Показатели неудовлетворительной структуры баланса организации. Неудовлетворительная структура баланса – такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать его.
В качестве основных причин возникновения состояния банкротства можно привести следующие:
1.Объективные причины, создающие условия хозяйствования:
- несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики;
- достаточно высокий уровень инфляции.
2.Субъективные причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию:
- неумение предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;
- снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;
- снижение объема производства;
- снижение качества и цены продукции;
- приближение цен на некоторые виды продукции к ценам на аналогичные, но более высококачественные импортные;
- неоправданно высокие затраты;
- низкая рентабельность продукции;
- слишком большой цикл производства;
- большие долги, взаимные неплатежи.
В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, так как они возможно свидетельствуют о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.
Решения о несостоятельности (банкротстве) предприятий принимаются:
- в добровольном порядке самим предприятием:
- по заключению арбитражного суда;
- Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе коэффициента ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами.
Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:
1.Коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
2.Коэффициент обеспеченности собственными средствами – менее 0,1.
Признание предприятия неплатежеспособным не означает признания его несостоятельным, не влечет за собой наступления гражданско-правовой ответственности собственника. Это лишь зафиксированное органом ФУДК состояние финансовой неустойчивости, направленное на обеспечение оперативного контроля за финансовым положением предприятия и заблаговременного осуществления мер по предупреждению несостоятельности, а также для стимулирования предприятия к самостоятельному выходу из кризисного состояния.
19 Методы Сущность и основные понятия инновационного менеджмента.
Инновация — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны: постановка цели и выбор стратегии. Постановка цели и выбор стратегии осуществляется в цикле в четыре этапа:
1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.
Инновационный менеджмент, или управление нововведениями, -элемент, или подсистема, общего управления предприятием. Под инновационным менеджментом следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом. В соответствии с этим определением инновационный менеджмент обеспечивает:
- концентрацию внимания всех исполнителен на деятельности в рамках инновационного цикла;
- организацию строгого взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов, направляя их работу на достижение общей стратегической цели;
- нахождение иди организацию разработки интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций:
- организацию контроля хода работ по всему инновационном циклу - от разработки продукта до сбыта продукции;
- периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения пли прекращения работ по отдельным проектам.
Непосредственно при проведении в жизнь инновационного процесса применяют общие и специфические методы инновационного менеджмента.
К общим методам относятся:
– методы анализа: графический, сравнения, балансовый;
– метод планирования;
– методы прогнозирования: нормативный, экспертный, параметрический;
– методы стратегического и метрического маркетинга: моделирование, сегментация, оценка и анализ, исследование.
К специфическим методам относятся:
1) системный анализ – анализ возможности достижения цели с учетом внутренних и внешних обстоятельств, рассмотрение внешней и внутренней сред, разделение системы в соответствии с системным подходом на подсистемы: управляющую, управляемую, обеспечивающую, обслуживающую, единство всех подразделений, принятие во внимание прямых и обратных связей;
2) факторный анализ – анализируется развитие науки и техники в экономике, потенциал фирмы, прирост научно-технического потенциала инновации;
3) ситуационный анализ – анализ годности определенных методов управления к данной ситуации, анализ непредвиденных ситуаций, профессиональная подготовка персонала.
4) функционально-стоимостной анализ – совокупность функций управления: планирование, организация, контроль, мотивация; разделение труда в управлении инновациями; оптимизация решений, координирующих и контролирующих функций.
К методам и инструментам инновационного менеджмента относят:
1) статистические (факторные) модели, разработанные на основании корреляционных и регрессивных зависимостей инноваций;
2) нормативные методы планирования инновационной деятельности;
3) регламентирование процедур управления – в них входят положения об отраслях и службах, должностные инструкции;
4) экономико-математическое моделирование процессов, связанных с принятием решения в каждой из функций управления в отдельности;
5) оптимизационные модели формирования организационной структуры и тематических планов;
6) календарное планирование работ, сетевые методы;
7) приспособление параметров системы к условиям внешней среды;
8) произведение оценки качества «входа, выхода, процесса» в системе;
9) экономико-математическое моделирование, вероятностные модели;
10) проектным менеджмент;
11) выработка сценариев развития;
12) рассмотрение внешних и внутренних обстоятельств успеха инноваций;
13) творческое применение инновационных менеджеров, всех доступных инструментов в связи с ситуацией;
14) методы управления конфликтами; 15) методы креативного менеджмента.
Классификация инноваций
Существует несколько мнений по поводу признаков, на основе которых производится классификации инноваций. Рассмотрим некоторые из них.
Российский исследователь Ю. В. Яковец предложил следующую классификацию инноваций:
1) базисные инновации – реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой кардинальных переворотов в технике, формируются новые ее направления, отрасли;
2) улучшающие инновации – предусматривают реализацию изобретений среднего уровня и служат базой для создания новых моделей взамен старой на новую, либо расширяют сферу ее применения;
3) микроинновации – улучшают некоторые производственные или потребительские характеристики выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;
4) псевдоинновации – направлены на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих уже вчерашний день техники. Можно представить классификацию инноваций по следующим признакам:
1) по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и др.;
2) по этапам НТП, результатом которых стала инновация: технические, технологические, научные, конструкторские, производственные и информационные;
3) по темпам осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;
4) по степени интенсивности: равномерные, слабые, массовые;
5) по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;
6) по результативности: высокие, низкие, средние;
7) по эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные.
В. В. Горшков и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.
С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:
1) инновации на «входе» в предприятие;
2) инновации на «выходе» из предприятия;
3) инновации структуры предприятия как системы, которая включает в себя отдельные элементы и взаимосвязи между ними.
По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.
Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на этой почве научно обоснованной классификации инноваций имеют достаточно весомую практическую значимость, поскольку обладают потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного новшества. А это в свою очередь необходимо для осуществления реальной, ощутимой поддержки со стороны государственных органов по внедрению инноваций на предприятиях страны.
|