Обратная связь
|
Опыт 7-1 Исследование функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы Студенты работают в парах. Многократно подсчитывается пульс в положении обследуемого лежа (если есть возможность, то измеряется и артериальное давление) до получения стабильного результата. После этого испытуемый медленно встает, сразу после изменения положения тела и по истечении 1, 3, 5 и 10 минут проводят те же измерения. Таким образом оценивается быстрота восстановления частоты пульса и величины артериального давления.
Обработка результатов и выводы
Результаты исследования занесите в таблицу:
| Время в мин
|
| 0 (в положении лежа)
| 0 (в положении стоя
|
|
|
|
| Пульс, удары/мин
|
|
|
|
|
|
| Давление
|
|
|
|
|
|
| По результатам исследования постройте графики. По оси y отложите частоту пульса (удары в мин) давление систолическое, давление диастолическое (мм рт. Ст.), по оси Х – время в мин. Сделайте вывод о функциональном состоянии системы кровообращения. Обычно частота пульса достигает первоначального значения (замеренного в положении стоя и до проведения пробы) через 2 минуты. Хорошей переносимостью пробы считается учащение пульса не более чем на 11 ударов, удовлетворительной — на 12-18 ударов, неудовлетворительной — на 19 ударов и более. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.
Опыт 7-2 Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартинэ
Студенты работают в парах. Измеряется величина артериального давления и подсчитывается частота пульса в состоянии покоя в положении сидя (на левую руку накладывают манжетку аппарата для измерения АД. Через 1,5-2 мин после наложения манжеты непрерывно считают пульс по 10 с и при повторении одной и той же цифры три раза подряд измеряют АД). После этого не снимают манжету и предлагают выполнить 20 низких глубоких приседаний с выбрасыванием рук вперед за 30 с. Темп приседаний задают метрономом, затем испытуемый садится и ведут подсчет пульса в течение 10 с, после чего измеряют АД. На 2-й минуте вновь считают пульс по 10-секундным отрезкам до троекратного повторения исходной частоты (считают пульс в течение 3 мин восстановительного периода). Затем повторно измеряют АД.
Обработка результатов и выводы
По результатам исследования заполните таблицу и постройте графики. Определите, насколько участился пульс по сравнению с исходным (в процентах). Сделайте вывод с учетом того, что у здоровых людей состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более, чем на 50-75% и как неудовлетворительное — при учащении пульса более, чем на 75% . После проведения пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт.ст., а диастолическое (нижнее) остается на прежнем уровне или незначительно снижается (на 5-10 мм рт. ст.)- Восстановление пульса длится от 1 до 3 мин, а артериального давления - от 3 до 4 мин.
| Время, мин
|
| 0 (до приседаний)
| 0 (после приседаний)
|
|
|
|
| Пульс, удары/мин
|
|
|
|
|
|
| Давление
|
|
|
|
|
|
|
Работа 8 Определение функционального состояния системы дыхания с помощью пробы Штанге
Студенты работают в парах. Подсчитывается частота пульса в минуту в состоянии покоя. Затем в положении сидя после глубокого вдоха и выдоха делают вдох глубиной 80% максимального. Затем, задержав дыхание на возможно долгий срок, закрывают рот, зажимают нос пальцами. В конце вдоха включают секундомер и измеряют время задержки дыхания. Сразу же после окончания задержки дыхания определяют частоту пульса (за 1 минуту).
Информативность этого теста можно увеличить, если сразу после задержки дыхания измерить частоту дыхания.
Обработка результатов и выводы
Сделайте вывод о функциональном состоянии системы дыхания с учетом среднестатистических данных, согласно которым здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 30-55 с, тренированные - - на 60-90 с. При утомлении, перетренированности время задержки дыхания снижается. У хорошо тренированных людей дыхание не должно учащаться, так как возникшая кислородная задолженность у них погашается за счет углубления, а не учащения дыхания.
Работа 9 Оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем с помощью теста МПК
Наиболее распространен косвенный метод определения МПК (максимального потребления кислорода). С этой целью применяют метод «степ-теста» (восхождение на ступеньку высотой 30-35 см для детей и 50 см для взрослых).
Работа проводится в группе. Перед выполнением нагрузки у испытуемого определяют массу тела. Затем по команде экспериментатора испытуемый начинает восхождения на ступеньку в среднем темпе (20 восхождений в мин.) в течение 4-х минут.
Обработка результатов и выводы
Зная массу тела испытуемого, высоту скамейки и количество циклов в минуту, рассчитывают мощность работы по формуле:
N=P x h x n x K, где:
N — мощность работы, кгм/мин; Р — масса тела испытуемого (кг); h — высота скамейки (м); n — число циклов; К — коэффициент, учитывающий величину работы при спуске со ступеньки (таблица 1).
Таблица 1 - Коэффициенты подъема и спуска для детей и взрослых
Возраст, лет
| Коэффициент подъема и спуска
|
Мальчики
| Девочки
| 8-12
| 1,2
| 1,2
| 13-14
| 1,3
| 1,3
| 15-16
| 1,4
| 1,3
| 17 и более
| 1,5
| 1,5
| Например, мальчик 13 лет массой 40 кг совершил восхождение на скамейку с частотой 20 подъемов (циклов) в минуту. Следовательно, мощность выполненной им нагрузки составляет:
N = 40 х 0,3 х 20 х 1,3 = 312 кгм/мин.
Затем по формуле Добельна расчитывают величину МПК в л/мин:
МПК=(А х N / H – П) х К, л/мин, где
N — мощность работы, кгм/мин;
Н — пульс на 5-й минуте, уд/мин;
А — коэффициент поправки к формуле в зависимости от возраста и пола
(таблица 2);
П — возрастно-половой коэффициент поправки к пульсу (таблица 2);
К — возрастной коэффициент (таблица 3).
Таблица 2 - Поправочные коэффициенты зависимости от возраста и пола для расчета величины МПК
Возраст, годы
| Коэффициент А
| Коэффициент П
|
Мальчики
| Девочки
| Мальчики
| Девочки
| 6-8
| 1,05
| 0,80
| -30
| -30
|
| 1Д1
| 0,85
| -30
| -30
|
| 1,11
| 0,95
| -30
| -30
|
| 1,15
| 0,95
| -40
| -30
| 12-13
| 1,20
| 0,98
| -50
| -40
|
| 1,25
| 1,05
| -60
| -40
|
| 1,27
| 1,05
| -60
| -40
|
| 1,29
| 1,1
| -60
| -40
| Взрослые
| 1,29
| 1,29
| -60
| -40
|
Таблица 3 - Величина возрастного коэффициента
Возраст, лет
| К
| Возраст, лет
| К
| Возраст, лет
| К
| 6-8
| 0,931
|
| 0,883
|
| 0,834
|
| 0,922
|
| 0,878
|
| 0,831
|
| 0,914
|
| 0,868
|
| 0,823
|
| 0,907
|
| 0,860
|
| 0,817
|
| 0,9
|
| 0,853
|
| 0,809
|
| 0,891
|
| 0,846
|
| 0,799
|
Затем рассчитывают относительную величину МПК (на кг массы тела) по формуле:
МПК/кг = МПК, мл/мин : Р , где Р – масса тела, кг.
Пример. После проведения тестирования и выполнения расчетов выявили, что величина МПК/кг у студента 19 лет составляет 32,4 мл/мин/кг. Полученный результат свидетельствует о том, что у данного студента низкая физическая работоспособность и, соответственно, низкие резервные возможности адаптационных систем организма. По всей видимости, у него слабое здоровье. Это может послужит причиной снижения резистентности не только к физическим нагрузкам, но и к различного рода заболеваниям.
Таблица 4
Оценка физической работоспособности по показателям МПК/кг
Возраст
| МПК, мл/мин/кг
| Оценка
| мужчины
| женщины
| 6-8
|
| 37,5
| Низкая
|
|
| Удовлетворительная
|
| 49,5
| высокая
| 10-11
|
| 41,6
| Низкая
|
| 43,6
| Удовлетворительная
|
| 45,6
| высокая
| 12-13
|
| 37,5
| Низкая
|
| 39,5
| Удовлетворительная
|
| 41,5
| высокая
| 14-15
| 43,6
| 35,5
| Низкая
| 45,5
| 37,5
| Удовлетворительная
| 47,5
| 39,5
| высокая
| 16-18
| 42,0
| 35,0
| Низкая
| 45,0
| 38,0
| Удовлетворительная
| 47,0
| 41,0
| высокая
| 19-28
| 29,4
| 28,0
| Низкая
| 38,2
| 40,0
| Удовлетворительная
| 47,0
| 44,0
| высокая
| 29-39
| 27,0
|
| Низкая
| 35,0
|
| Удовлетворительная
| 43,6
|
| высокая
| 50-59
|
|
| Низкая
|
|
| Удовлетворительная
|
|
| высокая
| По результатам работы сделайте вывод об адаптивных возможностях и состоянии здоровья обследуемого.
Литература
1. Гуминский А. А., Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей физиологии. — М.: 1990.
2. Ноздрачев А. Д и др. Общий курс физиологии человека и животных. — М.: 1991.
3. Тихвинский С. В., Хрущев С. В и др. Детская спортивная медицина. — М.: 1991.
|
|