Некоторые общие рекомендации по изучению литературы. 1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.
2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально структурируя его и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и по большому счёту не имеет большой познавательной и практической ценности.
1. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты блоками. Поскольку часть вопросов в темах дисциплинах отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.
2. В идеале должен получиться полный конспект по программе курса, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.
3. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении лекций и индивидуальных консультаций, либо в индивидуальном порядке.
4. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Постоянно следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости их записывать.
1. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.
Чтение учебника (учебного пособия). Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.
1) Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.
2) Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.
3) Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.
4) Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.
Особенностью изучения литературы по юридическим наукам является необходимость «сверки» нормативного материала на предмет изменений и дополнений. В связи с отмеченным необходимо обращаться к базам справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.
Чтение учебника может быть сплошным и выборочным (чтение отдельных глав или разделов). Чтение должно быть вдумчивым, внимательным, при чтении не следует торопиться. Эффективность учебного труда зависит от скорости чтения. Обычная скорость от 100 до 200 слов в минуту (книжная страница содержит 300 – 400 слов). Можно научиться читать до 1000 слов в минуту. Уместно обратить внимание на основные приемы скорочтения:
1.Не произносить про себя читаемые слова.
2.Не переводить взгляд вдоль строки с одной строки на другую.
3.Читая текст, сосредотачивать внимание на самом главном его содержании.
При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих случаях следует обратиться к справочнику или соответствующему словарю. Не следует при чтении пропускать сноски и примечания, т.к. в них разъясняются отдельные места, дополняются сжато изложенные в тексте положения.
При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.
Чтение рекомендованной дополнительной учебной и научной литературы одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала по юриспруденции. Некоторые пожелания:
1. Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.
2. Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса и планом семинарского занятия, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.
3. Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.
4. При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.
Заключительным этапом изучения учебника, монографии или статьи является конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, чётко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.
Существуют три основные формы записи прочитанного материала: план, тезисы, конспект.
План – самая короткая форма записи прочитанного материала. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в оригинальном тексте. Развёрнутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.
Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.
Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В конспекте помещаются не только главные положения книги (статьи), но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).
Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий и она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, который проводится по всему её содержанию. Форма экзамена – устная форма ответа по вопросам.
К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия, выполняли индивидуальные домашние задания, посетившие в течение семестра не менее половины лекционных и семинарских занятий, прошедшие текущую аттестацию.
Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в рабочей программе. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план подготовки к экзамену включает в себя:
– показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;
– обзор освещения вопроса в истории научной мысли;
– определение сущности рассматриваемого предмета;
– показ основных элементов содержания и структуры предмета рассмотрения;
– выяснение факторов, логики и перспектив эволюции предмета;
– показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.
План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю.
РАЗДЕЛ 9. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21.07.2014). // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 145.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г.№ 174-ФЗ (в ред. от 23.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (часть I). – Ст. 4921; 2002. – № 22. – Ст. 2027, – № 30. – Ст. 3015, – № 52. – Ст. 5137; 2003. – № 27. – Ст. 2700, Ст. 2706, Ст. 2708, – № 28. – Ст. 2880, № 34. – Ст. 8511, № 50. – Ст. 4847; 2004. – № 17. – Ст. 1585, – № 27. – Ст. 2711;2007. – №10. – Ст.1152, №24. – Ст.2833, №31. – Ст.4012; 2008. – №52. – Ст.23; 2009. – №29. – Ст.3613.
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006г. (в ред. 2012г.)
4. Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г (в ред. 2001).
5. Положение о Федеральной службе государственной статистики. Утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. (в ред.2011г.)
6. Приказ Генпрокуратуры РФ №39, МВД РФ №1070, МЧС РФ №1021, Минюст РФ №253, ФСБ РФ №780, Минэкономразвития РФ №353, ФСКН РФ №399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений»
7. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.06.2004 №82 «Об утверждении инструкции по ведению судебной статистики»
8. Постановление Росстата от 31.10.2005 №76 «Об утверждении статистического инструментария для организации государственного статистического наблюдения на 2006 год»
9. Постановление Росстата от 31.03.2006 №12 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания»
Основная литература
1. Демидов В.Н. Правовая статистика (Эл. ресурс): учебник / В.Н. Демидов, О.Э. Згадзай, С.Я. Казанцев, Н.Р. Хисматуллина, С.М. Иншаков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 271 с. ЭБС IPRbooks
Дополнительная литература
1. Дедкова И.А. Правовая статистика (Эл. ресурс): учеб. пос. / И.А. Дедкова. - Томск: Эль Контент, Томский гос. ун-т управления и радиоэлектроники, 2012. - 116 с. ЭБС IPRbooks
2. Андрияхина Н.Б Правовая статистика (Эл. ресурс): учеб. пос. – Саратов: Научная книга, 2012. – 72 с.
3. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика (Эл. ресурс): учеб. пос. / А.И. Кобзарь. – М.: Физматлит, 2012. – 816 с. ЭБС IPRbooks
4. Рафикова Н.Т. Основы статистики (Эл. ресурс): уч. пос. - М.: 2014. – 352 с. - ЭБС IPRbooks
5. Бикбулатов Ю.А. Статистические методы в юридической деятельности: учеб. пособие / Ю.А. Бикбулатов. – М.: РПА Минюста России, 2013. – 57 с
Электронные ресурсы
1. http://www.park.ru/ – Гарант-Парк. Информационные системы, законодательство, юридическая консультация.
2. http://empire.list.ru/law/ – Обзоры нового законодательства, комментарии законов различных отраслей права, правовая энциклопедия.
3. http://pravo.arbt.ru/ – Справочная правовая система «Энциклопедия российского права».
4. http://www.pravopoliten.ru/ – Энциклопедия российского права.
5. http://www.rg.ru/ – Российская газета.
6. http://www.jk.ru/ – Сервер юридической информации. Законодательство, комментарии, судебная практика.
7. http://www.constitution.ru/ – Конституция Российской Федерации. Содержит Конституцию Российской Федерации (оптическая копия официального издания); информацию о Государственной власти РФ; Государственные символы PФ; Постановления Конституционного Суда PФ; Постановления Пленума Верховного Суда PФ.
8. http://www.garant.ru/ – Правовая информационная система «Гарант».
9. http://www.consultant.ru/ – Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс».
10. http://www.lawportal.ru/ – «Юридическая Россия» – российский образовательный правовой портал.
11. http://www.jurisprudence-media.ru/ – Журнал «Правоведение».
12. http://www.ksrf.ru – сайт Конституционного Суда РФ.
13. http://www.supcourt.ru – сайт Верховного Суда Российской Федерации.
14. http://www.genproc.gov.ru/- сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
15. ЭБ Либэр - http://liber.rpa-mjust.ru
16. ЭБС IPRbooks - http://www.iprbookshop.ru
17. ЭБС Юрайт - http://www.biblio-online.ru
РАЗДЕЛ 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Лекционные аудитории, оснащенные мультимедийными средствами обучения.
2. Компьютерные классы.
3. Библиотека с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и пользования.
ГЛОССАРИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Новые понятия
| Содержание
| |
|
|
| |
| Абсолютные приросты в рядах динамики
| Характеризуют в натуральных измерителях изменение текущего уровня по сравнению с предшествующим или базисным уровнем
| |
| Вариационный размах
| Разница между максимальным и минимальным значениями признака
| |
| Вариационный ряд
| Ряд распределения, построенный по количественному признаку
| |
| Выборочная совокупность
| Часть генеральной совокупности, отобранная для несплошного статистического наблюдения
| |
| Генеральная совокупность
| Совокупность наблюдаемых данных при сплошном наблюдения, то есть всех единиц изучаемой совокупности
| |
| Гистограмма
| Геометрическое изображение интервального вариационного ряда в виде прямоугольников, где по оси абсцисс откладываются границы интервалов, являющиеся основаниями прямоугольников, площади которых равны либо пропорциональны частотам
| |
| Группировка
| Разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку
| |
| Индекс структурных сдвигов
| характеризует изменение средней цены на одноимённую продукцию за счёт изменения пропорций выпуска этой продукции у разных субъектов
| |
| Индекс цены фиксированного (постоянного) состава
| характеризует изменение средней цены одноимённой продукции в зависимости от изменения цен на эту продукцию у разных субъектов
| |
| Индивидуальный индекс
| Относительная величина, получаемая при сравнении показателей для одного вида продукции (товара)
| |
| Интервал
| Количественные границы признака для группы единиц совокупности
| |
| Коэффициент вариации
|
| |
| Кумулята
| Ломаная линия, вершины которой имеют в качестве абсцисс – значения признака (или граница интервала), ординаты – нарастающие итоги частот
| |
| Медиана выборочного ряда
| Величина признака, которая делит упорядоченную последовательность его значений на две равные по численности части
| |
| Метод наименьших квадратов
| Метод выявления зависимости изменения динамического ряда, путем обеспечения наименьшей суммы квадратов отклонений фактических уровней от выровненных
| |
| Мода вариационного ряда
| Наиболее часто повторяющееся значение признака
| |
| Общий индекс
| Относительная величина, характеризующая сложное социально-экономическое явление, в которую входит индексируемая величина, состояние которой сравнивается, и вес – величина, определяющая значимость индексируемой и остающаяся без изменения
| |
| Ошибка выборки
| Разность между показателями выборочной и генеральной совокупности
| |
| Полигон
| Геометрическая фигура – ломаная линия, соединяющая вершины, абсциссами которых являются значения варьирующегося признака, а ординатами – соответствующие им частоты
| |
| Правило мажорантности средних
|
| |
| Ряд динамики
| Последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих развитие изучаемого явления или процесса
| |
| Ряд распределения
| Группировка, в которой для характеристики групп применяется один показатель – численность группы
| |
| Средний абсолютный прирост
| Показывает средние абсолютные изменения уровней ряда динамики
|
| Средняя арифметическая взвешенная
| По вариационному ряду:
|
| xi
| x1
| …
| xn
|
| fi
| f1
| …
| fn
|
|
| Средняя арифметическая простая
|
|
| Средний индекс цен или индекс переменного состава
| характеризует изменение средней цены на 1 вид продукции или товара в текущем периоде по сравнению с базисным
|
| Средний квадрат отклонений
|
|
| Среднее линейное отклонение
|
|
| Средняя гармоническая
| Невзвешенная , взвешенная
|
| Средняя геометрическая
|
|
| Статистический график
| Условное изображение числовых величин и их соотношений в виде различных геометрических образов – точек, линий, плоских фигур и т.п.
|
| Статистическое наблюдение
| Первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет факторов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных
|
| Статистическая таблица
| Средство наглядного представления результатов статистического исследования в виде граф и строк
|
| Темпы прироста в рядах динамики
| Характеризуют, на сколько процентов изменился текущий уровень по сравнению с предшествующим или базисным уровнем
|
| Тренд
| Тенденция динамики, выраженная в форме уравнения, наилучшим образом аппроксимирующего фактическую тенденцию динамики
|
| Формула Стерджесса
| Число групп вариационного ряда, где n – количество элементов совокупности (объём совокупности)
| | | | | | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины ………………………………3
Раздел 2. Требования к результатам освоения дисциплины………………...4
Раздел 3. Структура дисциплины………………………………...…………..13
Раздел 4. Содержание учебной дисциплины………………………………..19
Раздел 5. Порядок проведения и оценочные средства для текущей
аттестации……………………………………………………………………..37
Раздел 6. Порядок проведения и оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………….88
Раздел 7. Методические рекомендации преподавателю…………………...94
Раздел 8. Методические указания студенту………………………………....97
Раздел 9. Методическое обеспечение дисциплины………………………..106
Раздел 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………...113
|