Выбор инновационной идеи. Классификация инновации. Маркетинговый анализ
С целью реализации инновационной стратегии необходимо выбрать новшество и разработать его технико-экономическое обоснование.
Выбор новшеств осуществляется на основании методов технологического прогнозирования, например экспертных (метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.), либо описательных методов (морфологический, метод аналогий, метод сценариев, метод дерева целей и др.).
На основании инновационной стратегии определяется, с какого этапа жизненного цикла стартует инновационный процесс. Осуществляется разработка (НИР, ОКР), внедрение или диффузия - коммерциализация новшества (в соответствии со стадиями жизненного цикла инноваций.
В ходе разработки необходимо провести поиск аналогов по доступной библиотеке Роспатента (www.fips.ru) и выбрать подходящий патент (устройство, способ, вещество, дизайн), либо доказать, что аналоги отсутствуют.
После краткой характеристики новшества рекомендуется классифицировать идею по методикам инновационного менеджмента (табл.6). Таблицу следует перенести целиком, подчеркнув относящиеся к выбранному типу строчки.
Таблица 6 - Классификация инноваций
Классификационный признак
| Вид инновации
| 1. Сфера приложения
| 1. Научно-технические
2. Организационно-экономические
3. Социально-культурные
| 2. Характер удовлетворяемых потребностей
| 1. Создание новых потребностей
2. Развитие старых потребностей
| 3. Предмет приложения
| 1. Технологические, в т.ч. в сфере услуг (продуктовые, процессные)
2. Маркетинговые (изменения дизайна, упаковки продукции, изменения методов маркетинговой деятельности)
3. Организационные (новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, изменения во внешних связях)
| 4. Степень радикальности
| 1. Базисные
2. Системные
3. Улучшающие
4. Псевдоинновации
| 5. Масштабы распространения
| 1. Экономика в целом
2. Экономика страны
3. Многоотраслевые
4. Отрасль
| Продолжение таблицы 6
|
| 5.Предприятие
6.Подразделение
| 6. Способ разработки
| 1. Собственными силами
2. С привлечением внешних фирм
| 7. По источнику появления
| 1. НТП
2. Потребности общества
3. Потребности предприятия
| 8. По причине возникновения
| 1. Стратегические
2. Реактивные
| 9. По роли в процессе производства
| 1. Основные (создают новые рынки, лежат в основе новых отраслей)
2. Дополняющие
| 10. По характеру связи с наукой
| 1. Восходящие
2. Нисходящие
| 11. По характеру воздействия на рыночно-технологические возможности организации
| 1. Архитектурные (Новый рынок, новые продуктово-технологические возможности)
2. Революционные (Старый, новые)
3. Нишесоздающие (Новый, старые)
4. Регулярные (Старый, старые)
| 12. По глубине вносимых изменений (по классификации Ф.Валенты)
| 0 – регенерация первоначальных свойств
1- изменение количественных свойств системы
2 – перегруппировка составных частей
3 - адаптивные изменения
4 – новый вариант
5 – новое поколение
6 – новый вид
7 – новый род
|
Краткий маркетинговый анализ провести по основным правилам данной дисциплины с учетом предполагаемой емкости рынка.
Маркетинговые исследования рекомендуется производить в следующем порядке: анализ потребителей – анализ рынка – анализ конкурентной ситуации – изучение и выбор каналов сбыта – выбор комплекса маркетинга. По каждому аспекту необходимо сделать определенные выводы.
В результате необходимо установить следующие параметры:
- установить сегмент потребителей продукции;
- емкость рынка и объем продаж с учетом доли конкурентов, а также технологических и др. возможностей предприятия;
- цену инновационного продукта.
2.3. Производственный план. Расчет потребности в финансировании
На основе маркетингового анализа необходимо составить производственный план на 1 год, с учетом производственных возможностей и уточнить цену с учетом затрат на производство и реализацию.
Для составления плана рекомендуется подробно проработать спецификацию изделия и технологическую карту производственного процесса по созданию данного продукта (услуги) по предлагаемым примерным схемам (табл.7,8).
Таблица 7 – Спецификация на изделие (услугу)
Наименование материалов и комплектующих
| Единицы измерения
| Количество на единицу изделия (услуги)
| Стоимость, руб.
|
|
|
|
| Итого
| Х
| Х
|
|
Данные изменения ресурсов структурировать как капитальные (единовременные) и текущие и занести в таблицы (см. табл. 9,10,11), в дальнейшем их необходимо использовать как основу экономического анализа.
Наличие и отсутствие ресурсов, а также время на изготовление изделия (с учетом совмещения операций) можно привести в технологической карте производственного процесса (табл.8).
Таблица 8 – Технологическая карта производственного процесса
Наименование операции
| Время на операцию, час.
| Потребности в материальных ресурсах
| Требуемый персонал
| Наличие/ отсутствие персонала(+/-)
| Требуемое оборудование
| Наличие/ отсутствие оборудования (+/-)
|
|
|
|
|
|
|
| В случае перехода прав на объект интеллектуальной собственности (патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак и др. средства индивидуализации, ноу-хау) необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.
Данный договор подлежит государственной регистрации, если само право на РИД требует обязательной гос. регистрации. (ст.1232, 1369 ГК).
Предполагаемую стоимость лицензионного договора рассчитать исходя из стоимости государственной регистрации и суммы роялти (паушального платежа и др.) на основании маркетингового анализа и плана производства инновационного продукта (услуги).
Сумма роялти рассчитывается по формуле (2):
| (2)
|
где – объем ожидаемого выпуска продукции в году t;
– продажная цена продукции в году t;
– размер роялти в году t;
Т – срок действия лицензионного договора
t - изменяется в пределах от 1 до Т.
Паушальный платеж уплачивается единовременно, поэтому размер отчислений приводится к моменту платежа c помощью дисконтного множителя (3).
| (3)
|
где а - ставка дисконта;
t – период с даты подписания договора до даты получения лицензиаром роялти в соответствующем году.
Годовой размер роялти ( ) можно узнать из сложившейся практики делового оборота, либо из литературных источников по оценке интеллектуальной собственности /18/.
При расчете единовременных и текущих затрат необходимо понимать, что паушальный платеж включается в единовременные затраты, а далее учитывается в составе текущих как расходы будущих периодов (аналогично амортизации). Роялти относятся к периодическим выплатам и сразу включаются в текущие затраты.
При приобретении исключительных прав, сумма лицензионного договора учитывается в составе нематериальных активов и амортизируется по правилам ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
После разработки спецификации и технологической карты необходимо провести анализ эффективности с учетом производственного плана и структуризации затрат на производство в расчете на год (табл.9,10,11).
Таблица 9 – План единовременных вложений
Наименование
| Стоимость без НДС, руб.
| Срок полезного использования, срок списания, лет
| Метод амортизации (ПБУ 6/01, 14/2007, 17/02)
| Годовая сумма амортизации (РБП), руб.
| 1. Маркетинговые исследования
|
| Х
| Х
| Х
| 2. Обучение персонала
|
| Х
| Х
| Х
| 3. Затраты на заключение лицензионного договора
|
| Х
| Х
| Х
| 4. Затраты на регистрацию лицензионного договора
|
| Х
| Х
| Х
| 5.Приобретение ОС, ИТ
|
|
|
|
| 6.Сумма паушального платежа
|
|
| Х
|
| 7.Стоимость исключительной лицензии
|
|
|
|
|
Таблица 10 – Переменные затраты в расчете на 1 год в текущих ценах, необходимые для реализации новшества
Наименование ресурса
| В расчете на ед. изделия
| В расчете на месяц
| Сумма за год
| Кол-во, тариф
| Сумма, руб.
| Кол-во
| Сумма, руб.
| Кол-во
| Сумма, руб.
| 1.Материальные ресурсы:
- сырье, шт.,кг,...
- топливо
- электроэнергия
- транспортно-заготовительные работы
|
|
|
|
|
|
| 2. Оплата труда - основной персонал, чел.
|
|
|
|
|
|
| 3. Отчисления на социальные нужды:
- ОСС по основному персоналу (уплачиваются по страховому тарифу в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, зависят от применения специальных налоговых режимов)
- ФСС по классу профессионального риска (варьируется от 0,2 до 8,5% ФОТ по трудовым договорам)
|
|
|
|
|
|
| 4.Роялти
|
|
|
|
|
|
| Итого
| Х
|
| Х
|
| Х
|
|
Таблица 11 – Постоянные затраты в расчете на 1 год в текущих ценах, необходимые для реализации новшества
Наименование ресурса
| В расчете на месяц
| Сумма за год
| Кол-во, тариф
| Сумма, руб.
| Кол-во
| Сумма, руб.
| 1. Оплата труда:
- управленческие кадры (если будут изменены в ходе реализации проекта)
|
|
|
|
| 2. Отчисления на социальные нужды по новому управленческому персоналу:
- ОСС (непроизводственного персонала)
- ФСС по классу профессионального риска
|
|
|
|
| 3.Амортизация (по всему новому оборудованию и НМА)
| Х
|
| Х
|
| 4. Прочие расходы на производство и внедрение инновации
- прочие материальные ресурсы (офисные расходы), если потребуются дополнительно для реализации новшества
- аренда, лизинговые платежи
- расходы на новые управленческие функции
- РБП (паушальный платеж)
- налоги (если уплачивают):
- транспортный налог
- ресурсные налоги
- земельный налог
|
|
|
|
| 6. Прочие непроизводственные расходы:
- налог на имущество
-% по кредитам, взятым на реализацию проекта
|
|
|
Х
|
| Итого
| Х
|
| Х
|
|
Структуру затрат сформировать по правилам бухгалтерского учета (ПБУ 5/01, 6/01, 14/2007, 9/99,10/99, 17/02).
С целью оценки результатов операционной деятельности необходимо определить объем безубыточного производства, используя следующие формулы (4,5,6):
| (4)
|
где: – выручка от реализации продукта в точке безубыточности;
– договорная цена единицы i-той продукции;
– количество единиц реализованной продукции в точке безубыточности.
| (5)
|
где: – себестоимость реализованной продукции;
– переменные затраты на единицу конкретного вида продукции;
– постоянные затраты, отнесенные на проданную продукцию.
Учитывая, что в точке безубыточности затраты на изготовление продукции равны выручке от ее продажи, получаем количество единиц реализованной продукции в точке безубыточности:
| (6)
|
Для нахождения эффективности и периода полной окупаемости проекта необходимо рассчитать прибыль от реализации проекта за интересующий период, сложить ее с накопленной амортизацией и соотнести их сумму с инвестиционными затратами.
Проведя данный анализ, студент должен сделать выводы о потребностях финансирования и ориентировочном периоде окупаемости текущих затрат при внедрении данной инновации.
Полный расчет эффективности инновации рекомендуется осуществить с применением ПО «Project Expert» и привести основные таблицы (кэш-фло, прибыли-убытки, эффективность инвестиций) в приложении к курсовой работе.
|