ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Студенты заочного отделения в процессе изучения дисциплины «Социология» выполняют контрольную работу, которую представляют в учебную часть института не позднее, чем за 15 дней до начала сессии.
Контрольная работа является одной из форм самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов.
Подготовка и выполнение контрольной работы направлены на:
- закрепление и углубление знаний обучаемых по социологии:
- развитие и формирование у студентов навыков самостоятельного изучения и использования научной литературы, трудов российских и зарубежных специалистов, справочно-библиографической литературы и других источников;
- выработку умений грамотно, аргументировано и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации;
- выработку аргументированной собственной позиции студентов при обобщении и формулировании результатов работы;
- формирование у студентов способностей использовать полученные знания, навыки и умения в практической деятельности.
Выполнение контрольной работы включает следующие основные этапы:
- получение вопросов контрольной работы;
- планирование процесса выполнения контрольной работы;
- сбор материала для выполнения контрольной работы;
- выполнение и оформление контрольной работы;
- представление контрольной работы на проверку.
Распределение вариантов контрольной работы. Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с двумя последними цифрами шифра зачетной книжки по таблице.
| Последняя цифра номера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предпоследняя цифра
номера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование процесса выполнения контрольной работы. После определения вопросов контрольной работы в соответствии с конкретным вариантом, студентам целесообразно разработать предварительный план выполнения
работы и согласовать его на консультации с преподавателем. План не следует излишне детализировать. После, изучения монографической и периодической литературы по заданным вопросам, предварительный план уточняется.
Сбор материала для выполнения контрольной работы. Отталкиваясь от предварительного плана, студенту целесообразно обратиться к библиографии. Существенную помощь в ознакомлении с библиографией могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный, систематический, предметный), библиографические указатели (учетно-регистрационные, научно-вспомогательные, рекомендательные, критические), справочная литература (энциклопедии, словари, предметные указатели в трудах отдельных специалистов).
Когда студент в полной мере накопил, систематизировал и изучил материал по соответствующему вопросу, он приступает к выполнению контрольной работы. Внимательно перечитывая свой конспект, рекомендуется располагать материал в той последовательности, которая представляется наиболее стройной и целесообразной. Одновременно фиксируются мысли, которые студент сочтет нужным изложить в тексте работы.
Основные требования к контрольной работе. Основными требованиями к контрольной работе являются:
- высокий теоретический уровень (использование современных достижений науки, исчерпывающий характер раскрытия темы, оптимальное соотношение теоретического и фактического материала);
- применение многообразных методов исследования;
- широкое использование различных источников (произведений отечественных и зарубежных специалистов, научных журналов, периодической печати и т. д.);
- критический анализ различных подходов к методам и приемам исследования социально-экономических и политических процессов;
- творческий подход к выполнению контрольной работы (использование оригинальных документов, самостоятельность выводов, наличие практических рекомендаций, четкая формулировка авторской позиции по рассматриваемым проблемам);
- правильное оформление выполненной контрольной работы (последовательность рассмотрения вопросов, правильное оформление библиографических ссылок на источники, аккуратность исполнения и т. д.).
Контрольная работа оформляется аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научного труда.
Особое значение при выполнении работы имеет подбор литературы, употребление одного источника недостаточно, так как не во всех источниках содер1жатся глубокие ответы на вопросы. Поэтому необходимо использовать разнообразные источники, в том числе журналы и периодические издания.
Рассматривая проблемы, особенно носящие дискуссионный характер, необходимо осветить многообразие точек зрения, а также высказать и обосновать собственную позицию.
Структура и содержание контрольной работы. Контрольная работа должна состоять из следующих основных частей:
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованной литературы.
Разработка каждой составной части контрольной работы имеет свои особенности.
Во введенииследует раскрыть актуальность темы, определить цель и задачи работы, сформулировать практическую ценность работы, определить предмет и объект исследования. Объем введения в контрольной работе: 2—3 страницы.
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Здесь отражаются теоретические и практические исследования, обобщение результатов, графический материал и т. д. Цель основной части контрольной работы: развернуто показать существо вопроса и умение работать с научной, справочной и учебной литературой. В этой части должен быть проведен анализ литературы по теме контрольной работы, сформулирована проблема и сделаны выводы. Надо уделить внимание практической направленности контрольной работы.
Заключение должно содержать анализ материала в соответствии с целями и задачами, поставленным во введении, особенно ценным является изложение собственного взгляда на проанализированную проблему. Объем заключения: 2—3 страницы.
Требования к оформлению контрольной работы. Контрольная работа состоит из двух вопросов, первый - реферат, второй выполняется в виде анализа ситуации. Реферат должен иметь объем не менее 10—15 страниц печатного текста или 15—20 страниц рукописного текста, выполненного черным цветом и разборчивым почерком. Слишком большое превышение установленного объема является недостатком работы, так как свидетельствует о неумении отобрать и переработать нужный материал и компактно и концентрированно изложить содержание работы. Реферат должен включать в себя в указанной последовательности:
- титульный лист;
- содержание;
- вступление;
- основную часть;
- заключение;
- список литературы.
Работа выполняется на белой бумаге формата А4. Текст работы выполняется на одной стороне листа. Каждая страница оформляется со следующими полями: левое— 25 мм, правое— 15 мм, верхнее— 20 мм, нижнее— 20 мм. Размер шрифта— 14 кегель, обычное начертание, интервал между строк— 1,5.
Все страницы нумеруются арабскими цифрами вверху по центру, по порядку от титульного листа до последнего, без пропусков и повторений.
Библиографическая ссылка оформляется в качестве подстрочного примечания следующим образом. В конце цитируемого текста перед точкой ставится курсор. Затем пункт меню Вставка — Ссылка — Сноски. В окне Сноскиуказываются параметры сноски:
- внизу страницы;
- формат номера: 1,2,3;
- начать с 1;
- нумерация на каждой странице;
- применить: ко всему документу.
Далее в подстрочном примечании 10 кеглем набирается библиографическое описание книги в следующем порядке:
1)фамилия и инициалы авторы (внимание: инициалы от фамилии отбиваются неразрывным пробелом);
2)заглавие (название книг);
3)место издания (город);
4)издательство (или издатель);
5)год издания;
6)страница (страницы), с которой цитируется текст.
Содержание включает наименование всех глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Первым считается титульный лист. Введение, заключение и список литературы не нумеруются, но в перечень содержания входят также с указанием номеров страниц.
Список литературы разрабатывается в следующем порядке. Сначала в него вносятся издания на русском языке (по алфавиту) — книги и брошюры с указанием автора, полного названия работы, места и наименования издательства, года издания; затем статьи с указанием названия журнала, года и номера издания. Потом указывается литература на иностранных языках в порядке латинского языка.
Контрольная работа сдается и регистрируется у методиста, а затем передается для проверки преподавателю. Если выполненная контрольная работа соответствует предъявленным требованиям, то преподаватель выставляет оценку «зачтено».
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1
1. Позитивистская социология О. Конта.
2. Программа социологического исследования.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на особенности позитивистской философии и социологии. Основные вопросы, которые должны быть освещены в работе:
1. Понимание социологии Контом. Почему Конт первоначально назвал социологию «социальной физикой»?
2. Разработка Контом методов социологического исследования.
3. Социальная статика и социальная динамика. Какова, по мнению Конта, роль семьи в обществе?
4. Стадии развития общества. Особенности позитивного мышления.
5. Понимание прогресса Контом.
6. Почему Конта считают основоположником социологии?
При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие проблемы:
1. Теоретико-методологические основы социологического исследования: программа; методологический раздел; формулировка проблемы; определение объекта и предмета исследования; определение целей и результатов социологи- ческого исследования.
2. Исследовательские гипотезы, их виды.
3. Методические основы социологических исследований.
Вариант 2
1. Социология Э. Дюркгейма.
2. Наблюдение.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо дать объяснение тому, что теорию Дюркгейма называют «социологизмом»; рассмотреть определение предмета и задач социологии Дюркгейма. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть:
1.Деление социологии: социальная морфология, социальная физиология, общая социология.
2. Методологические принципы социологии.
3. Концепция социальной солидарности.
4. Теория социальной аномии.
5. Проблема самоубийства в работах Дюркгейма.
При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть следующие положения:
1. Особенности наблюдения.
2. Основные виды наблюдения в зависимости от: а) элементов контроля; б) положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта; в) места орга- низации наблюдения; г) степени регулярности наблюдения; д) степень форма- лизации наблюдения.
3. Методика и техника проведения наблюдения.
Вариант3
1. Органическая теория общества Г. Спенсера.
2. Социологическое исследование: этапы и виды.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить суть органической теории Г. Спенсера; аналогии между живыми организмами и обществом, которые выделил социолог. Основные вопросы, которые должны быть освещены в работе:
1. Основные понятия социологической теории Спенсера.
2. Социальная эволюция.
3. Классификация обществ.
4. Социальная интеграция и социальная дифференциация как выражение внутренней динамики и разнообразия форм жизнедеятельности общества.
5. Почему ряд ученых считают Спенсера основоположником структурного функционализма?
При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. Понятие «социологическое исследование».
2. Проблема соотношения эмпирии и теории.
3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.
4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре- шаемых задач; б) носитель информации.
5. Специфические цели и задачи.
6. Организация и проведение социологического исследования.
Вариант 4
1. Г. Зиммель — основоположник «формальной» социологии.
2. Эксперимент.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса наибольшее внимание следует уделить рассмотрению развития взглядов Зиммеля на взаимоотношения общества, человека и культуры. Основные вопросы, которые необходимо осветить в работе:
1. Задачи социологии по мнению Зиммеля.
2. Формы социальной жизни: а) социальные процессы; б) социальные ти- пы; в) модели развития.
3. Игровые формы.
4. Основные понятия социологии Зиммеля.
5.Что такое формальная социология? Почему Зиммеля считают основоположником «формальной» социологии?
При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие положения:
1.Сущность эксперимента.
2.Виды эксперимента: Ф. С. Чепин, Э. Гринвуд.
3.Методика и техника организации и проведения эксперимента.
Вариант5
1. Концепция бюрократии и типов политического господства М. Вебера.
2. Методы анализа документов.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить вклад Вебера в разработку проблем политической социологии. Основные вопросы:
1. Типы легитимного господства, их характеристики.
2. Идея Вебера о плебисцитарной демократии.
3. Теория бюрократии.
При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие положения:
1. История развития методов.
2. Документ. Классификация документов в зависимости от: 1) типа носи- теля; 2) способа восприятия информации; 3) авторства; 4) мотивации создания; 5) содержания; 6) по статусу; 7) по степени персонализации; 8) по источникам информации; 9) статистические и социологические.
3. Правила работы с документом.
4. Неформализованные (традиционные) и формализованные (контент- анализ) методы анализа документов.
Вариант 6
1. «Понимающая» социология М. Вебера.
2. Социологическое исследование: этапы и виды.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо объяснить, почему теорию Вебера считают «понимающей социологией». Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть:
1. «Идеальный тип».
2. Социальное действие, его виды.
3. Рационализация.
4. Роль системы ценностей в развитии общества.
5. Социология религии.
При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. Понятие «социологическое исследование».
2. Проблема соотношения эмпирии и теории.
3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.
4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре- шаемых задач; б) носитель информации.
5. Специфические цели и задачи.
6. Организация и проведение социологического исследования
Вариант 7
1. Социологическая система В. Парето.
2. Особенности и основные виды социологического наблюдения. Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо
раскрыть следующие вопросы:
1. Понимание общества как системы взаимодействия индивидов.
2. Теория элиты.
3. Логическое и нелогическое действие в теории Парето.
4. Естественные науки как образец построения социологии.
5. Теория круговорота элит. «Львы» и «лисы». «Открытые» и «закрытые» элиты.
При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. Понятие «социологическое исследование».
2. Проблема соотношения эмпирии и теории.
3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.
4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре- шаемых задач; б) носитель информации.
5. Специфические цели и задачи.
6. Организация и проведение социологического исследования
Вариант 8
1. Марксистская социология.
2. Сущность и основные виды эксперимента.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо рассмотреть основы диалектико-материалистического понимания истории, которое является основой социологии Маркса. Кроме того, необходимо раскрыть следующие вопросы:
1. Понимание Марксом и Энгельсом общества.
2. Общественно-экономические формации, особенности развития каждой формации.
3. Революционный принцип в социологии.
4. Проблема социального конфликта и классовой борьбы в марксистской социологии.
5. Личность как носитель общественных отношений.
6. Достоинства и недостатки марксистской теории, которые выделяют со- циологи.
При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие положения:
1. Сущность эксперимента.
2. Виды эксперимента: Ф. С. Чепин, Э. Гринвуд.
3. Методика и техника организации и проведения эксперимента.
Вариант 9
1. Теории толпы Г. Тар да и Г. Лебона.
2. Социологическое исследование.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо объяснить, почему Лебона и Тарда считают одними из основоположников социальной психологии. Основные вопросы, которые следует рассмотреть в работе:
1.Толпа, ее характеристики, особенности толпы.
2. Поведение индивида в толпе.
3.Значение идей Тарда и Лебона, их влияние на теории «массового обще- ства», исследования массовой коммуникации и распространения инноваций.
При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. Понятие «социологическое исследование».
2. Проблема соотношения эмпирии и теории.
3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.
4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре- шаемых задач; б) носитель информации.
5. Специфические цели и задачи.
6. Организация и проведение социологического исследования
Вариант 10
1. Социологическая теория П. Л. Лаврова.
2. Метод социометрического опроса.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить сущность персоналистической концепции, которая оказала большое влияние на формирование идей Лаврова. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Принципы социологии Лаврова.
2. Взаимосвязь между историей и социологией.
3. «Критическая мысль», «критические мыслящие личности».
4. Теория прогресса.
При рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание на особенности социометрического метода, основоположником которого был Д. Морено: внутренняя неформальная макроструктура, положение человека в малой группе, процедуры социометрии, особенности положения социометриста при проведении исследования.
Вариант 11
1. Анархизм в России: социологические идеи М. А. Бакунина и П. А. Кро- поткина.
2. Специфика социологического опроса и его основные виды. Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо
выделить основные положения анархизма. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Общество и государство.
2. Причины, по которым необходимо уничтожить государство.
3. Черты сходства и различий в теориях Бакунина и Кропоткина.
При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. История опросного метода социологии.
2. Виды социологического опроса.
3. Анкетирование, его виды (почтовый, прессовый, телефонный), их дос- тоинства и недостатки.
4. Виды вопросов.
5. Особенности организации анкетирования.
6. Интервью, его виды.
Вариант 12
1. Субъективизм в социологии (на примере теории Н. К. Михайловского).
2. Методы анализа документов.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо выделить особенности школы субъективизма, представителем которой являлся Михайловский. Основные вопросы, которые нужно рассмотреть в работе:
1. Формы движения материи.
2. Социальная статика.
3. Типы кооперации.
4. Поведение толпы (работа «Герой и толпа»).
При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие положения:
1. История развития методов.
2. Документ. Классификация документов в зависимости от: 1) типа носи- теля; 2) способа восприятия информации; 3) авторства; 4) мотивации создания; 5) содержания; 6) по статусу; 7) по степени персонализации; 8) по источникам информации; 9) статистические и социологические.
3. Правила работы с документом.
4. Неформализованные (традиционные) и формализованные (контент- анализ) методы анализа документов.
Вариант 13
1. Социологический позитивизм П. А. Сорокина.
2. Программа социологического исследования.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо выделить основные периоды деятельности П. А. Сорокина, основные проблемы изучения на каждом этапе его деятельности. Основные вопросы, которые нужно рассмотреть в работе:
1. Социальная стратификация в работах Сорокина.
2. Социальная мобильность.
3. Рассмотрение проблем культуры в трудах Сорокина.
4. Значение идей Сорокина.
При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие проблемы:
1.Теоретико-методологические основы социологического исследования: программа; методологический раздел; формулировка проблемы; определение объекта и предмета исследования; определение целей и результатов социологи- ческого исследования.
2. Исследовательские гипотезы, их виды.
3. Методические основы социологических исследований.
Вариант 14
1. Генетическая социология в России: теория М. М. Ковалевского.
2. Наблюдение.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо объяснить, что такое «генетическая социология», назвать наиболее известных ее представителей. Основные вопросы, которые нужно рассмотреть в работе:
1. Метод социологии.
2. Критерий выделения сходных групп.
3. Анализ социальных явлений.
4. Эволюция общественных институтов.
5. Общественный прогресс.
6. Вклад Ковалевского в становлении социологии как академической науки. При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть следующие положения:
1. Особенности наблюдения.
2. Основные виды наблюдения в зависимости от: а) элементов контроля; б) положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта; в) места орга- низации наблюдения; г) степени регулярности наблюдения; д) степень форма- лизации наблюдения.
3. Методика и техника проведения наблюдения
Вариант 15
1. Структурный функционализм. Т. Парсонс.
2. Социологическое исследование: этапы и виды.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности структурного функционализма. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Теория действия: действующее лицо (актор), ситуативное окружение.
2. Пять «типовых переменных действия».
3. Культурная система.
4. Социальная система, ее элементы.
5. Системные потребности.
При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. Понятие «социологическое исследование».
2. Проблема соотношения эмпирии и теории.
3. Теоретический и эмпирический уровень исследования.
4. Виды исследования по критериям: а) масштабность и сложность ре- шаемых задач; б) носитель информации.
5. Специфические цели и задачи.
6. Организация и проведение социологического исследования
Вариант 16
1. Теория «культурно-исторических типов» Н. Я. Данилевского.
2. Эксперимент.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить значение идей Данилевского. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. «Естественная» система группировки исторических событий.
2. «Морфологический принцип».
3. Критерий выделения культурно-исторических типов.
4. Стадии развития культурно-исторических типов.
При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие положения:
1. Сущность эксперимента.
2. Виды эксперимента: Ф. С. Чепин, Э. Гринвуд.
3. Методика и техника организации и проведения эксперимента.
Вариант 17
1. Р. Мертон — основоположник теорий «среднего уровня».
2. Социометрический метод.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности структурно-функционального анализа, представителем которого являлся Мертон. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Идея теорий «среднего уровня».
2. Теория аномии.
3. Эмпирические исследования СМИ.
При рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание на особенности социометрического метода, основоположником которого был Д. Морено: внутренняя неформальная макроструктура, положение человека в малой группе, процедуры социометрии, особенности положения социометриста при проведении исследования.
Вариант 18
1. Самореферентные системы Н. Лумана.
2. Методы анализа документов.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности системного подхода. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Общество как самовоспроизводящаяся и самореферентная система.
2. Виды социальных систем: системные взаимодействия, системы органи- зации, социетальные системы, их особенности.
3. Элементы социальных систем.
4. Проблема конфликта.
5. Особенности социального процесса.
При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие положения:
1. История развития методов.
2. Документ. Классификация документов в зависимости от: 1) типа носи- теля; 2) способа восприятия информации; 3) авторства; 4) мотивации создания; 5) содержания; 6) по статусу; 7) по степени персонализации; 8) по источникам информации; 9) статистические и социологические.
3. Правила работы с документом.
4.Неформализованные (традиционные) и формализованные (контент- анализ) методы анализа документов.
Вариант 19
1. Символический интеракционизм. Дж. Мид.
2. Специфика социологического опроса и его основные виды.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо
выделить основные положения символического интеракционизма, представителем которого являлся Мид. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Формирование личности.
2. Отличие теории Мида от биопсихологического бихевиоризма.
3. Различие между знаками, жестами и значимыми символами.
4. «Принятие роли другого».
При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. История опросного метода социологии.
2. Виды социологического опроса.
3. Анкетирование, его виды (почтовый, прессовый, телефонный), их достоинства и недостатки.
4. Виды вопросов.
5. Особенности организации анкетирования.
6. Интервью, его виды.
Вариант 20
1. Теория постиндустриализма в работах Д. Белла.
2. Методы анализа документов.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить время и обстоятельства возникновения постиндустриализма, рассмотреть его сущность. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Изменения, происходящие в трех сферах: социальной, политической и сфере культуры.
2. Основные типы обществ.
3. Особенности постиндустриального общества.
4. Почему Белла считают представителем американского неоконсерватизма? При рассмотрении второго вопроса необходимо осветить следующие положения:
1. История развития методов.
2. Документ. Классификация документов в зависимости от: 1) типа носи- теля; 2) способа восприятия информации; 3) авторства; 4) мотивации создания; 5) содержания; 6) по статусу; 7) по степени персонализации; 8) по источникам информации; 9) статистические и социологические.
3. Правила работы с документом.
4. Неформализованные (традиционные) и формализованные (контент- анализ) методы анализа документов.
Вариант 21
1. Феноменологическая социология. П. Бергер.
2. Социометрический метод.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности феноменологической социологии знания, а также рассмотрение Бергером взаимосвязи между «человеком в обществе» и «обществом в человеке». Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Феноменологическая социология знания.
2. Социология религии.
3. Теория модернизации.
4. Развитие стран «третьего мира».
При рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание на особенности социометрического метода, основоположником которого был Д. Морено: внутренняя неформальная макроструктура, положение человека в малой группе, процедуры социометрии, особенности положения социометриста при проведении исследования.
Вариант 22
1. «Социология знания» К. Маннгейма.
2. Специфика социологического опроса и его основные виды.
3. Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо
определить особенности «социологии знания». Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Положение о социальной обусловленности идеологии.
2. Виды идеологии.
3. Задачи социального знания.
При рассмотрении второго вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1. История опросного метода социологии.
2. Виды социологического опроса.
3. Анкетирование, его виды (почтовый, прессовый, телефонный), их дос- тоинства и недостатки.
4. Виды вопросов.
5. Особенности организации анкетирования.
6. Интервью, его виды.
Вариант 23
1. Теория Л. фон Визе.
2. Наблюдение.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности формальной школы в социологии, представителем которой являлся Визе. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Социология как эмпирико-аналитическая дисциплина.
2. Предмет социологии.
3. Аналитическое основание социологии.
4. Значение идей Л. фон Визе.
При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть следующие положения:
1. Особенности наблюдения.
2. Основные виды наблюдения в зависимости от: а) элементов контроля; б) положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта; в) места орга- низации наблюдения; г) степени регулярности наблюдения; д) степень форма- лизации наблюдения.
3. Методика и техника проведения наблюдения.
Вариант 24
1. Теория социального конфликта Р. Дарендорфа.
2. Интервьюирование.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности теории социального конфликта. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Конфликт как творческое начало общественной жизни.
2. Способы «упорядочения конфликта».
3. Субъект конфликта.
4. Эволюция взглядов Дарендорфа на конфликт.
При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть следующие положения:
1. Определение «интервью».
2. Различия между анкетой и интервью.
3. Виды интервью: формализованное, фокусированное, свободное;
4. Основные требования к интервьюеру.
5. Подготовка интервьюеров.
6. Основные этапы интервью.
Вариант 25
1. Ролевая концепция личности Ч. X. Кули.
2. Наблюдение.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить влияние идей Кули на развитие интеракционистских концепций, социально-психологических теорий. Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть в работе:
1. Теория «зеркального Я».
2. Теория малых групп.
3. Выделение первичных групп и вторичных общественных институтов. При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть следующие положения:
1. Особенности наблюдения.
2. Основные виды наблюдения в зависимости от: а) элементов контроля; б) положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта; в) места организации наблюдения; г) степени регулярности наблюдения; д) степень формализации наблюдения.
3. Методика и техника проведения наблюдения.
Вариант 26
1. Феноменологическая социология А. Шюца.
2. Интервьюирование.
Методические указания. При рассмотрении первого вопроса необходимо определить особенности феноменологической социологии, основоположником которой является А. Шюц. Основные вопросы, которые необходимо осветить в работе:
1. Цель социологии.
2. Главная методологическая задача феноменологической социологии.
3. Обыденный мир как «высшая реальность».
4. Решение Шюцем задачи восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным миром».
При рассмотрении второго вопроса необходимо раскрыть следующие положения:
1. Определение «интервью».
2. Различия между анкетой и интервью.
3. Виды интервью: формализованное, фокусированное, свободное;
4. Основные требования к интервьюеру.
5. Подготовка интервьюеров.
6.Основные этапы интервью.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1.Социология как наука.
2.Предыстория и предпосылки возникновения социологии.
3. Позитивистская социология О. Конта.
4. Органистическая теория общества Г. Спенсера.
4.Социологические воззрения Э. Дюркгейма.
5.«Понимающая социология» М. Вебера.
6.Социологическая теория марксизма.
8. Социология в России конца XIX— начала XX в.: основные школы и направления.
9. Отечественная социология: 1917— 1985 гг.
10.Социологический позитивизм П.А. Сорокина.
11.Структурно-функциональный анализ. Школа Т. Парсонса.
12.Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн).
13.Символический интеракционизм (Дж. Мид).
14.Общество и системный подход к его изучению.
15.Формационный и цивилизационный подходы к изучения общества.
16.Типология обществ.
17.Социальные изменения. Реформы и революции.
18.Социальное развитие и социальный прогресс.
19.Социальные общности.
20.Социальная структура.
21.Социальная стратификация. Социальная мобильность.
22.Социальная сущность личности. Теории личности.
23.Процесс социализации и его основные этапы.
24.Социальные организации.
25.Социальные институты.
26.Социальный институт религии.
27.Семья как социальный институт.
28.Культура как фактор социальных изменений.
|