Спортивно-тактическая подготовка 8 глава Проба Штанге. Сесть на стул, удобно оперевшись о его спинку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и задержать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или секундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать дыхание свыше 90 с — отлично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворительно и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности.
Пробы с задержкой дыхания не следует выполнять лицам с какими-либо заболеваниями органов дыхания или кровообращения, а также занимающимся лицам пожилого возраста.
Для предварительного и последующего контроля тренирован*-ности занимающихся физическими упражнениями используются и специальные контрольные упражнения (см. табл. 26, 27, 55, 57).
Выбор различных функциональных проб и контрольных упражнений обусловлен состоянием здоровья, возрастом, полом и уровнем физической подготовленности занимающихся.
Следует отметить, что только комплекс самых разных показателей может достоверно характеризовать состояние здоровья и тренированности организма. Поэтому всем занимающимся оздоровительной физической культурой необходимо проходить минимум 2 раза в год врачебный контроль и вести дневник самоконтроля.
Медицинское освидетельствование с использованием лабораторных исследований (компьютерная диагностика) и различных функциональных проб поможет сделать более объективные выводы о состоянии здоровья, тренированности, внести коррективы в тренировочный режим и образ жизни.
Кроме врачебного контроля занимающимся физическими упражнениями необходимо самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежедневных записей в дневнике самоконтроля. Примерная схема ведения дневника самоконтроля представлена в таблице 58.
Использованная литература
1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1988.
2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.
3. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.
5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.
6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 1998.
7. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М., 1973.
8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М., 1986.
9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.
11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б.Мейксона. — М., 1997.
12. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994.
Рекомендуемая литература
Антонова О.Н., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие. — М., 1999.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.
Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997.
Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. — М., 1997.
Оглавление
От авторов.................................................................................................................... 3
ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4
Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического
воспитания.................................................................................................. 4 •
1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе 4
1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия 5
Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации...... 10
2.1. Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре 10
2.2. Цель и задачи физического воспитания......................................... 12
2.3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания 18
Глава 3. Направленное формирование личности в процессе
физического воспитания...................................................................... 19
3.1. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания 20
3.2. Технология воспитательной деятельности педагога
по физической культуре и спорту.................................................... 22
Глава 4. Средства и методы физического воспитания.................................. 32
4.1. Средства физического воспитания.................................................. 32
4.1.1. Физические упражнения.......................................................... 32
4.1.2. Оздоровительные силы природы.......................................... 39
4.1.3. Гигиенические факторы.......................................................... 40
4.2. Методы физического воспитания.................................................... 40
4.2.1. Методы строго регламентированного упражнения........ 42
4.2.2. Игровой метод............................................................................ 46
4.2.3. Соревновательный метод........................................................ 46
4.2.4. Общепедагогические методы, используемые
в физическом воспитании........................................................ 47
Глава 5. Общеметодические и специфические принципы
физического воспитания........................................................................ 52
5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 52
5.2. Общеметодические принципы.......................................................... 54
5.2.1. Принцип сознательности и активности............................... 54
5.2.2. Принцип наглядности............................................................... 56
5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации...................... 57
5.3. Специфические принципы физического воспитания.................. 58
5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания 58
5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.... 59
5.3.3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий 60
5.3.4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок 62
5.3.5. Принцип циклического построения занятий...................... 63
5.3.6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания 63
|