Кодирование графической информации Практически все современные компьютеры являются цифровыми — они хорошо работают с числами, но не умеют обрабатывать непрерывные величины.
Это относится и к изображениям — изображение может быть сформировано только из отдельных элементов. Но восприятие зрительной информации человеком таково, что изображение, составленное из большого числа отдельных мелких деталей, воспринимается как непрерывное. Это дает возможность с помощью современных компьютеров обрабатывать различные изображения.
Для создания модели изображения, годной для обработки, разобьем картинку вертикальными и горизонтальными линиями на маленькие прямоугольники. Полученный двумерный массив прямоугольников называется растром,а сами прямоугольники — элементами растра, или пикселями(это слово произошло от английского picture's element — элемент картинки). Теперь осталось закодировать числами цвет каждого пикселя — и задача кодирования изображения будет решена: закодированные цвета пикселей, перечисленные по порядку (например, слева направо и сверху вниз), и будут кодировать картинку.
Разумеется, часть информации о картинке при таком кодировании потеряется. Потери будут тем меньше, чем мельче прямоугольники и чем точнее закодирован цвет каждого из них.
Рассмотрим способы кодирования цвета элемента изображения. Заметим, что, во-первых, в понятие «цвет элемента» включается и его яркость. Во-вторых, для единообразия говорят и о цветах черно-белого изображения. В этом случае цвет (оттенок серого цвета) просто сводится к яркости.
Кодирование черно-белых изображений.Яркость описывается одним числом. Для кодирования яркости пикселей отводятся ячейки фиксированного размера, чаще всего от 1 до 8 битов; черный цвет кодируется нулем, а чисто белый — максимальным числом N, которое может быть записано в ячейку. Для одноразрядной ячейки N = 1, а для 8-разрядной N = 255. Для практических приложений 8-разрядных ячеек вполне достаточно (человеческий глаз в состоянии различить не более одной-двух сотен разных оттенков серого цвета).
Кодирование цветных изображений— метод RGB.Для цветных изображений дело обстоит сложнее. Человеческий глаз различает огромное количество разных цветов и оттенков, которые не так просто закодировать одним числом. Для кодирования изображения, как правило, рассматривают цветовые модели — способы формирования цвета. Одна из самых распространенных моделей рассматривает формирование цвета из света трех основных цветов: красного, зеленого и синего. Этот способ кодирования цветов называется RGB — по первым буквам английских слов Red, Green, Blue — красный, зеленый, синий. Остальные цвета формируются как сложение трех данных цветов, взятых с разной яркостью.
Например, сиреневый цвет — это сумма красного и синего, желтый цвет — сумма красного и зеленого, оранжевый — тоже сумма красного и зеленого, но в другой пропорции. Поэтому в модели RGB можно закодировать цвет пикселя тремя числами — яркостью его красной, зеленой и синей составляющих.
Средства и технологии работы с графикой
Рассмотрим аппаратные и программные средства обработки графической информации.
К аппаратным средствам относятся:
• мониторы и видеокарты, поддерживающие графический режим отображения;
• видеоускорители, позволяющие увеличить скорость выполнения операций по обработке графической информации и, таким образом, разгружающие центральный процессор;
• ЗБ-акселераторы, способные самостоятельно обрабатывать графические объекты в трехмерном пространстве и в масштабе реального времени;
• манипуляторы «мышь»;
• сканеры;
• графический планшет, для ввода изображения прямым рисованием на поверхности планшета;
• принтеры;
• графопостроители (плоттеры).
К программным средствам относят:
• графические редакторы;
• средства создания анимации;
• программные средства для работы с трехмерной графикой;
• средства деловой графики.
Растровая и векторная графика
Существуют два основных подхода к представлению графической информации для ее обработки компьютером — растровый и векторный. В растровой графикеизображение представляется как совокупность данных о координатах и цветах пикселей. В векторной графике— это данные, однозначно определяющие все графические примитивы (линии, дуги, окружности, прямоугольники и пр.), составляющие рисунок, и их параметры — толщину линии, вид заполнения и пр. Положение и форма графических примитивов задаются в системе координат, связанных с экраном.
К достоинствам растровой графики относят: возможность представления изображения фотографического качества, простоту вывода на внешние устройства. Существенными недостатками растровой графики являются: большой объем памяти, требуемый для хранения изображений и ограниченные возможности масштабирования. Векторные изображения занимают относительно небольшой объем памяти и могут легко масштабироваться без потери качества. Но при этом векторная графика не позволяет получать изображения фотографического качества и при распечатке выглядят не так, как на экране монитора.
Для работы с графикой существует множество прикладных программ. Общее название программ для создания растровых изображений — графические редакторы, их применяют по отношению к прикладным программам, не имеющим какой-либо специализированной ориентации и используемым для рисования или редактирования изображений. * Растровые графические редакторы целесообразно использовать для редактирования отсканированных изображений. Для создания иллюстраций обычно используются редакторы векторной графики.
Кодирование звуковой информации. Форматы звуковых файлов. Ввод и обработка звуковых файлов.
Из курса физики известно, что звук представляет собой колебания воздуха. Амплитуда этих колебаний непрерывно меняется со временем. По своей природе звук является непрерывным сигналом. Для кодирования звука надо этот непрерывный сигнал превратить в последовательность нулей и единиц. Делают это следующим образом.
С помощью микрофона звук можно превратить в колебания электрического тока. Амплитуда колебаний измеряется через равные промежутки времени (на практике — несколько десятков тысяч раз в секунду). Каждое измерение фиксируется с установленной точностью и записывается в двоичном виде. Этот процесс называется дискретизацией.
Устройство для выполнения дискретизации называется аналого-цифровым преобразователем (АЦП). АЦП измеряет электрическое напряжение в каком-то диапазоне и выдает ответ в виде многоразрядных двоичных чисел. Например, типичный 8-битовый АЦП преобразует значения напряжения в диапазоне [-500 мВ, 500 мВ] в 8-разрядные двоичные числа в диапазоне [-127, +127].
Воспроизведение закодированного таким образом звука производится при помощи цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Двоичные числа, кодирующие звук, подаются на вход ЦАП с точно такой же частотой, как и при дискретизации, и ЦАП преобразует их в значения электрического напряжения обратно тому, как это делал АЦП. Например, двоичные числа из диапазона [-127, +127] преобразуются в значения напряжения из диапазона [-500 мВ, 500 мВ]. Полученный на выходе ЦАП ступенчатый сигнал сначала сглаживается с помощью аналогового фильтра, а затем преобразуется в звук при помощи усилителя и динамика.
При работе со стереозвуком все это проводится отдельно и независимо для левого и правого каналов.
На качество воспроизведения звука влияют в основном два параметра: частота дискретизациии разрешение— размер ячейки, отводимой под запись значения амплитуды.
Например, при записи на компакт-диски (CD) используются 16-разрядные значения, а частота дискретизации равна 44 032 Гц. Эти параметры обеспечивают прекрасное качество звучания речи и музыки.
Выбор частоты дискретизации определяется максимальной частотой звука, который еще слышит человек, 22 кГц. Чтобы удержать при дискретизации информацию о колебании в 22 кГц, на каждом периоде должно записываться, по крайней мере, два значения. То есть нужна вдвое большая частота дискретизации, а именно 44 кГц. Эта частота обеспечивает запись любых слышимых человеком звуков. В тех случаях, когда столь высокое качество не требуется, можно использовать меньшие частоты дискретизации: 11 кГц, 5,5 кГц и т. д. Чтобы первые частоты, получаемые последовательным делением исходной частоты вдвое, оказались целыми, удобно взять исходную частоту в виде произведения целого числа на степень двойки. Этим и объясняется выбор частоты 172 • 28 = 44 032 Гц.
Однако, во многих случаях качество CD не требуется. Для записи и передачи речи достаточна частота дискретизации 8 кГц. Несмотря на то, что составляющие человеческого голоса с частотой свыше 4 кГц не могут быть зарегистрированы при такой частоте дискретизации, закодированную речь легко понять.
Программы для обработки звука можно назвать звуковыми редакторами, если не определять их конкретные возможности. Общими операциями для таких редакторов являются возможность записи, воспроизведения и редактирования звуков. Оцифрованный звук представляется в звуковых редакторах в наглядной форме, поэтому операции с файлами проводятся легко с помощью мыши. Кроме того, можно накладывать звуковые дорожки друг на друга и применять различные звуковые эффекты. Как правило, звуковые файлы подвержены сжатию. Оцифрованный звук можно сохранять без сжатия в универсальном формате в файле WAV или в формате со сжатием МРЗ.
Кодирование текстовой информации. Основные приемы преобразования текстов: редактирование и форматирование. Понятие о настольных издательских системах. Гипертекстовое представление информации.
|