Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Опыт 7-1 Исследование функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы

Студенты работают в парах. Многократно подсчитывается пульс в положении обследуемого лежа (если есть возможность, то измеряется и артериальное давление) до получения стабильного результата. После этого испытуемый медленно встает, сразу после изменения положения тела и по истечении 1, 3, 5 и 10 минут проводят те же измерения. Таким образом оценивается быстрота восстановления частоты пульса и величины артериального давления.

Обработка результатов и выводы

Результаты исследования занесите в таблицу:

  Время в мин
  0 (в положении лежа) 0 (в положении стоя
Пульс, удары/мин            
Давление            

По результатам исследования постройте графики. По оси y отложите частоту пульса (удары в мин) давление систолическое, давление диастолическое (мм рт. Ст.), по оси Х – время в мин. Сделайте вывод о функциональном состоянии системы кровообращения. Обычно частота пульса достигает первоначального значения (замеренного в положении стоя и до проведения пробы) через 2 минуты. Хорошей переносимостью пробы считается учащение пульса не более чем на 11 ударов, удовлетворительной — на 12-18 ударов, неудовлетворительной — на 19 ударов и более. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

Опыт 7-2 Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартинэ

Студенты работают в парах. Измеряется величина артериального давления и подсчитывается частота пульса в состоянии покоя в положении сидя (на левую руку накладывают манжетку аппарата для измерения АД. Через 1,5-2 мин после наложения манжеты непрерывно считают пульс по 10 с и при повторении одной и той же цифры три раза подряд измеряют АД). После этого не снимают манжету и предлагают выполнить 20 низких глубоких приседаний с выбрасыванием рук вперед за 30 с. Темп приседаний задают метрономом, затем испытуемый садится и ведут подсчет пульса в течение 10 с, после чего измеряют АД. На 2-й минуте вновь считают пульс по 10-секундным отрезкам до троекратного повторения исходной частоты (считают пульс в течение 3 мин восстановительного периода). Затем повторно измеряют АД.



Обработка результатов и выводы

По результатам исследования заполните таблицу и постройте графики. Определите, насколько участился пульс по сравнению с исходным (в процентах). Сделайте вывод с учетом того, что у здоровых людей состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более, чем на 50-75% и как неудовлетворительное — при учащении пульса более, чем на 75% . После проведения пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт.ст., а диастолическое (нижнее) остается на прежнем уровне или незначительно снижается (на 5-10 мм рт. ст.)- Восстановление пульса длится от 1 до 3 мин, а артериального давления - от 3 до 4 мин.

  Время, мин
  0 (до приседаний) 0 (после приседаний)
Пульс, удары/мин            
Давление            

Работа 8 Определение функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге

Студенты работают в парах. Подсчитывается частота пульса в минуту в состоянии покоя. Затем в положении сидя после глубокого вдоха и выдоха делают вдох глубиной 80% максимального. Затем, задержав дыхание на возможно долгий срок, закрывают рот, зажимают нос пальцами. В конце вдоха включают секундомер и измеряют время задержки дыхания. Сразу же после окончания задержки дыхания определяют частоту пульса (за 1 минуту).

Информативность этого теста можно увеличить, если сразу после задержки дыхания измерить частоту дыхания.

Обработка результатов и выводы

Сделайте вывод о функциональном состоянии системы дыхания с учетом среднестатистических данных, согласно которым здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 30-55 с, тренированные - - на 60-90 с. При утомлении, перетренированности время задержки дыхания снижается. У хорошо тренированных людей дыхание не должно учащаться, так как возникшая кислородная задолженность у них погашается за счет углубления, а не учащения дыхания.

 

Работа 9 Оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем с помощью теста МПК

Наиболее распространен косвенный метод определения МПК (максимального потребления кислорода). С этой целью применяют метод «степ-теста» (восхождение на ступеньку высотой 30-35 см для детей и 50 см для взрослых).

Работа проводится в группе. Перед выполнением нагрузки у испытуемого определяют массу тела. Затем по команде экспериментатора испытуемый начинает восхождения на ступеньку в среднем темпе (20 восхождений в мин.) в течение 4-х минут.

Обработка результатов и выводы

Зная массу тела испытуемого, высоту скамейки и количество циклов в минуту, рассчитывают мощность работы по формуле:

N=P x h x n x K, где:

N — мощность работы, кгм/мин; Р — масса тела испытуемого (кг); h — высота скамейки (м); n — число циклов; К — коэффициент, учитывающий величину работы при спуске со ступеньки (таблица 1).

Таблица 1 - Коэффициенты подъема и спуска для детей и взрослых

 

Возраст, лет Коэффициент подъема и спуска
Мальчики Девочки
8-12 1,2 1,2
13-14 1,3 1,3
15-16 1,4 1,3
17 и более 1,5 1,5

Например, мальчик 13 лет массой 40 кг совершил восхождение на скамейку с частотой 20 подъемов (циклов) в минуту. Следовательно, мощность выполненной им нагрузки составляет:

N = 40 х 0,3 х 20 х 1,3 = 312 кгм/мин.

Затем по формуле Добельна расчитывают величину МПК в л/мин:

МПК=(А х N / H – П) х К, л/мин, где

N — мощность работы, кгм/мин;

Н — пульс на 5-й минуте, уд/мин;

А — коэффициент поправки к формуле в зависимости от возраста и пола

(таблица 2);

П — возрастно-половой коэффициент поправки к пульсу (таблица 2);

К — возрастной коэффициент (таблица 3).

Таблица 2 - Поправочные коэффициенты зависимости от возраста и пола для расчета величины МПК

 

Возраст, годы Коэффициент А Коэффициент П
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
6-8 1,05 0,80 -30 -30
1Д1 0,85 -30 -30
1,11 0,95 -30 -30
1,15 0,95 -40 -30
12-13 1,20 0,98 -50 -40
1,25 1,05 -60 -40
1,27 1,05 -60 -40
1,29 1,1 -60 -40
Взрослые 1,29 1,29 -60 -40

 

Таблица 3 - Величина возрастного коэффициента

Возраст, лет К Возраст, лет К Возраст, лет К
6-8 0,931 0,883 0,834
0,922 0,878 0,831
0,914 0,868 0,823
0,907 0,860 0,817
0,9 0,853 0,809
0,891 0,846 0,799

 

Затем рассчитывают относительную величину МПК (на кг массы тела) по формуле:

МПК/кг = МПК, мл/мин : Р , где Р – масса тела, кг.

Пример. После проведения тестирования и выполнения расчетов выявили, что величина МПК/кг у студента 19 лет составляет 32,4 мл/мин/кг. Полученный результат свидетельствует о том, что у данного студента низкая физическая работоспособность и, соответственно, низкие резервные возможности адаптационных систем организма. По всей видимости, у него слабое здоровье. Это может послужит причиной снижения резистентности не только к физическим нагрузкам, но и к различного рода заболеваниям.

Таблица 4

Оценка физической работоспособности по показателям МПК/кг

Возраст МПК, мл/мин/кг Оценка
мужчины женщины
6-8 37,5 Низкая
Удовлетворительная
49,5 высокая
10-11 41,6 Низкая
43,6 Удовлетворительная
45,6 высокая
12-13 37,5 Низкая
39,5 Удовлетворительная
41,5 высокая
14-15 43,6 35,5 Низкая
45,5 37,5 Удовлетворительная
47,5 39,5 высокая
16-18 42,0 35,0 Низкая
45,0 38,0 Удовлетворительная
47,0 41,0 высокая
19-28 29,4 28,0 Низкая
38,2 40,0 Удовлетворительная
47,0 44,0 высокая
29-39 27,0 Низкая
35,0 Удовлетворительная
43,6 высокая
50-59 Низкая
Удовлетворительная
высокая

По результатам работы сделайте вывод об адаптивных возможностях и состоянии здоровья обследуемого.

Литература

1. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей физиологии. — М.: 1990.

2. Ноздрачев А. Д и др. Общий курс физиологии человека и животных. — М.: 1991.

3. Тихвинский С. В., Хрущев С. В и др. Детская спортивная медицина. — М.: 1991.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.