Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система

 

НЕТОТАЛИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Авторитарные государства

Демократические государства

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система

 

Авторитарные государства

В авторитарных государствах власть переходит в руки монарха или диктатора, который правит, используя силу. Диктаторские режимы в Латинской Америке, режим Франсиско Франко в Испании и правление Хайле Селассие I в Эфиопии - примеры авторитаризма в XX в. Лидеры, наверное, стремятся добиться такой преданности своих подданных, как в период правления "Папы Дока" (Дювалье) на Гаити и Эвиты Перон в Аргентине, но подразумевается верность определенному человеку, а не долгосрочным целям и даже государству.

При авторитарных режимах политические партии и идеология играют некоторую роль, но они осуществляют контроль в меньшей мере, чем в тоталитарных обществах. Для подавления диссидентов или критики средства массовой информации могут подвергаться цензуре, наряду с вооруженной силой может использоваться террор. Однако эти режимы значительно слабее, чем. тоталитарные. Они в большей мере применяют традиционные способы управления. Стараясь силой сохранить свою политическую власть, они вряд ли способны осуществить значительные социальные перемены. Кроме того, здесь в меньшей мере пытаются вторгаться в личную жизнь своих подданных, поэтому при авторитарных правлениях яснее выражена граница между общественной и личной сферами, чем в тоталитарных государствах.

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.



Глава 17. Политическая система

 

 

Демократические государства

В буквальном смысле демократия означает "власть народа", но в крупных и сложных обществах правление всего народа невозможно. Поэтому современная демократия стала ассоциироваться с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям, которые подлежат переизбранию. Представительная демократия существует в таких разных странах, как Индия, Франция, США, Канада и др. Для этих государств характерны следующие общие черты.

1. Индивидуализм. Вера в высокую значимость личности - основной принцип демократического сознания. Он стал основой законодательных систем, утверждая равенство всех людей перед законом и обществом.

2. Конституционная форма правления. Что касается Великой хартии вольностей, Прав человека или Конституции США, то демократические формы правления основаны на совокупности законов и законодательных традиций (писаных и неписаных), которые стоят над личностью, правительством и обществом. На основе конституции формируется основное законодательство страны, определяются главные принципы распределения и ограничения политической власти. Конституции устанавливают полномочия правительств. Кроме того, они определяют методы управления общественной жизнью. Далее конституции обычно устанавливают принципы разделения полномочий между различными ветвями власти, членами правительства, таким образом, чтобы обязанности власть предержащих были ограничены и четко установлены.

3. Общее согласие тех, кем управляют. Главная черта демократических обществ состоит в том, что взрослое население само выбирает своих правителей и представителей на периодически проводимых выборах. Эти выборы способствуют подотчетности тех, кто стоит у власти, и ограничивают срок их полномочий.

4. Лояльная оппозиция. Подразумевается, что политический механизм включает двухпартийную или многопартийную системы. В соответствии с демократическими ценностями оппозиция не означает нелояльность, граждане должны иметь право высказывать свое мнение. Поэтому демократические правительства не контролируют средства массовой информации и редко прибегают к вооруженной силе для подавления политической оппозиции.

Демократические общества формируются на различной экономической основе. Их правительства выполняют множество ролей - от управления государством "всеобщего благополучия" (например, в США) до реализации социалистической программы (например, в Швеции). Демократические институты существуют не только в процветающих странах, например, они имеются и в Индии. Но, как мы узнаем по ходу этой главы, процветание и развитие промышленности, вероятно, благоприятствуют созданию демократического правительства.

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В США

Перед лицом сложности социальной жизни и технологии в XX в. многие люди чувствуют свою политическую беспомощность. "Я голосовал за Картера, а победил Рейган, выступающий против внесения поправки по вопросу о правах человека". Создается впечатление, что участие в выборах и другие виды политической деятельности ничего не значат. Однако у людей все же формируются четкие политические взгляды, и они участвуют во многих аспектах политической жизни.

Политическая социализация

Участие в политической жизни

Группы и политический процесс

Группы давления в США

Политические партии

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Согласно Американской конституции, нельзя стать президентом до 35 лет, членом Конгресса до 30 лет, членом Палаты представителей до 25 лет. Право голоса в настоящее время предоставлено не с 21 года, а с 18 лет. Подобные возрастные ограничения существуют в большинстве стран, хотя в действительности между ними наблюдаются глубокие различия.

К моменту получения права участвовать в выборах у большинства избирателей уже есть определенная политическая позиция и убеждения, сформировавшиеся на основе детского и юношеского опыта. Политическая социализация - процесс усвоения идей, взглядов и образцов поведения в детстве и юности, которые обусловлены политическим окружением. Она находит выражение в становлении черт личности: доверии, компетентности и отношении к власти. В семьях, где поощряется самостоятельность, выполняются общепринятые правила и поощряются взаимопонимание и уважение друг к другу, дети быстро усваивают принципы доверия и самоконтроля (Реншон, 1975).

В возрасте от 9 до 13 лет начинается важный этап формирования политических взглядов. Девятилетние и десятилетние дети склонны отождествлять правительство с личностями вроде президента. Они доверяют правительству и полагают, что оно действует на благо народа. Дети старшего возраста усваивают более абстрактные понятия. Обычно они отождествляют правительство с институтом вроде Верховного суда (Хесс, Торни, 1967). Большинство из них уже отдают предпочтение определенной политической партии или называют себя независимыми (Гринштейн, 1965). Но с возрастом с детьми происходит одна из самых поразительных перемен - дети утрачивают доверие к правительству (Хесс, Торни, 1967).

Главные агенты политической социализации - семья, школа и сверстники. Среди них семья, наверное, оказывает самое глубокое воздействие. Родители и дети обычно преданы одной партии, имеют общие политические пристрастия и в одинаковой мере доверяют правительству (Дженнингс, Ними, 1974). Школа закрепляет взгляды, усвоенные дома. Политические знания, полученные в школе, не оказывают существенного влияния на политические убеждения, исключение составляют лишь учащиеся из неблагополучных семей. Курсы по основам гражданского права, вероятно, углубляют их познания в области политики, крепнет их уверенность в правильности собственного выбора.

Совместное влияние семьи и школы в детские годы способствует проявлению некоторых различий в политической позиции мальчиков и девочек. Исследуя 11-летних детей, Иглитцин (1974) обнаружил, что при выборе политической карьеры мальчики обычно желали стать мэрами, а девочки чаще предпочитали должность судьи или руководителя педагогического совета. Когда их спрашивали, почему они голосовали за того или иного кандидата, девочки были склонны выбирать мирно настроенных, честных и откровенных людей, а мальчики отдавали предпочтение кандидатам, стремившимся упрочить экономическое благосостояние страны. В целом мальчики были лучше осведомлены по вопросам политики, чем девочки.

Группы сверстников тоже оказывают влияние на формирование политических убеждений. Иногда их воздействие сильнее, чем влияние семьи. Исследуя средние школы, Мартин Левин (1961) обнаружил: когда увеличивалось число учащихся из семей республиканцев, школьники из семей демократов проявляли готовность стать приверженцами республиканской партии. В классическом исследовании Теодора Ньюкома (1958) анализировались политические убеждения студенток Беннингтона, женского колледжа в Вермонте. В Бен-нингтоне сложился либеральный политический климат, но студентки из богатых семей обычно проявляли консервативные взгляды. Ньюком установил, что студентки Беннингтона постепенно отказывались от взглядов своих родителей.

 

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.