Требования, предъявляемые к оформлению реферата. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Факультет «Управление и предпринимательство»
Кафедра «Финансы и кредит»
Практикум
по дисциплине «Финансы»
для направления 080100 "Экономика"
Ростов-на-Дону
Практикум по дисциплине "Финансы".
Практикум по дисциплине «Финансы» охватывает основные разделы типового учебного курса «Финансы». Данная дисциплина занимает важное место в системе экономических наук и сегодня, как никогда, будущие специалисты должны знать природу финансов, разбираться в особенностях кредитных отношений, организации денежного обращения в стране.
Цель настоящего практикума – оказание помощи студентам в осмыслении категорий финансового рынка, в приобретении практических навыков решения конкретных задач различного типа в области принятия финансовых решений.
Практикум содержит комплекс заданий в соответствии с рабочей учебной программой и соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 "Менеджмент".
Практикум включает комплекс заданий по темам, и состоит из следующих частей:
- сборника контрольных вопросов, на которые студент должен самостоятельно отвечать при подготовке к семинарам, экзамену;
- дополнительных заданий, на которые необходимо ответить с помощью дополнительной литературы, рассуждений и анализа фактов.
- тем рефератов, рекомендуемых к написанию для лучшего осмысления изучаемой темы;
В конце практикума дано итоговое тестирование, которое может проводиться как в форме компьютерного тестирования, так и в форме письменных ответов.
Перед началом работы над каждой темой практикума студент должен изучить программу курса, рекомендуемые источники и литературу. После работы над источниками и литературой студент отвечает на вопросы по теоретической проблематике курса и выполняет практические задания самостоятельно или под руководством преподавателя.
Таким образом, практикум содержит в себе задания для выполнения практических работ, материалы для контроля текущих и остаточных знаний.
Своевременное и качественное выполнение заданий практикума является необходимым условием итоговой аттестации по курсу.
Тема: Сущность и содержание финансов. Функции финансов. Роль финансов в расширенном воспроизводстве
Вопросы к семинарскому занятию
1. В чем заключается сущность финансов?
2. Каковы признаки финансов как экономической категории?
3. Какие функции выполняют финансы, какова их взаимосвязь?
4. В чем заключается распределительной функции финансов?
5. В чем заключается стимулирующая функция финансов?
6. Как складываются финансовые отношения между государством и предприятиями?
7. Опишите финансовые отношения хозяйствующих субъектов.
8. Что такое финансовые ресурсы государства и как они образуются?
9. Источники финансовых ресурсов предприятия?
Дополнительное задание. Сопоставьте точки зрения разных авторов на сущность финансов и на основе приводимых ими аргументов сформулируйте собственное мнение о сущности финансов и их специфических особенностях.
Дополнительное задание. Сопоставьте точки зрения разных авторов на количество и содержание функций финансов, сделайте выводы об их обоснованности. Приведите примеры, раскрывающие функции финансов в РФ.
При изучении данной темы следует обратить внимание на отличие финансовых отношений от других видов экономических отношений, в т.ч. денежных. Также следует изучить состояние финансов России на современном этапе.
Тема: Понятие финансовой системы. Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Раскройте понятие финансовой системы, опишите ее структуру.
2. Охарактеризуйте сферу общественные (государственные) финансы.
3. Охарактеризуйте сферу финансы хозяйствующих субъектов.
4. Какие новые звенья финансовой системы появились в РФ в последние годы?
5. Дайте характеристику понятию и опишите структуру финансового рынка.
6. Какие функции выполняют финансовые посредники?
Дополнительное задание. Проанализируйте взгляды отечественных экономистов на состав и структуру финансовой системы России. Сделайте выводы на основе проведенного анализа о полноте структуры финансовой системы РФ для развития экономики страны.
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, как изменилась структура финансовой системы за последнее время, какие появились ее новые звенья.
Тема: Содержание и значение финансовой политики
Вопросы к семинарскому занятию
1. Раскройте сущность, принципы и задачи финансовой политики.
2. Расскажите о различных типах и видах государственной финансовой политики.
3. Дискреционная и недискреционная финансовая политика.
4. Бюджетная политика РФ.
5. Налоговая политика РФ.
6. Охарактеризуйте современную российскую финансовую политику. В чем ее преимущества и недостатки? (на основе анализа бюджетных посланий Президента РФ).
7. Как строится финансовая политика предприятия?
При изучении данной темы следует обратить внимание на тенденции развития финансовой политики России, особенно на те изменения, которые произошли после финансовых кризисов.
Тема: Основы управления финансами. Органы управления финансами.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Расскажите о сущности, объектах и субъектах управления финансами.
2. Опишите систему органов управления финансами.
3. Покажите роль законодательных и исполнительных органов власти в управлении финансами.
4. Расскажите о задачах и функциях Министерства финансов РФ.
5. Какие существуют задачи управления финансами на предприятиях (в организациях)?
Дополнительное задание. Начертите схему, отражающую органы управления финансами во всех сферах и звеньях финансовой системы России; покажите на схеме и охарактеризуйте (текстом) взаимосвязь между разными органами управления финансами, укажите структуру подчиненности, охарактеризуйте функции каждого элемента схемы
При изучении данной темы следует обратить внимание на ключевую роль Министерства финансов РФ, его подразделений и федеральных служб в его ведении в управлении финансами.
Семинарское занятие по теме " Основы управления финансами. Органы управления финансами" может проходить в виде пресс-конференции
По методу обучения: семинар - интервьюирование.
На уроке используются материалы, полученные студентами при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по рабочей тетради (сравнительные таблицы преимуществ и недостатков работы органов управления финансами; финансовый план для коммерческих организаций разных отраслей экономики).
Цель семинара: определить основные направления управления денежными потоками в экономике страны, установить задачи и функции субъектов управления.
Структура семинара:
1. Группа студентов делится на пять команд :
-команда «финансовых менеджеров предприятия»
-команда «Минфина РФ и Федерального Казначейства»
-команда «Федеральной таможенной службы»
-команда «Федеральной налоговой службы»
-команда «журналистов» (по два «журналиста» на каждую указанную команду).
2. Каждая команда должна показать основные направления финансового менеджмента в своей сфере, в т.ч. финансового планирования, формы реализации своих задач и функций. Внутри каждой команды преподаватель назначает руководителя и вместе с ним распределяет вопросы, по которым «менеджеры» готовят 5-7 минутные сообщения.
3. «Менеджеры предприятия» на основе полученных знаний по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» рассказывают о бизнес-планировании, бизнес-моделировании, налоговом планировании на предприятии.
Денежные потоки предприятий являются основой всех финансовых потоков в экономике:
а) определение финансового менеджмента, его функции. Объекты и субъекты финансового менеджмента, их основные функции;
б) что такое бизнес - план, причины его составления;
в) что включает бизнес-план, характеристика его финансовой составляющей. Бизнес-моделирование как более высокий уровень финансового планирования;
г) возможности автоматизации управления ресурсами предприятия Преподаватель может рекомендовать подготовить доклады (рефераты) об основоположниках менеджмента (А. Слоун, А. Файоль, Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Форд и др.).
4. «Менеджеры» команды «Минфина РФ и Федерального Казначейства» должны показать порядок формирования и исполнения бюджетов на основе Бюджетного Кодекса РФ
-бюджетное послание Президента РФ и определение бюджетной политики на предстоящий год;
-бюджетное прогнозирование и перспективное планирование задачи и функции Минфина РФ при составлении проекта федерального бюджета;
-задачи и функции ФК при исполнении федерального бюджета по доходам и расходам, открытие лицевых счетов в органах ФК;
-опыт муниципального казначейства г. Ростова н/Д.
5. «Менеджеры» команды «Федеральной налоговой службы» должны определить основы управления финансовыми потоками в налоговой сфере на основе Налогового Кодекса РФ:
а) краткий обзор налоговой системы РФ по Налоговому Кодексу РФ (федеральные, региональные и местные налоги: наиболее важные из них);
б) общая характеристика видов налоговых проверок, видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.
6. «Менеджеры» команды «Федеральной таможенной службы» должны определить основные проблемы в сфере движения финансовых потоков в Россию и из России, предложить пути их решения:
а) проблема «бегства» капиталов из России;
б) валютная политика и валютный контроль.
7. Группа «журналистов» под руководством преподавателя готовит вопросы по каждой сфере управления, которые должны подчеркивать основные проблемы и стимулировать поиск вариантов их решения.
«Журналисты» должны тщательно изучить «свое» направление и составить «анкету» из 3-4х вопросов. Преподаватель на предварительной консультации выявляет уровень подготовленности «журналиста» и дает рекомендации по составлению вопросов.
Тема: Содержание и принципы организации финансового контроля
Вопросы к семинарскому занятию
1. В чем заключается значение финансового контроля?
2. Какие существуют критерии классификации финансового контроля?
3. Назовите органы финансового контроля и раскройте их задачи и функции.
4. Какие существуют виды финансового контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль?
5. Классифицируйте финансовый контроль по времени проведения.
6. Раскройте методы финансового контроля.
7. Дайте характеристику финансовым санкциям.
8. Охарактеризуйте сферу полномочий, задачи и функции Счетной палаты РФ.
9. Раскройте понятие аудиторского контроля и его значение.
Дополнительное задание. На примере двух любых органов управления финансами из двух разных сфер финансовой системы России составьте перечень всех законодательных актов и других нормативных актов, составляющих правовую основу их деятельности. Оцените состояние имеющейся правовой базы деятельности соответствующих органов.
При изучении данной темы следует обратить внимание на расширение сферы негосударственного финансового контроля в последние годы.
Практическое занятие по теме " Содержание и принципы организации финансового контроля " пожет проходить в качестве Семинара-обсуждения
По методу обучения: семинар-заслушивание, использование лекционно-семинарского метода.
На уроке используются материалы, полученные студентами при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по рабочей тетради (сравнительные таблицы различных форм финансового контроля).
Цель семинара: сформировать у студентов основы знаний о финансовом контроле, в т.ч. о его важнейшем элементе - аудиторском контроле.
Структура семинара:
1. Краткий «исторический экскурс» к истокам возникновения финансового контроля и аудита как его формы, в т.ч. этапы его развития в России
2.Сущность, виды аудита и основные методы его проведения. Сравнение с ревизией. Ревизия в сфере бюджетного контроля.
3.Обзор основных положений закона «Об аудиторской деятельности в РФ», отдельных стандартов (правил) аудита:
· «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»
· «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг»
· «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов»
· «Изучение и использование работы внутреннего аудита»
· «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»
· «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»
· «Проверка прогнозной финансовой информации»
Характеристику указанных стандартов преподаватель может поручить отдельным студентам в форме «мини - лекций», а остальные студенты должны законспектировать данную информацию. То есть это задание несет «ролевую» нагрузку - студент на время становиться лектором (преподавателем), что позволяет формировать логическое мышление, стремление упорядочить изложение материала на основе его тщательного изучения и выделения основных положений.
Тема: Содержание и принципы организации финансов предприятий, организаций, учреждений
Вопросы к семинарскому занятию
1. Раскройте принципы организаций финансов экономических субъектов в зависимости от того на коммерческих или некоммерческих началах они действуют.
2. Какие различия существуют в финансовом обеспечении основных и оборотных фондов коммерческих и некоммерческих организаций?
3. Охарактеризуйте факторы, влияющие на организацию финансов предприятий.
4. Какие преимущества в плане привлечения финансовых средств существуют у различных организационно-правовых форм предприятий?
При изучении данного вопроса следует обратить внимание на принципиальные различия в финансовой деятельности экономических субъектов функционирующих на коммерческих и некоммерческих началах.
Тема: Финансы коммерческих организаций
Вопросы к семинарскому занятию
1. Покажите роль финансов в кругообороте производственных фондов.
2. Охарактеризуйте факторы, которые влияют на финансовую устойчивость организации.
3. Покажите значение, основные направления и принципы распределения прибыли на предприятии. Раскройте понятие рентабельность.
4. Раскройте особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.
5. Охарактеризуйте особенности формирования и использования финансовых ресурсов кредитными учреждениями.
6. Выделите особенности финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица.
Дополнительное задание. На примере конкретной коммерческой организации (ОАО, ЗАО, ООО) начертите схему, отражающую источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, и прокомментируйте влияние организационно-правовой формы и отраслевых особенностей на источники формирования и направления использования финансовых ресурсов.
При изучении данной темы следует обратить внимание на определение и планирование выручки предприятия, расчет рентабельности, подсчет прибыли и себестоимости.
Тема: Организационно-правовые формы и финансовые ресурсы некоммерческих организаций
Вопросы к семинарскому занятию
1. Раскройте особенности организации финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности.
2. Охарактеризуйте финансы потребительских кооперативов.
3. Раскройте особенности финансов общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений.
4. Раскройте понятие, состав и структуру сметы расходов и доходов.
5. Автономные некоммерческие организации, формирование их финансовых ресурсов.
Дополнительное задание. На примере конкретной некоммерческой организации (школы; ВУЗа; техникума; больницы и т.д.) начертите схему, отражающую источники образования и направления использования финансовых ресурсов, и прокомментируйте влияние организационно-правовой формы и отраслевых особенностей на источники образования и направления использования финансовых ресурсов.
При изучении данной темы, следует обратить внимание на то, что некоммерческие организации, с определенными ограничениями, также могут заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль.
Тема: Экономическая сущность страхования, его место в системе финансовых отношений.
Вопросы к семинарскому занятию
1. В чем заключается экономическая сущность и значение страховой защиты в общественном производстве?
2. Раскройте основные принципы организации страхования в РФ.
3. Приведите различия добровольного и обязательного страхования.
4. Охарактеризуйте отрасли страхования.
5. Какие существуют объекты личного страхования.
6. Какие существуют объекты имущественного страхования.
7. Раскройте цели перестрахования и создания страховых пулов.
8. Чем определяется тарифная политика в страховании?
При изучении данной темы следует понять основные принципы страховой деятельности, роль страхования в обеспечении экономической стабильности и непрерывности воспроизводственного цикла
Тема:Классификация страхования
Вопросы к семинарскому занятию
1. Объясните, почему необходимо социальное страхование, в чем заключается его роль в социальной защите граждан.
2. Охарактеризуйте экономическую сущность и назначение социального страхования при временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
3. Раскройте сущность медицинского страхования, его значение в финансировании медицинских услуг.
4. Дайте характеристику финансовым аспектам социальной защиты безработных.
5. Раскройте понятие и назначение пенсионного страхования, определите различия государственного и негосударственного пенсионного страхования.
При изучении данной темы следует обратить внимание на различия государственного и негосударственного медицинского и пенсионного страхования, изучить материалы по пенсионной реформе и реформе ОМС, проанализировать изменения, которые произошли за последнее время в этой сфере.
Тема: Общая характеристика государственных и муниципальных финансов
Вопросы к семинарскому занятию
1. Дайте понятие государственным финансам, раскройте их экономическое содержание и роль в обществе.
2. Охарактеризуйте состав и структуру государственных финансовых ресурсов, источники их формирования.
3. Раскройте экономическое содержание и структуру муниципальных финансов.
4. Дайте характеристику формам финансового регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
При изучении данной темы следует обратить внимание на особенности формирования и использования финансов на разных уровнях государственного управления.
Тема: Бюджет и бюджетная система РФ. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Раскройте сущность и экономическое назначение государственного бюджета.
2. Охарактеризуйте виды бюджетных доходов.
3. Дайте характеристику основных видов бюджетных расходов.
4. Какова роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества?
5. Охарактеризуйте современное состояние государственного бюджета в России.
6. Что такое бюджетный дефицит, каковы причины его возникновения и источники финансирования?
7. В чем заключается назначение и какова специфика функционирования целевых бюджетных фондов.
8. Назначение, формирование и проблемы использования Резервного фонда и Фонда будущих поколений.
Дополнительное задание. Изобразите на схеме бюджетную систему одного из субъектов Российской Федерации. Составьте перечень правовых актов, регламентирующих функционирование бюджетной системы выбранного Вами субъекта и дайте оценку существующей правовой базы.
При изучении данной темы необходимо понять, какую роль государственный бюджет играет в экономике страны, каковы тенденции его развития
Практическое занятие по теме "Бюджет и бюджетная система РФ. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение" может проходить в форме семинара-стратегии
По методу обучения: семинар-диспут, определение наиболее оптимальной структуры доходов и расходов бюджета па современном этапе развития экономики
На уроке используются материалы, полученные студентами при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по рабочей тетради (сравнительные таблицы налоговых и неналоговых доходов бюджета за последние три года; аналитические таблицы расходов федерального бюджета за последние три года; сводная таблица по межбюджетным отношениям в Ростовской области на основе новой методики).
Цель семинара: выяснить экономическую природу налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, определить основные проблемы и пути их решения в сфере указанных доходов. Определить современное состояние межбюджетных отношений и роль налоговых и неналоговых доходов в достижении эффективности этих отношений.
Структура семинара:
1. Определение сущности и функций налогов, элементов налогообложения; характеристика налоговой системы РФ и принципов ее построения по НК РФ. Основные направления налоговой реформы в РФ.
Преподаватель может поручить отдельным студентам подготовить краткие характеристики важнейших налогов (НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль) на основе II части Налогового Кодекса РФ.
2.Характеристика основных видов неналоговых доходов. Роль неналоговых механизмов в формировании доходной части местных бюджетов (на примере реестра муниципальной собственности г. Ростова н/Д)
3.Выяснение сущности межбюджетных отношений в РФ, основных проблем и определение путей их решения:
-бюджетный и налоговый федерализм, рассмотрение основных моделей;
-Концепция развития межбюджетных отношений. Основные формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов; характеристика ФФПР, фонда компенсаций, фонда софинансирования социальных расходов, фонда регионального развития, фонда реформирования региональных финансов.
-местное самоуправление и муниципальные бюджеты в системе межбюджетных отношений - коллизия налоговых интересов государства и негосударственного уровня публичной власти. Вопросы имущества в собственности муниципальных образований.
В заключение обсуждения студенты должны определить основные стратегические направления реформы в сфере межбюджетных отношений через призму налоговых и неналоговых доходов бюджетов всех уровней, потенциальные резервы неналоговых доходов для региональных и местных бюджетов.
Тема: Особенности бюджетного устройства и организации бюджетного процесса в РФ
Вопросы к семинарскому занятию
1. Раскройте понятие и составляющие бюджетного устройства.
2. Дайте характеристику основным формам межбюджетных отношений.
3. Раскройте сущность стадии разработки бюджета и ее этапы.
4. Какие этапы существуют на стадии рассмотрения и утверждения бюджета?
5. Охарактеризуйте стадию и основные системы исполнения бюджета.
6. В чем заключается особенности стадии составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
7. Раскройте особенности управления бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
При изучении данной темы следует обратить внимание на состав и принципы построения бюджетной классификации, знать, что такое «роспись бюджета» и основные методы бюджетного контроля.
Тема: Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Государственный и муниципальный долг.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Какова сущность и функции государственного и муниципального кредита?
2. Раскройте специфические особенности государственного кредита.
3. Охарактеризуйте основные формы государственных заимствований.
4. Раскройте понятие государственного долга.
5. Рассмотрите особенности долга РФ, долга субъекта РФ и муниципального долга.
6. Охарактеризуйте особенности муниципального кредита.
7. Дайте характеристику основным видам государственных займов и ценных бумаг.
8. Раскройте сущность управления государственным и муниципальном долгом.
Дополнительное задание. Подберите данные, отражающие динамику объемов и структуры внутренних и внешних заимствований РФ на федеральном уровне. На основе собранных данных составьте аналитическую таблицу, графически изобразите наиболее динамичные виды заимствований в России. Проанализируйте цифровой и графический материалы, сделайте выводы.
При изучении данной темы следует обратить внимание на особенности заемной деятельности РФ на внутреннем и внешнем рынках, на современное состояние государственного долга и тенденции его изменения.
Тема: Сущность, значение, специфика образования внебюджетных фондов
Вопросы к семинарскому занятию
1. Каковы причины создания внебюджетных фондов и их специфические признаки?
2. Какие функции выполняет Пенсионный фонд РФ, каковы его функции, источники его формирования и направления использования средств?
3. Какие функции выполняет Фонд социального страхования РФ, каковы его функции, источники его формирования и направления использования средств?
4. Какие функции выполняют фонды обязательного медицинского страхования, каковы их функции, источники формирования и направления использования их средств?
При изучении данной темы следует обратить внимание на изменения в деятельности Пенсионного фонда и фондов ОМС, которые проходят в ходе пенсионной реформы и реформы обязательного медицинского страхования.
Дополнительное задание. Пользуясь утвержденными законами о бюджетах Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Фонда обязательного медицинского страхования РФ, составьте таблицы, отражающие динамику и структуру доходов и расходов перечисленных фондов. Проанализируйте полученные данные и, используя для наглядности схемы, графики и диаграммы, сделайте соответствующие выводы об экономической целесообразности создания.
При изучении данной темы следует обратить внимание на изменения в деятельности Пенсионного фонда и фондов ОМС, которые проходят в ходе пенсионной реформы и реформы обязательного медицинского страхования.
Практическое занятие по теме " Сущность, значение, специфика образования внебюджетных фондов" может проходить в форме семинара-анализа
По методу обучения: коллоквиум (беседа, научное собрание)
На уроке используются материалы, полученные студентами при выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по рабочей тетради (сводная таблица доходов и расходов социальных внебюджетных фондов по данным их бюджетов).
Коллоквиум проводится для анализа состава и структуры доходов и расходов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования по следующему плану:
1.общий обзор деятельности фондов, их задачи па современном этапе развития рынка.
2. роль различных видов личного страхования в формовании финансовых ресурсов системы социальной защиты населения. Опыт развитых стран в развитии социальной самозащиты населения.
3.краткий анализ доходной базы фондов. Отмена ЕСН, возврат к системе страховых взносов в социальные государственные внебюджетные фонды.
4. основные направления расходования средств бюджетов фондов, наличие внутреннего дефицита. Трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Основные виды социальных пособий. Государственные гарантии бесплатной медпомощи.
5.предложения по укреплению доходной базы фондов, оптимизации структуры расходов.
Коллоквиум позволяет выявить наиболее «слабые места» в пройденном материале, более глубоко изучить предложенную тему и закрепить знания, применять полученные навыки для решения практических задач в профессиональной деятельности.
Тема: Международные финансово-кредитные организации.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Дайте характеристику деятельности международных финансовых фондов и участию России в них.
2. Раскройте финансовые аспекты сотрудничества России со странами СНГ.
3. Покажите перспективы развития финансовых отношений при формировании единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана.
4. Расскажите об особенностях международных финансов в условиях глобализации мировой экономике.
При изучении данной темы следует проанализировать те изменения, которые произошли в мировых финансах за последние годы.
Тема: Финансовые системы зарубежных стран.
Вопросы к семинарскому занятию
1. Дайте характеристику финансовых систем европейских стран.
2. Каковы особенности организации финансов США и Канады.
3. Охарактеризуйте финансовую систему Японии.
При изучении финансовых систем иностранных государств следует учитывать специфику их государственного устройства.
Примерная тематика рефератов по дисциплине "Финансы"
1. Анализ и оценка различных концепций финансов.
2. Проблемы и перспективы современной финансовой политики России (на основе анализа бюджетных посланий Президента РФ).
3. Финансовая политика субъекта Российской Федерации (на примере конкретной республики в составе России, конкретной области, края).
4. Финансовое планирование и прогнозирование, его методы в условиях рынка (на примере конкретного финансового плана).
5. Финансовые санкции: их виды, классификация и правовая база применения (с примером применения санкций).
6. Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций разных организационно-правовых форм (на примере сравнительного анализа минимум двух организационно-правовых форм).
7. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства (с анализом современных финансовых мер, обязательно рассмотрение преимуществ щенной системы налогообложения и фондов поддержки малого предпринимательства).
8. Паевой инвестиционный фонд как инструмент коллективных инвестиций и его роль на финансовом рынке (на примере конкретного фонда).
9. Финансы кредитной организации (на примере конкретной кредитной организации).
10. Финансы страховой компании (на примере конкретной страховой организации).
11. Финансы некоммерческой организации (на примере конкретной организации).
12. Государственные финансы, их роль в социально-экономическом развитии общества (на примере федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или ВБФ).
13. Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения (на примере конкретного бюджета муниципального образования).
14. Использование федерального бюджета в качестве инструмента экономического развития (использовать ФБ РФ за последние пять лет).
15. Бюджетная система страны, принципы ее построения при разных типах государственного устройства (сравнить РФ с унитарным государством, например РБ).
16. Межбюджетные отношения в Российской Федерации (с анализом распределения дотаций, субсидий и субвенций из конкретного бюджета).
17. Внешний долг Российской Федерации, его динамика и структура.
18. Внутренний долг Российской Федерации, его динамика и структура.
19. Государственный долг субъекта РФ, его структура (на примере конкретного субъекта РФ).
20. Муниципальный долг, его структура (на примере конкретного муниципального образования).
21. Проблемы реформирования системы пенсионного страхования в РФ.
22. Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ, его динамики и структуры за (последние пять лет).
23. Система обязательного медицинского страхования в РФ, проблемы ее развития и реформирования.
24. Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, его динамики и структуры (за последние пять лет).
25. Анализ бюджета территориального фонда обязательного страхования субъекта РФ, его динамики и структуры (на примере конкретного фонда за последние пять лет).
26. Развитие системы социального страхования в РФ.
27. Анализ бюджета Фонда социального страхования РФ, его динамики и структуры (за последние пять лет).
28. Основы функционирования Международного валютного фонда и его отношения с РФ (с анализом погашения долга перед МВФ).
29. Основы функционирования группы Всемирного банка и его отношения с РФ (с анализом его проектов в РФ).
30. Европейский банк реконструкции и развития и его проекты в РФ.
31. Формирование и проблемы использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (с рассмотрением опыта Стабилизационного фонда РФ).
32. Система национальных проектов как новая форма использования государственных финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач.
33. Счетная палата как орган государственного финансового контроля (цели, задачи, функции, полномочия, результаты деятельности за последние три года).
34. Федеральная налоговая служба РФ как орган государственного финансового контроля (цели, задачи, функции, полномочия, результаты деятельности за последние три года).
35. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ как орган государственного финансового контроля (цели, задачи, функции, полномочия, результаты деятельности за последние три года).
36. Федеральная служба РФ по финансовому мониторингу как орган государственного финансового контроля (цели, задачи, функции, полномочия, результаты деятельности за последние три года).
37. Федеральная служба страхового надзора РФ как орган государственного финансового контроля (цели, задачи, функции, полномочия, результаты деятельности за последние три года).
38. Федеральное казначейство РФ: цели, задачи, функции и результаты деятельности (за последние три года).
Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. (Подробнее об этом смотрите в Приложении 2).
При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:
· поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,
· в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,
· дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.
|