Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формы политической власти. Теория разделения властей

Основные формы полит.власти:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

Законодательная власть – власть которая принимает законы, в большинстве стран это парламент.

Основные функции парламента:

- принятие законов;

- внесение поправок в конституцию;

- рассмотрение и утверждение госбюджета;

- контроль за исполнением бюджета;

- контроль за деятельность правительства;

- определение основ внутренней и внешней политики.

Исполнительная власть – исполняет законы. Это премьер-министр, президент (в президентской республике), кабинет министров и различные комитеты.

Функции исполнительной власти:

- разработка бюджетов; - проведение единой кредитной и денежной политики; - проведение единой политики в области здравоохранения, образования и культуры; - мероприятия по обеспечению обороны страны; - реализация внешней политики; - осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан.

Судебная власть – суды верховные, конституционный; верховный надзор; высший хоз. суд.

Функции судебной власти:

- надзор за соблюдением конституции и соответствия ей актов законодательной и исполнительной властей;

- осуществление правосудия;

- обеспечении и защита прав и свобод граждан.

Значимость суда велика. Суд должен быть независимым.

Разделение властей.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер.XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную судебную.



Цели разделения властей:

- боле четкое определение функций, компетенций и ответственности гос. органов;

- возможность для властей контролировать друг друга и создавать систему сдержек и противовесов;

- более эффективная борьба со злоупотреблением властью;

- более гармонично соединить такие понятия, как государство и общество, власть и свобода, закон и право.

Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это характерно для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей.

 

Политические конфликты и кризисы.

Пол.конфл. – это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов.

Причины конфликтов: - социально-экономические; - психологические.

Типы полит.конфликтов: - внутренние; - внешние.

Внутренние по структуре:

- горизонтальные (между индивидом и группой);

- вертикальные (между субъектами полит.партий);

- между теми, кто власть имеет, и теми, кто не имеет.

Конфликты по содержанию:

- конфликты интересов; - ценностные конфликты; - конфликты идентификации.

Пути разрешения конфликтов: - принуждение; - тупик; - мирное урегулирование.

Кризис – неразрешимый конфликт.

Причины полит.кризисов:

- этническая часть страны добивается независимости( Донбасс с Украиной);

- экологические катастрофы;

- внутренний взрыв или паралич режима (революции);

- прекращение иностранной поддержки правящих элит;

- внезапный распад неустойчивых демократических структур.

Типология: - внутриполитический; - внешнеполитический.

Внутриполитический кризис:

- правительственный – правительство не справляется, и его решения не выполняют, выход – новое правительство;

- парламентский – парламент не может принять ни одного решения;

- конституционный – конституция устарела;

- социально-политический – выход из него – реформа;

Положительные функции конфликтов и кризисов:

1. разрядка напряженности;

2. средства давления на власть с целью изменения проводимой политики;

3. ведет к выявлению соотношения сил.

 

Компромисс и консенсус в политике.

Компромисс (в пер. «соглашение») – сознательно заключенное политическое соглашение путем уступов двух сторон.

Разновидности компромиссов:

1. компромисс как спасительная альтернатива.

2. компромисс – политический оптимизм.

3. компромисс – как возможная альтернатива.

4. компромисс – средство консервации противоречий.

5. компромисс – как тактическая уловка.

6. компромисс – как самообман.

7. компромисс – как способ ухода от реальности.

Консенсус – состояние согласия основных социальных сил относительно разделения власти и ценности, а также поиск взаимоприемлемых решений, удовлетворяющего все стороны.

При принятии решения компромисс основан не на голосовании. При компромиссе никто не должен быть против. Но компромисс - не единогласие, а отсутствие прямых возражений.

Считается, что консенсус можно заключить при условии всеобъемлющих ценностей или идей:

- национальные;

- религиозные;

- права и свободы человека;

Признаки консенсуса:

- основан не на голосовании, а на согласии;

- не решение большинства, т.к. не совместим с отрицательной позицией хоты бы одного из участников;

- не единогласие, а только отсутствие прямых возражений.

 

Политическая система.

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных институтов, норм и механизмов, посредством которых осуществляется регулирование социальных процессов в обществе.

Структура политических процессов состоит:

-центра (политическая власть);

-элементов:

1. политических институтов;

2. политических отношений;

3. политические нормы и принципы;

4. политическое сознание и политическая культура;

5. средства массовой информации.

Политические институты – политические учреждения с организованной структурой (само государство, правительство, муниципалитет).

Политические отношения – формы и сущность политических функций и типов управления (институт президентства).

Чем больше в обществе политических институтов, тем больше вероятности создать правовое государство.

Политические нормы и принципы:

Политическая норма – правила достижения вечных и временных, абсолютных и относитель-ных политических ценностей.

Политической сознание – восприятие и осознание политических идей индивидом, коллекти-вом, обществом в целом, а также их отношений к политической деятельности.

Политическая культура – уровень знаний и представлений различных слоев общества и инди-видов о власти и политике, а также степень политической активности.

Функции политических систем:

1. выработка политических целей и закрепление их в политических документах

2. обеспечение интеграции общества на основе использования политики и власти;

3. мобилизация ресурсов и средств для выполнения поставленной задачи;

4. идейно-воспитательная (функция социализации);

5. охранительная;

6. функция поддержания внешних политических отношений.

Типы политических систем:

1. типология по шкале политической культуры:

• англо-американская политическая культура (мультиценностная, но однородная политическая культура; уважение свободы личности; дифференциация законов; диффузность власти и влияния.

• континетально-европейская политическая система (смешанная политическая культура)

• доиндустриальная (частично индустриальная политическая система) – смешанная политиче-ская система, неоднородность общества)

• тоталитарная политическая система – принудительная однородность политической культуры, отсутствие добровольных объединений отсутствие дилегир. власти и её разделений.

2. типология по шкале доминирующих ценностей:

• либерально-демократическая политическая система (опора на ценности либерализма);

• коммунистическая политическая система (приоритет равенства социальных благ);

• традиционная (опора на ценности консерватизма);

• авторитарно-консервативная (опора на социальное и экономическое неравенство)

• развивающаяся политическая система – стремление к политическому, экономическому и социальному равенству авторитарными средствами.

3. типология по внутреннему устройству:

• моноцентрическая;

• плюролистическая;

4. типология по общественно-экономической информации или марксистская:

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• социальная.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.