Анализ эколого-экономического и правового управления в строительной отрасли Ø Устойчивое проектирование и строительство
Cодержание понятия «устойчивое проектирование и строительство» пока еще окончательно не оформилось, так как появилось сравнительно недавно. На первой международной конференции по устойчивому строительству (г. Тампа, США, 1994) было предложено следующее определение: «Под устойчивым строительством понимается создание и ответственное поддержание здоровой искусственной среды обитания, основанной на эффективном использовании природных ресурсов и экологических принципах». Это определение было развито в решениях второй конференции (Париж, 1997): «Устойчивое строительство – это поддержание здоровой экономики для того, чтобы обеспечить качество жизни, защищая в то же время человеческую жизнь и окружающую среду; минимизация ущерба, причиняемого самовосстановлению окружающей среды, человеческому здоровью, биологическому разнообразию; оптимальное использование невозобновимых ресурсов и постоянное применение возобновимых ресурсов».
В связи с этим интересно содержание "Декларации взаимосвязей для устойчивого будущего", принятой на всемирном конгрессе архитекторов в Чикаго (июнь 93 г.). Архитекторы обязуются ставить устойчивость природной среды в центр своей практики и профессиональной ответственности; развивать и постоянно улучшать практику, процедуры, стандарты, которые дают возможность выполнять"устойчивые" проекты. Они должны просвещать своих коллег, строителей-практиков, клиентов, студентов и публику об исключительной важности и реальной возможности "устойчивого" проектирования; сделать нормальной практикой "устойчивое" проектирование через правительственные решения и бизнес; вносить охрану природы в проектирование, строительство, эксплуатацию и рециклинг - вплоть до создания стандартов "устойчивого" проектирования.
Пути решения проблем сохранения и восстановления экологического равновесия природных и антропогенных систем жизнедеятельности:
- в формировании научных основ рационального ресурсо- и энергопотребления в градостроительстве с учетом региональных различий;
- формировании научных основ модели «город - здание - сооружение»;
- разработке нормативно-правовой базы энергосбережения;
- реализации новых перспективных малозатратных технологий со сниженным в два-четыре раза потреблением энергии;
- реализации конструктивных и архитектурных решений вновь строящихся и реконструируемых зданий повышенной энергоэффективности.
Важным представляется строительство опытных энергоэффективных зданий с последующим распространением эффективных технологий в массовом строительстве. Перспективы же деятельности, несомненно, в формировании системы обучения архитекторов и инженеров инновационным технологиям ресурсо- и энергосбережения.
Устойчивое проектирование и устойчивое строительство – это проектирование и строительство, которое способствует созданию и здоровой жизни устойчивых городов, устойчивых регионов и стран, устойчивого общества, или обеспечению устойчивого развития общества.Оно в значительной степени связано с экологизацией городов, с их экореконструкцией, с экологизацией человеческой деятельности в городах и с экологизацией зданий и инженерных сооружений, с экологизацией широкого круга человеческих потребностей. Экологизация городов, зданий и инженерных сооружений связана в свою очередь с экологичной реставрацией всех компонентов ландшафтов, с восстановлением экологического равновесия между городом и природной средой. В то же время устойчивое проектирование и строительство должно способствовать и другим условиям устойчивого развития, – например, поощрению общения жителей города, поддержке их совместной деятельности по созданию красивого города, по организации экологического образования и воспитания в процессе жизни населения, по обеспечению устойчивого развития города [1, 4, 39].
Биопозитивность зданий и инженерных сооружений- это их способность органично вписываться в природную среду (в экосистемы) и не быть отторгаемыми экосистемами, не разрушать и не загрязнять природную среду, восстанавливать природу, быть приспособленными (биоадаптивными) для существования живой природы на наружных поверхностях зданий и внутри объемов сооружений, экономить ресурсы и не требовать для изготовления зданий невозобновимых ресурсов, не быть преградами на путях потоков веществ и энергии, не выделять неперерабатываемых природной средой загрязнений, создавать высокое качество жизни. Таким образом, биопозитивность зданий и инженерных сооружений - интегральное понятие, включающее в себя основные требования к природосберегающим и природовосстанавливающим объектам. Как уже отмечалось ранее, биопозитивные здания и инженерные сооружения в городе позволяют в определенной степени «вернуть» природе часть территорий с почвенно - растительным слоем и создать новые дополнительные озелененные площади, что может помочь восстановить действие правила Ле-Шателье - Брауна и остановить отступление природы под антропогенным давлением [4].
Одно из важнейших направлений экологизации в строительстве - сохранение естественной поверхности земли вместе с почвенным слоем, растительностью и другими компонентами ландшафтов, и сохранение естественного сложившегося в течение миллионов лет рельефа (то - есть в итоге незаполнение (сокращение строительной экспансии) и сохранение для живой природы территории Земли).
Основной целью устойчивого проектирования и строительства должно быть создание условий для устойчивого развития города, для высокого экологически обоснованного качества городской среды, для восстановления (реставрации) природной среды и поддержания экологического равновесия. Устойчивое развитие города во многом может быть реализовано через устойчивое проектирование и строительство.
Принципиально новыми требованиями устойчивого проектирования и строительства должны быть обеспечение общения, дружбы, солидарности жителей, создание образа красивого и любимого жителями города, выработка новых этических норм, экологическое воспитание и образование жителей с помощью урбоэкологических и архитектурно-планировочных мероприятий [7, 18].
Ø Необходимость в экологическом менеджменте
К середине двадцатого века антропогенное воздействие на окружающую среду достигло масштабов, способных угрожать существованию жизни на Земле. Выполненный членами “Римского клуба” прогноз обещает катастрофический сценарий развития цивилизации уже к первой четверти двадцать первого века — при условии сохранения существующих темпов потребления природных ресурсов, загрязнения окружающей среды. Понимание стоящих перед человечеством проблем стало причиной создания и широкой популяризации концепции устойчивого развития. Основой концепции стала идея о необходимости для перехода к устойчивому развитию общих совместных действий по сокращению расходования природных ресурсов, воздействия на окружающую среду [3].
Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент.
В самом общем виде экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ.
Ø Особенности экологического менеджмента в строительстве
Человек создает среду, жить в которой он не может и не хочет. Загрязненные территории и водоемы, изуродованные строительной техникой леса, поля и луга — эти и многие другие проявления бездушного отношения людей к природе стали обыденными фактами нашей сегодняшней жизни. Следствием загрязнения окружающей среды является увеличение числа заболеваний раком, аллергией, поражения органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, слуха и т.д.
В этой связи в последние годы мы все чаще слышим о биологических принципах строительства жилья, принципах, основанных на экологии — науке о взаимодействии живых организмов (и человека — в первую очередь) с окружающей средой. Поэтому экологическое управление строительством одна из важнейших проблем на сегодняшний день [22].
Однако в строительной науке и практике до настоящего времени не разработаны методологические подходы к системной организации и идентификации воздействий строительных объектов на окружающую среду, неизвестны и схемные технические решения по разработке экологического менеджмента строительной деятельности.
Теория управления строительным производством опирается на многие теоретические и прикладные знания о производстве и окружающей его внешней среде. Ее основу составляют экономические и социально-психологические законы и закономерности. Категориями теории управления являются целеполагание, принципы, закономерности, правила и методы управленческой деятельности, основу которой составляют управленческие решения. Они отражают объективные условия развития производственной деятельности, служат исходным элементом развития производства. Исходный пункт управления - целеполагание. На сегодняшний день одной из целей управления строительства является его экологичность.
Цель управления - достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического, экологического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления.
Формулирование цели является исходным, а ее достижение - конечным пунктом процесса управления. Целевой подход к управлению как раз и состоит в установлении непосредственной зависимости всех основных элементов системы управления от цели.
Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических и экологических показателей и конечного результата - хозяйственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе.
Если цель жестко установлена, возникает необходимость адаптации организационных структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения строительных и монтажных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Например, строящееся сооружение можно разбить на блоки, а выполнение работ - на этапы. Такой подход связан с построением дерева целей.
При строительстве крупных сооружений и комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае инвестиционный цикл разбивается на ряд этапов: выбор концепции; инженерно-геологические изыскания и технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; контрактная стадия в осуществлении проекта; возведение объекта или комплекса сооружений; пуск и пробная эксплуатация объектов [31].
На каждом этапе ставятся свои цели перед исполнителями работ. Основная цель первого этапа — обоснование полезности и выгодности объекта строительства, второго этапа — оценка условий строительства и обоснование эффективности выбора места строительства. На третьем этапе осуществляется выбор эффективной конструктивной схемы с целью достижения меньших капиталовложений в строительную часть объекта и на энергопотребление. На четвертом этапе заключается сделка (контракт) на реализацию проекта.
Управление достижением целей на первых четырех этапах входит в функции заказчика, которым могут быть государство, муниципалитет, акционерное общество, отдельные предприниматели, т.е. организации, инвестирующие строительство объектов. В условиях деятельности проектно-строительных объединений контрактная стадия следует за ТЭО.
Цели пятого этапа - реализация проекта при условии не превышения затрат, предусмотренных договорной ценой, и получение прибыли, чего можно добиться путем рационального использования производственных фондов. Именно процесс превращения фондов в готовую продукцию, предусмотренную контрактом, является объектом управления для строительных предприятий.
Ø Экологическое сопровождение проектов строительства
Экологическое сопровождение проектов строительства предполагает осуществление комплекса регламентированных процедур, направленных на обеспечение экологической безопасности в районе создания (строительства) предприятия, оказывающего воздействие на состояние окружающей среды, и связанных с разработкой и проведением мероприятий, направленных на охрану природы и здоровья населения от вредных воздействий этого объекта на всех стадиях его жизненного цикла.
Ø Инженерно-экологические изыскания для строительства
Одним из важнейших этапов в процессе управления строительством – это инженерно-экологические изыскания, которые являются неотъемлемой частью любого строительства.
Как предпроектная, так и проектная подготовка строительства малого предприятия должны включать в себя соответствующие этапы экологического сопровождения инвестиционно-строительного проекта.
Предпроектное и проектное экологическое сопровождение создания малого предприятия состоит в разработке набора экологических обоснований намечаемой хозяйственной (или нехозяйственной) деятельности на разных стадиях подготовки предпроектной и проектной документации.
Экологическое обоснование разрабатывается в составе:
- ходатайства (декларации) о намерениях;
- обоснования инвестиций в строительство;
- проекта строительства (рабочего проекта);
- проекта организации строительства (ПОС);
- документов для получения лицензии на отдельные виды деятельности.
В ходе изысканий получают информацию, необходимую для экологического обоснования проектной документации. Материалы инженерно-экологических изысканий используются для разработки:
- раздела "Оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС) в обосновании инвестиций;
- раздела "Охрана окружающей среды" в проекте строительства;
- ходатайства о намерениях и градостроительной документации.
В качестве объектов экологического обоснования выступают:
- выбор места (площадки) размещения объекта;
- проектные решения, связанные с выбором технологии, ассортимента продукции или услуг, производственных мощностей и других решений;
- способы и объемы изъятия природных ресурсов;
- уровень экологической опасности производимой продукции и образующихся отходов;
- экологическая безопасность (возможный экологический риск) планируемой деятельности, включающей оценку воздействия объекта на окружающую природную среду при нормальном режиме эксплуатации и возникновении аварий;
- планируемые природоохранные мероприятия;
- способы организации строительно-монтажных работ;
- заявка на получение лицензии (способность соискателя лицензии обеспечить экологически безопасное осуществление лицензируемого вида деятельности).
Целями изысканий является: изучение природных и техногенных условий территории, хозяйственное использование и социальную сферу территории размещения объекта; оценка современного состояния компонентов природной среды на данной территории; выявление неблагоприятных природных и техногенных факторов; прогноз возможных негативных экологических последствий в процессе строительства и эксплуатации объекта и разработка мероприятий для их снижения или предотвращения; подготовка данных для экологического обоснования проектной документации и разработки материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) [12, 23, 31].
Ø Особенности проведения инженерно - экологических изысканий в строительстве
Инженерно-экологические изыскания являются самостоятельным видом комплексных инженерных изысканий для строительства [5] и могут выполняться как в увязке с другими видами изысканий (инженерно - геодезическими, инженерно-геологическими, инженерно - гидрометеорологическими), так и в отдельности, по специальному техническому заданию заказчика - для оценки экологической обстановки на застраиваемых или застроенных территориях в целях ликвидации негативных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности и оздоровления сложившейся ситуации.
Изучение отдельных компонентов природной среды (в том числе исследуемых обычно при инженерно-геологических, гидрометеорологических и других видах изысканий), значимых при оценке экологической безопасности проектируемого строительства и влияющих на изменение природных комплексов в целом, может быть включено в состав инженерно-экологических изысканий.
При авариях и стихийных бедствиях, чреватых тяжелыми последствиями для природных объектов и условий проживания населения, экологические изыскания и исследования проводятся по специальным программам, в том числе по заданиям Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Ростехнадзора и др.
Ø Организации, проводящие инженерно-экологические изыскания
Инженерно-экологические изыскания для строительства выполняются изыскательскими, проектно-изыскательскими и другими организациями, независимо от формы собственности, имеющими лицензию на право проведения таких работ.
Виды работ, ранее не входившие в состав инженерных изысканий и исследований, такие как почвенные, геоботанические, биологические, гидробиологические, исследования по оценке размеров, режима и сроков экологического попуска, санитарно-эпидемиологические и другие, должны производиться с привлечением специализированных организаций или квалифицированных специалистов в соответствующих предметных областях с соблюдением установленных требований нормативных документов Госкомприроды России, а также государственных стандартов и ведомственных нормативных документов [25, 26].
Ø Экологическое обоснование проектной документации
Это этап экологического проектирования, в ходе которого доказывается, что проект соответствует экологическим требованиям. Экологические требования отражены в нормативных документах (ГОСТах, Санитарных нормах (СН), СанПиНах, Правилах и др.).
Они разработаны для нормативной и проектной документации, генпланов, для проведения экологических изысканий. Требования содержат показатели качества (воды, воздуха, почв и т.д.) и предельно допустимые уровни воздействия (шума, радиации, вибрации и т.д.), а также инструкции по проведению экологических изысканий.
Экологические требования должны обеспечить:
- экологическую безопасность населения;
- минимальный ущерб природной среде;
- устойчивое развитие территории;
- рациональное расходование природных ресурсов (воды, земель, растительности и т.д.);
- сохранение хорошего качества природной среды.
Построив тот или иной объект, мы вносим новый элемент в окружающую среду. С помощью экологического проектирования этот элемент должен гармонично вписаться в существующую обстановку.
Ø Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)
ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду. Это основная часть в экологической части проекта. В процессе этой оценки выясняют:
- Как будет влиять проектируемый объект на природную среду.
- Какие возможные изменения и последствия (экологические, экономические, социальные) могут возникнуть при реализации проекта.
- Какие можно предпринять меры для предотвращения или сокращения негативных последствий.
- Какие могут быть альтернативы при реализации проекта [21].
Ø Природные и техногенные условия территории
Природные условия территории это: рельеф, климат, почвы, растительность, а также некоторые фоновые экономико-географические характеристики (например, транспортная доступность и т.д.). Своевременная оценка природных особенностей территории позволит выявить неблагоприятные условия строительства, которые необходимо учесть при разработке проекта и эксплуатации объекта.
Техногенные условия территории включают в себя все объекты и факторы, связанные с деятельностью человека (наличие промышленных и строительных объектов, автотрасс, виды загрязнения и т.д.).
К неблагоприятным природным факторам относятся:
- участки с опасными геологическими явлениями (пустоты в подземном пространстве, оползни, подтопление и др.);
- территории с повышенным природным радиационным фоном и др.
- Неблагоприятными техногенными факторами могут быть:
- попадание объекта в зону санитарной охраны промышленных предприятий, мусоросжигательных заводов, высоковольтных линий электропередачи и т.д.
- нахождение на проектируемой площади свалок бытовых и промышленных отходов и многое др [23].
Ø Предпроектное обоснование инвестиций
Оценка воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) на стадии предпроектного обоснования инвестиций является одним из этапов экологического сопровождения проекта создания предприятия. Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» входит в состав документации Обоснования инвестиций.
Ответственность за организацию и проведение оценки при разработке обоснования инвестиций возлагается на заказчика (инвестора) проекта. Заказчик (инвестор) обеспечивает финансирование оценки воздействия объекта на окружающую среду и связанного с ее проведением сбора необходимых исходных данных. Финансирование оценки должно быть предусмотрено при разработке обоснований инвестиций.
Ø Система экологического мониторинга окружающей среды в строительстве
Объектами исследования являются методы создания систем автоматизированного экологического мониторинга в территориальной строительной деятельности и воздействия на окружающую среду строительными объектами на всех стадиях жизненного цикла сооружения.
При строительстве, эксплуатации и ликвидации строительных объектов проводится мониторинг природно-технических систем - система наблюдений за состоянием природной среды и сооружений, выработка рекомендаций по нормализации экологической обстановки и инженерной защите сооружений.
В процессе изысканий выявляют компоненты природной среды, которые нуждаются в наблюдении. Это может быть грунт и процессы, связанные с ним (карст, оползни и т.д.), подземные воды и их качество и т.п.
В программе мониторинга устанавливается:
- вид наблюдений (инженерно-геологический, гидрогеологический, атмосферного воздуха и др);
- какие параметры нужно наблюдать;
- сеть наблюдений на площади;
- частоту и продолжительность наблюдений;
- методику проведения работ;
- метрологическое и техническое обеспечение [35].
Ø Экологическая безопасность строительных материалов, конструкций и изделий
Методология обеспечения экологической безопасности строительных материалов, конструкций и изделий должна учитывать широкий спектр экономических, социальных, технологических, экологических и других факторов. Наша база знаний по этим факторам неполна, что всегда порождает неопределенность. Значительные неясности имеются и в идентификации опасностей, и в количественной оценке возможного ущерба от них. Проблема обеспечения экологической безопасности структурно включает в себя два основных аспекта – влияние человека на состояние окружающей среды и влияние окружающей среды на состояние человека.
Применительно к строительству и эксплуатации жилых и общественных зданий целесообразно исследовать выполнение следующих требований обеспечения экологической безопасности [36].
1. Строительные компании должны осуществлять:
- выбор экологически безопасной строительной площадки;
- учет требований архитектурной экологии, фитоэкология и приточно-вытяжной вентиляции на этапе проектирования и строительства объекта;
- применение экологически безопасных строительных материалов, конструкций и изделий;
- реализацию необходимых природоохранных мероприятий по сохранению окружающей природной сред на этапе строительства.
2. Жильцы или организации, эксплуатирующие помещение, должны:
- контролировать обеспечение экологической безопасности на этапе проектирования и строительства объекта (анализировать экологическую безопасность объекта при его аренде или покупке);
- использовать в косметическом и капитальном ремонте экологически безопасные строительные материалы, конструкции и изделия;
- приобретать экологически безопасное оборудование и мебель;
- обеспечить проветриваемость помещения и соблюдать санитарно-гигиенические правила его содержания.
В настоящее время жилой фонд России составляет свыше 2,8 млрд. м2 общей площади и более 56 млн. квартир.
Попытки смоделировать и комплексно оценить экологическую безопасность строительного процесса принимаются в промышленно развитых странах с начала 1990 годов. К таким программам первого поколения относятся программы, разработанные Строительным институтом Великобритании: «BREEAM», «BEPAC», «G-200», «Зелена программа», «Эко-Профиль». Реализация этих программ сыграла свою роль в осознании необходимости заниматься «экологизацией» строительного процесса. С другой стороны вявились существенные недостатки таких программ:
- их неспособность или недостаточная способность учитывать специфику региональных, местных, локальных и объектовых особенностей, сто создает существенные затруднения и мешает необходимой конкретизации в оценке требований экологической безопасности;
- невозможность применения различных параметров и диапазонов измерений для различных наборов критериев и показателей;
- трудности с использованием программ при проведении предпроектных и проектных работ и отсутствие в них унификации (без нее невозможен анализ программ с различными производственными и эксплуатационными характеристиками).
Все это потребовало перехода к более совершенным программам и методам, которые позволили бы найти выход из сложившейся ситуации [37].
Если перейти к оценке экологической безопасности строительства с точки зрения стратегии «устойчивого развития», то учет требований экологической безопасности о охраны окружающей среды невозможен без оценки воздействия строительных объектов на природу и экосистемы и их устойчивость.
Ø Нововведения в экологическом законодательстве по строительству
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ":
Принятый в 1995 году Закон безусловно внес неоценимый вклад в качестве эффективной меры обеспечения конституционных прав граждан на здоровье и благоприятную окружающую среду. Он стал реальной мерой обеспечения рационального природопользования и экологической безопасности страны.
Институт экологической экспертизы, как мера охраны окружающей среды, стал применяться в нашей стране за 20 лет до принятия Закона. Но только с принятием в 1991 году закона "Об охране окружающей природной среды" эта мера стала значимой, т.е. была нормативно закреплена обязательность проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей принятию хозяйственных решений, вместо рекомендательного характера ее заключения, как было прежде, при этом впервые была поднята планка правового регулирования государственной экологической экспертизы до уровня законодательного акта.
До выхода Закона состояние правового регулирования отношений в сфере экологической экспертизы характеризовалось определенной декларативностью требований к проведению экологической экспертизы; отсутствием норм прямого действия, разграничивающих и конкретизирующих полномочия органов государственной власти различного уровня, а также устанавливающих их взаимные обязанности и ответственность, как и права, обязанности и ответственность инициаторов хозяйственной и иной деятельности, права общественности и граждан.
В этот период отсутствовали: законодательно закрепленный перечень объектов экологической экспертизы, систематизированные принципы экологической экспертизы и нормы, позволяющие их эффективно реализовать [17].
Кроме того, в действующем законодательстве после принятия Конституции России 1993 года отсутствовали нормы, раскрывающие конституционные права субъектов Российской Федерации, взаимная ответственность органов власти и управления на различных уровнях в сфере экологической экспертизы, механизм, обеспечивающий совместное ведение этих вопросов в Российской Федерации, как это предусмотрено ст. 72 Конституции России. Очевидно, что эти нормы должны были быть установлены именно нормативным актом на уровне закона [39].
Кроме того, действующий после вступления в силу Закона институт экологической экспертизы стал надежным эколого-правовым барьером на пути строительства крупных экологически опасных объектов.
Принятие Закона в 1995 году было обусловлено необходимостью развития норм базового закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", в котором правовому регулированию экологической экспертизы был посвящен целый раздел. Причем эта мера охраны окружающей среды заняла среди прочих (экологических: нормирования, сертификации, аудита, контроля, мониторинга, а также оценки воздействия, ведения государственного кадастра природных объектов и др.) особое место. Ведь только она одна имеет превентивный характер и направлена на недопущение принятия ущербных как с экологической, так и с социально-экономической точек зрения решений (как хозяйственных, так и иных).
При принятии в 2001-2002 годах ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Базовый закон) законодатель также выделил самостоятельную главу, посвященную этой проблематике, однако, ее наполнение качественно отличается от подходов предшествующего базового закона. Собственно экологической экспертизе посвящена одна статья отсылочного характера (ст.33). Еще одна статья определяет необходимость проведения в процессе разработки проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную или иную деятельность, оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС), что, несомненно, является более прогрессивной нормой [32].
В законодательные акты закона были включены положения об обязательности проведения государственной экологической экспертизы и необходимости наличия ее положительного заключения: Водный кодекс 1995 года - ст.80; Градостроительный кодекс 1998 года - п.6 ст.28, п.4 ст.29 и п.7 ст.35; Лесной кодекс 1998 года - ст.66; ФЗ "Об отходах производства и потребления" - ст.10; ФЗ "Об охране озера Байкал" - ст.6; ФЗ "Об уничтожении химического оружия" - ст.12; ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" - ст. 13; ФЗ "О животном мире" - ст.20; ФЗ "Об исключительной экономической зоне" - ст.16; ФЗ "О мелиорации земель" - ст.8 и др.
С начала 2007 года вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, принятые по инициативе ряда депутатов Государственной думы. Суть основных новаций - сокращение числа согласующих инстанций, выдающих разрешение на начало строительства, сведение их к единой государственной проектной экспертизе. То есть строить теперь будет проще [33].
Новый Градостроительный кодекс упростил процедуру согласования, упразднил и проведение оценки воздействия планируемого объекта строительства на окружающую среду. Теперь экологическая экспертиза при проектировании и строительстве объектов не обязательна. Это довольно странно, так как развитые западноевропейские страны заняты совершенствованием методик оценки таких воздействий, а мы их вообще упраздняем.
Так, п.6 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации [37] фактически отменяет проведение экологической экспертизы на объекты капитального строительства, т.е. по существу на любые экологически опасные "новостройки". В этом пункте, который вводится в действие с 1 января 2007 года, буквально сказано: "Не допускается проведение государственных экспертиз проектной документации, за исключением таких экспертиз, предусмотренных настоящей статьей". Статья же предусматривает проведение государственных экспертиз проектной документации при строительстве и реконструкции даже не всех объектов капитального строительства (поименовано множество исключений, касающихся жилищного строительства).
При этом никакая экологическая общественность, никакие прокуратуры и суды не смогут такие стройки запретить, так как ст.4 нового Градостроительного Кодекса, во-первых, провозглашает его приоритет в градостроительных отношениях, а во-вторых, определяет, что: "К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды ..., если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности".
Однако к этому нужно добавить, что согласно ст.2 этого же Кодекса, первым (главным) принципом осуществления градостроительной деятельности провозглашено "обеспечение устойчивого развития территорий", а вторым "обеспечение сбалансированного учета экологических и... факторов".
В строительстве еще не сформирована отраслевая система управления экологическими воздействиями на окружающую среду, как одного из важнейших инструментов повышения эффективности строительного комплекса.
Традиционные методы организации природоохранной деятельности строительных компаний, особенно созданных на основе крупных строительных объединений с единым централизованным управлением не соответствуют современным экологическим требованиям и не направлены на активный поиск и внедрение систем экологического управления строительными объектами, как при подготовке, так и при реализации строительных проектов.
Одним из путей решения этой задачи является разработка методов и рекомендаций по организации экологического менеджмента строительной деятельности.
Охрана окружающей природной среды должна быть учтена при разработке всех вопросов строительства и отражена во всех разделах проектной документации: общей пояснительной записке, технологической части, строительных решениях, сметной документации. Промышленная документация должна иметь специальный раздел по охране окружающей природной среды. В проектах на строительство объектов жилищно-гражданского назначения раздел «Охрана окружающей природной среды» разрабатывается, однако почти все показатели «входят» в предельно допустимые концентрации.
Новый Градостроительный кодекс упростил процедуру согласования, упразднил и проведение оценки воздействия планируемого объекта строительства на окружающую среду. Теперь экологическая экспертиза при проектировании и строительстве объектов не обязательна. Это довольно странно, так как развитые западноевропейские страны заняты совершенствованием методик оценки таких воздействий, а мы их вообще упраздняем.
|