Обратная связь
|
Оценка инновационного климата и инновационного потенциала, определение инновационной позиции организации ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Целью курсовой работы является теоретическое и практическое изучение основ инноватики и инновационного менеджмента, самостоятельная разработка существенных элементов инновационного проектирования.
В ходе реализации курсового проекта студент должен проанализировать внешнюю и внутреннюю среду (инновационный климат и инновационный потенциал), выявить потребности в разработке и внедрении новшеств, опираясь на базовые и инновационные стратегии, проработать план внедрения и коммерциализации новшества.
Объем курсовой работы не предусматривает разработку полного инновационного проекта, поэтому основной упор необходимо сделать на выборе инновационной идеи и организации внедрения новшества с детальным рассмотрением блоков изменений, которые неизбежно возникнут внутри самой организации. Задача менеджера правильно и эффективно адаптировать требуемые изменения, грамотно оценить их последствия.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа на тему «Разработка технико-экономического обоснования внедрения технологической инновации (на примере предприятия)» состоит из введения, пяти основных разделов и заключения.
Во введении следует обосновать актуальность выбранной темы, цели и задачи работы, кратко описать объект исследования, либо саму идею с целью реализации новшества (патента, ноу-хау) на основе чистого проекта, т.н. «start up», осуществляемый в рамках технологического предпринимательства. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц.
Примерное содержание основных разделов курсовой работы следует ниже, особое внимание следует уделить связи с практикой, реальным анализом текущего состояния дел. При этом не следует ограничиваться только мнением экспертов, учитывать их знания и опыт, но и демонстрировать собственное видение ситуации, стараться самостоятельно обосновать применение передовых технологий и приемов эффективной организации деятельности исследуемого предприятия.
В своих исследованиях студенты должны продемонстрировать умение находить необходимую информацию из независимых источников с использованием современных ресурсов: Интернет - источники со ссылками на использованные сайты, справочно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» и др., использовать полученные навыки работы с прикладными компьютерными программами.
В заключении формулируются основные выводы по результатам работы. Объем заключения не должен превышать 1 страницы.
Список используемой литературы должен содержать не менее 15 наименований и оформляться в соответствии с «ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», «ГОСТ 7.82-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
В приложениях к курсовой работе приводится дополнительный фактический материал, на основе которого осуществляется анализ и формулируются выводы в основных разделах работы. Например, формы статистического наблюдения, описание патентов на изобретения и др.
Оформление курсовой работы должно осуществляться на основе требований, предъявляемых к научным работам на основе межгосударственного стандарта «ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» с учетом рекомендаций кафедры «Менеджмент».
Общий объем курсовой работы не регламентируется, особое внимание следует уделить краткости изложения и использованию приемов визуализации, что особенно актуально для современного менеджмента.
Оценка инновационного климата и инновационного потенциала, определение инновационной позиции организации
Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата, основные параметры исследования представлены в табл.1.
Таблица 1 – Основные параметры стратегического анализа
Параметр
| Характеристика параметра
| Направление анализа
| Внешняя среда
| Внутренняя среда
| Масштаб
| Макроуровень
| Мезоуровень
| Микроуровень
| Область воздействия
| Государства, транснациональные компании
| Регионы, отраслевые объединения
| Предприятие
| Стратегическая направленность
| Стратегические сферы влияния
| Стратегические зоны влияния
| Стратегии развития предприятия
| Отношение к предметной области
| Инновационный климат
| Инновационный потенциал
| Методы анализа
| PЕST (STEP, SLEPT, PESTLE, STEEPLE)
| SWOT
|
При рассмотрении внешней среды необходимо оценить формы (прямые и косвенные) и размеры поддержки инновационных предприятий на макро- и мезоуровнях. Рассмотреть основное законодательство, направления инвестирования бюджетных средств (в динамике не менее чем за 3 года), другие возможности в рамках программ развития инновационной активности отраслей и хозяйствующих субъектов. Готовность населения, предприятий к восприятию и потребности в инновационных видах продукции.
В результате краткой характеристики элементов внешней среды сделать необходимый вывод об используемых и неиспользуемых возможностях организации, предположить свои варианты по основным направлениям ее деятельности.
Особенный упор сделать на региональные, отраслевые особенности выбранного субъекта, выбранного направления деятельности. При этом рекомендуется использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплин «Региональная экономика», «Макроэкономика» и др.
Анализ инновационного климата рекомендуется проводить с использованием методики PEST по пятибалльной шкале. Баллы от 1 до 2-х рассматриваются как угрозы, от 4 до 5 – как возможности. Результаты исследования привести в таблице (табл.2).
Таблица 2 – Оценка инновационного климата (матрица PEST)
P
| POLITICAL
| Оценка, балл
| E
| ECONOMIC
| Оценка, балл
| Политическая стабильность (развитие демократии, политический плюрализм, политическая активность граждан и др.)
|
| Состояние экономических индикаторов (курс национальной валюты, ставка рефинансирования, уровень инфляции и др.)
|
| Совершенствование законодательства
|
| Экономическая конъюнктура (рост, спад ВВП, ВНП, темпы и др.)
|
| Наличие федеральных программ инновационного развития
|
| Общее состояние инфраструктуры
|
| Наличие региональных планов и программ
|
| Развитие финансовой инфраструктуры
|
| Государственное антимонопольное регулирование
|
| Инвестиционный климат
|
| Государственное фискальное регулирование инновационной активности
|
| Доступность сырьевых, топливных, энергетических и материально-технических ресурсов
|
| ИТОГ (средний балл)
|
| ИТОГ (средний балл)
|
| S
| SOCIAL
| Оценка, балл
| T
| TECHNOLOGICAL
| Оценка, балл
| Социальная напряженность
|
| Состояние технологических ОПФ
|
| Продолжение таблицы 2
| Состояние коммуникационной сферы (т.н. информационное неравенство)
|
| Общее состояние сферы НИОКР в государстве
|
| Развитие рынка труда
|
| Трансфер инноваций, рынок технологий
|
| Наличие специалистов высокотехнологичных отраслей
|
| Защита результатов интеллектуальной деятельности (РИД)
|
| Состояние образовательной сферы
|
| Тенденции в генерации РИД гражданами и предприятиями в РФ
|
| ИТОГ (средний балл)
|
| ИТОГ (средний балл)
|
|
Проанализировав таблицу, сделать общий вывод о состоянии инновационного климата по шкале возможности-угрозы.
Инновационный потенциал определяет степень готовности субъекта выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели.
В данном разделе рекомендуется дать краткую характеристику выбранной организации (основная деятельность (желательно в динамике за ряд лет), организационная структура, структура кадров, материально-техническое обеспечение).
Существуют различные качественные и количественные методики оценки инновационного потенциала.
Для решения аналитических задач с использованием оценки инновационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров. В первую очередь предлагается использовать обобщенные блоковых оценок (табл.2), в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале, трактуя их как возможности и угрозы (аналогично табл.1).
Для приближения к существующей практике рекомендуется заполнить и привести в приложениях к курсовой работе и форму государственного статистического наблюдения «Сведения об инновационной деятельности организации (Форма № 4-инновация)» либо, если организация относится к субъектам малого предпринимательства, - «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (Форма №2-МП инновация)» /1,2/ и, с учетом статистических данных, заполнить на ее основе 5-балльную оценку инновационного потенциала по рекомендуемой методике /13/, табл.3.
Таблица 3 - Оценка инновационного потенциала организации
КОМПОНЕНТЫ БЛОКОВ
| Уровень состояния, балл
| 1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК (оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсного обеспечения и исполнения функций - НИОКР, производства, реализации, обслуживания)
|
| 1.1 Состояние продуктового проекта № 1
1.2 Состояние продуктового проекта № 2
|
| Итоговая оценка состояния продуктового блока (портфеля)
|
| 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК (компоненты функционального блока - стадии жизненного цикла изделий)
|
| 2.1 НИОКР, опытно-экспериментальные и испытательные работы
2.2 Производство: основное и вспомогательное
2.3 Маркетинг и сбыт (продажи)
2.4 Сервисные работы для потребителей
|
| Итоговая оценка состояния функционального блока
|
| 3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК
|
| 3.1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
|
| 1. Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие
2. Площади и рабочие места, связь и транспорт
3. Оборудование и инструменты
|
| Итоговая оценка состояния материально-технических ресурсов
|
| 3.2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
|
| 1. Состав и компетентность руководителей
2. Состав и квалификация специалистов
3. Состав и квалификация рабочих
|
| Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов
|
|
Продолжение таблицы 3
3.3 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
|
| 1. Научно-технический задел; патенты и «ноу-хау»; научно-техническая информация
2. Экономическая информация
3. Экономическая информация
|
| Итоговая оценка состояния информационных ресурсов
|
| 3.4 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
|
| 1. Возможности финансирования из собственных средств
2. Обеспеченность оборотными средствами
3. Обеспеченность средствами на зарплату
|
| Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов
|
| ИТОГО ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ
|
| 3.1 Состояние материально-технических ресурсов
3.2 Состояние трудовых ресурсов
3.3 Состояние информационных ресурсов
3.4 Состояние финансовых ресурсов
|
| Итоговая оценка состояния ресурсного блока
|
| 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
|
| 4.1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
|
| 1. Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления
2. Функции: состав и качество разделения труда
3. Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей
4. Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям
|
| Итоговая оценка состояния организационной структуры
|
| 4.2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ
|
| 1. Прогрессивность используемых технологий и методов
2. Уровень автоматизации
|
| Итоговая оценка состояния технологии
|
| 4.3 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
|
| 1. Коммуникационная система и язык общения
2. Традиции, опыт и вера в возможности организации
3.Трудовая этика и мотивирование
|
| Итоговая оценка состояния организационной культуры
|
| ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА
|
|
| Продолжение таблицы 3
| 4.1 Организационная структура
4.2 Технология процессов
4.3 Организационная культура
|
| Итоговая оценка состояния организационного блока
|
| 5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
|
| 5.1Общее, функциональное и проектное руководство
5.2Система управления: планирование, организация, контроль, стимулирование, координация
5.3Стиль управления (сочетание автономности и централизации)
|
| Итоговая оценка состояния управленческого блока
|
| ИТОГО ПО БЛОКАМ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
|
| 1 Состояние продуктового блока
2 Состояние функционального блока
3 Состояние ресурсного блока
4 Состояние организационного блока
5 Состояние управленческого блока
|
| Итоговая оценка состояния инновационного потенциала
|
|
Определив итоговые баллы, полученные в результате экспертных оценок инновационного климата и инновационного потенциала, определим инновационную позицию организации по формуле (1).
| (1)
|
где: – итоговое значение инновационной позиции;
– итоговый балл оценки инновационного потенциала;
– итоговый балл оценки инновационного климата.
Таким образом, становится видно преобладание возможностей или угроз при внедрении инноваций для конкретной организации.
На основе сделанных выводов рекомендуется описать внедрение новшеств в рамках базовой стратегии организации (табл.4) и выбрать инновационную стратегию развития (табл. 5).
Таблица 4 -Инновационная часть базовых стратегий развития фирмы
Базовая стратегия
| Инновационные стратегии
| Группа стратегий интенсивного роста: глубокое проникновен. (усиление позиций) на данный рынок с данным продуктом
| Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы
| Развитие рынка – маркетинговая инновация (новый рынок – старый товар)
| Развитие продукта – продуктовая инновация (новый товар – старый рынок)
| Группа стратегий интеграционного роста
| Вертикальная интеграция вниз (с поставщиками) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с поставщиками, снабженческими фирмами
| Вертикальная интеграция вверх (с потребителями) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с потребителями, сбытовыми фирмами
| Горизонтальная интеграция (с отраслевыми организациями-конкурентами) – Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с разрабатывающими и производящими организациями отрасли
| Группа стратегий диверсификационного роста
| Конструкторская (центрированная) диверсификация – Конструкторская (продуктовая) инновация: новый продукт, старая технология, старый рынок
| Конструкторско-технологическая (горизонтальная) диверсификация - Конструкторская и технологическая инновации: новый продукт, новая технология, старый рынок
| Конгломеративная (чистая или полная) диверсификация – Конструкторская, технологическая и маркетинговая инновации: новый продукт, новая технология, новый рынок
| Группа стратегий сокращения (сокращение издержек)
| Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы
| Ликвидация структурных звеньев – Организационные и управленческие инновации
| Сокращение кадров – Технологическая, организационная и управленческая инновации
|
Таблица 5 - Инновационные стратегии НИОКР (направлены на совершенствования продукции)
Тип стратегии
| Краткая характеристика
| Лицензионная
| Исследования приобретаются у других организаций, могут иметь незаконченный характер, происходит частичное финансирование НИОКР
| Стратегия исследовательского лидерства
| Постоянные инвестиции в НИОКР, достижение долговременного нахождения на лидирующих позициях
| Стратегия следования за жизненным циклом
| Накопление НИОКР для замещения выбывающих продуктов
| Стратегия параллельной разработки
| Приобретение лицензий на продукт с целью форсированного освоения, ускорения производства и создания на базе приобр. лицензий своих разработок
| Стратегия опережающей наукоемкости
| Увеличение наукоемкости продукции для снижения себестоимости производства и занятия лидирующих позиций в отрасли
|
Отношение организации к инновациям хорошо иллюстрирует характеристика инновационного поведения по теории Раменского-Фризевинкеля. Если есть возможность, сделайте вывод о типе организации (виолент, патиент, эксплерент либо коммутант).
|
|