Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

1. Наличие у слушателя критического к себе отношения, учет того, что ему присущи не только достоинства, но и недостатки при восприятии информации. Это дает возможность выявить и своевременно устранить такие свои слабые стороны как необоснованное перебивание собеседника, чрезмерную эмоциональность, поспешные выводы, излишние жесты.

2. Использование активного слушания, чтобы коммуникация не приобретала односторонний характер. Процесс слушания тоже должен быть двусторонним. Общающимся в роли слушающего следует выступать поочередно.

3. Проявление постоянного физического внимания к собеседнику. Это находит выражение в том, что с ним поддерживают зрительный контакт, а поза и жесты свидетельствуют об уважительном отношении к партнеру и его информации. Для этого же к нему должно быть обращено лицо слушающего, а межличностное расстояние между ними удобным для общения. Отсутствие эмоциональных проявлений у лица, воспринимающего информацию, часто является показателем того, что он невнимателен к собеседнику.

4. Сознательная концентрация восприятия слушателя на том, о чем идет речь, на наиболее важных положениях поступающей информации. Для этого, по возможности, стараются устранить все помехи, которые затрудняют восприятие.

Для этого же пресекаем и «блуждание мысли», когда при слушании думают совсем о другом. Например, когда при получении информации об устройстве трактора, слушающие размышляют о том, кто привлекательнее в роли трактористки — брюнетка или блондинка.

5. Внимание не только к содержанию информации, но и к тем эмоциям, которые при ее подаче проявляет собеседник.



Содержание нижеследующих фраз одинаковое, но они имеют различную эмоциональную окраску:

— Я выпил это вино.

— Я, наконец, выпил это вино.

— Я даже выпил это вино.

— Я уже выпил это вино.

6. Внимание слушающего к невербальным средствам выразительности, используемым говорящим. Это дает возможность установить степень их соответствия содержанию. В результате этого слушатель, сделав соответствующие выводы, может более правильно определить манеру своего поведения при дальнейшем общении.

7. Использование слушающим по отношению к противоположной стороне положительной установки, даже если она ему очень не симпатична или вызывает только отрицательные эмоции.

Отрицательная установка затрудняет слушание, снижает его эффективность, мешает уяснению истинного смысла услышанного, порождает настороженность.

8. Постоянная демонстрация своего понимания того, о чем идет речь, с помощью приемов как рефлексивного, так и нерефлексивного слушания.

9. Одновременное слушание самого себя, уяснение тех мыслей, идей и эмоций, которые у его субъекта возникли.

10. Адекватная реакция слушателя на воспринимаемую информацию.

 

НЕПРАВИЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ

1. Молчание одного из участников общения не всегда означает, что он внимательно слушает другого. Иногда при этом он просто погружен в свои мысли и весьма далек от той информации, которая ему адресуется другой стороной.

2. Не притворяйтесь, что внимательно ее слушаете. Это может быть обнаружено и породит затруднения в дальнейшей коммуникации, уменьшит ее результативность.

3. Если нет в этом особой потребности, не будем перебивать говорящего до тех пор, пока он не закончит подачу информации. Особенно не следует забывать об этом лицам мужского пола.

4. Поспешные выводы слушателя редко приносят пользу. Выводы следует делать только после того, как восприятие информации полностью завершено.

5. Слушателю не нужно давать возможность говорящему «поймать» себя в споре. Когда возникают противоречия и разногласия, ему не следует спешить с изложением своей позиции, чтобы не попасть впросак. А для этого нужно до конца выяснить их суть и только после этого «раскрывать рот».

6. Слушателю не надо злоупотреблять вопросами, адресованными говорящему. Это не только не очень положительно его характеризует, но и может «выбить из седла» противоположную сторону, ухудшить качество и эффективность подачи ею информации, неправомерно вызовет у нее оборонительную позицию.

7. Стараемся, слушая партнера, пореже говорить ему: «Я хорошо понимаю ваши чувства». Считается, что часто эти слова произносятся слушающими только для того, чтобы сделать «хорошую мину при плохой игре», т.е. оправдать свое неслушание.

8. Не будем слишком доверчивы и чувствительны к собеседнику и подаваемой им информации.

Стараемся также по возможности, критически воспринимать и его эмоциональные при этом проявления. В первую очередь обращаем внимание на смысл и значение слов говорящего.

9. Будем давать советы только, когда об этом попросят. Считается, что непрошенным советом отделываются те, кто на самом деле никогда не поможет. Хотя такое утверждение, видимо, не всегда правомерно.

10. Не будем использовать молчание во время слушания для прикрытия своего пассивного участия в коммуникации и как возможность избежать при его помощи самовыражения.

Это присуще в основном неуверенным в себе людям, которые сознательно избегают открытого выражения своего мнения и проявления своих чувств.

Бывает подобное и когда слушающий не желает говорить или вообще участвовать в общении.

 

ЗАПОМИНАНИЕ УСЛЫШАННОГО

Одним из важных элементов, без которого трудно обойтись в процессе общения, является запоминание той или иной информации для использования ее в дальнейшем.

Люди рождаются с различной предрасположенностью к запоминанию, с неодинаковыми качествами памяти. У одних она работает лучше, у других — хуже. Встречаются в этом отношении и потрясающие окружающих своими феноменальными способностями.

Запоминать несложно тем, у кого память весьма далека от так называемой «девичьей». Или когда гражданин в отношении памяти просто вундеркинд: известен один из студентов, который полностью держал в своей памяти оба романа Ильфа и Петрова и мог по желанию публики в любой момент воспроизводить их с любой страницы.

Однако среди людей такие уникумы почти не встречаются. В основном вокруг обычные личности, нередко жалующиеся на «провалы» в памяти, особенно после того, как им выдадут пенсионное удостоверение.

И для них запоминание — это труд, нелегкое дело, которое невозможно без организованности, настойчивости и упорства с их стороны.

Влияние на него оказывают общая эрудиция, наличие соответствующего опыта, заинтересованность, характер отношения к собеседнику. Однако главную роль в запоминании играют особенности индивидуальной памяти.

Обработка поступивших в нее данных происходит на четырех перекрывающих друг друга уровнях — оперативном (сенсорном), кратковременном, долговременном и постоянном. В связи с этим выделяются четыре функционирующих у человека вида памяти.

Оперативная отличается тем, что определяется сенсорными следами и их исчезновением. На это уходит от полсекунды до секунды. Эта память воспринимает всю информацию.

После этого она поступает в кратковременную память. Особенность ее в том, что она ограничена во времени — ее действие продолжается менее 30 секунд, во время которых удерживаются разнообразные виды информации, в том числе словесная, зрительная и отвлеченные образы.

Емкость восприятия кратковременной памяти не безмерна. Обычно она ограничена определенным числом запоминаемых единиц (7 ± 2).

Усвоенная кратковременной памятью информация поступает из нее в долговременную, отличающуюся большей продолжительностью.

Чтобы удержание в ней информации было более продуктивным, объекту коммуникации следует не только внимательно воспринимать адресованную ему информацию, но и тщательно и сознательно ее обрабатывать путем установления ассоциаций с уже ему известной посредством своих волевых усилий.

Подобные же усилия нужно слушателю прилагать и когда есть необходимость информацию перевести из долговременной в постоянную память.

В результате деятельности всех видов памяти большая часть поступающей при коммуникации к слушателю информации забывается.

Чтобы увеличить объем остающейся ее части, процессом запоминания следует управлять.

Основное воздействие на него оказывает торможение, являющееся итогом влияния одной информации на другую, когда последующая вытесняет из памяти предыдущую.

В связи с этим преимущественно запоминается та часть информации, которая поступила последней и которую уже некому тормозить или вытеснять.

Первая информация задерживается в памяти несколько хуже, чем последняя, но тоже воспринимается ею неплохо, поскольку она еще не перегружена другой информацией.

Та же ее часть, которая в процессе восприятия ее слушателем занимает срединное место, обычно задерживается в памяти хуже всего.

Эти особенности работы памяти нужно учитывать тем, кто адресует информацию слушателю. Располагать ту или иную ее часть следует в зависимости от ее назначения.

Важную и значимую часть информации есть резон подавать в начале, а особо важную и особо значимую — в конце общения.

Значительным стимулятором забывания поступающей в сознание информации является повышенная эмоциональность слушателя. Особенно негативное воздействие при этом оказывает наличие у него чувства беспокойства.

Кроме того, эмоциональная неуравновешенность слушателя нередко приводит к тому, что вся или часть поступающей в его память информации имеет искаженный вид.

Действенным средством, стимуляции процесса запоминания является концентрация внимания слушателя на той части информации, которая имеет для него наибольшее значение.

Это приводит к тому, что другие ее части тормозятся или задерживаются в памяти всего на несколько секунд.

На процесс запоминания оказывает свое воздействие и степень сложности воспринимаемой информации. Чем она проще, чем она понятнее, тем она обычно легче запоминается.

Положительно сказываются на запоминании информации и ее новизна, и необычная манера ее подачи, и доступные используемые при этом словесные конструкции.

Лучше всего для этого употреблять краткие, выразительные и созвучные словосочетания.

В процессе восприятия информации одновременно участвуют и слуховая, и зрительная память, действенность деятельности которых неодинакова.

Широко известна в связи с этим такая разумная поговорка: «Лучше один, раз увидеть, чем 100 раз услышать». Из нее следует, что визуальная память сильнее и надежнее слуховой, поскольку зрительное и слуховое воздействие оставляет в памяти разные следы.

Хотя, припоминание услышанного происходит быстрее, чем увиденного, но увиденное является в памяти более устойчивым.

Адресуя в процессе общения слушателю информацию, будем помнить, что когда она носит конкретный характер, лучше использовать зрительные средства отражения информации, а абстрактный материал эффективнее воспринимается на слух.

Часто у слушателей возникают проблемы при запоминании цифр, особенно больших. Поэтому их лучше просто записывать. Сложные вопросы легче запоминаются в процессе их двустороннего обсуждения.

Для повышения эффективности запоминания рекомендуется сочетать зрительные и словесные образы с записями.

Существуют различные способы улучшения работы кратковременной памяти. Один из них называется «повторение» и заключается в том, что нужно слушателю повторить ту информацию, которую желательно оставить в памяти.

Другой способ сводится к уменьшению и сжатию поступающей информации, поскольку ее объем, воспринимаемый кратковременной памятью, ограничен.

Улучшает запоминание и установление связи поступающей информации с уже известным слушателю материалом, временем года, местом работы, задачами, со зрительными, смысловыми и ситуационными ассоциациями.

Иногда рекомендуется для этого и кодирование сложной информации в систему легче распознаваемых символов.

Например, это можно использовать при запоминании сложных чисел, Трудно сразу запомнить цифру 526237125. Легче это сделать, если ее разбить на знакомые или значимые числа — 526-237-125 или 52-62- 37-125.

Действенным фактором, способствующим запоминанию, является достаточная мотивация этого, наличие в этом заинтересованности у слушателя, Остается в памяти в первую очередь и легче всего то, в чем он лично заинтересован.

Информация без этого, а также если она не вызывает эмоций и чувств, плохо запоминается. Поэтому в ней надо постараться найти хотя бы немного того, что может заинтересовать запоминающего или дополнить ее материалом соответствующего рода, если он отсутствует.

Психологи считают, что неплохо запечатлевается в памяти и информация о незаконченных делах и задачах.

Но вот то, что доставляет слушателю беспокойство и неприятности, задерживается в его памяти хуже. Однако это явление имеет место далеко не всегда. Сильное влияние при этом оказывают особенности личности слушателя.

Трудно повысить эффективность запоминания, если стараться сразу закрепить в памяти многое.

Более разумно для этого выделить в информации самое главное или сгруппировать ее в соответствии со сходными элементами и разместить полученные группы в их логической последовательности.

Полезны для этого и антракты в восприятии информации, поскольку они не только дают возможность памяти отдохнуть, но и способствуют повышению к ней интереса.

Процесс запоминания должен быть управляемым, потому что удержание всей информации в одной голове мало возможно, даже если ее размеры поражают.

Поэтому из потока информации для запоминания выбирается та, которая необходима или может быть особенно полезной для дальнейшего общения.

Характер и объем ее определяются также теми целями и задачами, которые ставятся перед коммуникацией, особенностями ее участников.

При запоминании разумно руководствоваться еще одним правилом: непонятная или малопонятная информация плохо запоминается.

Понять ее — это значит уже в определенной степени ее запомнить. Поэтому в том, что необходимо запомнить, следует предварительно хорошо разобраться.

Процесс проходит более эффективно, если у запоминающего уже есть определенные знания по теме, которые являются базовой основой для новой информации.

Если их нет, запоминание менее продуктивно. Новая и старая информация в количественном и качественном отношении должны разумно соотноситься.

Слушателям следует учитывать и то, что на качестве работы памяти негативно сказывается перегруженность ее информацией. Ухудшается она и с возрастом, хоть некоторые молодые выражают в этом сомнение.

Дело в том, что по прошествии длительного времени с момента поступления информации в память, она при ее воспроизведении иногда дает смесь действительного и вымышленного.

С возрастом каждое последующее воспроизведение в памяти информации о прошлом все менее является отражением действительности и все больше становится игрой воображения.

Темперамент человека при запоминании тоже имеет значение. Флегматики медленно запоминают, но помнят долго, а вот холерики наоборот — и быстро запоминают, и быстро забывают.

Иногда утверждают, что качество памяти не только передается по наследству, но и что его можно повысить с помощью упражнений по специальной методике. В этом есть рациональное зерно.

Чтобы память меньше подводила, ее необходимо тренировать, учитывая то, что она в течение дня функционирует с неодинаковой степенью эффективности. Наиболее благоприятна в этом отношении первая половина дня.

После полудня эффективность работы памяти постепенно начинает снижаться и достигает в этом отношении пика к 17 часам, а затем снова начинает повышаться, достигая своего максимума к 19 часам.

Видимо, лучше всего для запоминания и тренировки памяти использовать те часы, когда она в наибольшей степени для этого восприимчива.

 

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Восприятие общающимися друг друга базируется не только на их словах и словосочетаниях. Психологи утверждают, что до половины межличностной коммуникации приходится не на них, а на ее невербальную форму.

Отличие ее в том, что она включает в себя только такие способы самовыражения, которые не опираются на слова и словосочетания.

Их использование в процессе общения имеет важное для него значение по ряду причин.

Одна из них заключается в том, что его участникам часто не достает слов, чтобы в полной мере себя выразить.

С другой стороны, применение внесловесных средств позволяет им в случае необходимости усилить воздействие своих слов и словосочетаний, обращенных к партнеру, обратить его внимание на те или иные положения своих высказываний или придать им наглядность, или подчеркнуть их значение, или сделать более доступными и действенными.

Использование невербальных средств также может помочь общающимся выразить те чувства, которые они испытывают вообще или в данный момент.

С их помощью можно продемонстрировать свое желание или нежелание, радость или горе, физическое состояние, отношение к тому, о чем говорят и делают…

Каждое невербальное проявление у человека в большей или меньшей мере отражает его внутренний мир и его устремления, позволяет их донести до собеседника.

Прав, видимо, известный не только в Германии гражданин по имени Гете, которому принадлежат такие слова:

— Нет ничего внутри человека. Поскольку все, что внутри — снаружи!

Своевременное применение невербальных средств позволят не только усилить свое воздействие на партнера, но и в случае необходимости его уменьшить. Например, когда сообщение неприятной информации сопровождается внесловесными средствами, свидетельствующими о сочувствии ему при этом.

Нельзя не обратить внимание и еще на одно значение использования невербальных средств самовыражения. Оно является важным средством разрядки тех эмоций, которые говорящий вкладывает в свои слова и вообще в коммуникацию.

Кроме того, общающиеся нередко говорят одно, а думают совсем другое. Допустим, уверяют своего собеседника в дружеских отношениях, а сами в это время думают о том, как бы сделать ему пакость.

Невербальные проявления в данном случае могут являться свидетельством не того, что говорят, а того, что думают.

Результативность общения в немалой степени зависит от того, насколько его участники умеют разбираться в используемых невербальных средствах выразительности.

Их восприятие и анализ позволяют не только лучше понять смысл и содержание их речи, характер их к вам отношения, но и соответствие их слов их истинным намерениями.

Они также дают возможность составить о человеке, с которым общаешься, более конкретное представление как о личности, о различных чертах его характера, свойствах и привязанностях, об уровне его культуры, нравственности и т.д.

Сделанные в связи с этим выводы могут оказаться весьма полезными при дальнейшей коммуникации для воздействия на ее участников в нужном вам направлении, для достижения ожидаемых от них результатов и для того, чтобы разумно использовать складывающуюся сиюминутную ситуацию в свою пользу.

А познать невербальные проявления партнера и сделать при этом практические выводы можно только путем наблюдения за ним.

В процессе общения оно должно быть постоянным и целенаправленным, а осуществление его следует строить по такой схеме:

1. Знаем, на какие внесловесные проявления собеседника нужно обратить внимание.

2. Имеем представление о том, свидетельством чего каждое из них является.

3. Определяем, какую пользу можно из этого для себя извлечь, как это практически использовать в дальнейшем.

Наблюдение за партнером может быть или односторонним, или комплексным. В первом случае обращается внимание только на одно из используемых им невербальных проявлений, к примеру, на его жестикуляцию или на выражение его глаз.

Однако одностороннее наблюдение не всегда позволяет составить истинное представление о собеседнике, может привести к ошибочным выводам.

Поэтому более эффективно применение комплексного наблюдения за всеми используемыми им средствами самовыразительности невербального характера.

Постоянное комплексное за ними наблюдение, правильное их истолкование дают возможность своевременно и достаточно верно установить, что на самом деле представляет собой партнер и главное чего он от вас хочет на самом деле.

Иногда самая малозначительная особенность в его внесловесных проявлениях ведет к обнаружению у него тех или иных черт характера или свойств, демонстрировать которые у него нет никакого желания.

Если, допустим, информировать собеседника об исключительных успехах кого-либо из общих знакомых, есть возможность по выражению его глаз определить завистлив он или нет.

Или когда при коммуникации ведут речь о материальном благополучии, о почестях и наградах, есть шанс по внесловесным проявлениям у ее участников с той или иной долей вероятности определить насколько они скупы, горды или честолюбивы.

Характер выражения лица собеседника, которому сообщают о великодушии или бескорыстии других, тоже дает возможность угадать в какой степени он сам обладает этими качествами.

Комплексное наблюдение также позволяет установить, что уже успел сделать партнер на своем жизненном пути, чего достиг и в чем не преуспел, какие цели преследует в данный момент и также мотивы движу) им.

Выводы о партнере делаются на основании всей совокупности используемых им при коммуникации невербальных средств выразительности.

Учитываем при этом, что на выводы могут оказывать влияние и субъективные качества интерпретатора, в том числе уровень его образования, степень наблюдательности, сытости и опьянения.

Как реагировать на невербальные проявления партнера?! Если они соответствуют его словам, то им можно полностью доверять.

Если же они противоречат словам говорящего, есть повод для сомнений в его правдивости и искренности. В этом случае уместно вспомнить старую сентенцию: «О человеке судят не по его словам, а по его делам».

Или постараться повлиять на партнера так, чтобы смысл и содержание используемых им вербальных и невербальных средств выразительности совпадали.

Если верить психологам, в процессе коммуникации имеет место непроизвольное подражание субъектом применяемым противоположной стороной средствам невербальной выразительности.

Его длительность и точность зависят от различных факторов, в том числе от физического состояния субъекта, характера его отношения к партнеру — уважения к нему или недоверия, понимания или неприятия…

В процессе восприятия и понимания невербального языка собеседника имеет место некоторое опаздывание относительно его высказываний, что нельзя не учитывать в процессе коммуникации.

Научиться понимать «бессловесные» сообщения общающимся помогают упражнения в этом направлении. Чем чаще вы этим будете заниматься, вообще обращать на это внимание, тем больше у вас шансов овладеть искусством «чтения» внесловесных средств выразительности.

Весьма полезно для этого постоянное наблюдение за позами, жестами и другими невербальными проявлениями в процессе коммуникации у различных людей.

Разумно сравнить свою оценку при этом соответствия используемых ими словесных и невербальных средств выразительности с оценкой этого же своими друзьями и коллегами.

Принесет пользу и следующее: глядя на экран телевизора при выключенном звуке, попытаться по «бессловесным» сигналам героев демонстрируемого сериала понять, что там происходит.

 

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ РАССТОЯНИЕ

К числу средств внесловесной самовыразительности, используемых в процессе общения, относится и межличностное пространство между его участниками. Его размеры уже дают основание сделать некоторые выводы о тех причинах, которые их побудили к коммуникации.

Межличностное пространство характеризует как близко или как далеко общающиеся находятся по отношению друг к другу.

С помощью его размеров можно выразить свое отношение к самой коммуникации или к отдельным ее участникам.

Широко известно выражение «держаться подальше»: оно характеризует то пространство, которое используется при контакте с теми, кто нам почему-либо не по душе или от кого можно ожидать неприятностей.

А вот выражение «держаться поближе» имеет противоположное значение: оно определяет меньший размер межличностного пространства при общении с теми, к кому испытываем симпатию.

Обычно, когда общающиеся заинтересованы друг в друге, они находятся на близком расстоянии друг от друга.

По размерам межличностного пространства между общающимися можно в значительной степени судить о характере отношений между ними. При этом учитываем следующие закономерности. Расстояние до 0,5 м обычно свидетельствует об их интимном характере.

Межличностное пространство в пределах 0,5-1,2 м с соприкосновением или без него является признаком дружеских отношений между общающимися.

Расстояние в пределах 1,2-3,7 м называется социальным и свидетельствует о неформальных или деловых отношениях.

Межличностное пространство свыше 3,7 м именуется публичным. Оно используется, когда есть необходимость или обменяться несколькими словами, или не затягивать контакт, или просто послать кому-либо дружеский привет.

Размеры межличностного пространства могут положительно или отрицательно влиять на процесс коммуникации. Как чрезмерно близкое, так и слишком большое ему не способствует.

Близкое расстояние по понятным причинам затрудняет зрительный контакт и жестикуляцию, а большее удаление им способствует.

Размеры межличностного расстояния между общающимися зависят и от их пола, возраста, уровня культуры, отношения к нормам морали, национальной принадлежности, количества выпитого.

Так, дети и старики стараются держаться поближе к собеседникам. А вот взрослые предпочитают при этом более отдаленное положение.

Мужчины обычно стоят или сидят дальше, чем женщины, к партнеру, независимо от того, кто перед ними.

Свойства личности тоже могут сказываться на размере межличностного пространства. Уравновешенные люди стремятся к его уменьшению, а беспокойные, суетливые и нервные стараются держаться подальше.

Социальный и правовой статус тоже оказывает свое влияние. Если вступают в контакт равные по статусу люди, то он происходит на относительно близком между ними расстоянии.

Шведы и прочие сытые обитатели Скандинавского полуострова обычно держатся дальше друг от друга, чем темпераментные обитатели Италии и других южных регионов.

Может оказывать влияние на межличностное пространство при общении и профессия или увлечения его участников или одного из них, например, карманника или терапевта.

Расстояние между общающимися можно регулировать и с помощью стола или другой «мебели», которые находятся между ними.

Их наличие обычно ассоциируется с властными полномочиями и с более высоким положением одного из общающихся.

Когда такое лицо стремится придать коммуникации менее официальный характер, то оно садится сбоку от стола или ведет ее стоя, или сидя на стульях, расположенных под углом друг к другу.

 

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Одним из средств внесловесного самовыражения в процессе коммуникации являются характер и особенности визуального контакта, имеющего место между ее участниками. Они часто служат основанием для определенных выводов.

Зрительный контакт между общающимися не должен быть непрерывным: они то смотрят в глаза партнера, то отводят взгляд в сторону.

Продолжительный визуальный контакт (более 10 секунд), который поддерживает собеседник, обычно является свидетельством его заинтересованности или в вас, или в том, что является предметом обсуждения.

Он может говорить и о том, что общение с вами доставляет ему удовольствие или об его желании продолжать его.

Настойчивый и неуместный взгляд партнера обычно вызывает недоумение или возмущение. Многими он воспринимается как вмешательство в личные переживания или как. проявление враждебности.

Более длительным, как правило, является зрительный контакт с лицами, имеющими более высокий социальный и правовой статус. Это же имеет место при коммуникации с теми людьми, которых мы уважаем или которыми восхищаемся.

Присуще это и общению с близкими для нас людьми, например, с заместителем декана, тещей, бывшим мужем или с подругой детства.

На особенности зрительного контакта между общающимися оказывают влияние и другие факторы.

Один из них тендерный: женщины в целом более склонны к визуальному общению, чем мужчины.

Поэтому, если есть сомнения в определении половой принадлежности лица, с которым общаемся, что теперь иногда случается, это необходимо учитывать

На характер и продолжительность зрительного контакта влияет и размер межличностного пространства между общающимися.

Чем оно меньше, тем больше мы его сокращаем, а при его увеличении имеет место противоположное явление.

Зрительный контакт можно использовать и для регулирования самого процесса коммуникации.

Если человек, «извергающий» из себя слова, то смотрит на партнера, то отводит глаза в сторону, это свидетельствует о том, что он еще не закончил говорить.

Когда он завершил свой монолог и прямо смотрит в глаза собеседника, тому становится ясно, что теперь его очередь говорить.

 

ВЗГЛЯД СОБЕСЕДНИКА

Считается, что без зрительного контакта между общающимися нельзя установить доверительные отношения между ними. Однако задержкой своего взгляда на глазах собеседника не следует увлекаться.

Когда долго и непрерывно в них смотрят, это часто говорит о стремлении доминировать в общении, навязать свое мнение. Естественно, что это обычно не порождает у партнера восторга или вызывает с его стороны ответную реакцию, в том числе не очень дружественную.

Тем не менее, от зрительного контакта при коммуникации не следует отказываться. Когда один из ее участников часто его избегает, другой может сделать такие выводы: партнер или ему не доверяет, или он не заинтересован, или он нервничает, или хочет прервать контакт, или неискренен, или замышляет что-либо неприятное.

Иногда рекомендуют во время общения смотреть, не опуская глаз, на срединную часть лба собеседника, что, дескать, помогает контролировать его ход.

Однако вряд ли этим стоит увлекаться: это будет взгляд в одну точку, который придется по душе не всякому партнеру. Или вдруг он начнет проверять пальцами или с помощью зеркала, чем его лоб привлек пристальное внимание противоположной стороны.

И не обнаружив там ничего нового, допустим, прыща или внепланового отверстия, начнет теряться в догадках, удивляться или манипулировать пальцем у своего виска, намекая на то, что у собеседника есть над чем задуматься.

Иногда рекомендуют, исходя из направления его взгляда, делать определенные выводы о его состоянии и намерениях.

Если взгляд у партнера длительное время направлен вниз, то он или перепуган, или испытывает желание «уйти восвояси».

Однако подобное истолкование направления взгляда не всегда будет правильным. Оно может свидетельствовать и об ином, например, о смущении собеседника или о том, что он полон недоверия.

Возможно, такой взгляд и свидетельство того, что партнер думает о чем-то постороннем или хочет вас обмануть. Может быть и такое истолкование взгляда партнера, длительно направленного вниз: возможно, он просто не может оторвать взгляд от ваших новых заморских башмаков или они привлекли его внимание тем, что вы их чистили последний раз в прошлом году.

А может быть он обеспокоено прислушивается к тому, что происходит у него в животе, где вдруг стала складываться «предреволюционная» ситуация.

Когда собеседник все время или часто смотрит в сторону, это обычно истолковывается как проявление неуважительного отношения к партнеру или к его высказываниям и действиям.

Однако такое истолкование взгляда, направленного в сторону, не всегда правильно. Возможно, его внимание во время коммуникации привлекла посторонняя дама, у которой есть что-нибудь необходимое для этого. Допустим, «оптимистическая» юбка типа «заглянем в будущее».

Многие полагают, что если партнер приподнял голову и смотрит вверх, то это свидетельство того, что он задумался над словами собеседника. Поэтому не стоит его отвлекать от этого, а нужно ждать, пока он не придет к определенному решению.

Но такое истолкование направленного вверх взгляда не всегда будет правильным. Возможно, его внимание привлекла пролетавшая птичка, «поприветствовавшая» его своей «продукцией», или он в это время обращается за помощью к всевышнему.

Считается, что прищуренный взгляд партнера признак его хитрости и коварства, а иногда и отражение его сильного намерения что-либо сказать или сделать.

Когда отсутствующий взгляд направлен в неопределенную даль или сквозь глаза собеседника, это нередко показатель того, что он вас не слушает, что его мысли и интересы сконцентрированы на другом, не имеющем отношения к теме общения. Это может быть и проявлением к вам неуважения.

А вот если у партнера взгляд прямой и твердый, то это говорит о том, что он настроен решительно и что ваши доводы на него не действуют. 282

Неопределенный взгляд свидетельствует о том, что собеседник или недостаточно понял ваши рассуждения и доказательства, или что постоянство как черта характера ему мало присуще.

Прямой взгляд может выражать и интерес к партнеру, и к тому, о чем он говорит, и готовность к действию.

Уклоняющийся взгляд участника коммуникации можно истолковать или как отражение его неуверенности в себе, или его большой скромности, илитого, что он испытывает чувство вины.

Если взгляд собеседника направлен сверху вниз при откинутой назад голове, это показатель того, что он относится к вам или с чувством превосходства, или с презрением, или вообще отличается прирожденным высокомерием.

Не следует упускать из виду и направленный снизу на вас взгляд партнера. Это нередко значит, что он готов безропотно воспринять вашу точку зренияили просто вам услужить.

Взгляд собеседника может быть направлен и сбоку, уголками глаз. Это бывает, когда сказанное или увиденное воспринимается им с недоверием исомнением.

Если человек избегает вашего взгляда или постоянно отводит глаза, значит он от вас что-то скрывает или готовит вам какую-либо неприятность.

 

ГЛАЗА КАК ИНДИКАТОР

Если у вашего партнера по общению широко открыты глаза, можно про себя отметить, что он или удивлен, или испуган, или не ожидал от вас такое услышать. Это также может быть при радости, беспомощности и напряженном ожидании.

Прикрытыми глаза бывают при готовности к сексуальному контакту, а также при равнодушии к тому, что происходит, или вообще при инертности и тупости.

А когда глаза у собеседника закрыты, это значит, что он, сосредоточившись в себе, обдумывает ваши слова.

Подмигивание — это свидетельство сообщничества или достижения согласия с кем-либо. Бывает оно и проявлением обычного кокетства или заигрывания при межполовой коммуникации.

Еще в древней Греции считалось, что из всех средств невербального общения наиболее правдивую информацию несут зрачки глаз общающихся, поскольку они в зависимости от эмоций их обладателя меняют свои размеры.

При угнетенном его состоянии, огорчении и горе они уменьшаются, а при радости и восторге увеличиваются до максимальных размеров. При этом они могут доходить до четырехкратного увеличения.

Своевременное обращение внимания на зрачки участника коммуникации весьма полезно.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.