа.
| | | | | | | | | | |
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр - 1. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2зачётные единицы, 72 часа.
3.Тематический план
очная форма обучения
Таблица 3.1.
№
|
Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерактивной форме
| Формы контроля
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями
| 1-2
|
|
|
|
| 2с
| кейс
| 2.
| Концепция деловой культуры в международной системе координат
| 3-4
|
|
|
|
| 4с
| Контр.работа
| 3.
| Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений
| 5-6
|
|
|
|
| 4с
| эссе
| 4.
| Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте
| 7-8
|
|
|
|
| 4л/6с
| Контр.работа реферат
| 5.
| Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте
| 9-10
|
|
|
|
| 2с
| эссе
| 6.
| Мотивация и стили лидерства в различных странах
| 11-12
|
|
|
|
| 4с
| Контр. работа кейс
| 7.
| Управление человеческими ресурсами в международном контексте
| 13-18
|
|
|
|
| 4л/4с
| кейс
|
| Итого (часов, баллов):
| |
|
|
|
|
| зачет
|
| Из них в интерактивной форме:
| |
|
| |
|
| | Тематический план
Заочная форма обучения
Таблица 3.2.
№
|
Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерактивной форме
| Формы контроля,
виды самостоятельной работы
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями
|
|
|
|
|
|
| тестирование
| 2.
| Концепция деловой культуры в международной системе координат
|
|
|
|
|
|
| тестирование
| 3.
| Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений
|
|
|
|
|
|
| тестирование
| 4.
| Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте
|
|
|
|
|
|
| тестирование
| 5.
| Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте
|
| 0,5
|
|
| 11,5
|
| тестирование
| 6.
| Мотивация и стили лидерства в различных странах
|
| 0,5
|
|
| 11,5
|
| тестирование
| 7.
| Управление человеческими ресурсами в международном контексте
|
|
|
|
|
|
| тестирование
|
| Итого (часов, баллов):
| |
|
|
|
|
| зачет
|
| Из них в интерактивной форме:
| |
|
| | | | |
Таблица 3.3.
Планирование самостоятельной работы студентов
Очная форма обучения
№
| Темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
| 1.
| Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями
|
Ответы на семинаре
| Комплексное ситуационное задание
|
|
| 2.
| Концепция деловой культуры в международной системе координат
| Собеседование контрольная работа
| другие формы работы
|
|
| 3.
| Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений
| Собеседование тест
| эссе
|
|
| 4.
| Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте
| Собеседование, контрольная работа, тест
| реферат
| 4-5
|
| 5.
| Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте
| Ответы на семинаре
| эссе
|
|
| 6.
| Мотивация и стили лидерства в различных странах
| Собеседование контрольная работа
| Комплексное ситуационное задание
|
|
| 7.
| Управление человеческими ресурсами в международном контексте
| Коллоквиум
| Комплексное ситуационное задание, другие формы работы
| 8-9
|
| | ИТОГО:
|
|
Таблица 3.4.
Планирование самостоятельной работы студентов
Заочная форма обучения
№
| Темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
| 1.
| Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями
|
Ответы на семинаре
| Комплексное ситуационное задание
|
|
| 2.
| Концепция деловой культуры в международной системе координат
| Собеседование тестирование
| другие формы работы
|
|
| 3.
| Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений
| Собеседование тестирование
| эссе
|
|
| 4.
| Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте
| Собеседование, контрольная работа, тест
| реферат
|
|
| 5.
| Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте
| Ответы на семинаре
тестирование
| эссе
|
|
| 6.
| Мотивация и стили лидерства в различных странах
| Собеседование контрольная работа
| Комплексное ситуационное задание
|
|
| 7.
| Управление человеческими ресурсами в международном контексте
| Коллоквиум
| Комплексное ситуационное задание, другие формы работы
|
|
| | ИТОГО:
|
|
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| | Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями
| Концепция деловой культуры в международной системе координат
| Параметры национальной деловой культуры и критериальная база международных сопоставлений
| Кросскультурные коммуникации и навыки ведения переговоров в международном контексте
| Взаимодействие национальной и корпоративной культур. Модели корпоративных культур в сравнительном контексте
| Мотивация и стили лидерства в различных странах
| Управление человеческими ресурсами в международном контексте
| | 1.
| Теория и практика международного делового общения
| | | | +
| | | | | 2.
| Международный менеджмент-маркетинг
| +
| | +
| +
| | | | | 3.
| Лидерство и профессиональные навыки менеджера
| | | | +
| +
| +
| +
| | | | | | | | | | | | |
5. Содержание дисциплины
Тема 1. Кросскультурный менеджмент: современные тенденции и актуальные проблемы. Межэтническая напряженность и управление культурными различиями
Необходимость изучения кросскультурного менеджмента. Его предмет, цели, методы и задачи. Основные направления и актуальные проблемы. Изучение межэтнических отношений и выявление возможных очагов межэтнической напряженности. Индивидуальные различия как основа межгрупповых конфликтов. Кросскультурный шок и способы его преодоления. Управление межкультурными различиями. Специфика профессиональной деятельности и подготовки менеджеров, работающих в ситуациях межкультурного взаимодействия. Глобальный бизнес: взаимопроникновение и синергия культур.
|
|