Тема 9. Социальные отклонения и социальный контроль 1. Понятие социального отклонения. Девиация и делинквенция. Признаки социального отклонения.
2. Последствия социальных отклонений. Социальные отклонения в системе общественных отношений: искажения в системе ценностей, дисфункция социальных институтов, деформация социальных норм.
3. Понятие аномии.
4. Понятие и функция социального контроля. Нормативная и институциональная стороны социального контроля. Социальные санкции.
Литература
Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2010. – 432 с.
Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 232 с.
Казимирчук, В.П. Современная социология права: учебник для вузов / В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 2009. – 303 с.
Лапаев, В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Лапаев; отв. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2009. – 304 с.
Социология права: учебник / под ред. В. Сырых. – М.: Юстицинформ, 2004. – 464 с.*
Степанов, О.В. Социология права: учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 260 с.
Тема 10. Юридический конфликт
(групповая дискуссия)
1. Понятие конфликта. Социальная основа конфликта.
2. Типология конфликтов. Динамика конфликта и его разрешение.
3. Стратегии поведения в конфликте. Управление конфликтом.
4. Специфика юридического конфликта. Предмет юридического конфликта. Технологии разрешения юридического конфликта.
Литература
Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2010. – 432 с.
Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 232 с.
Казимирчук, В.П. Современная социология права: учебник для вузов / В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 2009. – 303 с.
Лапаев, В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Лапаев; отв. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2009. – 304 с.
Социология права: учебник / под ред. В. Сырых. – М.: Юстицинформ, 2004. – 464 с.*
Степанов, О.В. Социология права: учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 260 с.
Тема 11. Социология преступности
(ролевая игра)
1. Специфика социологических исследований преступности.
2. Анализ природы преступности.
3. Социологический анализ криминальной личности: типы личностей, мотивы преступного поведения.
4. Социологический анализ преступной субкультуры.
Литература
Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2010. – 432 с.
Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 232 с.
Казимирчук, В.П. Современная социология права: учебник для вузов / В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 2009. – 303 с.
Лапаев, В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Лапаев; отв. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2009. – 304 с.
Социология права: учебник / под ред. В. Сырых. – М.: Юстицинформ, 2004. – 464 с.*
Степанов, О.В. Социология права: учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 260 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом социологии права является так называемое «живое право», под которым понимают совокупность правовых норм, реально функционирующих в обществе. Поэтому при изучении социологии права следует особе внимание обращать на возможные расхождения «живого права» с буквой закона и быть готовым к отсутствию стандартных схем объяснения правового поведения человека и социальных групп.
Материал по дисциплине «Социология права» представлен в виде блоков: предмет социологии права и ее место в структуре социологического знания; становление и развитие социологии права на Западе и в России; теоретические вопросы социологии права; методология и методика социологического исследования. Приоритетным считается последний раздел, все прочие рассматриваются лишь для того, чтобы студенты могли самостоятельно провести социологическое исследование в сфере права либо обобщить собранные другими исследователями социологические материалы.
Соответственно разделам дисциплины сформирован список литературы. В него вошли не только учебники и учебные пособия, но и многочисленные монографии и дискуссионные материалы. Их следует рассматривать не как руководство к действию или совокупность универсальных рецептов, но прежде всего как отправную точку собственной мысли. Мнения авторов могут быть аргументировано оспорены, поэтому если Вы считаете нужным, то организуйте дискуссию по заинтересовавшей вас проблеме. Свою точку зрения можно высказать при выступлении на семинаре, выступив с докладом или написав реферат. Желательным итогом освоения социологии права является собственное социологическое исследование, проведенное группой 2-3 человека.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов регулируется типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшим учебным заведением) Российской Федерации, Уставом вуза.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но и без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческому подходу к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, а ее объем регулируется учебным планом.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотив к получению знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультативная помощь.
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный или учебно-исследовательский характер.
Самостоятельная работа предполагает изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), выполнение заданий, ответы на вопросы для самоконтроля, а также подготовку докладов к семинарам. По ряду тем, по которым не предусмотрено проведение практических занятий, изучение учебного материала основано на самостоятельной работе студентов.
Самостоятельность как отдельное качество личности является одним из важнейших при обучении. Развитие этого качества требует отдельных дидактических обстоятельств и подходов.
Успех в изучения дисциплины складывается благодаря владению навыками конспектирования лекций и учебной информации, а так же умениями смыслового (содержательного), а не механического запоминания материала. Понимание смысла – основа усвоения научной информации в процессе вузовского образования.
Конспекты, составленные в ходе изучения учебного материала, позволяют выделить основные теоретические положения, которые необходимо запомнить. Грамотно составленный конспект позволить не только сохранить необходимые знания, но экономить время при подготовке к семинару, контрольным работам, либо зачёту.
Самостоятельная работа магистров должна быть нацелена на тщательную проработку и усвоение лекционного материала, материала учебных пособий, дополнительной литературы.
Работа по изучению дисциплины должна носить системный характер. С этой целью изучение каждой темы целесообразно начинать с ознакомления с программой, далее студенту рекомендуется тщательно проработать материалы лекций и учебных пособий, уделив особое внимание дискуссионным вопросам. В процессе подготовки к семинарским занятиям студентам рекомендуется поработать со справочными правовыми системами - «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс» и др. Для подготовки докладов, курсовых работ магистрантам предлагается список дополнительной литературы по каждой теме.
Особое внимание магистранты должны уделять самостоятельному изучению тех тем, которые не включены в тематический план семинарских (практических) занятий. При этом магистрантам рекомендуется внимательно изучить соответствующие разделы в учебных пособиях, которые являются основной литературой по данному спецкурсу, а также ознакомиться с предлагаемой дополнительной литературой.
В процессе изучения дисциплины магистрантам может быть предложено подготовить доклады, с которыми они должны выступить в интерактивной форме на соответствующем семинарском занятии. Целью подготовки доклада является привлечение внимания магистрантов к наиболее сложным и спорным вопросам дисциплины, которые имеют не только теоретическое, но и практическое значение, формирование и развитие у магистрантов навыков самостоятельного изучения научной литературы, умения делать собственные аргументированные выводы и иллюстрировать их правильно подобранными примерами из судебной практики по гражданским делам, выступать перед аудиторией и вести дискуссию.
Темы для докладов выбираются магистрантами непосредственно перед соответствующим семинарским занятием и обязательно согласовываются с преподавателем. В докладе должны найти отражение актуальность выбранной темы, цель проведения исследования, положения, раскрывающие основные проблемы, примеры из судебной практики, сделанные на основе проведенного исследования выводы.
Доклад составляется в письменной форме, в конце даётся список использованной литературы. Все приводимые в тексте цитаты, примеры, статистические данные даются со ссылкой на их источники. Ссылки на источники, также как и список использованной литературы, оформляются в строгом соответствии с требованиями библиографического стандарта. На соответствующем семинарском занятии доклад оглашается перед магистрантами группы, продолжительность доклада не должна превышать 10 минут. После этого докладчику могут быть заданы вопросы магистрантами и преподавателем. Текст доклада в конце семинарского занятия передается преподавателю. Доклад может быть оценен определенным количеством баллов для магистрантов, участвующих в рейтинговой системе оценки успеваемости. Кроме того, подготовка и выступление с докладом учитываются при сдаче зачета по курсу. При подготовке докладов и курсовых работ требуется обязательное использование только литературы учебно-методического комплекса.
Подготовка доклада может быть оценена неудовлетворительно в случаях, если:
- тема доклада не соответствует теме, предусмотренной в учебно-методическом комплексе;
- доклад подготовлен без привлечения источников и наученной литературы предусмотренной учебно-методическим комплексом;
- содержание темы не раскрыто в полном объеме;
- доклад подготовлен не самостоятельно;
- доклад не содержит собственных выводов магистранта;
- в процессе выступления с докладом студент не смог ответить на заданные ему вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание № 1
|