Для магистрантов заочной формы обучения Уральский филиал
Кафедра государственно–правовых дисциплин
СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
Учебно-методический комплекс
для магистрантов заочной формы обучения
(направление подготовки 030900.68 Юриспруденция)
магистерская программа
«Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза»
Челябинск
Автор:
Почивалова Ж.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 3 сентября 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 2 от 26 сентября 2013 г.).
© Российская академия правосудия,
Уральский филиал, 2013.
© Почивалова Ж.Г., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….
|
| Объём дисциплины и виды учебной работы……………………………..
|
| Тематический план………………………………………………………….
|
| Программа курса……………………………………………………………
|
| Планы семинарских (практических) занятий……………………………..
|
| Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы магистрантов…………………………………...
|
| Контрольные задания……………………………………………………….
|
| Литература…………………………………………………………………..
|
| Вопросы для подготовки к зачёту………………………………………
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Социология права» развивает положения теории и практики, изучаемые в курсах философии права, теории государства и права, других учебных дисциплинах. Обучение предполагает освоение теории и опыта социологии права в России и за рубежом, основных тенденций и форм развития научного направления.
Цель и задачи курса – сформировать у студентов целостное представление об обществе и социально-правовых процессах, происходящих в нем на локальном, федеральном и глобальном уровнях; раскрыть социальную сущность правовой системы, входящей в структуру социальной системы в форме института права, обеспечить квалифицированную реализацию знаний социологии права в профессиональной деятельности. Достижение поставленной цели осуществляется решением академических задач, имеющихпознавательную, общеобразовательную, воспитательную, мировоззренческую направленность.
Познавательные задачи ориентированы на создание академического социально-правового фундамента и реализуются через усвоение знаний об обществе как целостной системе и его структуре; о генезисе и эволюции права; о закономерностях социального развития, связях и отношениях, определяющих правовые нормы и правовой порядок государства; о функционировании института права как важнейшего структурного элемента современного общества; о моделях правомерного и противоправного поведения индивидов и социальных групп, определяемых влиянием социальных условий и характеризующих историческое, культурное, политическое, религиозное, образовательное, интеллектуальное, нравственно-психологическое пространство российского общества; о сущности и природе отклоняющегося поведения, социальных условиях его возникновения и распространения; применении правого воздействия как формы социального контроля в условиях нарушения норм права; о социально-правовых нормах как о средстве регуляции поведения индивидов и групп; о качестве духовной и правовой культуры, сознания и правосознания различных социальных образований; о системе ценностей и мировоззрении, выступающих регулятором общественных отношений.
Общеобразовательные задачи направлены на расширение границ познания общественных и общественно-правовых явлений; создание условий для системного видения межличностных и межгрупповых отношений, регулируемых законодательством в различных пространствах социума – политическом, экономическом, социокультурном, религиозном, межэтническом и др.; формирование навыков и умения использовать знания социологии права в профессиональной деятельности.
Воспитательные задачи решаются посредством использования мировоззренческой функции социологии права и направлены надостижение позитивной нравственной, культурной, гражданской социализации студентов; формирование моделей поведения, востребованных в условиях реализации профессиональной деятельности; конструирование мировоззрения индивидов и социальных групп, управляющего социальным настроением и социальным развитием.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).
Прослушавший курс социологии права студент обязан:
Знать: историю формирования социологии права, методологические основы социологического исследования, основные проблемы поля социологии права.
Уметь: самостоятельно осуществлять разработку и проведение социологического исследования, то есть формулировать исследовательские проблемы, выделять цель и разбивать ее на задачи, давать интерпретацию основным понятиям, использованным в исследовании, формулировать исследовательские гипотезы, макетировать инструмент сбора данных, объяснять полученные результаты.
Иметь навыки самостоятельного осмысления дискуссионных материалов, чтения первоисточников по проблемам социологии права, объяснения правового поведения личности и социальных групп.
В ходе обучения магистранты осваивают прикладную составляющую социологии права, выходят на уровень практического применения знаний и формирования соответствующих навыков судебно-правовой деятельности. Значительное место уделяется самостоятельной работе магистрантов по рекомендованным теоретическим и прикладных, направлениям исследований, выполнению практических заданий. Обучение осуществляется лекционно-семинарским методом и завершается зачётом.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы
(по учебному плану)
| Количество зачётных единиц и часов
| Зачётные единицы – общая трудоемкость
| 3 з.е. – 108 ч.
| Всего аудиторных занятий, из них:
|
| лекции
|
| семинарские занятия
|
| Самостоятельная работа
|
| Форма итогового контроля
| зачёт
|
Тематический план
(разделы дисциплины, темы занятий, количество и часов)
для магистрантов заочной формы обучения
№
п/п
| Разделы (темы)
дисциплины
| Количество часов
по видам учебных занятий
(по учебному плану)
| лекции
| семинары[1]
| самост. работа
| Раздел I. Социология права, ее история и теории
| 1.
| Предметная область социологии права. Место социологии права в структуре социологического знания
|
|
|
| 2.
| Становление и развитие социологии права
|
|
| 3.
| Социология права в России
|
|
| Раздел II. Разработка и проведение социологических исследований в области права
| 4.
| Понятие и виды социологических исследований
|
| 2•
|
| 5.
| Методы сбора социологической информации
|
|
|
| Раздел III. Социально-правовое регулирование общественных отношений
| 6.
| Право как социальный институт
|
|
|
| 7.
| Правовое сознание и правовое поведение
|
| 2•
|
| 8.
| Социология правотворчества и применения права
|
|
|
| 9.
| Социальные отклонения и социальный контроль
|
|
| 10.
| Юридический конфликт
|
| 2•
|
| 11.
| Социология преступности
|
|
| Итого по дисциплине
|
|
|
| Форма итогового контроля
| зачет
|
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
|