Функции государства. Государственный механизм и его структура. Государство есть основное звено политической системы общества. Возникло в результате общественного разделения труда, образования классов, а также многих иных факторов
Главная генеральная функция гос-ва – реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования.
Внутренние функции:
- поддержка и защита конституционного строя;
- эконом., соц., полит., дух.развитие страны;
- регулирование хоз. деятельности;
- поддержание общественного порядка и стабильности;
- регулирование отношений между соц. группами;
-культурно-воспитательная;
Внешние функции:
- обеспечение безопасности и государственного суверенитета;
- установление связей и взаимного сотрудничества с другими государствами;
- регулирование экономической деятельности в межгосударственных делах;
- участие в делах мирового сообщества.
Механизм государства:
1.Представителные органы государственной власти: на высшие (парламент) и местные.
2.Исполнительно-распорядительные органы:
- высший орган – правительство;
- центральные – министерства;
- местные.
3.Органы судебной власти:
-конституционный;
-гражданский;
-хозяйственный;
-уголовный;
-административный.
4.Органы прокуратуры – надзирающие органы.
5.Органы гос.контроля (полиция)
6.Органы охраны общественного порядка.
7.Органы государственной безопасности
8. Армия.
Монархия. Парламентская республика.
В зависимости от истории власти, т.е. формы правления, государства делятся на монархии и республики. В настоящее время в мире насчитывается 30 монархий.
Монархия характеризуется концепцией власти в руках единоличного главы государства и пере-дачей ее по наследству. Сегодня существует абсолютная и конституционная монархия.
Глава государства занимает свой пост на неограниченный срок и не несет юридической ответ-ственности за свои действия.
Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Бруней, Катар, Ватикан).
Конституционная монархия характеризуется ограничениями главы государства парламентом.
В зависимости от степени ограничения различают:
-дуалистическую монархию;
-парламентскую монархию;
- теократическую монархию (Ватикан).
В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная - парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания и др.).
В парламентской монархии (Англия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония и др.) власть монарха практически не обладает реальными полномочиями, они носят представительный характер. В реальной жизни парламентская монархия мало отличается от республики.
В настоящее время более распространены республиканские формы правления, при которых за-конодательная власть осуществляет выборный парламент, а исполнительную утвержденное им правительство.
По форме гос. власти республика делится на: парламентскую; президентскую; смешанную.
Признаки парламентской республики :
1. парламент явл. Высшим органом государства и избирается гражданами всей страны;
2. правительство формируется из лидеров победившей на выборах в парламент партии;
3. правительство ответственно перед парламентом и может быть им отозвано;
4. члены правительства являются одновременно депутатами парламента;
5. глава правительства—это лидер победившей партии;
6. глава правительства является первым лицом государства, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы;
7. президент, является формальной главой государства, осуществляет церемониальные функции, избирается парламентским путем. Президент такой республики осуществляет свою деятельность только с согласия парламента. Такое положение президента закреплено в конституции (Италия и Индия).
Достоинства:
- основной объем власти сосредоточен в одном органе (парламенте);
- видны пределы ответственности за проводимую политику;
- повышение доли выборов в политической жизни;
- парламентское правление защищает страну от возникновения диктатуры;
Недостатки:
- нестабильность правительства;
- нечеткое разделение властей.
Президентская республика.смешанной формы правления.
Президентская республика впервые появилась в 1787 г. в США.
Признаки:
1. Президент сам формирует правительство и руководит его деятельностью.
2. Двойная система выборов (парламент и президент избираются независимо).
3. Президент избирается прямым голосованием (кроме США, Аргентины, Финляндии).
4. Наличие жесткого разделения властей (президент не имеет законодат. полномочий, но имеет право отлагательного вето – один раз может наложить вето, вернуть в парламент на доработку.Парламент может 2/3 голосов преодолеть вето).
Достоинства:
- возможность быстрого принятия решения;
- такая форма правления наиболее устойчивая;
- более последовательное разделение властей;
- показывает, какой тип политика предпочитают избиратели.
Недостатки:
- есть опасность диктатуры;
- большая вероятность конфликтов между законодательной и исполнительной властями;
- большая зависимость всей политической системы от физических качеств 1 человека.
Разновидности: - североамериканская (президент назначает министров по согласованию с парламентом); - латиноамериканская (президент назначает министров самостоятельно).
Суперпрезидентская республика – когда у президента огромные полномочия. Чаще всего президент такой республики получил свое место путем переворота.
Смешанная республика – появилась в 1958 г. во Франции (Шарль де Голль).
Признаки:
1. Президент – центральная фигура гос. власти, избирается всенародно прямыми выборами.
2. Правительство формируется президентом из числа победивших на выборах в парламент пар-тий или абсолютно самостоятельно.
3. Правительство имеет двойное подчинение: и парламенту, и президенту (формально).
4. Парламент имеет право объявить вотум недоверия правительству, что может повлечь роспуск парламента.
5. Президент выведен за пределы схемы разделения властей и стоит над ветвями власти, выполняя роль арбитра.
6. Президент имеет большую личную власть и незначительную связанность его действий полномочиями парламента.
7. Президент имеет больше законодательных прав, чем в президентской республике, т.к. ему же принадлежит исполнительная власть.
8. Президент имеет право распускать парламент и назначать новые выборы (в РБ – за искл. пер-вого года работы парламента и последних полугода работы президента).
Достоинства и недостатки – как в президентской.
Парламент
Законодательная власть принадлежит парламенту. Она формируется в результате выборов в парламенте своих представителей. Законодательная власть осуществляет разработку и принятие законов, утверждает бюджет страны и контролирует его выполнение. Законодательная власть в некоторых государствах утверждает главу правительства, т.е. премьер-министра, а также опреде-ляет внутреннюю и внешнюю политику.
Основные функции парламента:
- принятие законов;
- внесение поправок в конституцию;
- рассмотрение и утверждение госбюджета;
- контроль за исполнением бюджета;
- контроль за деятельность правительства;
- определение основ внутренней и внешней политики.
В парламентской республике глава государства избирается парламентом и ему подотчетен. В ПР глава государства сильно ограничен. Президент такой республики осуществляет свою деятель-ность только с согласия парламента. Такое положение президента закреплено в конституции (Ита-лия и Индия).
Высшим органом власти является парламент. В крупных государствах парламент 2-х палатный, в небольших – однопалатный. Парламенту предоставляются широкие права. Он периодически требует у правительства отчет о его деятельности, санкционирует …политические мероприятия, принимает законы; парламент может выразить недоверие правительству, за которым следует его отставка. Политическая ориентация зависит от политических фракций парламента, их веса и т.д. значит.
Президентская республика. Глава государства избирается не парламентом, а при участии выборщиков или населения. Президенту предоставляются широкие и разнообразные полномочия. Правительство формируется президентом и подчинено ему. Глава государства – президент. Президент и парламент независимы друг от друга. Парламент не может сместить президентское правительство даже если выражает квоту (недоверие). А президент может в определенных условиях распустить парламент (США).
Для смешанной республики характерны парламентские и президентские формы правления. В такой республике президент избирается народом, он формирует правительство и контролирует его деятельность. Президент имеет право распустить парламент. Парламент имеет ограниченные права. В смешанной республике существует такой институт, как премьер-министр (Россия, РБ, Украина и другие страны СНГ, Франция).
Этапы развития парламента:
1. Древний мир – народные собрания в Др.Греции и Риме, вече; решали вопросы войны и мира, объединения или разъединения с соседями.
2. XII-XVII – государственное значение (1215 – 1-й избранный парламент в Англии).
3. XVII-XVIII – парламент получает законодательные функции, появляется 3 первые Конституции.
4. XIX – парламент становится единственным источником законодательства.
5. XX-XXI – идея парламентаризма становится общепризнанной.
Формирование парламента:
- нижняя палата – всенародные выборы;
- однопалатный парламент – всенародно;
- верхняя палата: 1.назначает глава государства; 2. избирают от региона, от которого парламента-рий идет в верхнюю палату; 3. назначает местная власть
Бел.парламент – Национальное собрание.
Нижняя палата – Палата представителей (110).
Верхняя палата – Совет Республики (64 – по 8 от обл., 8 от Минска, 8 от президента).
Парламентские привилегии:
- индемнитет – депутат не несет ответственности за свои заявления в Парламенте и за законы, ко-торые он принимает.
- парламентская неприкосновенность – нельзя арестовать или привлечь к суду, даже в роли свидетеля.
Право законодательной инициативы:
- депутат; - глава гос-ва; - правительство; - народная инициатива (150 тыс. избирателей).
|