Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. Глава 15. Религия
Структура главы
Введение
Религия: социологическая перспектива
Определение религии
Элементы религии
Типы религий
Система Беллаха
Система Вебера
Формы религиозной организации
Почему и для какой цели: функционализм и теория конфликтов о религии
Религия и индивид: "почему это случилось со мной?"
Религия и общество: сплочение на основе ритуала
Религия как средство социального контроля: теория конфликта
Методы и измерения: этические проблемы, связанные с изучением культов
Религия и политический конфликт
Религия и социальные изменения
Религия в Америке
Религия и социальные установки
Религия и социальное взаимодействие
Значение религии в американском обществе
Тенденции развития современной религии
Секуляризация
Экуменизм
Еще раз о церкви и государстве
Новое религиозное сознание
Заключение
Краткое содержание
МАКС ВЕБЕР [MAX WEBER ] (1864-1920)
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 15. Религия
Глава 15
РЕЛИГИЯ
Каменные львы, охраняющие ступени к дверям нью-йоркской городской публичной библиотеки, много лет были свидетелями необычных сцен - антивоенных демонстраций, массовых митингов за отмену цензуры... Но, пожалуй, самое яркое и впечатляющее зрелище - церемониальное шествие участников движения Хари Кришна в нарядных шафрановых одеждах. Они постоянно проводят здесь свои церемонии, их не видно лишь в самый лютый холод. Облаченные в тонкие одеяния из хлопка бледно-оранжевого цвета, в тапочках или спортивных туфлях (им запрещено носить кожаную обувь), они движутся по кругу, бьют в тамбурины и барабаны, распевая: "Хари Кришна, Хари Кришна, Кришна Кришна, Хари Хари, Хари Рама, Хари Рама, Рама, Рама, Хари. Хари".
Это движение, основанное А.С. Бхактиведантой - Свами Прабхупадой, - стало привлекать внимание на Западе в 1966 г. Средства массовой информации, предвкушая сенсацию, подробно освещали церемонии Свами и других представителей культа, поражавших странной внешностью (в соответствии с требованиями учения Кришны мужчины должны наголо брить голову, оставляя лишь крошечную косичку: бог Кришна "тянет за нее и ведет их к более высокому уровню сознания").
Последователи Кришны называют это учение религией, но нью-йоркцы, кутавшиеся в пальто и свитера, наблюдавшие, как люди в одеяниях из тонкого хлопка воздают хвалу Кришне прохладным ноябрьским утром, скорее сочли бы их сумасшедшими, а не воплощением религиозной добродетели. В связи с этим возникает любопытный вопрос: как точно определить религию с социологической точки зрения? Можно ли считать учение Хари Кришна религией в такой же мере, как католицизм. Можно ли сравнивать культ "христианские науки" и конгрегационализм? А что представляют собой такие религии, как буддизм или учение Конфуция, в которых нет понятия Бога?
Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим некоторые определения религии, различные типы религий и их функции (психологическую и социальную) в обществе. Наконец, рассмотрим меняющееся значение религии в американском обществе и сделаем некоторые научные прогнозы о ее будущем
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 15. Религия
РЕЛИГИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Часто говорят, что в гостях никогда не следует беседовать о политике, сексе и религии. Почему религия становится предметом ожесточенных споров? Для тех, кто к ней приобщается, это вопрос глубоко личный - люди решают, во что они будут верить (если вообще намерены во что-то верить), их возмущает любое сомнение в правильности их решения. Одна из важнейших функций религии - придание смысла человеческой жизни. Поставьте под сомнение религиозные верования людей, и вы затронете их самые сокровенные мысли о предназначении человека во Вселенной.
Кроме того, каждая религиозная группа в какой-то мере ощущает себя избранной, отличающейся от основной массы людей. Часто из этого ощущения вырастает вера, что данная группа находится в согласии или единстве с Богом. В прошлом евреи верили, что обрели единение с Богом, теперь в это верят мормоны. Такое ощущение избранности нашло наилучшее выражение в официальном названии церкви мормонов - "Церковь Иисуса Христа святых последнего дня". Любого крещеного члена церкви мормонов - каждого, кто имеет особые обязательства перед Богом, - считают "святым последнего дня". Такое определение не относится ко всем тем, кто к этой церкви не принадлежит.
Социологу, изучающему религию, следует на время отбросить свои личные религиозные верования. Он должен относиться к религии как к социальному явлению. Он старается понять, как организованы все религиозные группы (а не только та, к которой принадлежит он сам). Его интересуют нормы и ценности религиозных групп, роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом. Он задается вопросом, почему существуют религии, благодаря чему они сохраняются с течением времени. Наконец, ему важно выяснить, каким образом принадлежность к религиозным группам влияет на другие аспекты жизни людей: их жизненные позиции, семейную жизнь и т.д.
Прежде всего, конечно, необходимо дать определение религии.
Определение религии
Элементы религии
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 15. Религия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ
Что мы подразумеваем под словом религия? Герхард Ленски определяет религию как "систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы" (Ленски, 1961). Однако данное определение представляется слишком широким; оно включает и другие системы верований, например коммунизм, социализм, светский гуманизм. Эти системы верований, играющие важную роль в жизни людей, не совсем соответствуют нашему обычному представлению о религии. Определение Рональда Л. Джонстоуна кажется более подходящим: "Религией называется система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным" (Джонстоун, 1975. С.20).
Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.
Глава 15. Религия
ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ
Джонстоун перечислил пять основных элементов, помогающих понять является ли религией система верований. Во-первых, религия предполагает наличие группы верующих. Хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием. Социологов интересуют религиозные группы и то, чем они отличаются от других групп в обществе. Исследование религии опирается на изучение определенных общностей например католиков, протестантов, иудаистов или таких организаций, как секты.
Во-вторых, религия ассоциируется с понятиями, которые считаются священными. Она проводит различие между предметами повседневной жизни и необычными явлениями - чудесами (вроде исцеления человека, находившегося в коматозном состоянии после несчастного случая и спасенного несколькими часами молитвы, или превращения Иисусом воды в вино). Эти явления становятся священными потому, что считаются связанными с чем-то сверхъестественным - с какой-то силой или существом, возможности которого не ограничены законами природы. В различных религиях существуют свои разные священные предметы и события. Для большинства американцев корова относится к категории предметов повседневной жизни, но индус считает ее священной: она связана с богом Вишну (именно поэтому членам секты Хари Кришна запрещено носить кожаную обувь).
В-третьих, религия подразумевает определенную совокупность верований - вероисповедание. Эти верования объясняют человеческую натуру, окружающую природу и сверхъестественные силы, которые считаются священными. Например, буддист из секты нихирен верит, что души людей могут достичь совершенства путем непрерывных перевоплощений, поэтому в системе мироздания жук не менее важен, чем президент.
В-четвертых, религия предполагает особую совокупность действий или ритуалов. Ритуалы - образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам (например, проходя мимо церкви, католик крестится или произносит молитву). Дюркгейм определил ритуалы как ценности, предписывающие, как людям следует себя вести в присутствии священных предметов. Сами ритуалы не заключают в себе религиозного смысла. Однако они приобретают религиозное значение, когда люди используют их в определенных ситуациях для выражения своей связи со священными силами. Например, в повседневной жизни вода употребляется для питья или принятия душа. Но при совершении обряда крещения она становится священной и символизирует вступление нового члена в религиозную общность.
Наконец, религия включает некоторые представления о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как следует себя вести при различных обстоятельствах. В таких массовых и сложных религиях, как христианство, иудаизм или ислам, сформулированы четкие моральные принципы. Наверное, самый наглядный пример - десять христианских заповедей, запрещающих убийство, прелюбодеяние и другие грехи.
|